«Презентация детского проекта «Магнитные истории»
методическая разработка

Мария Ивановна Ободова

У нас в группе появилась игрушка – маленький волчок. Он необычный: внутри него находится магнит. Детям очень нравится играть в него. Случайно волчок оказался около металлического замка, и притянулся к нему. Детям стало интересно, почему так происходит, и они решили узнать, что такое магнит и какими свойствами он обладает.

Все вместе мы начали собирать копилку информации. Из энциклопедий и Интернета дети узнали, что магнит - это тело, обладающее магнитным полем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_seminar_-praktikum.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4»

  Районный годовой семинар-практикум

«Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста

 через моделирование мыслительных действий

в контексте ФГОС ДО»

Занятие № 7

Семинар - практикум

«Формирование у детей основ исследовательской деятельности:

алгоритм организации детского проекта»

Выступление на тему

«Презентация детского проекта

 «Магнитные истории»

Детский проект

«Магнитные истории»

        У нас в группе появилась игрушка – маленький волчок. Он необычный: внутри него находится магнит. Детям очень нравится играть в него. Случайно волчок оказался около металлического замка, и притянулся к нему. Детям стало интересно, почему так происходит, и они решили узнать, что такое магнит и какими свойствами он обладает.

Все вместе мы начали собирать копилку информации. Из энциклопедий и Интернета дети узнали, что магнит - это тело, обладающее магнитным полем.

В природе магниты встречаются в виде кусков камня - магнитного железняка. От других камней магнитный железняк отличается тем, что может притягивать к себе такие же камни.

Свойства магнитов широко используются в технике и в быту:

- магнитами поднимают тяжелые грузы,

- магнитные приборы используют в больницах для лечения и диагностики,

- магнитная стрелка в компасе помогает людям ориентироваться в пространстве,

- специальные магниты в телефонной трубке, динамиках магнитофона, компьютера и телевизора позволяют нам слышать звук,

- информацию на флеш-карты и пластиковые карточки записывают при помощи намагничивания,

- магниты – важная часть многих научных приборов, с помощью которых проводятся разные исследования.

Также мы собрали копилку разных магнитов. Это были магниты разного размера и формы; магниты, находящиеся внутри фигурок и магниты на холодильник.

Для того, чтобы исследовать свойства магнитов, мы провели несколько опытов.

Опыт 1: Какие материалы притягивает магнит?

Мы взяли предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку, деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик, алюминиевую крышку и подносили к ним по очереди магнит.

Оказывается, не все блестящие штучки сделаны из железа. Другие металлы (алюминий, никель, золото) магнит не притягивает.

Вывод: Магнит притягивает к себе только железо.

Опыт 2. Магниты действуют на расстоянии.

Мы нарисовали на бумаге линию и положили на нее скрепку. Потом потихоньку двигали к этой линии магнит.

На расстоянии 2-х сантиметров скрепка вдруг "прыгала" и прилипала к магниту.

Такой опыт мы проводили и с другими магнитами. Было видно, что одни магниты сильнее других - примагничивают скрепку с более далекого расстояния, другие слабые - примагничивают скрепку с близкого расстояния.

Причем, это расстояние не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств. 

Вывод: 

Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это «что-то» называется "магнитным полем".

Опыт 3. Действует ли магнит через препятствие?

Эксперимент с твердыми препятствиями.

- Мы положили на стол железную гайку, накрыли ее листом бумаги и поднесли магнит. Бумага поднялась вместе с гайкой. Значит, магнит действует через лист бумаги.

- Железную гайку положили на стол, а под столешницей водили магнитом и смотрели, как гайка перемещается на поверхности. Значит, магнит действует и через более толстое препятствие.

- Затем мы попробовали увеличить толщину препятствия с помощью книг. При увеличении расстояния сила притяжения ослабевает и постепенно вообще перестает действовать. 

Эксперимент с жидкостью.

В этом опыте мы опускали в стакан с водой металлические предметы, а снаружи подносили магнит и наблюдали, как гайки притягиваются и «ползут» по стенке вслед за магнитом. Значит, и через воду магнит действует.

Эксперимент с песком или крупой

Для этого опыта мы взяли мисочку с пшеном и закопали туда скрепки. Как можно быстро их собрать?  Конечно, магнитом! Скрепки сделаны из железа, поэтому они быстро притягиваются к магниту.

Опыт 5. Магнит имеет два полюса.

Если взять два любых кусочка магнита и поднести их друг к другу, то окажется, что они одним концом притягиваются, а другим - отталкиваются. Один конец называется южным, или положительным, полюсом магнита и отмечается знаком "плюс".

Другой конец называется северным, или отрицательным полюсом магнита, отмечается знаком "минус".

Магниты притягиваются друг к другу разными полюсами, а отталкиваются одинаковыми. 

Всегда можно определить, как мы подносим магниты друг к другу: одинаковые полюсами или разными? (демонстрация и вывод)

Опыт 6. Как увидеть магнитное поле?

С помощью проведенных опытов мы определили, что вокруг магнита есть что-то, что мы назвали магнитным полем. Мы можем его почувствовать, но не можем видеть. Как же нам сделать его видимым? Очень просто! Надо насыпать на лист бумаги немного металлических опилок. Если поднести снизу бумаги магнит, то опилки "оживают". Они топорщатся, «рисуют узоры".

Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположатся вокруг магнита по определенным линиям. Это и есть линии магнитного поля. Они идут их положительного полюса к отрицательному.

Вывод. Магнитное поле заставляет располагаться железные частички вдоль магнитных линий.

Опыт 7. Магнитные свойства можно передать обычному железу. 

Подвесим к сильному магниту снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю! Попробуем сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. 

Если магнит убрать, то все скрепки рассыпятся. Но если попробовать поднести любую из этих скрепок к другой - увидим, что скрепка сама стала магнитом! 

То же самое произойдет со всеми железными детальками (гвоздиками, гайками), если они некоторое время побудут в магнитном поле.

Но эти приобретенные магнитные свойства очень недолговечны. Они быстро пропадают, если просто резко стукнуть предмет или нагреть его.

Вывод: Магнитное поле можно создать искусственно, но создается оно ненадолго.

Опыт 6. Магнитное поле Земли.

Мы попробовали сами сделать компас. Для этого мы взяли иголку и стакан с водой. Намагнитили иголку магнитом. После этого смазали ее растительным маслом и аккуратно положили на поверхность воды.

Иголка не утонула, а осталась свободно плавать. И не просто плавать - она развернулась в воде в определенное положение, которое совпадало с положением магнитной стрелки компаса.

Иголка стала стрелкой нашего домашнего компаса, которая плавно повернулась, указав одним своим концом на север. Это мы сверили по настоящему компасу.

Вывод: Наша планета Земля - это огромный магнит. Магнитное поле всех наших магнитов взаимодействует с ее магнитным полем. На этом основана работа компаса, магнитная стрелка которого всегда показывает на север.

Также мы познакомились с компасом.

Синяя стрелка компаса всегда показывает на север, а красная стрелка – на юг. Справа находится восток, справа – запад.

А еще с помощью магнитов мы создали разные игры и сейчас вам их покажем.

Игры «Полет бабочек». С помощью магнита бабочки летают с одного цветка на другой.

Игра «Магнитный лабиринт».

Игра «Догонялки»: «Собака с косточкой» и «Кошка с мышкой» (на действие разных магнитных полюсов)

Игра «Космос», в которой можно путешествовать на ракете на разные планеты.

Также мы с ребятами сделали индивидуальные магниты. Посмотрите, какие они все разные!

В дальнейшем мы планируем создать новые увлекательные игры с магнитами.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и текст к презентации "Великие события в истории России"

В материале рассказывается о событиях из истории Росии. Материал можно использовать для рассказывания и показа детям дошкольного возраста....

Проект: «Магнитная лаборатория».

Проектно–исследовательская деятельность во Второй младшей группе...

Презентация "Детский проект "История рождения села"

В рамках поддержки детской инициативы,формирования познавательной активности детей был реализован проект "История рождения села"Этот проект посвящается селу Галенки - селу, которое  явл...

Проект "Магнитная говорилка"

В дидактическом пособии "Магнитная говорилка" представлен комплекс заданий, целью которых является запуск речи через использование глагольных форм. Игра способствует развитию восприятия, пам...

Участие во 2ом ежегодном окружном детском фестивале " Зеленые истории" сказка "Лесная история"

Декорации к сказке: передвижная ширма.С одной стороны изображение царского трона обрамленного красивой тканью.С другой стороны поляна  с цветами ,река с рыбками,небо с птицами.Атрибуты для турист...

презентация детско- взрослого проекта "Моя семья - история"

В рамках совместной деятельности выяснилось, что большинство детей мало знают о своих семьях: затрудняются рассказать о семейных традициях, у них недостаточно представлений о таких понятиях как «...