Развивающий квест по литературным произведениям для детей 6–7 лет «По страницам волшебной книги»
методическая разработка (подготовительная группа)

Квест по литературным произведениям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающий квест по литературным произведениям для детей 6–7 лет «По страницам волшебной книги»

Прасолова Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ ДС №14 «Солнышко»

Гольева Светлана Николаевна, воспитатель МБДОУ ДС №14 «Солнышко»

Пояснительная записка

Актуальность.

В связи с введением ФГОС ДО в дошкольном  образовании  произошли серьезные изменения. Главным видом деятельности стала игра. Игровая деятельность помогает детям познавать мир в его естественном проявлении. Игровая деятельность подготавливает ребенка к жизни, к познанию мира, саморазвитию, социализации.

В последнее время большое распространение среди игровых технологий получила квест-игра. Квест-игры необходимы для поиска чего-либо, решения головоломки, в них обычно много различных персонажей. Такие игры можно проводить на улице и в помещении. В квест-играх дети делятся на команды, которые двигаются по определенному маршруту для выполнения заданий. Такие игры помогают повысить познавательную активность и усовершенствовать коммуникативные навыки.

Квест-игры очень интересны для детей тем, что они проводятся в ненавязчивой игровой форме и с их помощью можно успешно достигать целевых ориентиров, установленных ФГОС ДО.

В процессе игровой деятельности повышается мотивация, инициативность, самостоятельность, проявляются творческие способности, исследовательские навыки, самореализация.

В процессе командной работы дети формируют умение взаимодействовать со сверстниками, приобретают навыки взаимопомощи и доброжелательности.

Цель: Расширить и углубить знания детей о сказках, воспитывать любовь к чтению книг.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания о сказках,

Развивающие: развивать связную речь; речевой и музыкальный слух;  развивать внимание, мышление, логику; выразительность движений, жестов, мимики; умение изображать эмоции; творчество и фантазию детей.

     Воспитательные: воспитывать любовь к чтению, любовь к сказкам; умение дружно, согласованно работать в команде, навыки взаимодействия и сотрудничества.

Материалы и оборудование:

«Волшебная книга» с иллюстрациями из сказок «По щучьему велению»«Василиса Прекрасная»«Белая уточка»«Царевна - Лягушка»«Сказка о золотой рыбке»; разрезная картинка с изображением сундучка, сундучок, магнитофон с аудиозаписями,  таблички с иллюстрациями: озера, кожуха, шубы, домика, цифры 3, петушок, избушка. Карта с использованием блоков Дьенеша, схема-подсказка из геометрических фигур, иллюстрации с изображением: Буратино, Карабаса-Барабаса, Мальвины; 2 листа А4 с изображением овала лица, части лица: глаза, рот, нос, волосы – для составления злого и веселого портрета, ширма с декорацией: избушка на курьих ножках, куклы-бибабо: Баба-Яга и Алёнка, книги со сказками по количеству детей, стол, карточки с эпизодами из сказок.

Предварительная работа: анализ и обобщение литературы по теме, чтение различных сказок, заучивание отрывков из сказок.

Методы и приемы: словесный; наглядный – иллюстрации по сказкам; игровой – физминутка, конкурсы.

Предполагаемый результат: у детей сформированы знания о сказках, умение вести диалог, развита связная речь, общие речевые навыки, творческие способности, выразительность движений, жестов, мимики.

Основная часть

Ход квест - игры:

Звучит музыка «Сказка к нам приходит», дети заходят в группу, встают в круг  и произносят слова:

Доброе утро! Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поиграем в интересную игру, а называется она - Квест. Ребята, а вы знаете, что такое квест? Квест- это приключенческая игра с решением разных задач.

У  меня есть волшебная книга, а в ней нарисованы волшебные сказки.

Мы с будем листать страницы книги и выполнять сказочные задания, а дорогу нам будут указывать значки-подсказки из сказок. Если вы выполните задание правильно, получите кусочек картины. В конце игры мы соберем все кусочки в одну картину и получим сюрприз.

Давайте откроем первую страницу нашей книги (иллюстрация из сказки «По щучьему велению»). Посмотрите, что на ней нарисовано? Как называется эта сказка?

(Дети отвечают).

Правильно, молодцы ребята! Это сказка «По щучьему велению». Скажите, на чем ездил Емеля в сказке?

Дети: На печке.

Воспитатель: Ребята,  посмотрите внимательно вокруг, мы должны найти сказочный значок с изображением печки.

(Дети находят значок с изображением печки).

Воспитатель: Итак,  нас ждет первое сказочное задание!

Задание № 1 «Угадай сказку по описанию».

Воспитатель: Ребята, чтобы выполнить это задание, надо внимательно слушать. Давайте попробуем отгадать, какие сказки здесь спрятались. Я вам буду зачитывать отрывки из сказок, а вы отгадывать, как называется сказка.

Воспитатель зачитывает отрывки из сказок, а дети называют названия сказок.

1 «Бедная дочка под лапу еловую присела, платком дырявым запахнулась и замерла. А в это время рядом сам Морозко проходил. Увидел он: девица красная под елкой в сугробе сидит, замерзает, подобрался к ней недалеко, и говорит: Я, Морозко. Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло дедушка Морозко, тепло миленький. Отвечает дочка. Тогда Морозко еще сильнее холоду напускает, с елки на елку перепрыгивает, ветками потрескивает. Ну а теперь тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе, красная? Ой тепло, дедушка, тепло родненький. Отвечает девица посиневшими от холода губами. Еще ближе Морозко подбирается, совсем холоду на бедняжечку напускает: И теперь тепло тебе, милая? Тепло, красавица? Тепло Морозушко, тепло. Отвечает дедова дочь, а сама уже и языком от холода еле шевелит. Тут Морозко девушку пожалел, шубу теплую со своего плеча снял, да ее укутал» (сказка Морозко)

2 «Был-жил старик со старухою; у них было три сына: двое – умные, третий – Иванушка-дурачок. Умные-то овец в поле пасли, а дурак ничего не делал, все на печке сидел да мух ловил. В одно время наварила старуха аржаных клецок и говорит дураку: «На-ка, снеси эти клецки братьям; пусть поедят». Налила полный горшок и дала ему в руки; побрел он к братьям. День был солнечный; только вышел Иванушка за околицу, увидал свою тень сбоку и думает: «Что это за человек со мной рядом идет, ни на шаг не отстает? Верно, клецок захотел?» И начал он бросать на свою тень клецки, так все до единой и повыкидал; смотрит, а тень все сбоку идет. «Эка ненасытная утроба!» – сказал дурачок с сердцем и пустил в нее горшком – разлетелись черепки в разные стороны.» (сказка «Иванушка - дурачок ).

3 «Пошёл петух к избушке:

— Ку-ка-реку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи.

Пошла, лиса, с печи!

Услыхала лиса, испугалась и говорит:

— Одеваюсь...» (Заюшкина избушка).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием! (Дети получают элемент от иллюстрации). Давайте откроем вторую страницу книги, чтобы найти сказочный значок и пойти дальше (иллюстрация из сказки «Василиса Премудрая»). Ребята, вы угадали, какая это сказка?

(Дети отвечают).

Воспитатель: Правильно это сказка «Василиса Премудрая». А вы помните, из где Иван-Царевич перстень искал? (в озере). Ищите изображение озера (ищут значок с изображением озера и подходят к этому значку).

Воспитатель: здесь нас ждет следующее сказочное задание. Оно называется «Добрые и злые герои сказок». В каждой сказке есть добрые и злые герои. Давайте назовем сначала добрых героев сказок. ( Дети называют: Мальвина, золушка, Дюймовочка») А теперь назовите злых героев ( Дети называют: Карабас-Барабас, Баба Яга, Кощей). Молодцы! Чтобы нам выполнить задание, надо поделиться на две команды (воспитатель делит детей на две команды).

Задание 2. «Добрые и злые герои сказок». (На столах лежат портреты с изображением пустого лица, а рядом - части лица. Одна команда собирает «злого героя», вторая - доброго. (Выбор определяется жеребьевкой. Команды выбирают смайлики. Один из них добрый, другой злой) Дети берут части лица и прикрепляют их на шаблон, чтобы получились изображения сердитого и доброго лица).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы снова отлично справились с заданием! (После выполнения задания каждая команда получает по одной части от разрезной иллюстрации и складывают их на стол).

Воспитатель: А теперь, открываем третью страницу книги. Ребята, какая сказка на ней нарисована? Вы, наверное, уже все ее вспомнили? (Иллюстрация к сказке «Белая уточка»). Посмотрите внимательно на картинку! (Воспитатель закрывает книгу) А теперь вспомните, сколько деток было всего у уточки? (3).

Дети:3.

Ищем значок с цифрой 3. (Дети идут к значку с цифрой 3).

Воспитатель: Здесь нас ждет музыкальное задание.

Задание 3. «Угадай, из какой сказки песенка».

( Включаются аудиозаписи из сказок: «Красная шапочка»«Песня разбойников из бременских музыкантов»«Песня буратино». Дети отгадывают и называют названия сказок).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы здорово справились с заданием!

(Дает еще одну часть от разрезной иллюстрации). Давайте скорее отправимся дальше и посмотрим, какая же сказка ждет нас на следующей странице моей волшебной книги (иллюстрация к сказке «Царевна - Лягушка»).

Ребята, как называется эта сказка?

Дети: «Царевна - Лягушка».

Воспитатель: А вы помните, как называлась шкурка Царевны – Лягушки в сказке? (Кожух).

Дети: Кожух.

Воспитатель: Правильно. Ищите скорее значок с кожухом.

Задание 4 (физкультминутка).

Воспитатель: Я буду Вам показывать картинки с изображением сказочных героев. Если вы увидите Буратино, то все хлопайте в ладоши, если увидите Карабаса-Барабаса, то все начинайте топать, а увидите Мальвину-кружитесь вокруг себя. Все запомнили? Будьте очень внимательными! (Воспитатель поочередно показывает картинки с изображением сказочных героев, а дети выполняют движения под веселую музыку).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все сказки угадали. (Дает еще одну часть от картинки). Только посмотрите, куда это мы с вами забрели? (подходят к ширме с декорацией избушки на курьих ножках. Небольшая инсценировка с куклой бабой –ягой).

Баба-Яга: Здравствуйте касатики мои, долго я вас ждала. Помогите мне внучку мою, Аленку, спасти. Я уже старенькая, сама не справлюсь. Заточил ее злой Кощей в своей темнице.

Воспитатель: Ребята, надо помочь бабушке найти Аленку. Согласны?

Баба-Яга: Спасибо вам, ребята! Только задача эта непростая! Я дам вам карту, как пройти к замку Кощея. Но карта хитрая. Без подсказки не сможете обойтись.

Воспитатель: Посмотрите, на карте нарисованы дороги, нам надо выбрать правильную дорогу, которая ведет к замку Кощея. А в конверте Баба-Яга дала нам подсказку, чтобы мы не заблудились.

Задание 5 с блоками Дьенеша. (Карта с изображением геометрических фигур, схема с подсказкой из геометрических фигур. Дети благодаря схеме-подсказке выбирают нужную тропинку к замку Кощея. Воспитатель при необходимости наводит на правильные решения).

Аленка (инсценировка с куклой): Ребята, спасибо, вы меня спасли. Посмотрите, что у меня есть. (Дает детям последнюю часть от разрезной картинки. Дети выкладывают из всех частей одну целую иллюстрацию.

Получается изображение волшебного ларца).

Аленка: Ой, ребята, да это же мой волшебный ларец. Давайте его откроем, и посмотрим, что там лежит. (Открывают сундучок, а там книги со сказками в подарок ребятам). Спасибо вам, ребята, что вы меня спасли.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня все большие молодцы. Прошли такой трудный квест по сказкам. Вам понравилось путешествие? Сложите руки в кулачки. Если понравилось, поднимите большие пальцы вверх, если кому - то не понравилось, то опустите большие пальцы вниз. Три-четыре. (Рефлексия) Мне тоже очень понравилось! Дружите с книгами!

Список литературы

  1. Бачурина, В. Развивающие игры для дошкольников. – М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. – 176 с. – (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
  2. Гавришова Е. В., МиленкоВ. М. Квест – приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 - №10
  3. Овчинникова Т.С. Организация

 здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях – КАРО, 2006 – 176с.

  1. Андреева, М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции/ М.В. Андреева. – Москва: Издательский центр «Академия»,2004.– 210.
  2. Василенко, А.В. Квест как педагогическая технология/ А.В. Василенко. – Текст: непосредственный// Предметник. – 2019. №7
  3. Кичерева, М.Н. Образовательные квесты как креативная педагогика/ М.Н. Кичерева. Текст: Непосредственный// Мир науки. – 2016. 
  4. Интернет – ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сценария литературного праздника для детей средней группы "путешествие по страницам книги стихов Сергея Михалкова

Конспект праздника по стихам Михалкова составлен к 100 летию Сергея Владимировича Михалкова. Сюжет мероприятия завязан на рассматривании иллюстраций рукописной книги. Иллюстрации соответствуют стихам ...

конспект "По страницам волшебной книги природы"

Цель: Обобщить знания детей о природе республики Калмыкия.Программное содержание:Расширить представления детей о наиболее ярких представителях растительного и животного мира Калмыкии.Продолжать работу...

Рекомендации для родителей по выбору книг и формированию интереса к активному слушанию литературных произведений у детей раннего возраста.

Сегодня, в эру компьютерных технологий, чтение стало, мягко говоря, не популярным занятием. Но оно, безусловно, является очень полезным навыком. Чтение позволяет детям расширить свой кругозор и получи...

Сценарий и мультимедийная презентация досуговой деятельности "В поисках страниц Волшебной Книги"

Досуговое мероприятие  "В поисках страниц Волшебной Книги" проводится с детьми среднего дошкольного возраста в рамках открытия "Книжкиной недели"....

"Путешествие по страницам волшебной книги"

Программное содержание: Цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы; • закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10; • закреплять умение решать простые а...