«Составление описательного рассказа об игрушке с помощью модели имен признаков»
методическая разработка

Мария Ивановна Ободова

В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_seminar_-praktikum_3.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4»

Районный годовой семинар-практикум

«Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста

через моделирование мыслительных действий

в контексте ФГОС ДО»

Занятие № 1

Семинар - практикум

«Моделирование мыслительных действий

как средство развития самостоятельности

в познавательной деятельности дошкольников»

Выступление на тему

«Составление описательного рассказа об игрушке

с помощью модели имен признаков»

В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в школе.

В традиционной педагогике предлагается метод формирования описательно - повествовательной речи, который направлен преимущественно на развитие связного изложения через усвоение образцов связной речи путём «прилаживания», интуитивного «схватывания» отдельных закономерностей построения связного сообщения.

Описание – это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего объект, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий этого объекта (программа О.С. Ушаковой «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду»). В программе стоит задача: научить дошкольников описывать игрушки.

Описание игрушки – связное, последовательное описание внешнего вида игрушки.

В традиционной методике (А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, О.С. Ушакова) занятиям по описанию игрушек должны предшествовать занятия по их рассматриванию, на которых дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем.

Ведущие приемы обучения – образец описания, который дает педагог, план рассказа, вопросы (какой? какая?), подсказ, совместное с воспитателем рассказывание, дополнения детей.

Детям предлагается логико – синтаксическая схема описания: воспитатель начинает предложение, а дети продолжают: «Это … (котенок). Он … (маленький, пушистый). Котенок любит …. (молоко). Кто хочет рассказать про котенка?»

Обычно традиционная методика не дает хорошего результата, у детей отсутствует интерес к составлению описательных рассказов об объекте, они нуждаются в постоянной помощи и подсказке взрослого. Этому способствует и неправильная постановка вопроса педагогом: «Какой предмет?». Дети не понимают суть вопроса (о чем конкретно спрашивает воспитатель?) и не могут ответить на него.

Для решения этих задач необходимо разработать систему игровых упражнений, которые были бы интересны детям и учитывали особенности их мышления (в основном наглядно – действенное и наглядно - образное).

Объекты и явления окружающего мира обладают комплексом признаков (цвет, форма, размер и т.д.). Чтобы познакомиться с объектом, необходимо заметить характеризующие его признаки, «выделив» их из объекта.

В речи взрослые часто упускают название имени признака, полагая, что ребенок сам догадается, о чем идет речь. На самом деле, обобщения дети делают с трудом.

В ТРИЗ - педагогике описание объекта производится через указание имен признаков и спектров их значений с помощью универсального дидактического пособия «Модель имен признаков».

Цель: формирование у детей навыков связной описательной речи, обогащение и активизация словаря.

Задачи:

- учить детей описывать объект по выбранным символам имён признаков.

- учить детей строить вопросительные предложения, используя имена признаков.

Пример игры - занятия по составлению описательного рассказа об объекте:

Я предлагаю детям поиграть в игру «Сочинялки» и говорю, что значки «Волшебного штурвала» помогут составить целый рассказ об объекте. На штурвале присутствуют уже знакомые детям имена признаков (лицевой стороной внутрь). Ребенок берет в руки объект и, поочередно открывая значки имен признаков, составляет описательный рассказ.

Также рассматриваем объект с позиции «объект живой или неживой природы», «рукотворный объект».

С декабря месяца при составлении описательных рассказов об объекте мы «приглашаем» Волшебников времени: Волшебника прошедшего времени и Волшебника будущего времени. Описывая объект, ребенок говорит, что с этим объектом было раньше и что будет потом.

В нашей группе дети составляют описательный рассказ уже по восьми признакам.

Практическая демонстрация составления рассказа.

При обучении детей построению вопросительных предложений с использованием имен признаков проводим следующие игры – упражнения:

Ход игры:

Ребёнок, открывая любой символ имени признака, задаёт вопросы другому ребенку, называя чётко имя признака.

Ребёнок: «Илюша, скажи какой по цвету твой объект?» (Илюша отвечает)

«Какой объект по запаху?» (ответ полным предложением)

«Какие движения может делать объект?»

«Какой объект по температуре?» и т.д.

Результат: Дети научились считывать имя признака, задавать вопросы и отвечать на них.

В дальнейшем продолжим работу по ознакомлению детей с именами признаков и составлению описательных рассказов об объектах. Также имена признаков помогают нам проводить работу по составлению загадок и рифмовок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект.Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитие речи дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей.

Целью данного проекта является развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи  дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. В проектной ...

Методическая разработка: " ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ-МОДЕЛЕЙ"

В своей работе я  попыталась отобразить систему работы по развитию навыков составления описательных рассказов с использованием схем-моделей, а так же сформулировать методические рекомендации по о...

ТРИЗ "Составление рассказа о машине" с использованием имен признаков.

Презентация выполнена   в стиле "мнемотехники"так . чтобы ребенку можно было самому составить рассказ. Этот метод основан на визуальном восприятии информации, с возможностью последующего её воспр...

Консультация для воспитателей ДОУ «Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей Т.А.Ткаченко»

Одна из основных задач массовых дошкольных учреждений – обучение связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли.   Однако, при обучении детей с общим недоразвитием реч...

Проект «Развитие связной монологической речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей»

Цель  проекта – внедрение метода развития связной речи у детей-дошкольников с ОНР III уровня с помощью составления описательных рассказов на основе визуальных схем-моделей...

«Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей»

Самым сложным видом рассказывания является описательный рассказ о предмете, он вызывает наибольшие затруднения. Но существуют факторы, облегчающие процесс становления связной речи: 1. Один из так...

Консультация для воспитателей «Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей Т. А. Ткаченко»

Существует ряд методик развития речи дошкольника (А. М. Бородич, Ф. А. Сохин, О. И. Соловьева, О. С. Ушакова и др.). Однако, при обучении детей развитию речи, использовать эти методики в полной мере н...