консультация для воспитателей "Театрализованная деятельность в ДОО"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_tetral._deyatelnost_v_doo.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18» городского округа Саранск

«Театрализованная деятельность в ДОО (режиссёрские игры, игры-драматизации)»

(Выступление на педагогическом совете № 1) 

Подготовила: воспитатель высшей

квалификационной категории

Рябышева Т.В.

2023г.


      Игровая деятельность в дошкольной образовательной организации (ДОО) направлена на формирование личности ребёнка. Театрализованные игры в этом смысле — наиболее подходящий вид деятельности, поскольку в них происходит всестороннее развитие дошкольников. В связи с этим педагог должен ответственно подходить к выбору игр и упражнений.

     В детском саду театрализованные игры направлены на формирование личностных качеств дошкольников. Этому способствует специфика данного вида деятельности, заключающаяся в воздействии на личность через художественный образ. Во время игры дети познают окружающий мир через музыку, образы и краски, решают личностные проблемы (например, преодолевают свои комплексы), самовыражаются и саморазвиваются, приобретают навыки общения и адаптации, учатся логически выстраивать ход мыслей и анализировать ситуации. Театрализованные игры также способствуют развитию нравственности у дошкольников, поскольку игровые действия основаны на литературных и фольклорных произведениях, содержащих в подтексте проблемы такого характера.

Цели и задачи проведения театрализованных игр в детском саду

    Проведение театрализованных игр предполагает решение ряда целей и задач, которые являются общими для воспитанников всех возрастных групп ДОУ:

  • Способствовать развитию таких качеств, как воображение, фантазия, мышление, память и наблюдательность;
  • развивать стремление к саморазвитию и любознательности;
  • формировать волевые черты характера;
  • развивать и тренировать выразительность речи;
  • способствовать раскрытию творческого потенциала.

    Помимо этого, выделяют цели и задачи, которые являются специфичными для определённой возрастной группы:

  • Первая младшая группа:
  • способствовать развитию внимания и тренировке памяти;
  • формировать умение слушать и понимать речь;
  • способствовать формированию выразительности речи;
  • развивать речевую и умственную активность.
  • Вторая младшая группа:
  • воспитывать умение правильно оценивать действия собственные и персонажей;
  • формировать свободное проявление эмоций через мимику и жесты;
  • способствовать обогащению и выразительности речи;
  • развивать память, мышление, воображение, внимание;
  • учить правильно оценивать себя и действия окружающих.
  • Средняя группа:
  • формировать умение выделять признаки предметов;
  • развивать словарный запас детей;
  • закреплять знания об окружающем мире;
  • развивать диалогическую речь;
  • воспитывать нравственные идеалы.
  • Старшая группа:
  • расширять представления об окружающем мире;
  • пополнять и активизировать словарь детей;
  • формировать интонационную выразительность речи;
  • продолжать развивать диалогическую речь;
  • углублять представления о предметах;
  • развивать творческую самостоятельность;
  • продолжать формирование нравственных качеств и самооценки.
  • Подготовительная группа:
  • совершенствовать развитие творческих способностей;
  • развивать творческую самостоятельность;
  • продолжать расширять знания детей об окружающей действительности;
  • совершенствовать умения дошкольников ориентироваться в помещениях детского сада;
  • продолжать активизировать и уточнять словарь детей, расширять словарный запас;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
  • воспитывать культуру речевого общения;
  • закреплять импровизационные навыки;
  • совершенствовать память, внимание, мышление и др.

Виды театрализованных игр в детском саду

В дошкольном образовании выделяют 2 основных вида игр:

  • Основанные на самостоятельных действиях ребёнка, где он играет сам или использует предметы, но основными средствами выразительности при этом являются мимика, пантомимика и жесты. Это игры-драматизации.
  • Игры, где ребёнок не принимает прямого участия, но создаёт сценические действия и ведёт игрушечного персонажа, действуя за него. Основным средством выразительности здесь выступает интонация. Это режиссёрские игры.

Игры-драматизации

В детском саду выделяют следующие виды таких игр:

  • Пальчиковые. В игре участвуют куклы, которые дети надевают на пальцы и управляют ими. По движению сюжета ребёнок действует одним или несколькими персонажами-пальцами, произнося текст. Допускаются свободные действия или за ширмой.
  • С куклами бибабо. Действие игры происходит на ширме. Дети надевают на руку куклы и становятся водящими, проговаривая текст за персонажа. На усмотрение воспитателя допускается свободное передвижение дошкольников.
  • Импровизация. Этот вид игры-драматизации предполагает использование кукол и самостоятельную игру детей. Главное отличие от других — разработка сюжета по ходу действия.
  • Самостоятельная игра. Предполагается, что ребёнок, облачившись по возможности в маску, накидку и т. п., играет за персонажа самостоятельно, без кукол и проч.

Режиссёрские игры

Среди этого вида игр принято выделять следующие:

  • Настольный театр игрушек. Игра предполагает использование игрушек и поделок. Главное условие — устойчивость на поверхности и отсутствие помех при передвижении.
  • Настольный театр картинок. В качестве персонажей и декораций в этой игре используются картинки и рисунки. Действия героев ограничены, а настроения передаются исключительно интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, создавая эффект сюрприза.
  • Стенд-книжка. Сюжет изображается с помощью иллюстраций, которые сменяют друг друга: ведущий переворачивает листы стенд-книжки, показывая действия героев и события.
  • Фланелеграф. Действия игры происходят на экране из фланелевой ткани. Персонажи-картинки крепятся к нему с помощью приклеенных на обратной стороне кусочков бархатной или наждачной бумаги или ткани.
  • Теневой театр. Для игры используется экран из полупрозрачной бумаги или тонкой белой ткани, а также свет лампы за ним. Герои игры — плоскостные (желательно чёрные) персонажи, которые отбрасывают тени, а также пальцы рук.

     Отмечу, что театрализованные игры отличаются от других (сюжетно-ролевых и проч.) обязательным наличием, независимо от вида деятельности (будь это настольный театр картинок или импровизация), сюжета, основанного на литературных и фольклорных материалах.

Театрализованные игры несут в себе большой развивающий потенциал. Их   проведение требует от воспитателя особой внимательности.

      Важную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий этот процесс. Педагог должен не только выразительно декламировать или рассказывать что-либо, уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, но и владеть основами актёрского и режиссёрского мастерства. Это способствует повышению творческого потенциала самого воспитателя и помогает совершенствовать театрализованную деятельность дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Самостоятельная музыкальная деятельность»

КОНСУЛЬТАЦИЯ«Самостоятельная музыкальная деятельность»...

Консультация "Оценка характера деятельности детей"

Данный материал поможет воспитателям и дефектологам описать характер деятельности детей раннего возраста, а также в некоторой степени определить, как развивается ребенок....

Консультации по театрализованной деятельности

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с и...

Консультация "Связь двигательной деятельности с сенсорным воспитанием"

В исследованиях физиологов, гигиенистов, педпгогов отиечается недостаточность двигательной активности детей, начиная с раннего возраста, которая приводит к гиподинамии, является причиной многих ...

Консультация для воспитателей. Деятельность педагогов по созданию условий для развития художественно-творческих способностей детей в конструктивной деятельности.

В консультации говорится о наиболее полном и рациональном оформлении уголка для конструирования по всем возрастнм группам....

Консультации по ИЗО деятельности. Рисуем вместе с ребенком. Консультация для родителей "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".

Подготовила воспитатель: Короленко И.В. Консультации по ИЗО деятельностиРисуем вместе с ребенком    Прививать ребенку любовь к рисованию – значит показать ему замечательный путь к...