Кто в лесу главный?
материал (подготовительная группа)

Короленко Нина Васильевна

Цели:
 Расширить представления о дождевых червях и их значении для природы и экологии в целом.  Уметь устанавливать связь между состоянием живых существ и средой обитания. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dozhdevoy_chervyak.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Буратино» г. Тарко-Сале

Исследовательская работа

Тема: Кто в лесу главный?

Воспитатель:

Короленко Н.Н.

Г. Тарко-Сале 2023 год

Введение

    Наша огромная планета населена множеством живых существ. Они живут и на земле, и под землёй. Часто мы их не замечаем. Некоторые нам нравятся, кого-то мы боимся, а кто-то нам может показаться просто неприятным. Вот и к дождевым червям можно относиться по-разному. Кто же они: наши друзья или враги?

Длительность проекта: 2 недели 

Тип проекта: Познавательно-исследовательский.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Объект исследования: дождевые черви.

Проблема: Не достаточно сформированы представления о дождевых червях и их значении для природы и человека.

Гипотеза: мы предположили, что черви рыхлят землю и поэтому она становится плодородной. В этом и состоит польза дождевых червей.

Актуальность проекта: 
Однажды на прогулке после дождя, мы увидели дождевого червя. Мы решили узнать, чем же он полезен для природы. А потом заметили, что на поверхности земли и дорожках появилось много червей. Кто-то из ребят начал их собирать в ладошку, кто-то с визгом избегал встречи с ними, кто-то брезгливо морщился, разглядывая червяков. Ребята стали задавать вопросы: почему так много червяков появилось после дождя? Зачем они вообще нужны? Они полезные, или вредные? Мы решили вместе разобраться с этими и другими вопросами, возникшими в ходе наших исследований.

Цели:
Расширить представления о дождевых червях и их значении для природы и экологии в целом.  Уметь устанавливать связь между состоянием живых существ и средой обитания. 
Задачи:
1. Провести наблюдения за дождевыми червями в уголке природы и на участке детского сада.
2. Прочитать литературу по данной теме.
3.  С помощью экспериментов и наблюдений ответить на возникшие вопросы о дождевых червях.
4. Вместе с родителями узнать о том, как зимуют дождевые черви и о их пользе.
5. Составить план мероприятий для последующей работы после проекта.
Ожидаемые результаты:
Расширить знания о животном мире;
Знание особенностей строения дождевого червя, способы его передвижения и питания;
Знание о роли дождевого червя в формировании почвы;
Повышение интереса к миру природы.

Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный:
- разработка плана реализации проекта;
- постановка целей и задач;
- подбор информационного и наглядного материала;
- подбор художественной и познавательной литературы;
- составить вопросы: что мы знаем, что мы хотим узнать и с помощью         чего мы это узнаем о дождевых червяках;
- чтение литературных произведений о червях;
- привлечь родителей к поиску ответов на некоторые вопросы.
2.  Основной:
- образовательная, исследовательская деятельность с детьми;
- экспериментальная деятельность;
- взаимодействие с родителями по реализации плана проекта;
- наблюдение за червями в уголке природы и на участке детского сада.
3. Заключительный:
- подведение итогов реализации проекта;
- презентация проекта.

План мероприятий:
1. Наблюдение за червями в уголке природы и на участке детского сада.
2. Составить вопросы: что мы знаем, что мы хотим узнать и с помощью чего мы это узнаем о дождевых червяках.
3. Эксперименты с дождевыми червями.
4. Чтение литературных произведений о червях.
5. Привлечь родителей к поиску ответов на некоторые вопросы.
6. Презентация по проекту.

Исследовательский проект «Кто в лесу главный?»

Однажды на прогулке после дождя, я увидел дождевого червя. Я решил узнать, чем же он полезен он для природы?

Лиса-

Медведь-

Белка-

А червяк?

И я решил узнать какую пользу приносит червяк.

Нам много читали воспитатели, а с родителями мы искали факты, загадки про дождевых червей, проводили опыты. И вот что у нас получилось…

Слайд:

Дождевые их еще называют земляными червями- крупные беспозвоночные почвенные животные, питающиеся растительными остатками. В почвах нашей страны их насчитывается около 97 видов. У червяка плохое зрение, все подземные жители слепые, потому что под землей не света и солнца.

У него невзрачный окрас. В почве темно, поэтому яркая окраска ему не нужна, ее никто не увидит.

У дождевого червя кожица гладкая, влажная. Он скользкий. Дождевого червя не следует долго держать без земли, так как его поверхность может высохнуть, и он погибнет. Поэтому весной, летом и осенью, когда тепло, жарко, мы не увидим на поверхности земли дождевого червяка.

Слайд: Где живут червяки?

Дождевые черви живут в почве, в норке. Норки червей идут или вертикально, или немного вкось. Практически всегда они выстланы изнутри тонким слоем черной переработанной животным земли. Комочки земли, выбрасываемой из кишечника, утрамбоваются по стенкам норки вертикальными движениями червя.

Норки ведущие вниз заканчиваются обычно расширением, или камерой. Здесь черви проводят зиму, поодиночке или сплетясь в клубок по нескольку особей. Норка обычно выстлана мелкими камешками или семенами, что создает прослойку воздуха для дыхания червей.

Слайд: Чем питаются дождевые черви?

Дождевые черви всеядны. Они заглатывают огромное количество земли, из которой усваивают органические вещества, точно так же они большое количество всевозможных полусгнивших листьев, за исключением очень твердых или обладающих неприятным для них запахом. Полусгнившие или свежие листья втаскиваются червями через отверстия норок на глубину 6-10 сантиметров и там поедаются.

Черви используют листья не только в пищу, но и затыкают ими входы в норки. С этой целью они также тащат в норы кусочки стеблей, завядшие цветки, обрывки бумаги, перья, клочки шерсти. Иногда из норы червя торчат пучки листовых черешков или перьев.

Слайд: Какую же пользу приносят дождевые черви?

Оказывается, что черви – чемпионы по улучшению почвы. Они способствуют ее водопроницаемости, аэрации, увеличивая толщину плодородного слоя, перелопачивают почвенные слои, способствуют мощному росту корней, а самое главное-повышают ее плодородие.

Дождевой червяк

Очень он трудолюбивый,

Без работы не сидит, землю всю послушным телом

Он без устали рыхлит.

- это нужно нам самим,

Эту землю мы едим.

Оторвавшись от работы,

Дождевой сказал червяк:

- Я земле родной не враг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект "Лес - это богатство. Правила поведения в лесу" Рисование на тему "Что я видел в лесу".

Данный материал помогает систематезировать знания детей о лесе и его жителях....

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области "Познание" "Что растёт в лесу?" Кто растёт в лесу?"

Цель: Уточнить представления о лесе как о сообществе, в котором живут растения (деревья, кусты, травы, грибы) и животные (звери, птицы, насекомые, земноводные). Учить устанавливать простейшие причинно...

Беседа о лесе и правилах поведения в лесу

Материал об обитателях леса:деревьях,насекомых,птицах,зверях,,грибах,ягодах,растущих в лесу и бережном отношении к ним,о правилах поведения в лесу....

Природоведческая акция "В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!"

Перед Новым годом люди, как правило, украшают свое жилище. Новогодние ели – главные фавориты зимнего праздника. Мы должны призывать сберечь хвойные деревья от массовой вырубки и провести природоохранн...

Природоведческая акция "В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!"

Цель акции важна и благородна: привлечение внимания населения и, в первую очередь, дошкольников, к проблеме вырубки ёлок в канун Нового года....

Природоведческая акция «В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!»

Двухнедельный праздник не стоит целой жизни замечательного дерева...

Природоведческая акция «В лесу родилась ёлочка – и пусть в лесу живёт!»

Перед Новым годом люди, как правило, украшают свое жилище. Новогодние ели – главные фавориты зимнего праздника. Мы должны призывать сберечь хвойные деревья от массовой вырубки и провести природоохранн...