Познавательно-интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
методическая разработка (старшая группа)

Смиричинская Евгения Яковлевна

Цель: Активизировать знания детей об Уральском крае, о жизни и творчестве  П.П Бажова, через интеллектуальную игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_zanyatie_chto_gde_kogda.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

                                    Смиричинская Евгения Яковлевна,

 Воспитатель,

 ЧДОУ «Детский сад №131 ОАО «РЖД»

г. Екатеринбург

Цель: Активизировать знания детей об Уральском крае, о жизни и творчестве  П.П Бажова, через интеллектуальную игру.

Задачи:

Выявить знания детей о родном крае Урале и городе Екатеринбурге, обобщить знания детей о произведении П.П.Бажова.

Развивать познавательные и интеллектуальные способности, самостоятельность, инициативу. Формирование выразительности речи; развивать логическое мышление, внимание и память; развивать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения.  

Воспитывать любовь к творчеству П.П. Бажова . Приобщать детей к правилам взаимоотношения со сверстниками; умение договариваться, выполнять задания в микрогруппах, согласовывать свои действия с другими.

Оборудование: фотографии уральской природы,  уральских самоцветов, изделия из самоцветов. Иллюстрации к сказам. Книги П.П.Бажова для выставки. Портрет П.П.Бажова.  «Бусины» - кружки, вырезанные из бумаги цвета «малахит»; круглый стол; волчок (юла); предметы и иллюстрации; «волшебный ящик»; костюм Хозяйки Медной горы; сладкие призы.

Предварительная работа: Экскурсии в «Краеведческий музей»,  беседа о родном крае, о городе Екатеринбурге; ознакомление с биографией П.Бажова, ознакомление со сказами П.Бажова ; разучивание дома с родителями стихотворений об Урале и родном городе; разучивание (на музыкальном занятии) хоровода «На родной уральской стороне»

Словарная работа: Уточнение понятий «сказ», «самоцвет». Проговаривание новых слов: хризолит, изумруд, яшма, аметист, циркон, топаз, малахит.

Ход занятия.

Под мелодию «Уральский хоровод» дети входят в зал, садятся на стульчики.

Дорогие, ребята, сегодня мы с вами поговорим о красоте, которая нас окружает в природе, в мире книг. Будем говорить об уральском писателе П.П. Бажове. Узнаем много нового, интересного, вспомним, что мы с вами знаем о его жизни и творчестве.

 - Ребята, скажите, как называется край, в котором мы живём?

- Край, в котором мы живём, называется Уралом. Край очень красивый в любое время года (Обратить внимание детей на фотографии природы Урала). Слайд №1,2,3,4.

Красоту нашего края воспели в своих стихах многие поэты. Ребята приготовили красивое стихотворение про родной край:

Уральские горы по каменным плитам

Ведут за собой  нас в страну малахита.

В страну, где не счесть драгоценных камней.

В страну работящих и добрых людей.

В моей земле богатства скрыты.

Она и золото хранит.

И рядом с медью малахиты,

Железо, мрамор и гранит.

                                                   Найдешь в ней много по приметам

                                                  Цветных камней, не только руд

                                                  Рубин сияет красным цветом,

                                                 Зеленым цветом изумруд.

Темны кристаллики агата.

Лучисты грани хрусталя

И знаменита и богата

Моя Уральская земля.

Урал очень древний край.  В этих  горах скопились залежи полезных ископаемых, которые нужны человеку: угля и железной руды, меди и никеля, хрома и асбеста, золота и знаменитых уральских самоцветов.  

Уральская подземная кладовая самоцветов – самая богатая в мире. Здесь добывают и изумруд, и яшму, и аметист, циркон, хризолит, топазы, аквамарины и др.

 А кто знает, что такое самоцветы? (Самоцветы – это камни. Никто не окрашивал их – они сами, от природы, такие: переливаются, светятся разными цветами. Поэтому их и называют самоцветами. Самоцветы очень редкие и дорогие камни). Уральская подземная кладовая самоцветов – самая богатая в мире.

И самый знаменитый уральский камень – это малахит. Малахит прославил Урал на весь мир, потому что в нашем крае были самые большие залежи этого камня.

- А кто скажет, для чего человек использует самоцветы? (Из самоцветов делали различные украшения, шкатулки, рамки для картин, украшали соборы и дворцы). Слайд № 5.

Воспитатель: Уральская земля славится не только удивительной красотой и сказочными природными богатствами, но и замечательными писателями сказочниками.

Самым знаменитым уральским сказителем, был П.П.Бажов. Ещё при жизни его называли добрым волшебником. У него была пушистая белая борода и живые, необыкновенно лучистые весёлые глаза. Он очень любил свой край, его природу. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Известным на весь мир писателем он стал благодаря своим изумительно интересным сказам, которые вошли в сборник  «Малахитовая шкатулка» (показ).

 Со многими сказами П.П.Бажова мы уже знакомы (обратить внимание на выставку книг). 

И сегодня у нас в гостях героиня сказа П. П. Бажова. Послушайте и отгадайте её имя.

«...Глядит парень, а перед ним на грудке руды женщина какая-то сидит. Коса ссиза-чёрная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зелёные позванивают, будто листовая медь. А одёжа и верно такая, что другой на свете не найдёшь. Из шёлкового, слышь-то, малахиту платье.».

Хозяйка Медной горы у нас сегодня в гостях (под музыку входит Хозяйка Медной горы).

- Здравствуйте, гости дорогие! В давние годы на Урале жили умельцы. Добывали камни, да умели они из них много что творить. Я так к вам торопилась, что рассыпала свои бусы малахитовые.  Помогите мне, пожалуйста, их собрать?

 - А собрать их непросто, нужно ответить на вопросы мудрёные.

Я хоть и давно живу, да люблю все новое, да интересное. Вот и сегодня хочу с вами поиграть, да узнать кто же из вас лучше  знает сказы...Играть –то любите?

Знаю я игру умную, да затейливую: «Что, где, когда?»- называется.

Перед вами игровое поле и волчок, который вы раскручиваете и выбираете вопрос.

1-й вопрос. Разминка. (Крутится волчок. Звучит музыка «Дикая лошадь» из передачи "Что? Где? Когда?".) Блиц -опрос

  1. Где родился и жил Бажов? (рабочий поселок Сысерть Екатеринбургской губернии- жил в Свердловске).
  2.  От кого слышал сказы? (Ещё мальчишкой услышал он интересную историю о тайнах Медной горы, ребятишки любили прибегать к дедушке Хмелинину (сторожу дровяных складов при Полевском заводе), чтобы послушать его рассказы. А этих рассказов дедушка Слышко (так его звали из-за его вечной присказки «слыш-ко») знал множество).
  3. Что же такое сказ и чем он отличается от сказки? (Сказ - имеет реальную основу, то что было на самом деле. Сказка – это придуманное волшебство).

Ведущий:  Вот, молодцы, первую бусинку нашли (под листком на кубике берет бусину, прикрепляет ее к нитке).

2-й вопрос.  (Крутится волчок. Звучит музыка «Дикая лошадь» из передачи «Что? Где? Когда?».)

А вот и второе  задание, послушайте.                                                      

Я, веселая девчушка Огневушка-поскакушка

Всем на помощь прихожу.

Если друг в опасности, сразу помощь окажу.

Люблю я очень книги, А вы? – хочу я знать!

Попробуйте волшебные загадки отгадать…

Ребята, я знаю, что вы любите книги. Сейчас я буду читать вам отрывки из произведений, которые приготовила для нас Огневушка - Поскакушка, а вы попробуйте отгадать названия этих произведений, согласны? (ответы детей)

Воспитатель: Тогда слушайте…

1. Вот и повел Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонька и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними подпрыгивает…                               («Серебряное копытце»)

2. С этим, словом прислонилась к стеке малахитовой и растаяла. Только и осталось, что на стенке камни сверкают, как прилипли к тем местам, где голова была, шея, руки…                          («Малахитовая шкатулка»)

3. Стоит красавица, про таких только в сказках сказывают. А одежда и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового малахиту платье с переливом. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладь.И вся то она изукрашена дорогими камнями. И так это платье сшито, как у цариц. («Медной горы Хозяйка»).Достает бусинку 

3-й вопрос.    Ребята, поговорим с вами вот о чем…, сейчас нам предстоит разгадать кроссворд.  Этот вопрос нам прислала Даренка.

  1. Про какое копытце я вам читала?            
  2. В кого превращалась Хозяйка Медной горы? (В ящерку).
  3. Что подарила Степану Хозяйка Медной горы? (Малахитовую шкатулку)
  4.  Кто забрал к себе сиротку Даренку?
  5. Что Данила вырезал из камня?

(дети разгадывают кроссворд)

Воспитатель: Молодцы на все вопросы ответили. Кто мне может назвать фамилию автора?                                                          

4-й вопрос. Музыкальная пауза. Частушки.  Хоровод «На родной уральской стороне...»

5-й вопрос. (Крутится волчок. Звучит музыка «Дикая лошадь» из передачи «Что? Где? Когда?».) вопрос от дедушки Слышко.

  1. Каменным поясом России называют………………. Уральские горы.
  2. Уральская славится земля полезными …………….ископаемыми.
  3. Символом Урала называют дерево…………………….. рябину.
  4.  На гербе Свердловской области изображены животные ……соболь, медведь.

Хозяйка медной горы: Молодцы! Ответили на вопросы и нашли  мою бусинку, спасибо. 

6-й вопрос      

«Черный ящик»

Воспитатель: Внимание! «Черный ящик» (звучит музыка "Черный ящик" из передачи "Что? Где? Когда?").

В чёрном ящике -  предмет, оставленный Танюшке странницей на память, который подсказывал, как с трудной работой справиться, а в результате лишил последнего умишка барина. Что в чёрном ящике? (пуговка из стекла простой огранки)

(Минута на размышление. После этого дети  отвечают на вопрос. Взять бусинку).

7-й вопрос. (Крутится волчок. Звучит музыка «Дикая лошадь» из передачи «Что? Где? Когда?».)

«Верни в сказ»

Хозяйка Медной горы: Помогите мне вернуть в сказы  данные предметы, определите, в каких сказах они встречаются.

  • Шкатулка    - «Медной горы Хозяйка»,
  • кот         - «Серебряное копытце»,
  • ящерицы - «Медной горы Хозяйка», помощница, выполняющие все распоряжения Хозяйки
  • козлик - «Серебряное копытце»,
  • цветок  - «Каменный цветок»,
  • пуговица - «Малахитовая шкатулка», подарок Танюшке от Малахитницы.
  • Бусинки – слезы Хозяйки медной горы.

 8-й вопрос (Крутится волчок. Звучит музыка «Дикая лошадь»

из передачи «Что? Где? Когда?».)

Соберите картинку – пазл. Назовите сказ, к которому нарисована эта иллюстрация.

Итог викторины.

Хозяйка медной горы: Спасибо, ребята, порадовали меня сегодня. Вижу, что вы знаете и любите свой родной край, свой город. Хочу подарить вам самоцветы в малахитовой шкатулке. Как уйду, посмотрите, во что они обернутся. Коли у вас каменные сердца, станут они простыми камушками, коли жадные сердца - песком, а если чистые и добрые у вас помыслы, то обернутся - сладким подарком для вас. До свиданья, до новых встреч!

Воспитатель: Вот и закончилась наша игра! Нам всем приятно было познакомиться со сказами Бажова. О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном  Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных детях, жизнь которых была бедной и трудной, об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала.

Спасибо, Вам  за знания, мудрый сказочник!

«В который раз склонимся мы над книжкой,

Впитаем  мудрость этих слов.

Нам не забыть рассказов деда Слышко

Спасибо, добрый дедушка Бажов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - интеллектуальная игра "Мой первый календарик"

Познавательно - интеллектуальная игра "Мой первый календарик" - это игра, развивающая у детей адекватное представление об окружающем мире....

Познавательно - интеллектуальная игра (КВН) для детей старшего дошкольного возраста.

Это развлечение предназначено для детей старшего дошкольного возраста....

Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-интеллектуальной направленности "Играя - развиваюсь"

Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-интеллектуальной направленности "Играя - развиваюсь"...

Познавательно-интеллектуальная игра «Сегодня учимся мы – завтра научим вас».

Конспектпедагогического мероприятия с детьми подготовительной к школе группыобщеразвивающей направленностипо познавательному развитию(Познавательно-интеллектуальная игра)«Сегодня учимся мы &nda...

Развивающие игры В.В. Воскобовича в познавательно-интеллектуальном развитии детей

Цели ØИзучение задач игровой технологии В.В. Воскобовича и их реализация с помощью развивающих игр.ØСоздание психолого-педагогических условий для развития познавательных и интеллектуальных ...

конспект итогового занятия в подготовительной группе в форме игры "Что? Где7 Когда"

Тема: Итоговое занятие в форме игры «Что? Где? Когда?» Интеграции образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Ц...