АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНКЛЮЗИВНОГО И КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Федорова Елена Александровна

Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНКЛЮЗИВНОГО И КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нравственно-патриотическое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи

Федорова Елена Александровна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 70 комбинированного вида Фрунзенского  района Санкт-Петербурга

В последние годы в России предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Какова роль дошкольного образовательного учреждения в развитии патриотизма, в нравственнопатриотическом воспитании дошкольников? Ребенку доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания. Знание истории своего народа, родной культуры поможет с уважением, вниманием и интересом относиться к истории и культуре других народов. Уважение к живущим рядом, понимание их жизни и быта – надежный путь к национальному согласию, что является актуальным в связи с периодически усиливающимися внутренними и международными конфликтами. Возможно ли в условиях логопедических занятий проведение работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), например, с детьми с I уровнем развития речи? Дети с ТНР – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте, дети, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности. Общее недоразвитие речи (ОНР) представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и  лексико-грамматическую системы языка. I уровень развития речи характеризуется отсутствием общеупотребительной речи, речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов, высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Рабочая программа трехлетней коррекционно-логопедической работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи составлена таким образом, что нравственно-патриотическая составляющая органично вплетается в каждую лексическую тему («Детский сад», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Мой город», «Моя семья» и другие, которых около 40, темы повторяются в  средней, старшей и подготовительной к школе группах). Включение разнообразного дидактического, иллюстративного и текстового материала, использование соответствующих образовательных и культурных практик создают сильный эмоциональный отклик ребенка, стимулируют интерес дошкольника, его познавательную и речевую активность. Ребенок становится участником событий на доступном ему уровне (выбрать, наклеить, убрать лишнее, выразить эмоцию, сопроводить действие вербально или невербально). На занятиях по формированию лексикограмматических средств языка и развитию связной речи ставятся цели и задачи, связанные с расширением и обогащением словарного запаса детей, развитием познавательно-речевой активности дошкольников с ТНР, слухового и зрительного восприятия, наблюдательности, памяти, логического мышления, монологической и диалогической речи, умения составлять повествовательный рассказ по картине или серии картин. Изучение лексических тем способствует решению задач, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием дошкольника: помогать воспитанию гуманной, духовно-нравственной личности; воспитывать уважение к нормам морали, учить различать добро и зло, справедливость и несправедливость; формировать способность к самопознанию себя как члена семьи, члена коллектива; формировать умение сопереживать другому человеку, понимать его; воспитывать интерес и любовь к родному городу, стране, планете; воспитывать уважение к людям разных профессий и результатам их труда; формировать бережное и заботливое отношение к природе, всему живому и неживому; давать знания о правах человека; формировать чувство уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям; формировать чувство ответственности и гордости за достижения Родины; расширять представления о России и других странах мира; знакомить с государственной символикой, историческим прошлым России и другие. Занятия по формированию лексикограмматических средств языка и  развитию связной речи содержат в себе компонент нравственно-патриотического воспитания, способствуют формированию и развитию речевых и неречевых процессов, являются эффективной деятельностью коррекционной работы с детьми с ТНР. Таким образом создаются условия для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.



Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНКЛЮЗИВНОГО И КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нравственно-патриотическое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи

Федорова Елена Александровна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 70 комбинированного вида Фрунзенского  района Санкт-Петербурга

В последние годы в России предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Какова роль дошкольного образовательного учреждения в развитии патриотизма, в нравственнопатриотическом воспитании дошкольников? Ребенку доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания. Знание истории своего народа, родной культуры поможет с уважением, вниманием и интересом относиться к истории и культуре других народов. Уважение к живущим рядом, понимание их жизни и быта – надежный путь к национальному согласию, что является актуальным в связи с периодически усиливающимися внутренними и международными конфликтами. Возможно ли в условиях логопедических занятий проведение работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), например, с детьми с I уровнем развития речи? Дети с ТНР – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте, дети, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности. Общее недоразвитие речи (ОНР) представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и  лексико-грамматическую системы языка. I уровень развития речи характеризуется отсутствием общеупотребительной речи, речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов, высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Рабочая программа трехлетней коррекционно-логопедической работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи составлена таким образом, что нравственно-патриотическая составляющая органично вплетается в каждую лексическую тему («Детский сад», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Мой город», «Моя семья» и другие, которых около 40, темы повторяются в  средней, старшей и подготовительной к школе группах). Включение разнообразного дидактического, иллюстративного и текстового материала, использование соответствующих образовательных и культурных практик создают сильный эмоциональный отклик ребенка, стимулируют интерес дошкольника, его познавательную и речевую активность. Ребенок становится участником событий на доступном ему уровне (выбрать, наклеить, убрать лишнее, выразить эмоцию, сопроводить действие вербально или невербально). На занятиях по формированию лексикограмматических средств языка и развитию связной речи ставятся цели и задачи, связанные с расширением и обогащением словарного запаса детей, развитием познавательно-речевой активности дошкольников с ТНР, слухового и зрительного восприятия, наблюдательности, памяти, логического мышления, монологической и диалогической речи, умения составлять повествовательный рассказ по картине или серии картин. Изучение лексических тем способствует решению задач, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием дошкольника: помогать воспитанию гуманной, духовно-нравственной личности; воспитывать уважение к нормам морали, учить различать добро и зло, справедливость и несправедливость; формировать способность к самопознанию себя как члена семьи, члена коллектива; формировать умение сопереживать другому человеку, понимать его; воспитывать интерес и любовь к родному городу, стране, планете; воспитывать уважение к людям разных профессий и результатам их труда; формировать бережное и заботливое отношение к природе, всему живому и неживому; давать знания о правах человека; формировать чувство уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям; формировать чувство ответственности и гордости за достижения Родины; расширять представления о России и других странах мира; знакомить с государственной символикой, историческим прошлым России и другие. Занятия по формированию лексикограмматических средств языка и  развитию связной речи содержат в себе компонент нравственно-патриотического воспитания, способствуют формированию и развитию речевых и неречевых процессов, являются эффективной деятельностью коррекционной работы с детьми с ТНР. Таким образом создаются условия для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы инклюзивного образования. Из материалов круглого стола для педагогов образовательной организации 07.04.2016

Материалы круглого стола, состоявшегося 7 апреля 2016 года в ГБОУ школа №2055 по теме "Актуальные вопросы инклюзивного образования". О своем опыте работы рассказали педагоги дошкольного отде...

ДОКЛАД ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Актуальные проблемы инклюзивного дошкольного образования в свете ФГОС ДО».

«Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах....

Статья "Актуальные вопросы оценки качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО"

В статье раскрывается актуальность проблемы оценки качества дошкольного образования. Понятие качества образования рассматривается с позиции участников образовательных отношений, проводится сравнительн...

Актуальные проблемы инклюзивного образования

В статье рассматриваются проблемы инклюзивного образования в детском саду....

Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художественно – эстетического развития»

Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художес...

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...

Трансляция опыта «Обзор и содержание коррекционно-образовательных технологий, применяемых в практике коррекционного и инклюзивного коррекционного образования по логопедическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи (Т

В статье изложен опыт применения коррекционно-образовательных технологий учителя-логопеда, применяемых в практике коррекционного и инклюзивного коррекционного образования по логопедическому сопровожде...