Актуальные проблемы инклюзивного образования
статья по коррекционной педагогике

В статье рассматриваются проблемы инклюзивного образования в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._inklyuziya.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ                                          В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Перегудова Ю.С.

МБДОУ д/с №92 г. Таганрог

        В современных условиях дошкольного образования психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов, детей с ОВЗ приобретает особое значение. Включение ребенка с особыми образовательными потребностями в группу общей развивающей направленности предполагает собой необходимость качественного изменения педагогического подхода к организации коммуникативно-личностного взаимодействия и предметно-пространственной среды. В связи с возможностью возникновения самых разнообразных проблем в межличностных отношениях и отсутствием достатка в технических средствах работа психолога заключается в своевременном предупреждении, мониторинге и просвещении всех субъектов образовательной ситуации о потребностях ребенка с ограниченными возможностями здоровья и способах организации оптимально эффективного образовательного процесса.  

Первостепенная задача психолога в условиях инклюзивного образования заключается в работе с педагогами и детьми с целью создания безопасной среды для сохранения физического и психического здоровья. Осуществление данной задачи начинается с понимания возможных проблем, главными из которых является неготовность социальной группы с пониманием отнестись к недостаткам другого и низкий уровень коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями.  С целью предупреждения и ликвидации риска травмирующих в общении моментов психолого-педагогическое сопровождение формируется как система помощи, выраженная в форме консультаций с педагогами и родителями, коррекционно-развивающих занятий с детьми с целью развития толерантности и коммуникативной компетентности.

        В связи с постоянным включением в образовательный процесс именно педагог является центром создания безопасной психологической среды в условиях инклюзии посредством реализации в своей деятельности основных принципов эффективного взаимодействия.

Прежде всего, процесс воспитания заключается в подаче образца социального-культурного опыта. То, как относится педагог к ребенку с особенностями в развитии, является лучшим наглядным пособием для воспитания толерантности, доброты и вежливости в других детях. Наблюдая за проявлениями лояльности, терпимости в общении ребенок непроизвольно перенимает увиденную форму поведения и далее реализует ее. В обратном случае, если педагог только на словах пытается транслировать детям о понятиях нравственности, а на деле в общении проявляет нетерпимость и невнимательность, ребенок воспримет тот вариант отношений, который видит, а не тот, о котором только говорят. Естественно, без повышения собственной культуры, расширения способов мировоззрения, развития познавательных процессов педагог перестает быть образцом подражания правильных форм социального взаимодействия.

В плане повышения  профессиональной компетентности педагогов в рамках инклюзивного образования психолог образовательного учреждения может оказать консультативную помощь, расширяя их знания о психологических особенностях детей с ОВЗ и детей инвалидов. При этом нужно понимать, в чем заключается главная проблема педагога в организации инклюзивных условий. Дело в том, что образовательный процесс априори носит массовый характер, который подразумевает работу педагога сразу со всем имеющимся на данный момент количеством детей. И, как правило, дети по каким-то причинам не имеющие возможности включится в общий темп обучения, могут создавать помехи в его естественном протекании. В это то же время и сам ребенок, отстающий от общей программы, может чувствовать свою неполноценность по отношению к большинству и порождать в себе новые комплексы психологических проблем. Создать же условия, в которых одномоментно может происходить обучение и развитие сразу всех участников инклюзивного образования представляется маловероятным. Так или иначе, разные образовательные потребности идут в разрез с возможностями организации единого образовательного пространства. Как, например, ребенок с ограниченными слуховыми возможностями физически не может принимать полноценное участие в занятиях, происходящих в вербальном режиме. Даже при применении специальных средств сурдоперевода  разность в скорости восприятия учебно-развивающего материала группы и ребенка с нарушениями слухового аппарата будет сказываться на общем темпе работе, увеличивать отвлекаемость, снижать продуктивность.

Опыт инклюзивного образования для нашей страны сравнительно нов и требует серьезного переосмысления. Может быть то, что подходит и приемлемо нашими зарубежными коллегами нам вовсе и не нужно? Принцип разноуровнего образования, заложенный нашей советской школой, имеет свое рациональное обоснование и не создает противоречия в своей сути – массовость обучения максимально эффективна при распределении обучающихся и воспитанников по уровням развития и потребностям в образовательных условиях.

Главная проблема, с которой сталкиваются педагоги в инклюзивном образовании, проявляется в  снижении темпа развития основной группы, при том, что включенные в нее дети с ОВЗ не начинают развиваться быстрее, а, наоборот, в силу сравнения себя с другими не в свою пользу, начинают стесняться проявлять себя и стремится к обособленности. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзии может способствовать  снижению травмирующих рисков и созданию благоприятного климата в группе, но не полномочно решить проблему соблюдения единства образовательного процесса, где главным принципом массового обучения является соответствие образовательной программы уровню развития, физическим потребностям, возрастным закономерностям воспитанников.

Несмотря на весь спектр противоречий, обнаруживающихся в инклюзивном образовании, эту реалию нашей повседневности уже нельзя игнорировать или не брать в расчет. В связи с этим психолого-педагогическое сопровождение дошкольного учреждения призывается к оказанию помощи педагогам и детям в организации безопасных условий для психического и физического развития детей в условиях инклюзии. Как показывает практика, для предупреждения и решения своеобразных проблем в общении детей с ОВЗ и основной группой немало эффективно использование образовательных новшеств, в число которых входят отлично зарекомендовавшие себя личностно-ориентированные технологии.

В условиях личностной методологии образование представляет собой гуманитарную систему с особыми закономерностями функционирования и развития, главным постулатом которого выступает отношение к ребенку как субъекту, имеющему право на индивидуальность, творческое самовыражение, самоактуализацию. В контексте данного подхода  педагогическое действие проявляется в пробуждении и незаметном ”выращивании” субъектности, а  педагогическая реальность представляется в приобщении ребенка не только к знанию, но и к смыслу.

Одной из предпосылок создания модели личностно-ориентированного подхода служит многообразная совокупность знаний о закономерностях развития личностного начала в человеке, согласно которой личность является своеобразной инстанцией, контролирующей собственное жизненное пространство человека. В связи с чем, первостепенной задачей педагога является формирование особых образовательных отношений, в которых главенствующим является уважение к ребенку.

Внедрение личностно-ориентированных технологий подразумевает наличие таких педагогических позиций как оптимистический подход, отношение к ребенку как личности, опора на его познавательный и социальный интерес. В данном подходе важно стремление педагога видеть перспективы личностного потенциала ребенка и всячески способствовать его  развитию. Умение выражать равноценное уважительное отношение ко всем детям, независимо от их различий, в инклюзивной образовательной среде является основой создания безопасных психологических условий. Более того, уважительное, внимательное и терпеливое отношение педагога к личности ребенка само по себе носит и терапевтический характер.

Дело в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья вследствие имеющихся проблем комплексуют и чувствуют себя неполноценными в сравнении с большинством. Такое сравнение себя не в свою пользу дает почву для возникновения разнообразных внутриличностных и коммуникативных проблем, диапазон которых варьируется от легкой тревожности до ярко выраженной агрессии и отказом от общения. В связи с чем, применение личностно-ориентированных технологий в инклюзивном образовании, в том числе оптимистичная и уважительная позиция педагога, выполняют корректирующую функцию, решая, таким образом, разнообразные проблемы во взаимодействии детей и их отношении к самим себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы дошкольного образования детей. Применение технологии-ТРИЗ в дошкольном образовании.

Применение технологии ТРИЗ в обучении дошкольников составлению загадок,  с помощью морфотаблиц. Разработка новой игры...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА система и формы работы с детьми старшей группы над проблемой : «Что такое ветер?» ПО КУРСУ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

Расширение представлений детей о таком природным явлением , как ветер, уточнение причин  его возникновения , его роли в жизнедеятельности  человека. Способствование формированию умения наблю...

ДОКЛАД ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Актуальные проблемы инклюзивного дошкольного образования в свете ФГОС ДО».

«Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах....

«Актуальные проблемы инклюзивного дошкольного образования в свете ФГОС ДО».

Инклюзия – это совместное обучение детей с особыми образовательными потребностями с их нормально развивающимися сверстниками....

«Актуальные проблемы инклюзивного дошкольного образования в свете ФГОС ДО».

laquo;Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных ст...

Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.

Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...

Актуальные проблемы инклюзивного образования в ДОУ

В настоящий момент происходит увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья, и родители имеют право выбора модели образования для своего ребенка.Практика инклюзивного образования ...