Люби и знай родной свой край
проект (подготовительная группа)

Познавательно-творческий проект

в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет c ТНР и ЗПР 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_proekt_lyubi_i_znay_rodnoy_svoy_kray.docx516.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 15 «Югорка»

        

 

 

Познавательно-творческий проект

в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет c ТНР и ЗПР «В»

на 2023-2024 учебный год

 «Люби и знай родной свой край»

https://ikhmao.ru/upload/resize_cache/iblock/5a8/1024_768_1/%D0%93%D0%B0%D1%84%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%94%D1%83%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%B0%201%20%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE.jpg

                                                                                                                                                 Воспитатели:

  Власенко Л.И.

Гафарова Г.Г.

г. Мегион, 2023

"Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь,

 образуют могучую реку патриотизма"

 В. А. Сухомлинский

Актуальность

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно – патриотическое воспитаниеНравственный и интеллектуальный потенциал нашего общества в первую очередь зависит от того, что будет заложено в наших детях с детства. Это задача актуальна в условиях современной России.

Перед учреждением дошкольного образования в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребенка, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к родному дому, малой Родине, к своей стране, бережного отношения к её историческому и культурному наследию.

Большое значение для развития детей старшего дошкольного возраста имеет знакомство с родным краем. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине, к своей Отчизне. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство Родины у ребёнка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родному краю, стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из актуальных задач, которую необходимо решить в период дошкольного детства.

Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Тип проекта: долгосрочный, групповой, познавательно-творческий

Срок реализации проекта: сентябрь-январь

Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители, социальные партнёры

Цель: Формирование нравственно-патриотического представления о малой Родине на основе исторических, национальных, природных особенностей родного округа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

 1. Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье, городу, культурному наследию своего округа.

2. Расширить знания дошкольников через изучение истории малой Родины, истории народных промыслов, социально-экономической значимости ХМАО - Югра.

3. Развивать коммуникативные навыки, познавательную активность в изучении мира природы и образа жизни коренного населения родного края.

4. Воспитывать уважения к национальной культуре народов ханты, манси, самобытности языка и традиционным ценностям; воспитывать музейную культуру дошкольников.
5. Повысить педагогическую компетентность родителей по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

Сформировано представление о родном городе и крае – Югре: знают и называют памятные места города, названия городов округа, профессии взрослых (жителей Югры); о культуре коренного населения ханты и манси, их традициях и обычаях, быте и праздниках.

Повысился интерес к окружающему миру своей малой Родины.

Проявляют эмоционально – положительное отношение к своему городу, гордость и любовь к родному краю.
Родители активно принимают участие в проектной деятельности по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста к своей Родине.

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный

1. Работа с методическим материалом, литературы по теме проекта

2. Подбор материалов для реализации проекта

3. Разработка конспектов образовательной деятельности; сценариев развлечений и праздников; рекомендаций для воспитателей, консультаций для родителей.

4. Беседы с родителями, анкетирование.

5. Мониторинг детей на начальном (конечном) этапе проекта.

2 этап - основной (практический).

Работа с детьми

Проведение совместных праздников.

ООД, беседы, игры, чтение художественной литературы.

Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических

средств обучения.

Экскурсии, целевые прогулки (по городу, в музеи).

Работа с родителями

1. Развлечение совместно с родителями «Фестиваль дружбы народов».

2. Консультации для родителей

3. Мастер-классы

4. Подборка и оформление книжного уголка для детей; наглядно - иллюстративного

материала.

Взаимодействие с социальными партнёрами – специалистами Регионального историко-культурного и экологического центра города.

По согласованию

3 этап – заключительный

1. Продукт проектной деятельности

2. Подведение итогов проекта

План реализации проекта

Дата

Мероприятие/Тема

Содержание

Подготовительный

(Сентябрь)

Формирование цели и задач.

Разработка проекта, составление перспективного плана.

Подбор и изучение методической литературы.

Оснащение развивающей среды по теме проекта.

Знакомство родителей с проектом.

Сформировать цель и задачи; составить план мероприятий к проекту; создать в группе предметно - пространственную развивающую среду; условия для изобразительной и продуктивной деятельности.

Оформить родительский уголок, разместить рекомендации родителям по работе с детьми по проекту.

Основной – Продуктивный

Октябрь

1 неделя

Познавательное развитие: «Моя Родина - Югра».                                

Закрепить представления детей о географическом положении Ханты-Мансийского округа. Учить находить столицу ХМАО на карте, районы округа. Уточнить и расширять знания о коренных жителях Югры, их среде обитания в прошлом и в современном мире. Воспитывать любовь и уважение к родному краю.

Октябрь

2 неделя

Беседа: «Символика родного края» с использованием презентации.

Учить детей различать гербы и флаги г. Мегиона, ХМАО- Югры. Закреплять умение отвечать на вопросы полными ответами. Воспитывать нравственно-патриотические чувства.

Октябрь

3 неделя

Аппликация «Флаг моей малой Родины»

Закрепить знания о символике Югры и города Мегиона. Пробуждение у детей интереса и любви к родному краю. Развивать творческие способности. Воспитывать у детей интерес к истории своего округа, чувство любви и гордости за свою малую Родину.

Октябрь

4 неделя

Беседы «Наши леса»; «Природа Югры» с использованием презентации.

Расширить знания детей о растениях родного края. Воспитывать уважение и чувство ответственности за сохранение природного наследия нашего округа.  

Октябрь

5 неделя

Чтение сказок, легенд народов Севера «Буровичок Югорка

Закреплять умение детей внимательно слушать произведение, участвовать в беседе по прочитанному. Воспитывать уважение к национальному фольклору.

Ноябрь

1 неделя

Лепка «Дары родной природы» 

Формировать представления о взаимосвязи человека и природы. Расширять знания о растениях леса, животных, грибах и ягодах Югры. Закреплять освоенные навыки лепки. Совершенствовать умение детей составлять композицию. Воспитывать бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами.  

Ноябрь

2 неделя

Беседа «Животный мир нашего края» с использованием презентации.

Расширить животных родного края. Воспитывать уважение и чувство ответственности за сохранение природного наследия нашего округа.  

Ноябрь

3 неделя

Беседа «Ханты и манси –коренные жители ХМАО» с использованием презентацией

Развивать познавательный интерес, формировать, формирование целостной картины

мира, расширение кругозора детей о коренных жителях родного края.

Ноябрь

4 неделя

Рисование «Узоры ханты и манси»

Продолжать закреплять представление о

Югорской национальной одежде, закреплять

умения, совершенствовать развивать чувство

формы и композиции.

Декабрь

1 неделя

Прослушивание музыкальных произведений: гимн ХМАО – Югра, Хантыйская народная песня, народные напевы ханты и манси.

Закреплять умение детей внимательно слушать произведение, участвовать в беседе по прослушанному. Воспитывать уважение к национальному фольклору.

Декабрь

2 неделя

Беседа «Красная книга ХМАО» с ИКТ

Формировать представление дошкольников о Красной книге. Расширить и углубить знания детей о редких животных, растениях нашей местности, раскрыть основные причины сокращения численности этих видов и выяснить, какие меры необходимо предпринять для их охраны; развивать познавательный интерес, память, речь учащихся; воспитывать любовь к животным, родному краю, ответственность, доброту.

Декабрь

3 неделя

Спортивное развлечение «Подвижные игры народов Севера»

Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные подвижные игры; обогащать словарный запас детей национальными названиями края; способствовать развитию физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости через использование подвижных игр народов Севера; развивать чувство солидарности, соперничества и соревнования; воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО.

Декабрь

4 неделя

Викторина «С Днём рождения, Югра!»

Закрепить полученные знания детей о своей малой Родине – Югре. Воспитывать нравственно-патриотические чувства.

Январь

3 неделя

Презентация «Природные богатства нашего края».

Обогатить знания детей о природных богатствах ХМАО – Югры, воспитывать уважение к природе родного края, к профессиям.

Январь

4 неделя

Экскурсия в музей «Природа и быт Югры»

Развивать познавательный интерес, формировать, формирование целостной картины

мира, расширение кругозора детей о музейных экспонатах.

Январь

5 неделя

Рисование «Узоры моего края».

Расширять интерес детей к изобразительной деятельности. Воспитывать интерес к орнаментам народов Севера и их значению, закрепить умение действовать по замыслу, соблюдая последовательность в рисунке. Воспитывать интерес к культурному наследию.

Работа с родителями:

  • оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край»;
  • художественно-творческая продуктивная деятельность в семье на различные темы;
  • консультации: «Мы живем в Югре», «Поможем детям узнать о родном крае»;
  • привлечение родителей к пополнению уголков краеведения альбомами: «Животный и растительный мир ХМАО», «Промыслы ХМАО», «История ХМАО», «Игры народов ханты и манси», «Орнаменты».

Используемые ресурсы:

  1. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание. - 2001. — №12. – C. 47-52.
  2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., «Просвещение».
  3. Антонов Ю.Е. Левина Л.В. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.
  4. Моя Югра. Край, в котором я живу. Учебное пособие для ДО организаций. Киричек Е.А., Проснякова Т.Н., Савина Е.В.  - Москва: АСТ-пресс школа, cop. 2017
  5. Буре Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2004.
  6.  Комратова М.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6, 2003, с. 82.
  7. http://www.maam.ru/ - маам.ru -Международный образовательный портал

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Люби и знай родной свой край"

Несколько занятий, посвященных изучению природы  своего края....

Зимний экологический КВН "люби и знай родной свой край"

Развивать интеллектуальные, эмоциональные и нравственные качества....

Люби и знай родной свой край» конспект КВН в подготовительной группе на день открытых дверей посвященному дню города

Люби и знай родной свой край» конспект КВН в подготовительной группе на день открытых дверей посвященному дню города...

Люби и знай родной свой край

Люби и знай родной свой край» конспект КВН в подготовительной группе на день открытых дверей посвященному дню города...

Проект"Люби и знай родной свой край". (средствами изобразительной деятельности).

изучение и анализ по проблеме проекта.                         - формирование нр...

Люби и знай родной свой край

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»К.Паустовский  «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первосте...