Особенности инновационной игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» в личностном развитии дошкольников.
статья

Василенко Наталия Михайловна

Эффективными в процессе педагогической деятельности являются

инновационные технологии сочетающие прогрессивные креативные технологии и традиционные.

        Одной из таких технологий является игровая технология интенсивного развития интеллектуально - творческих способностей детей дошкольного возраста В.В Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasilenko_n.m._statya.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность инновационной игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» в личностном развитии дошкольников.

        Инновационные (современные) технологии включают в себя  систему методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях. Эффективными в процессе педагогической деятельности являются

инновационные технологии сочетающие прогрессивные креативные технологии и традиционные.

        Одной из таких технологий является игровая технология интенсивного развития интеллектуально - творческих способностей детей дошкольного возраста В.В Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

         В основе данной технологии лежит концептуальная идея исследования  психологов, педагогов Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, по развитию интеллектуальных способностей дошкольников. А.П. Усова считала  игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.  Л. С. Выготский выделял один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о развитии творчества у детей, о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.  Г.Г. Григорьев, А.В. Петровский, рассматривали творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно поэтому субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста.

        «Сказочные лабиринты игры» совмещает сразу несколько технологий: игровые технологии, элементы ТРИЗ, проблемное обучение, информационно - коммуникационные технологии.

        Новизна  данного опыта состоит в создании системы применения методов и приемов игровых технологий, нацеленных на развитие интеллектуально - творческих способностей дошкольников, посредством технологии «Сказочные лабиринты игры».

        В чем же оригинальность данной технологии от других методик раннего развития? Главная особенность в том, что  игровая технология Воскобовича запатентована. Следующая уникальность в том, что играм с кубиками, фигурками, шнурками придаётся сказочное сопровождение. Сказку может придумать сам педагог, так как  не существует готовых текстов, есть только рекомендации. Как при помощи волшебных животных, гномиков сложить сюжет игры, который заинтересует малыша и мотивирует к поиску новой информации. Дело в том, что, это единственная методика на постсоветском пространстве, которая опирается на детскую фантазию, в этом вся изюминка данной технологии.

       Что является целевыми ориентирами? Целевыми ориентациями технологии является формирование  и развитие интеллектуально - игровой деятельности дошкольников. Все игры направлены на решение проблемных и творческих задач. Главная цель данной технологии - развитие интеллектуальных способностей дошкольников [3, c.8].

         В основе «Сказочных лабиринтов игры» находится идея направленности интеллектуально - игровой деятельности дошкольников прежде всего на результат, на решение, проблемных и творческих задач.

        Технология В. Воскобовича полностью соответствует ФГОС,  современным требованиям образования детей и  по запросу деятельностного подхода, в частности:

         - системности, включающей в себя логику образовательного процесса,  взаимосвязью его частей и  целостностью. Все игры нацелены  поэтапное и систематизированное освоение навыков, в соответствии с возрастом дошкольников.

          - управляемости - возможности диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов.

         Несомненно, авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью в целом. Неоценимую возможность   игровой технологии представляет ее использование как в домашней, семейной игротеке, так и в группах детского, сада, школе, в индивидуальной и коррекционной практике. Данную методику могут освоить:  педагоги, родители дошкольников, специалисты ДОУ. Первоначально среда «Фиолетовый лес» была создана для детей дошкольного возраста. Но в последующем оказалось, что она может быть использована педагогами начальной школой, а также узкими специалистами ДОУ: логопедами, дефектологам и др.

        Из всего сказанного можно сделать вывод, что  ценность педагогической технологии представляется в конкретизации современных подходов к оценке достижений дошкольников, создавших условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

         Несомненно, достоинства технологии налицо. Главный аспект в том, в играх устанавливается комфортное общение взрослого с ребёнком, игры проходят непринуждённо. Технология направлена на всестороннее развитие ребёнка, посредством образного восприятия с логическим восприятием.    

         Оказывается, педагогам не надо перестраивать работу детского сада,  так как игры В. Воскобовича органично вплетается  в уже существующие порядки ДОО. В развивающих играх реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. Все игры наполнены положительными эмоциями для комфортного пребывания ребенка в детском саду. Развивающие игры выстроены в соответствии с  возрастными мотивационными  акцентами деятельности  и  новизны восприятия, нестандартности, интересе, образности, доступности, разнообразности. Данные игры подходят для детей от 1 года до 7 лет, состоят из постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий, что позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.

         В чем же   основные этапы внедрения технологии?

        На первом этапе своей работы  начинаем знакомить дошкольников с игрой. С воспитанниками изучаем цвета, геометрическую форму, размер деталей, обводим фигуры на листе бумаги, и раскрашиваем таким же цветом. Также сортируем детали по цвету и форме, последовательно знакомим с основными геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Как правило освоение новой игры,  требует активного участия взрослого, а в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно. В

        На втором этапе  в играх с дошкольниками с помощью образа запоминаем понятия, символы,  заинтересовываем ребенка с помощью сказки. Таким образом, подражая взрослому, воспитанники участвуют в коллективной свободной игре,  а не навязывание никакой определенной программы обучения от педагога.  Ребенок сам  погружается в мир игры, выбирает любую  сферу деятельности. 

        Организация третьего этапа включает в себя   знакомство дошкольников с принципами взаимодействия (увеличение - сложение - трансформация). В процессе работы обучаем дошкольников  планировать  свои действия. Любое достижение ребенка обязательно положительно оцениваем, но ни в коем случае не подсказываем, представляем   дошкольникам  возможность думать самостоятельно. Когда ребенок не может справиться с заданием игры, тогда возвращаемся к легким, уже сделанным заданиям. Если ребенок достиг высокого результата или напротив, утратил интерес к игре, то на время игру откладываем.

         В работе используем такой алгоритм построения игры,  где сказочные персонажи ставят интеллектуальные творческие задания, такие как   создание  -  использование модели, мультипликация (оживление), с помощью сказочных героев.

         Непосредственно через сказку вносим в игру проблемную ситуацию. Слушая сказку, дошкольник становится действующим лицом событий, «проживает» таинственные и веселые сказочные приключения, добивается собственного успеха, знакомится с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает проблемную ситуацию. В конце игры предусмотрена проверка выполнение игровой задачи.

       Таким образом, в итоге, систематическое, поэтапное внедрение в образовательный процесс игровой технологии В.В. Воскобовича способствует личностному развитию дошкольников, воспитанию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных  способностей.

Библиографический список:

  1. В.В. Воскобович, Л.С. Вакуленко, О.М. Вотинова. «Фиолетовый лес» Развивающая предметно - пространственная среда Методическое пособие. - 2017г: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017г. - 176с. .  
  2. Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития           дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» (ранний и младший возраст. - 2012 : СПб .:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2012. - 208с.
  3. https://docviewer.yandex.ru  Технология В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Использование сказочных персонажей и элементов игровой технологии «Сказочные лабиринты игры»В.Воскобовича в период адаптации к детскому саду младших дошкольников

Развитие познавателдьнл-творческих способностей младших дошкольников  в игровой деятельности с использованием элементов игровой технологии В.Воскобовича. Новизна проекта заключается в создан...

"Эффективное развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича»"

В.В. Воскобович - автор технологии интеллектуально-творческого развития детей "Сказочные лабиринты игры". Преимущество данной технологии в том, что она всегда требует активных действий каждо...

РАССКАЗ-ЭССЕ «Моя педагогическая находка» Игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича , как модель развивающего обучения и интеллектуально-творческого развития детей.

Развивающий эффект технологии заключается в новом спо­собе приобретения детьми знаний, позволяющем ребенку само­стоятельно, под руководством педагога, который в этом увлекательном процессе ста...

Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича для всестороннего развития дошкольников.

В статье рассскрываются особенности развивающих игр В.В.Воскобовича, способы реализации данной технологии в условиях реализации ФГОС ДО....

Реализация области "Познавательное развитие" средствами игровой технологии "Сказочные лабиринты игры"

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации....

Физическое развитие детей средствами игровой технологии "Сказочные лабиринты игры"

Физическое развитие включает приобретение опыта в различных видах двигательной деятельности, в том числе связанных с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качества, как коо...