ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ для детей с признаками одарённости
материал

Гармаева Туяна Дашиевна

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

для детей с признаками одарённости  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_hud_po_fop.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Дюймовочка»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

для детей с признаками одарённости  

        

г. Закаменск

Работа с одаренными детьми

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

(В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТРАТУРЫ»)

Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции - общения, передачи (получения) накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности. Все функции речи диалектически связаны между собой: они формируются посредством друг друга и функционируют (действуют) одна в другой. Прочная связь существует между речью и мышлением, сознанием в целом. Мышление отражает определенные связи и отношения между признаками предметов и явлений. Считается, речь является средством выражения этих отношений и связей в опосредованной языковой форме, одним из ярких показателей развития человека. Как человек говорит, так он и мыслит, думает, придумывает. Речевое общение в группе должно организовываться постоянно: на специальных занятиях и в свободной деятельности детей. Учитывая это, в планирование работы по развитию речи важно включить ее как основной компонент: по ознакомлению с окружающим и развитию речи; по обучению грамоте и развитию речи; по ознакомлению с художественной литературой и драматизации. Основные задачи такой индивидуальной работы связан с развитием интересов и способностей каждого ребенка, стимулированием его активности, самостоятельности, что позволит дошкольнику проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому восприятию познанного. В индивидуальной работе организуется поисковая деятельность, дети учатся замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные виды проверки предположений, опыты, а также формулировать выводы, делать маленькие открытия.

Одним из обязательных составляющих цикла занятий является драматизация. При разучивании роли ребенок учится мимикой, выразительной речью и движениями передавать настроение героя сказки. Для того чтобы это удалось в полной мере, ребенку нужно понять характер героя, разобраться в его поступках. Так происходит знакомство малыша с различными эмоциями: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина (классификация К. Иззарда). Каждую эмоцию ребенок примеряет на себя, как новую одежду, и чувствует, уютно ему в ней или нет. Драматизация может проходить как в форме рассказывания по ролям с использованием минимального количества атрибутов (маски, накидки и т. п.), так и с помощью кукол бибабо, пальчиковых, теневых или настольных театров. Чем больше будет разнообразных форм, тем интереснее детям (иногда особенно стеснительным ребятам легче произнести свою роль за ширмой). Драматизация (театральное творчество) оказывает на детей огромное эмоциональное влияние. И неважно, в какой момент у ребенка происходит эмоциональное развитие: когда он играет роль, общаясь со сверстниками, или наблюдает за действием в роли зрителя. Каждый раз любой ребенок делает для себя пусть небольшое, но открытие. Кроме того, в процессе подготовки к спектаклям, в силу специфической необходимости, дети непосредственно развивают и тренируют память, мышление, фантазию, работают над выразительностью речи и движений. Подробнее о театральной деятельности с дошкольниками можно узнать в книге: Е.А. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду» М., «ТЦ Сфера» 2006г. Т.И. Петрова., Е.Л.Сергеева., Петрова Е. С.. Театрализованные игры в детском саду. Москва: «Школьная пресса», 2000.

Задачи:

- Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности;

- Развивать ситуативно-деловое общение со сверстниками во всех видах деятельности;

- Развивать связную монологическую речь, учить детей составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;

- Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности;

- Расширять представления детей об окружающих их предметах, учить определять материал для изготовления костюмов, кукол, декораций, атрибутов к спектаклю;

- Пополнять и активизировать словарь детей: формировать умение определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций, характеризовать душевное состояние и настроение персонажей театрального спектакля;

- Формировать интонационную выразительность речи;

- Закреплять знания о правилах манипуляции куклами, побуждать детей к импровизации на тему;

- Обеспечивать развитие умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы (в том числе по частям, по ролям);

- Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях в разных видах художественной деятельности.

Планируемые результаты:

- Ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми, проявляет познавательную и деловую активность;

- Имеет богатый словарный запас; речь чистая, грамматически правильная, выразительная;

- Инициативен и самостоятелен в импровизации на тему с использованием кукол;

- Проявляет внимание к языку литературного произведения, использует средства языковой выразительности литературной речи в процессе пересказывания и придумывания сказок, владеет средствами интонационной выразительности;

- Активно и творчески проявляет себя в разных видах художественной деятельности (изобразительной, театральной, игровой деятельности по литературному произведению).

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА Б.Сойжины

познавательно-речевое развитие

(в образовательной области «Чтение художественной литературы») для детей 4-5 лет

Ф.И.ребенка: Б.Сойжина                                    

Возраст: пятый год жизни                                

Вид одаренности: познавательно-речевое развитие (в образовательной области «Чтение художественной литературы»

Месяц, неделя

Тема недели

Мероприятие. Цель

Планируемые результаты

Октябрь

1 неделя

Тестирование детей.

Организация работы с одаренными детьми.

Выявление детей с признаками одаренности

2 неделя

«В гостях у сказки»

«Встреча со знакомыми сказками»

Создать у детей радостное эмоциональное настроение.

Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.

3 неделя

«Неделя вежливых детей»

В. Осеева «Волшебное слово»

Учить понимать смысл произведения, проводить анализ поступков героев, развивать нравственные качества: доброту,

отзывчивость, вежливость.

У ребенка сформируются представления о нравственных нормах отношений с окружающими; дружеские, доброжелательные отношения в коллективе, коммуникативные

навыки.

4 неделя

«Уборка урожая»

Чтение стихотворения М. Пожарова «В огороде»

Учить эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, обогащать и совершенствовать

представление об овощах, развивать слуховое внимание, мышление.

Сформируется представление о признаках осени, будет развиваться интерес к художественной литературе.

Ноябрь

1 неделя

«Моя Родина – Россия.

Символы страны»

Чтение рассказа К. Д. Ушинский «Наше отечество»

Расширить знания воспитанников об истории отечества в произведениях русских писателей

и поэтов.

Сформируется ценностное отношение к Родине, к России, осознание значимости родины для каждого человека.

2 неделя

«Я в мире человек»

Разучивание

Танец – игра «Части тела»

Создание позитивного настроения, уточнение представлений о частях тела.

Систематизируются знания о частях тела человека и их назначении.

3 неделя

«Моя семья. День матери»

Чтение стихов о маме.

Познакомить        со стихами разных поэтов, воспевающих мать.

Сформируется представление о  значимости матери для каждого человека; уважительное, доброжелательное отношение

к маме.

4 неделя

«Транспорт.

Безопасность на улице»

Разучивание пальчиковой игры «Транспорт»

Развитие        мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Обогатится представление о транспорте, расширится кругозор и словарный запас детей.

Декабрь

1 неделя

«Что нас окружает?»

Земцова        О.Н. Составление рассказа по  сюжетной картинке.

Продолжать формировать умение составлять рассказ по сюжетным картинкам, выстраивать последовательность событий в соответствии логикой.

Сформируется умение составлять устный рассказ по серии сюжетных картинок.

2 неделя

«Зимушка-Зима»

Повторение потешки «Ты, мороз, мороз, мороз…»

Цель: способствовать эмоциональному отклику на содержание потешки.

Закрепятся знания детей о зимних развлечениях.

3 неделя

«Зимующие птицы, животные зимой»

Содержательная игра «Расскажи о птицах»

Учить детей различать птиц.

Научатся гуманно относиться к птицам, любить их и ухаживать за ними.

4 неделя

«Новый год у ворот»

Чтение Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима».

Цель: обогащать знания детей о зиме.

Расширяются представления детей о жизни леса в зимнее время.

Январь

3 неделя

«Зимние забавы.

Спорт»

Заучивание стихотворения «Веселый цирк». 

Расширять        знания детей         о спорте. Воспитывать смелость, выносливость, целеустремленность.

Умение заучивать стихотворение, используя мимику, рисунки, символы.

4 неделя

«Одежда»

Малые фольклорные формы

Учить        связывать значение пословиц с  содержанием короткого рассказа. Выучить

текст народной игры «Танас».

Иметь представление о жанре пословицы.

Февраль

1 неделя

«Посуда»

Чтение басни Л.Н. Толстого «Хотела галка пить».

Учить осмысленно воспринимать поэтические литературные тексты, устанавливать простые причинные связи

между событиями.

Уметь видеть поступки персонажей и правильно их оценивать.

2 неделя

«Профессии людей»

Рассказывание русской народной сказки

«Кот, петух, лиса».

Моделирование сказки

Умение придумывать и составлять сказку по модели.

3 неделя

«Комнатные растения»

Чтение сказки «Ивовый росток».

Учить понимать сюжет сказки, выделять

положительных и отрицательных героев.

Умение оценивать поступки героев и соотносить со своим поведением.

4 неделя

«23 февраля День

защитника отечества»

Игра – ситуация «Хотим быть смелыми»

Цель:        Воспитывать        патриотические чувства.

Воспитываются патриотические чувства.

Март

1 неделя

«Весна»

Заучивание стихотворения «Мамины помощники». Вызвать радостный эмоциональный

настрой, выразить любовь к маме через   поэзию.

Умение заучивать стихотворение по методике

«Расскажи стихи руками».

3 неделя

«Весна. Сезонные

изменения»

Игра-задание «Оживи картинку».

Учить озвучивать героев картинки, говорить за них, подражая их голосом.

Иметь творческое воображение, артистичность, звукоподражательные способности.

4 неделя

«Весна. Прилет птиц»

Моделирования стихотворения «Солнечные

зайчики». Активизировать в речи эмоционально-оценочную лексику.

Умение заучивать стихотворение используя модели.

5 неделя

«Предметы ближайшего окружения. Свойства

предметов»

Модификация        русской народной        сказки

«Теремок».

Учить        детей драматизировать сказку,  используя настольный театр.

Умение входить в образ своего персонажа и передавать его.

Апрель

1 неделя

«Пожарная безопасность»

Модификация русской народной сказки

«Колобок».

Учить передавать в сказке образ своего персонажа, используя тембр голоса.

Уметь        рассказывать сказку        с элементами драматизации, мимики и жестов.

2 неделя

«Планета Земля Космос»

Малые фольклорные формы – загадки.

Учить отгадывать загадки, построенные  на

описании и сравнении.

Уметь придумывать небольшие истории по их сюжету.

3 неделя

«Родная страна.

Народная культура и традиции»

Прослушивание музыкальных сказок. Познакомить со звучанием музыкальных инструментов (металлофон, ксилофон).

Уметь ассоциировать звучание инструментов с какими-либо явлениями природы.

4 неделя

«Домашние животные и птицы»

Чтение стихотворений о животных.

Учить понимать содержание поэтических

текстов,        чувствовать   ритм        стихотворной речи.

Уметь        стимулировать выражения        своих впечатлений в самостоятельных высказываниях.

Май

1 неделя

«Родная страна. День Победы»

Чтение стихотворения «Май пришел».

Развивать наглядно образное мышление, эстетический вкус.

Уметь заучивать стихотворение по модели.

2 неделя

«Труд взрослых»

Рассказывание русской народной сказки

«Коза-дереза».

Учить        детей интонационно передавать

образы персонажей или воспроизведение песенок.

Уметь        использовать структурно-логическую  схему.

3 неделя

«Насекомые»

Заучивание песенки «Насекомые над лугом».

Учить заучивать песенки с помощью одного рисунка.

Умение формировать чувство музыкального темпа и ритма.

4 неделя

«Лето. Деревья.

Кустарники»

Дидактическая игра «Когда это бывает?». Вызвать интерес к окружающему, эмоционально его воспринимать, используя поэтическое слово.

Уметь        рассматривать и        использовать мнемо- дорожки.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

(В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЧТЕНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»)

Ф.И.О. ребенка: Б. Сойжина Группа «Лучики»  (5 –й год жизни) Воспитатель: Гармаева Т.Д.

ПОКАЗАТЕЛИ

4-5 ЛЕТ

Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного

сюжета, не теряет основной мысли

+

Любит обсуждать литературные произведения. умеет сравнивать

характеры героев, хорошо запоминает последовательность событий

+

Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого

человека

+

Удачно передает чувства с помощью мимики и жестов

+

Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о

чем-то с увлечением рассказывает

+

С большой легкостью драматизирует, передает чувства и

эмоциональные

+

У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами.

-

Составляет рассказ по предметным картинкам (схеме)

+

Умеет отличать рассказ от сказки

+

Умеет эмоционально передавать образы героев сказки

+

Умеет правильно разложить картинки и придумать по ним рассказ

+

Умеет выделять структурные части рассказа, сказки

-

Умеет придумывать рассказ по моделям

+

Активно методом интерьюрирования

-

+ проявляет часто, четко выражено

- проявляет редко

* частично или при помощи педагога

Литература:

Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада».

Е.А. Алябьева «Как научить ребенка запоминать стихи».

О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».

Н.А. Карпухина «Конспекты занятий в средней группе детского сада».

А.В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада».

О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с дымковской народной игрушкой»

Данный план поможет педагогам в работе по ознакомлению детей с дымковской народной игрушкой.способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей, воспитывать интерес к народно...

Перспективный план работы для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) по формированию навыков безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте

Перспективный план работы для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) по формированию навыков безопасного поведения на дороге,  улице и в транспорте у детей с общим недоразвитием речи н...

Перспективный план работы для детей старшей группы и родителей по приобщению к здоровому образу жизни.

Перспективный план работы с родителями детей старшей группы. воспитателя МАДОУ "Детский сад №4" Костиной И.Г.на 2019 – 2020 учебный год МесяцыНазвание мероприятияЦель проведе...

Перспективный план работы для детей с ОНР в средней группе.

Календарно-тематическое планировыние для учителей- логопедов, работающих с детими среднего возраста с диагнозом ОНР....

перспективный план работы группы детей раннего возраста

Материал можетбыть полезен для воспитателей ДОУ...

Перспективный план работы «Обучение детей старшего дошкольного возраста способам обследования предметов» на 2020 - 2021 год.

Для формирования представлений ребенка об окружающем мире, предметах, явлениях и связях между ними необходимо обучить ребенка основным действиям и правилам обследования и восприятия, освоив которые, о...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ для детей с признаками одарённости

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫдля детей с признаками одарённости...