Проект "Щедрая осень"
проект (подготовительная группа)

Крогульская Елена Алексеевна

Проектная деятельность с детьми с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shchedraya_osen.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Управление образования Администрации муниципального образования –

Городской округ Жуковский

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад компенсирующего вида №23

Проектная деятельность

по познавательно-творческому развитию

с воспитанниками

старшей логопедической группы №2

по теме

«Щедрая осень»

                                                Ответственные:

                                                Крогульская Е.А. – учитель-логопед

                                                высшей квалификационной категории

                                                             Ноздрина И.А. – воспитатель высшей

                                                квалификационной категории

                                                            Зоткина О.А. – воспитатель высшей

                                                квалификационной категории

                                                Халитова О.А. – муз. руководитель высшей

                                                квалификационной категории

г.о. Жуковский

2021 г.

Проект «Щедрая осень»

Типы и виды проекта:

по видам деятельности: познавательно-творческий;

по составу участников и их объединению: групповой, с привлечением родителей;

по срокам проведения: среднесрочный.

Срок реализации: сентябрь – октябрь 2021 г.

Участники проекта:

  • дети старшей логопедической группы №2 (14 человек);
  • педагоги (4 человека);
  • родители (28 человек).

Актуальность проекта:

Актуальность данной темы мы видим в том, что у большинства детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) к 5-м годам не сформировано целостного восприятия осени как времени года. Их знания и представления об осенних изменениях в природе отрывочны, противоречивы и поверхностны.

Дети знают, например, что осенью листья изменяют свою окраску, идут дожди, тучи на небе, но не знают и не могут рассказать, что даёт человеку осень: это время урожая, сбора и заготовки овощей и фруктов на зиму; осень – самое плодородное время года. Некоторые дети уже знакомы с понятиями «овощи и фрукты», но для многих из них эти понятия неразделимы, им сложно классифицировать данные объекты по месту произрастания. Не все, также, понимают, как тесно связаны ощущения радости от богатого урожая и нелегкий труд людей в огороде и саду. В то же время дети должны понимать, что овощи и фрукты очень полезны для здоровья, так как в них много витаминов, необходимых для роста и развития каждого человека. Кроме того, все, что связано с дарами щедрой осени дарит яркие эстетические впечатления и вдохновение к творчеству.

Данная тема требует, на наш взгляд, длительного, систематического и всестороннего изучения. Поэтому мы в своём проекте исследуем следующую тему: что даёт осень человеку, чем она полезна и хороша для него.

Цель проекта: формировать у детей целостную картину осенних изменений, их значения для человека.

Задачи проекта:

Обучающие:

  • обогатить знания о сезонных (осенних) изменениях в природе;
  • обогатить представления об объектах осеннего леса, о «дарах осени» - овощах, фруктах, грибах, ягодах; о труде людей в осенний период;
  • формировать бережное отношение к окружающей природе; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
  • способствовать отражению полученных знаний, наблюдений и представлений в различных видах деятельности (изобразительной, продуктивной, игровой, театрализованной, умственной, словесное творчество);
  • обогатить словарь за счет имен существительных, прилагательных, глаголов.
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей желание исследовать данную тему, самостоятельно заниматься исследовательской и творческой деятельностью;
  • способствовать повышению речевой активности детей;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию, осязание и тактильно-двигательное восприятие;
  • способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту;
  • воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о ней;
  • приобщать родителей воспитанников к совместной творческой деятельности с детьми.

Гипотеза:

Если на деревьях листья пожелтели.

Если в край далекий птицы улетели.

Если небо хмурое, если дождик льется.

Это время года - осенью зовется!

Каждое время года несёт в себе красоту и очарование и даёт детям новые знания и представления.

Ожидаемые результаты:

Для педагогов:

  • повысится уровень профессионального мастерства;
  • будут заложены основы партнерских отношений с родителями воспитанников.

Для детей:

  • обогатятся знания о сезонных (осенних) изменениях в природе;
  • обогатятся представления об объектах осеннего леса, о «дарах осени» - овощах, фруктах, грибах; о труде людей в осенний период;
  • сформируется бережное отношение к окружающей природе;
  • обогатится словарь за счет имен существительных, прилагательных, глаголов, связная речь будет обогащена эпитетами, новыми словами и выражениями;
  • разовьется желание исследовать данную тему, самостоятельно заниматься исследовательской и творческой деятельностью;
  • повысится речевая активность;
  • разовьется мелкая моторика пальцев рук, зрительно-моторная координация, осязание и тактильно-двигательное восприятие, познавательна активность, мышление, воображение, фантазия, творческие способности и коммуникативные навыки;
  • сформируются умения отражать наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, продуктивной, игровой, театрализованной, умственной);
  • у детей будет наблюдаться бережное отношение к природе, желание заботиться о ней.

Для родителей:

  • родители воспитанников будут приобщены к совместной творческой деятельности с детьми;
  • родители воспитанников получат модель творческого взаимодействия с детьми и педагогами, грамотно и творчески отнесутся к вопросам трудового воспитания и воспитания здорового образа жизни своих детей.

Продукт проекта:

  • Осенний праздник «Осеннее кафе Кикиморы».
  • Творческие детские работы.
  • Выставка детско-родительских работ «Осенняя фантазия».
  • Презентация проекта.

План реализации проекта:

I этап. Подготовительный

  1. Определение темы исследования.
  2. Выявление предварительных знаний детей по теме проекта.
  3. Составить перспективный план мероприятий.
  4. Подобрать методическую литературу по данной теме.
  5. Разработать конспекты занятий, экскурсий.
  6. Подобрать детскую художественную литературу, настольно – печатные и дидактические игры.
  7. Подобрать репродукции картин (И. Левитан «Осенний день», «Золотая осень»); иллюстрации, фотографии, плакаты на осеннюю тематику; муляжи (овощи, фрукты, грибы).
  8. Подобрать пословицы, поговорки, рассказы, стихи, загадки об осени, фруктах, овощах, грибах, деревьях, пальчиковые гимнастики, физминутки, упражнения на координацию речи с движением.
  9. Подготовить материалы для продуктивной деятельности (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.).
  10. Подобрать аудиозаписи: звуки природы, детские песни об осени, о труде человека, о земных плодах.
  11. Изготовить разрезные картинки «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Деревья», «Кустарники».
  12.  Оформить презентации: «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Деревья и кустарники осенью», «Съедобные и несъедобные грибы».

II этап. Реализация проекта

Познавательное развитие.

  • Цикл наблюдений на прогулке «Изучаем жизнь природы осенью» (сезонные изменения, листопад, ветер, дождь, др.);
  • Экскурсии по территории МБДОУ, по улицам города, в осенний парк.
  • Ведение календаря природы.
  • Упражнения по ФЭМП: «Пересчитай листики», «Каких грибов больше?», «Чего больше – фруктов или овощей», «Который по счёту?», «Расположи деревья от самого высокого до самого низкого» и т.д.
  • Дидактические игры «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты), «Собери картинку», «Урожай», «4-й лишний», «От какого дерева лист», игры с листочками «Дорожка из листьев», «Образы из листьев».
  • Просмотр презентаций: «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Деревья и кустарники осенью», «Съедобные и несъедобные грибы».
  • Чтение и рассматривание иллюстраций в энциклопедиях про деревья, грибы, овощи, фрукты.

Речевое развитие:

  • Речевые игры: «Когда это бывает?», «Узнай по описанию», «Расскажи-ка», «Один-много», «Подбери признак», «Подбери родственные слова», «Чего не стало?». - «Чего много?», «Какой? Какая? Какое?», «Посчитай – 1 – 2 – 5», «Чего не стало?».
  • Чтение и разучивание пословиц и поговорок о временах года, явлениях природы, грибах, деревьях, овощах, фруктах.
  • Отгадывание загадок.
  • Чтение и заучивание наизусть стихотворений об осени, считалок, скороговорок, диалогов.
  • Рассматривание репродукций картин: И. Левитан «Осенний день», «Золотая осень» и составление описательных рассказов по ним;
  • Составление рассказа на тему «Золотая осень».
  • Чтение русских народных сказок «Колосок», «Вершки и корешки».
  • Чтение Л.Н. Толстой «Косточка», Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники», Ю. Тувим «Овощи», В. Сутеев «Мешок яблок», К. Ушинский «История одной яблоньки», Л. Толстой «Старик сажал яблони…», В. Зотов «Белый гриб», «Волнушка», «Опёнок осенний» (из книги «Лесная мозаика»), В. Катаев «Грибы», Я. Тайц «По грибы», С. Аксаков «Грибы», сказка «Разговор грибов».
  • Беседы: «Первый праздник осени – День знаний», «Какая разная осень», «Дары осени», «Грибы бывают разные».
  • Ситуативные беседы: «Почему не нужно срезать и ломать ветки?», «Как помочь раненому деревцу?».

Социально – коммуникативное развитие

  • Сюжетно-ролевые и дидактические игры: «Магазин. Овощи и фрукты», «Собери урожай», «На прогулке в осеннем лесу», «Во саду ли в огороде», «Садоводы – огородники».
  • Настольные игры: домино «Овощи – фрукты», «Лото».
  • Игры-драматизации: «Под грибом», «Репка».
  • Работа в парах по составлению разрезных картинок из 6 – 8 частей по теме.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Рисование: «Дерево осенью», «Узор на полосе (фрукты)», «Мухомор», «Осенняя веточка», «Овощи на грядке».
  • Раскрашивание: «Приметы осени», «Овощи», «Фрукты», «Грибы съедобные и несъедобные».
  • Аппликация: «Консервируем овощи», «Гриб боровик», «Фрукты на блюде».
  • Лепка: «Овощной базар», «Фрукты в магазине», «Лисички».
  • Пластилинография: «Веточка рябины», «Осенний лес», «Яблоки и груши».
  • Ручной труд: «Берёзка» (из крупы), «Веточка рябинки» (из салфеток).
  • Музыка: прослушивание произведений П.И. Чайковского «Времена года. (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь); разучивание песен об осени.

Физическое развитие:

  • Подвижные игры: «Листопад», «Ветер и листья», «Зайка-огородник», «У медведя во бору», «Пугало», «Раз, два, три, к названному дереву беги».
  • Физкультминутки и упражнения на координацию речи с движением: «Капуста», «Огород», «Садовник», «За грибами».
  • Пальчиковая гимнастика: «Хозяйка однажды с базара пришла», «Апельсин», «Фруктовый сад», «Осень», «Вышел дождик погулять», «Грибы».
  • Дыхательная гимнастика «Ветерок».
  • Эстафета «Соберем осенний букет».
  • Хороводная игра «К нам осень пришла».

Трудовое воспитание

  • Помощь дворнику в уборке листьев на участке детского сада.
  • Сбор природного материала - листьев, цветов, ягод.

III этап. Итоговый

  • Осенний праздник «Осень, осень, в гости просим».
  • Творческие работы.
  • Видеоролик.
  • Презентация проекта.

Взаимодействие с родителями:

  • Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к проектной деятельности.
  • Папки-передвижки «К нам пришла осень».
  • Оформление для родителей стенда с детскими творческими работами по теме проекта.
  • Экскурсии со своими детьми в лес (или парк), сбор природного материала, подготовка фотографий по теме.
  • Консультации печатные и индивидуальные: «Овощи и фрукты – основа питания ребёнка», «Отравления ядовитыми грибами», «Как сохранить здоровье наших детей осенью», «Осенние подвижные игры для детей дошкольного возраста», «Золотая осень или что рассказать детям про осень», «Осень прекрасна и опасна», «Одежда для прогулок осенью», «Укрепляем иммунитет осенью»,  «Лук от 7 недуг».
  • Рекомендация родителям художественной литературы по теме для прочтения.
  • Предложить родителям воспитанников изготовить вместе с детьми поделки из природного материала, овощей или фруктов для выставки «Осенняя фантазия».

Анализ работы над проектом

В ходе проекта дети научились наблюдать за сезонными изменениями в природе. Научились замечать и любоваться осенней красотой родного края, передавать свои впечатления в продуктивной деятельности.

В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.

        Расширились и обогатились представления детей о состоянии деревьев, грибов и растений осенью. Дети познакомились с трудом взрослых в осенний период, с «дарами осени». Дети стали внимательнее и бережнее относиться к природе и ее обитателям.

В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.

        Укрепилось сотрудничество детей и педагогов с родителями: совместные экскурсии, наблюдения.

 

Список используемой литературы

  1. Вера Деркунская: Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – ФГОС. Издательство: Центр педагогического образования, 2018 г. – 208 с.
  2. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
  3. Козина И.В., Лебедева Л.В.: Лексические темы по развитию речи дошкольников. Старшая группа. Методическое пособие. ФГОС. – Издательство: Центр педагогического образования, 2018 г. – 144 с.
  4. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/ Под общ. ред. д.м.н. Е.М. Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002. – 192 с. (развитие и воспитание дошкольника).
  5. Лыкова И.А. Я Будущий скульптор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г. – 48 с. – ил.
  6. Наталья Сорокина: Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Цветы, ягоды, деревья, грибы. –  Издательство: Владос, 2015 г. – 71 с.
  7. Наталья Сорокина: Подвижные игры и упражнения для развития речи у детей с ОНР. Времена года. –  Издательство: Владос, 2015 г. – 87 с.
  8. Наталья Сорокина: Подвижные игры и упражнения для развития речи у детей с ОНР. Овощи и фрукты. –  Издательство: Владос, 2015 г. – 55 с.
  9. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003, - 528 с.
  10. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр / Г. А. Османова. — СПб.: КАРО, 2014.— 160 c.: ил. — (Серия «Популярная логопедия»).
  11. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика - Синтез, 2016 - 368с.:
  12. Черенкова Е.Ф. Развивающие игры с пальчиками. – М.: РИПОЛ классик ДОМ. ХХI век, 2009. – 186 с. – («Азбука развития»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста....

«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».

Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"

«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)

Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками,  и конечно же встреча со сказочными героями......

логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование ...

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенност...

«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...