Статья ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РИСОВАНИИ НЕТРАДИЦИОННЫМИ ТЕХНИКАМИ
статья (младшая группа)

Агазаде Нурана Ислам кызы

Актуальность своего исследования вижу в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. В младшем дошкольном возрасте не все воспитанники ДОО владеют нетрадиционными техниками рисования, что препятствует эффективному развитию изобразительных способностей и умений у детей младшего дошкольного возраста и отражается на качестве и оригинальности детских рисунков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_agazade.docx37.43 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.24

Н.И. Агазаде

ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РИСОВАНИИ НЕТРАДИЦИОННЫМИ ТЕХНИКАМИ

Проблема владения нетрадиционными техниками рисования у детей 3-4 лет, в настоящее время является одной из наиболее актуальных. Нетрадиционные техники рисования привлекают детей своей спонтанностью и свободой. Здесь нет никаких правил, главное – это процесс. В ходе таких занятий развивается не только видение и понимание прекрасного, но и фантазия, ловкость, изобретательность и моторика. Нетрадиционные техники стимулируют положительную мотивацию, способствуют выражению индивидуальности ребенка. Комбинирование различных техник побуждает ребенка думать, самостоятельно выбирать подходящие приемы для создания уникальных и более выразительных продуктов деятельности [4, с. 17].

В ходе наблюдений за изобразительной деятельностью детей в детском саду можно сделать вывод, что снижение интереса к нетрадиционным техникам рисования имеют несколько причин:

1.        Недостаточное внимание к проблеме на раннем этапе развития детей (в младшем дошкольном детстве) со стороны родителей.

2.        Недостаточность знаний, опыта работы у детей младшего дошкольного возраста по проблеме изобразительного творчества посредством нетрадиционного рисования.

Актуальность своего исследования вижу в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. В младшем дошкольном возрасте не все воспитанники ДОО владеют нетрадиционными техниками рисования, что препятствует эффективному развитию изобразительных способностей и умений у детей младшего дошкольного возраста и отражается на качестве и оригинальности детских рисунков.

По Д.И. Ушакову, понятие «умение» трактуется, как способность делать что-либо, основанная  на знании, опытности [2].

В кратком психологическом словаре, под ред. А.В. Петровского, предлагается следующее определение: «Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый в совокупности  приобретённых знаний и опыта, который формируется через упражнения и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях».

Термин «нетрадиционный» в большинстве источников рассматривается специалистами как - не являющийся традиционным, связанный с отступлением, отказом от традиций, свежим, новаторским.

Под термином «нетрадиционный» (от лат. traditio — привычный) подразумевается использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепризнанными, традиционными, широко известными. [3].

Под техникой (от греч. technike — искусная и techne — искусство, мастерство) в изобразительном искусстве представляется совокупность специальных навыков, способов и приемов, с помощью которых выполняется художественное произведение. В узком смысле понимания понятие «техники» соответствует  непосредственному результату работы художника со  специальными материалами и инструментами (например, техника масляной живописи, акварели, гуаши и т.д.), умение пользоваться разнообразными  художественными возможностями этого материала, а  в  широком понимании этот термин охватывает также соответствующие элементы изобразительного характера — передачу вещественности предметов [5,c. 26].

Использование нетрадиционных техник в образовательном процессе для формирования изобразительных умений у дошкольников, в настоящее время, не является нововведением и не вызывает сомнения необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества дошкольников. Доказано, что нетрадиционный подход к выполнению изображения и разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит его нестандартно мыслить.

Нетрадиционные изобразительные техники - являются весьма эффективным средством передачи изображения, использующим новые способы для создания художественных образов, позволяющим обеспечить высокую выразительность образа в творческой работе, исключающим использование детьми шаблонов [6, c. 29]. Исключительная ценность применения нетрадиционных техник в рисовании заключается не в качестве выполняемой работы, а в том, что дошкольники получают огромное удовольствие и радость от самого процесса изображения.

Проблему формирования умений владения нетрадиционными техниками рисования у дошкольников младшего возраста исследовали:  А.А. Андлюшевич, С.Р. Гимранова, Г.Н. Давыдова, Е.С. Жукова, Т.В. Казеннова, Л.Ф. Колемасова, И.В. Некрасова, В.П. Озерова, А.В. Пономарчук и др.

Применение нетрадиционных материалов и техник в изобразительной деятельности способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентации на бумаге; внимания и усидчивости; развитие глазомера и зрительного восприятия; изобразительных умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; навыки контроля и самоконтроля. [1].

Констатирующий эксперимент проходил на базе МАДОУ ДС №61. Исследованием было охвачено 23 воспитанника 2 младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить критерии и показатели для оценки уровней развития умений владения нетрадиционными техниками рисования у детей 3-4 лет.

Таблица 1

Критерии, показатели и уровни умений владения нетрадиционными техниками рисования у детей 3-4 лет

Критерии

Показатели

Уровни

Умение рисовать

в технике

«Пальчиковой живописью»

-Умение оставлять отпечаток пальцами.

-умение правильно набирать краску на палец.

-умение правильно наносить точки, пятнышки.

Низкий – ребенок не может оставлять отпечатки пальцами и правильно набирать краску на палец.

Средний – ребенок обладает умением правильно набирать краску на палец и оставлять отпечаток пальца.

Высокий – ребенок самостоятельно может выполнить рисунок.

Умение рисовать

в технике «Ладошками»

-умение правильно наносить краску кисточкой на ладошку.

-умение ориентироваться на листе.

-умение передавать в рисунке цветовое решение.

Низкий – неумение наносить краску, с помощью кисти на ладошку и неправильное ориентирование на листе.

Средний – умение ориентироваться на листе и правильно наносить краски на ладошку.

Высокий - ребенок умеет передавать в рисунке цветовое решение, и рисунок соотнесен с размером листа бумаги.

Умение рисовать

в технике «Ватными палочками»

- умение пользоваться ватными палочками;

-умение оставлять отпечаток ватными палочками.

-умение набирать краску на ватную палочку.

 

Низкий – ребенок не может выполнить рисунок в нетрадиционной технике рисования.

Средний – ребенок умеет пользоваться и оставлять отпечатки ватными палочками.

Высокий – ребенок самостоятельно выполняет рисунок, набирая краску на ватную палочку.

Система оценок, которые мы использовали для определения уровня умений владения нетрадиционными техниками рисования:

2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной.

1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление.

0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее проявление носит случайный характер.

Полученные данные по каждому заданию складываются и соотносятся соответственно определенным уровням изобразительных умений в рисовании:

Высокий уровень 12 – 15 балов;

средний уровень 6 – 11 баллов;

низкий уровень - менее 5 баллов.

Обследование детей дошкольного возраста проводилось методом анализа детских работ, целенаправленного наблюдения за образовательным процессом и в ходе бесед с педагогами, детьми и родителями.

Для получения данных об исходном уровне умений владения нетрадиционными техниками в рисовании были подобраны задания к каждому критерию:

1 задание - для выявления у детей уровня умений владения техникой нетрадиционного рисования «Пальчиковой живописью».

Тема: «Снежок».

Цель: Выявление уровня владения техническими умениями: оставлять отпечаток пальцами, правильно набирать краску на палец и умение правильно наносить точки, пятнышки.

2 задание - для выявления у детей уровня умений владения техникой нетрадиционного рисования «Ладошками».

Тема: «Солнышко».

Цель: Выявление уровня владения, умениями правильно наносить краску кисточкой на ладошку, ориентироваться на листе и передавать в рисунке цветовое решение.

3 задание - для выявления у детей уровня умений владения техникой нетрадиционного рисования «Ватными палочками».

Тема: «Одуванчик».

Цель: Выявление уровня владения детьми умениями: пользоваться ватными палочками, оставлять отпечаток ватными палочками и набирать краску на ватную палочку.

Анализ полученных данных показал, что из 23 воспитанников младшей группы, с которыми проводился констатирующий эксперимент только у одного ребенка (4%) выявлен высокий уровень владения нетрадиционными техниками рисования. Средний уровень выявлен у 10 воспитанников (43%) и 12 воспитанников (52%) показали низкий уровень умения владения нетрадиционными техниками рисования.

Рис.1 Результаты овладения нетрадиционными техниками рисования

Таким образом, по итогам проведения диагностики в начале исследования было установлено, что уровень овладения нетрадиционными техниками рисования находится у большинства воспитанников на недостаточно высоком уровне, что актуализирует разработку и апробацию специального проекта образовательных мероприятий, направленных на повышение результативности работы по формированию умений владения нетрадиционными техниками рисования целесообразна разработка педагогической технологии, направленной на развитие этих умений.

Литература

  1. Алексеева Г. Использование нетрадиционных техник рисования в младшем дошкольном возрасте // Детство, открытое миру: актуальные вопросы образования: сборник научных материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции /ответственный редактор Е. В. Коротаева. – 2016. – С. 39-41.
  2. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.М. Ушаков.- М.: Альта-Принт, 2005. — 1216 с.
  3. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт рус. языка им. В.В.Виноградова.- 4-е изд., допол.- М.: Азбуковник, 1999.
  4. Казакова, Р. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов / Р. Г. Казакова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  5. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования / Т. С.Комарова.  – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  6. Лебедева, Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития / Е.Н. Лебедева. - М.: Классике Стиль, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"

Программа расчитана на детей 1,5-3 лет, срок реализации программы - 2 года. Программа направлена на формирование у детей навыков  изодеятельности, совершенствование наблюдательности, воспита...

Инновационный проект «Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования и аппликации»

Развитие творческих способностей невозможно без создания на занятиях по изодеятельности требующей решения творческой задачи. Выход из нее — поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческ...

« Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования крупой»

Проект направлен на развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. Использование нетрадиционных спо...

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...

Проект развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста с применением нетрадиционных техник рисования на примере изображения салюта различными нетрадиционными способами.

   Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающег...

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста при помощи нетрадиционных техник рисования

Особенности работы по развитию мелкой моторики при помощи нетрадиционных техник рисования в младшей группе. Планирование организованной обраовательной деятельности....

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования....