Консультация: Использование вязаных игрушек в речевом развитии дошкольников
консультация по развитию речи

Дорофеева Алена Игоревна

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование вязаных игрушек в речевом развитии дошкольников

 

Дорофеева А.И., воспитатель ясельной группы,

МБДОУ "ДСОВ № 41"

г. Братск

 

Цель: Цель: вызвать интерес у детей к занятиям в ДОУ

 

Задачи работы:

      обогащение и уточнение знаний и представлений об окружающем мире, о количественных и пространственных отношениях в нём;

      развитие психических процессов (память, внимание, мышление и др.) и мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация и др.);

      развитие речи и умения применять чёткую и точную терминологию;

      развитие сенсорики и мелкой моторики, умения действовать с предметами;

      знакомство со свойствами и назначением предметов.

 

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Периодом активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической является дошкольный возраст ребенка. Именно поэтому среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения – одна из главных.

Развитие культуры речи это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов. Педагоги практики считают, что использование игрушек вызывает у детей дошкольного возраста наибольший интерес, речевую активность, эмоциональную отзывчивость.

В своей работе с детьми я активно использую вязаные игрушки-смешарики. Данные персонажи знакомы детям по мультфильмам, они охотно играют с ними.

Вязаные игрушки это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей.

Вязаные игрушки используются на занятиях по формированию математических представлений у детей например, дорожка широкая – узкая, короткая – длинная, семечки большие и маленькие и т.д. Дидактические игрушки вызывают огромный интерес у детей, так как позволяют им активно действовать и получать разнообразные результаты.

Для использования игровых приемов применяем игры: «Приходим в гости», «Готовим обед».

Игровая ситуация "Готовим обед"

Вот игра - готовим сами.       Чистим, режем, репу варим.

Стали все мы поварами.        Свеклу трем, картошку жарим.

Огородники вчера.                  Не хотите ль вкусных щей

А сегодня повара.                    Иль котлет из овощей?

В играх обогащается словарный запас ребенка, построение предложений становится более правильным и развернутым. В процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление (такие важные понятия как "лево" и "право", вниз и верх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме).

При работе над лексической темой «Огород» мы используем разнообразные вязаные фигурки овощей в игре "Расскажи об овощах".

Игровая ситуация "Расскажи об овощах"

1.    По заданным признакам узнать предмет, например: «круглый, красный – что это?» - «Узнай предмет по определению»;

2.    Добавить к заданному слову признак названного предмета, например: «Огурец какой?» - «Подбери признак» (зеленый, вкусный, спелый и др.);

3.    Что можно сказать про огурец, помидор, лук?» (Каков каждый из них по форме, вкусовым качествам, величине?);

4.    Закончить ряд слов, например: «Огурец – зеленый, продолговатый…Еще какой?» - «Найди подходящее слово - определение и продолжи»;

5.    Образование относительных прилагательных: Приготовим сок из томатов - томатный, из моркови - морковный, из свеклы – свекольный и т.д.

Дети учатся потреблять существительные единственного и множественного числа: огурец-огурцы; учатся употреблять уменьшительно-ласкательную форму существительных: лук-лучок, морковь-морковка; учатся употреблять прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину, вкусовые качества овощей, тем самым обогащается словарь детей.

Дети учатся употреблять предлоги: НА-В: Покажи, какой овощ растёт в земле? (лежит на тарелке). Скажи, где лежит лук? (на столе) Где лук растёт? (в земле). Морковь растет В земле, капуста НА земле, грибы НА пеньке и т.д.

Также дети учатся употреблять глаголы, обозначающие производимые с овощами действия: огурцы срывают, помидоры снимают с куста, морковь выдергивают, грибы собирают, подсолнух убирают и т.п.

К примеру в игре "Поможем Копатычу собрать урожай" изучаем две группы глаголов:

1 группа. Глаголы, называющие действия, связанные с уборкой урожая:

        выкапывать, срезать, выдергивать, срывать;

        складывать, высыпать, перевозить, хранить.

2 группа. Глаголы, называющие способы обработки и приготовления продуктов:

        мыть, чистить, резать, шинковать, рубить, тереть;

        печь, варить, жарить, тушить;

        солить, мариновать, консервировать, сушить.

В работе конечно же мы используем и физкульминутки, к примеру:

Зарядка с Копатычем.

Копатыч вышел в огород (ходьба на месте)

Посмотреть, что там растёт (наклон вперёд),

Огромной тыквы целый ряд (круг руками и присесть),

Красный толстенький томат (встать и надуть щёки - глубокий вдох и выдох, руки на поясе),

Тут - капуста (руки на поясе, наклон вправо), тут - картошка (наклон влево),

И укропчика немножко (наклон вперёд)!

Таким образом, вязаные игрушки, как дидактический материал имеет множество функций:

        стимулируют развитие мелкой моторики;

        знакомят ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

        помогают развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);

        развивают воображение, память, мышление и внимание;

        помогают развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

        формируют творческие способности и артистические умения;

        знакомят с элементарными математическими понятиями.

Дети любят эти игры, с удовольствием в них играют. В своей дальнейшей работе я планирую изготовить еще игрушки с мультфильмов, фрукты и других животных и продолжить работу по обогащению речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Использование технологии «Мнемотехника» в речевом развитии дошкольников»

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличи...

Консультация на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии дошкольников»

Весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий.Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют...

"Использование вязанных пособий в речевом развитии детей раннего возраста"

Пособие сделанное своими руками "Панно: времена года" и игрушки из мультфильма "Три кота" помогают в работе с детьми решать различные педагогические задачи в игровой форме. Помогае...

Видео консультация «Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»

https://www.instagram.com/tv/CXfzT3ro_Fg/?utm_medium=copy_linkТема: «Использование технологии «скрайбинг» в речевом...

он-лайн консультация для родителей «Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»

Скрайбинг — процесс визуализации содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации....

Консультация " Использование технологии "кластер" в речевом развитии дошкольников"

Консультация " Использование технологии "кластер" в речевом развитии дошкольников"Виды кластеровДостоинства и результаты...