Консультация «Использование технологии «Мнемотехника» в речевом развитии дошкольников»
консультация (средняя группа) по теме

Трошкина Елизавета Алексеевна

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «МНЕМОТЕХНИКА» В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

     

 Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

      На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое. 

      Работая с детьми я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал.

Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:

· односложная, состоящая из простых предложений речь;

· неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

· недостаточный словарный запас;

· употребление нелитературных слов и выражений;

· бедная диалогическая речь;

· неспособность построить монолог;

· отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

· отсутствие навыков культуры речи;

· плохая дикция.

     Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.

      Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

        Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. -сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. - предметно-схематическими моделями, Глухова В.П. - блоками-квадратами, Ефименко Л.Н. - схемой составления рассказа.

Основные задачи мнемотехники:

· Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу;

· Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);

· Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

· Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.;

· Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами;

· Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

   Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

    Особое место в моей работе с детьми занимает использование в качестве наглядного материала мнемотаблиц.

     Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

     Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются для:

· обогащения словарного запаса;

· при обучении составлению рассказов;

· при пересказах художественной литературы;

· при отгадывании и загадывании загадок;

· при заучивании стихотворений.

Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 
2. Преобразование из абстрактных символов в образы. 
3. Пересказ сказки с опорой на символы. 
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. 
5. Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.

Мнемотаблицы можно использовать в образовательных областях:

· речевое развитие;

· познавательное развитие;

· социально-коммуникативное развитие;

· художественно-эстетическое развитие;

· физическое развитие.

       Мнемотехника многофункциональна, на её основе я создаю разнообразные дидактические игры такие как: «Расскажи-ка», «Времена года», «Один, много, чего не стало», «Сосчитай», «Ошибки художника» и др.

  http://www.schoolrm.ru/detsad_sar/ds5sar/upload/educational-activities/plans-work/%D1%817.jpg

В заключении, я хочу сказать, что в результате проведенной работы с использованием мнемотаблиц у детей появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;

· расширился круг знаний об окружающем мире;

· расширился активный и пассивный словарный запас;

· появился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;

· дети преодолели робость, застенчивость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема : «Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе.

       «Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе » "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасн...

Использование инновационной технологии "мнемотехника" для развития речи дошкольников

Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи дошкольников.Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Г...

Использование технологии «Мнемотехника» для развития речи у дошкольников

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Почему использую данную технологию:§Расширяется словарный запа...

Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ для развития речи дошкольников

Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...

"Использование инновационной технологии "Мнемотехника" для развития речи дошкольников"

консультация для воспитателей о инновационной технологии "Мнемотехника"...

Проект на тему: Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей дошкольного возраста: "Секреты мнемотехники"

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным...