Консультация «Использование технологии «Мнемотехника» в речевом развитии дошкольников»
консультация (средняя группа) по теме
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи | 130.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «МНЕМОТЕХНИКА» В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.
Работая с детьми я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал.
Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:
· односложная, состоящая из простых предложений речь;
· неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
· недостаточный словарный запас;
· употребление нелитературных слов и выражений;
· бедная диалогическая речь;
· неспособность построить монолог;
· отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
· отсутствие навыков культуры речи;
· плохая дикция.
Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.
Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. -сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. - предметно-схематическими моделями, Глухова В.П. - блоками-квадратами, Ефименко Л.Н. - схемой составления рассказа.
Основные задачи мнемотехники:
· Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу;
· Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);
· Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
· Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.;
· Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами;
· Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Особое место в моей работе с детьми занимает использование в качестве наглядного материала мнемотаблиц.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются для:
· обогащения словарного запаса;
· при обучении составлению рассказов;
· при пересказах художественной литературы;
· при отгадывании и загадывании загадок;
· при заучивании стихотворений.
Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ сказки с опорой на символы.
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.
Мнемотаблицы можно использовать в образовательных областях:
· речевое развитие;
· познавательное развитие;
· социально-коммуникативное развитие;
· художественно-эстетическое развитие;
· физическое развитие.
Мнемотехника многофункциональна, на её основе я создаю разнообразные дидактические игры такие как: «Расскажи-ка», «Времена года», «Один, много, чего не стало», «Сосчитай», «Ошибки художника» и др.
В заключении, я хочу сказать, что в результате проведенной работы с использованием мнемотаблиц у детей появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;
· расширился круг знаний об окружающем мире;
· расширился активный и пассивный словарный запас;
· появился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;
· дети преодолели робость, застенчивость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Тема : «Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе.
«Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе » "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасн...
Использование инновационной технологии "мнемотехника" для развития речи дошкольников
Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи дошкольников.Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Г...
Использование технологии «Мнемотехника» для развития речи у дошкольников
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Почему использую данную технологию:§Расширяется словарный запа...
Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ для развития речи дошкольников
Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...
"Использование инновационной технологии "Мнемотехника" для развития речи дошкольников"
консультация для воспитателей о инновационной технологии "Мнемотехника"...
"Использование технологии мнемотехники в развитии математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"
Консультация для педагогов...
Проект на тему: Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей дошкольного возраста: "Секреты мнемотехники"
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным...