Педагогический проект «Как жили наши предки» (история русского быта)
проект (старшая группа)

Сикорская Инна Сергеевна

Педагогический проект

 

 

«Как жили наши предки»

(история русского быта)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_izba.docx34.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №58 «БЕЛОЧКА»

Педагогический проект

«Как жили наши предки»

(история русского быта)

Автор:

Сикорская И. С.

Г. О. МЫТИЩИ

2021г.

Педагогический проект «Русский быт в старину»

Вид проекта: Долгосрочный, творческий.

Участники проекта: Воспитатели и дети старшей логопедической группы «Радуга», логопед, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2020 – май 2021 года. 

Актуальность проекта

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем, актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием, приобретает чрезвычайную значимость.

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа. Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели».

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи, образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей.

Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.

Постановка проблемы

Работая в группе, мы заметили, что дети испытывают трудности в рассказах о своей семье, семейных традициях; имеют нечеткие представления о символике Российской Федерации; демонстрируют низкий уровень знаний о своей родине, истории и культуре своего народа; нравственными идеалами являются мультяшные герои (Черепашки-Ниндзя, Том и Джерри, Шрек и т. п.); не все дети умеют общаться друг с другом, участвовать в сюжетно-ролевых играх; некоторые проявляют склонность к враждебности, агрессии, нежеланию делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А ведь именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

Мы решили для формирования духовно-нравственных качеств наших воспитанников использовать доступные, понятные, а главное интересные дошкольникам средства: путешествие во времени к истокам истории нашего народа, истокам русской народной культуры.

Одной из задач по духовно - нравственному воспитанию является развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте, обычаях, играх, пословицах, приметах и даже сказках.

Работа в этом направлении потребовала организации особых условий, создание обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний, погружения детей в атмосферу старины. Было принято решение изготовление макета «Русская изба» с двором и хозяйством.

Проект ориентирован на духовно-нравственное развитие участников образовательного процесса.

Основная идея:

Знакомство с истоками своего народа, его историей и культурой – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, чему радовались и о чем печалились - раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.

Цель проекта:

Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников, расширение кругозора, обогащение речи, воспитание патриотизма на основе изучения исторических культурных традиций своего народа.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, убранством, одеждой наших предков.

2. Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.

3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

4. Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие, милосердие).

5. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

6. Привлечь родителей в воспитательно — образовательный процесс.

7. Создать макет русской избы с двором и хозяйством , привлекая родителей.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

Для детей:

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю, к культуре и быту предков;

- формирование чувств национального достоинства;

- успешная социализация каждого ребёнка в коллективе и в общении друг с другом.

Для педагогов:

- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Для родителей:

- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;

- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Методы реализации проекта.

1.Наглядно-действенный метод:

- просмотр сказок, чтение русских народных сказок;

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

- наблюдение;

- воплощение впечатлений детей в творческих занятиях.

2.Словесно-образный метод:

- чтение и обыгрывание литературных произведений;

- загадывание и отгадывание загадок;

- рассматривание наглядного материала;

- рассказы детей о своих впечатлениях после экскурсий, поделках, предметах старины, сохраненных в семье;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

- рассказывание сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;

- проведение разнообразных народных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

- сообщения дополнительного материала воспитателем;

- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;

- разбор житейских ситуаций;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3.Практический метод:

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

- изготовление кукол к сказкам;

- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;

- организация вечеров с родителями, для родителей;

- изготовление с детьми наглядных пособий;

Интеграция образовательных областей.

Реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельности: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Этапы работы:

1этап, сентябрь. Подготовка к запуску проекта.

1. Изучение литературы по теме.

2. Диагностика знаний детей о русской культуре и быте.

3. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье.

4. Беседы с детьми о русском народном творчестве.

5. Подготовка презентаций по народным промыслам.

6. Видеоэкскурсия в музей русского быта.

7. Подбор соответствующей детской литературы.

8. Подготовка материалов для продуктивной деятельности.  

9. Привлечение родителей к созданию макета и мини-музея старины в группе.

2этап, октябрь. Начало реализации проекта:

1. Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.

2. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен,

русских народных игр.

3. Чтение русских народных сказок.

4. Презентация «Дымковская игрушка». НОД (рисование) «Дымковская Барышня».

Ноябрь.

  1. Сбор материала для минимузея предметов старины в группе.
  2. Чтение русских народных сказок.
  3. Постановка спектакля с участием детей «Колобок».
  4. Презентация «Филимоновская свистулька». НОД (Рисование пластилином) «Лошадка – свистулька».
  5. Презентация «Золотая хохлома». НОД (Рисование) «Хохломская ложка».
  6. Рассказы детей о предметах старины, принесенных для музея.
  7. Русские народные игры на прогулке.

Декабрь.

  1. Начало изготовления макета русской избы.
  2. Беседа о жизни людей в старые времена. Показ видеоэкскурсии в музей русского быта.
  3. Конструирование «Русская печка» из картона. Роспись печки карандашами и фломастерами.
  4. Презентация «Голубая сказка – Гжель». НОД (рисование) «Кувшинчик – петушок».
  5. Чтение русских народных сказок.
  6. Настольный театр «Заюшкина избушка».
  7. Беседа «Откуда к нам пришло Рождество и Новый год?»
  8. Мастер-класс с родителями «Елочная игрушка» (изготовление елочной игрушки).
  9. Зимние народные забавы на прогулке.

Январь.

  1. Продолжение изготовления макета русской избы.
  2. Беседы об убранстве и предметах быта в старину: русская печь, чугуны, деревянная посуда, самовар, лавки, полати, половики, лучина, свеча, прялка, веретено, ухват, кочерга, красный угол, люлька, сени, ушат, корыто.
  3. Беседа – театрализация «Гости в горнице». (Гостеприимство, хлебосольство, народные запевки, традиции чаепития). «Не красна изба углами, а красна пирогами».
  4. Презентация «Русская матрешка». Рисование «Матрешка».
  5. НОД «Дымковская лошадка» (лепка).
  6. Чтение народных сказок.
  7. Беседа о Рождестве. Разучивание калядок.
  8. Выставка книжек – самоделок «Моя любимая сказка» (работа с родителями).

Февраль.

  1. Продолжение изготовления макета русской избы.
  2. Беседа «Русский народный костюм». Презентация.
  3. НОД (рисование) «Народный костюм» (мужчина и женщина в народном костюме).
  4. Чтение русских народных сказок. Разучивание потешек, поговорок, пословиц. Разгадывание загадок.
  5. Беседы: «Выйду из избы во двор» (ставни, колодец – журавль, колодец с воротом, крыльцо, скотный двор, птичник, сарай, поленница, дрова, чурочка, калитка, засов, щеколда, свинарник, стоило, коровник, конюшня, курятник, насест, выгон, околица).
  6. Настольный театр «Теремок».
  7. Драматизация сказки «Репка» с участием детей.
  8. Просмотр сказок «Лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди», «Мороз Иванович», «Два мороза».
  9. Конструирование «Сундучок» из картона. Роспись карандашами и фломастерами.

Март.

  1. Завершение изготовления макета русской избы.
  2. Беседы об уважительном и бережном отношении детей к родителям, дедушкам и бабушкам.
  3. Рассказы детей «Как я помогаю дома».
  4. Презентация «Городецкая роспись». Рисование «Городецкие узоры».
  5. Беседа – презентация «Какие были игрушки».
  6. Мастер- класс для родителей с детьми «Игрушки – закрутки».
  7. Прослушивание, обсуждение и разучивание народных колыбельных песен.
  8. Беседа «Что такое Масленица». Разучивание закличек. Участие в народных масленичных гуляньях.
  9. Чтение русских народных сказок.

Апрель.

  1. Беседа «Что такое оберег?» Народные поверья.
  2. Мастер-класс для родителей с детьми «Изготовления оберега в дом».
  3. Русские народные инструменты. Знакомство.
  4. Создание оркестра русских народных инструментов на музыкальных занятиях.
  5. Беседа «Что за праздник Пасха». Аппликация «Пасхальное яичко».
  6. Русские народные игры на прогулке.
  7. Чтение сказок.

Май. Заключительный этап.

Презентация проекта.

Участие в конкурсе «Каллейдосскоп».

Используемая литература:

1. В. С. Горичева, М. И. Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.

2. Н. М. Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.

3. М. Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.

4. О. Л. Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.

5. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.

6. И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.

7. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.

8. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизетрейдинг», 2004 – 128 с.

9. Л. В. Соколова, А. Ф. Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.

  М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Как жили наши предки"

Проект разработан для детей подготовительной группы с целью воспитания нравственно-патриатических чувств через ознакомление с жизнью наших предков. Содержит цели, задачи, краткое содержание и системну...

Проект на тему: «Как жили наши предки» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с задержкой психического развития (ЗПР).

     Актуальность организации педагогами проекта «Как жили наши предки», обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают...

Проект "Как жили наши предки"

Проект "Как жили наши предки"...

Познавательно-исследовательский проект «Как жили наши предки»

Изучение истории родного края расширяет и обогащает знания дошкольников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает более полно ощутить и осознать связь истории...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром " Как жили наши предки. Русская изба." для детей подготовительной группы.

Цель: приобщение детей к русской народной культуре, изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.Задачи: способствовать формированию знаний о культуре, быте, обычаях русского народа....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром " Как жили наши предки. Русская печь." для детей подготовительной группы.

Цель : приобщение детей к русской народной культуре,развитие интереса к прошлому, изучение быта русского народа.Задачи : познакомить с особенностями русской избы и бытом крестьян; прививать любовь к с...