Проект "Как жили наши предки"
проект (подготовительная группа) на тему

Проект разработан для детей подготовительной группы с целью воспитания нравственно-патриатических чувств через ознакомление с жизнью наших предков. Содержит цели, задачи, краткое содержание и системную паутинку, что позволит педагогам реализовать решения поставленных задач в своей образовательной деятельности. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kak_zhili_predki.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Информационная карта проекта (ИК)

Тема проекта:  «Как жили наши предки»

Автор: Мариничева Антонина Дмитриевна, воспитатель МБДОУ №15 г. Калуги

Тип  проекта:  творческо-информационный, групповой.  

Участники проекта:  педагоги, дети подготовительной группы, родители.

Продолжительность: средней продолжительности (4 месяца)

Проблема проекта:

В нашем детском саду ведется большая работа по нравственно-патриотическому воспитанию. Одна из его задач – знакомство детей с русскими народными традициями и обычаями. Но в наши дни наблюдается недостаточная осведомленность детей в этом вопросе и низкая заинтересованность родителей в формировании у детей патриотизма. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Цель проекта:

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с жизнью наших предков.

Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Задачи проекта:

Для детей  

- пробудить интерес детей к истории и культуре Руси;

- познакомить детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода, их названием и назначением, основными занятиями людей;

- расширить словарный запас: изба, лапти, люлька, прялка, чугун, ухват и т.д;

- приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, трудолюбие, хлебосольство);

- развить интерес к русским народным художественным промыслам, устному народному творчеству, народным праздникам;

- развивать личность дошкольника, его творческие способности, формирование желания и умения к познанию;

- изготовить макет русской избы;

- воспитывать чувство патриотизма и любви к родине.

Для педагогов:

-

-  создать необходимые условия для знакомства детей с прошлым наших предков;

- спланировать работу по проекту с учетом творческих инициатив детей, вовлекая в совместную деятельность родителей;

-  повысить профессиональную компетентность по использованию ИКТ.

Для родителей:

- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, созданию музея, расширить представление родителей о традициях и истории древнего народа.

Название игрового мероприятия проекта:   досуг «посиделки у самовара»

Продукты проекта:

Для детей: 

макет русской избы;

оформление иллюстрированного альбома о прошлой жизни русских людей;

лэпбук,

настольные игры «домино», «пазлы».

-Для педагогов:

Презентация лэпбука,

Для родителей:

Информационный материал на тему «Как жили наши предки»

  Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей: 

знание детьми устройство деревенской избы, предметов домашнего обихода, их назначением;

развитие интереса к художественным промыслам, к русскому народному творчеству, праздникам;

уважение к русскому народу и их культуре;

повышение познавательной активности детей.

Для педагогов:

создание благоприятных условий для социального и познавательного развития ребенка.

Для родителей:  

помощь в изготовлении макета, сборе иллюстраций для альбома «Как жили наши предки».

 

II. Краткое содержание проекта «Как жили наши предки»

Автор проекта: Мариничева Антонина Дмитриевна воспитатель  

Этапы проекта

Действия педагогов

Действия детей

Действия родителей

I. Подготовительный

Проблема:

в наше время происходит снижение патриотизма, потеря интереса   к истории своего народа

- Изучение парциальной программы Князевой, Маханевой «Приобщение детей к истокам народной культуры»

- Определение темы, целей, задач

- Проведение вводной беседы с детьми

- Во время рассказывания сказок, чтения былин, потешек дети задают вопросы:

Что такое кочерга, коромысло, кафтан, амбар…?

- Обсуждение макета «Русская изба»

- Ознакомление  родителей с условиями и задачами проекта

II.Основной

I блок- ноябрь

1-2 неделя. Места проживания наших предков. Жилища.

- НОД «Человек без Родины, что соловей без песни»

- Совместная работа: Изготовление макета «Русская изба»

- Рассказ воспитателя с показом иллюстраций «Строительство жилища»

- Заучивание пословиц, поговорок

- Русская народная игра «Гуси-лебеди»

- Игра-драматизация «Заюшкина избушка»

- Рассказывание сказки «Маша и медведь»

3-4 неделя. Быт и основные занятия русских людей.

- Рассматривание иллюстраций о предметах старины, рассказ об их назначении

- Беседа «Русская изба»

- Составление рассказа по картинке «Убранство избы»

- Чтение С.Я.Маршака «Мастер- ломастер»

- НОД «Путешествие в прошлое книги»

- Д/и «Домино» с предметами старины

- Загадки

- Рассказ воспитателя «Крестьянский труд», «Домашний очаг»

- Речевая игра «Что мы делали не скажем?»

- Лепка «Посуда» из соленого теста

-П/и «У медведя во бору»

II блок- декабрь

1-2 неделя. Из истории одежды русских людей.

- Рассматривание  кукол в народном костюме

- Беседа «Русский народный костюм»

- Познавательное сообщение «Что такое валенки?»

- Коллективное дело: вырезание старинной одежды для бумажных кукол

- Пальчиковая игра «Семья»

3-4 неделя. Русские народные песни: колыбельные, частушки.

- Беседа «Живет в народе песня»

- Слушание в записи «Во саду ли в огороде», «Ах, вы сени, мои сени»

- Оркестр «Игра на ложках»

- Заучивание песен, потешек

- Пальчиковая игра «Мой дом»

III блок- январь

1-2 неделя. Русские народные праздники.

- Беседа «О рождественских праздниках. Коляда»

- С/р игра «Встречаем гостей»

- Д/и «Найди 10 отличий»

- Х/игра «Каравай»;

- Рассказывание сказки «Сивка-бурка»

- Рассматривание иллюстраций о православных праздниках

3-4 неделя. Русские народные промыслы.

- НОД Лепка «Дымковская барышня»

- НОД Рисование «Дымковская барышня»

- НОД Ручной труд «Плетение коврика из полосок цветной бумаги»

- Рисование «Укрась  матрешку сказочным узором»

- Д/и «Узнай по описанию»

- Д/и «Мемо» (предметы художественного народного творчества)

- Малоподвижная игра «Колечко»

IV блок- февраль

1-2 неделя. Русская народная игрушка.

- Придумывание новых сказок

- Исследовательская деятельность «Из чего сделаны?»

- Изготовление народных кукол «Куклы-закрутки»

- Игра-драматизация «Теремок»

- Х/игра «Карусель», «Салки»

3-4 неделя. Русский самовар и чаепитие на Руси.

- Чтение А.К. Богомазова «Как будто я вернулся в детство»

- Пазлы «Самовары»

- Д/упражнение «Что было? И что сейчас?»

- Просмотр мультфильма «Царевна-лягушка»

- Игра с мячом «Назови какой?»

- Д/упражнение «Русская изба и современный дом»

- Русская народная игра «Гори, гори ясно»

- Досуг «Посиделки у самовара»

 

- Совместная работа: Изготовление макета «Русская изба»

- Рассматривание иллюстраций

- Заучивание пословиц, поговорок

- Участие в подвижных и театрализованных играх

- Рассматривание иллюстраций и картинок

- Составление рассказов

- Знакомство с «Домино»

- Участие в играх

- Рассматривание одежды, одевание бумажных кукол в старинные костюмы

- Пение русских народных песен, игра на ложках, театрализованные и творческие игры

- Рассматривание иллюстраций о праздниках, игры, инсценировки песен

- Сотворчество, подбор иллюстрированного материала о быте, праздниках русских людей для оформления альбома

- Лепят, рассказывают про дымковских барышень, матрешку

- Выставка рисунков

- Участвуют в дидактических играх и упражнениях

- Придумывание сказок, изготовление кукол-закруток, участие в исследовательской и театрализованной деятельности

- Участие в предложенных играх и упражнениях

- Обсуждение сказки

- Активно участвуют в подготовке и проведении досуга

-Совместная работа: Изготовление макета «Русская изба»

- Консультация «Приобретение детьми культурного богатства русского народа»

- Обшивание куклы в повседневный костюм «Хозяйка избы»

- Сбор предметов для мини-музея «Русская изба»

- Папка-передвижка «Как жили наши предки»

- Изготовление атрибутов для самостоятельной деятельности детей

- Сотворчество, подбор иллюстрированного материала о быте, праздниках русских людей для оформления

альбома

- Рекомендации по подбору литературы для домашнего чтения

- Пополнение мини-музея русскими народными игрушками

- Консультация «Как воспитать маленького патриота»

- Фотовыставка «Посиделки у самовара»

Завершающий  

- Создание лэпбука « Как жили наши предки и его презентация»

- Продолжение работы с детьми по данной теме

Ш. Системная паутинка по проекту проекта «Содержание работы в уголке книги» (СП)

 

Социально-коммуникативное развитие

- С/р игра «Встречаем гостей»

- Д/и «Домино» с предметами старины

- Коллективная работа: вырезание старинной одежды для бумажных кукол

- Игровое упражнение «Найди 10 отличий»

- Пазлы «Самовары»

- Речевая игра «Что мы делали не скажем»

- Просмотр фильма «Царевна-лягушка». Обсуждение фильма

- Игра с мячом «Назови какой?»

- Игра-драматизация «Теремок»

- Д/упражнение «Что было? И что сейчас?»

- Д/и «Мемо» «Русская изба и современный дом»

- Досуг «Посиделки у самовара»

Познавательное развитие

- Рассказ воспитателя с показом иллюстраций «Жилище»

-Рассматривание иллюстраций о предметах старины, их назначение

- Чтение А.К. Богомазова «Как будто я вернулся в детство»

- Рассказ воспитателя «Крестьянский труд», «Домашний очаг»

-Исследовательская деятельность «Из чего сделаны?» (игрушки, предметы быта)

- НОД «Человек без Родины, что соловей без песни»

- Рассматривание кукол в народных костюмах

- НОД «Путешествие в прошлое книги»

- Чтение С.Я.Маршака «Мастер-ломастер»

Речевое развитие

- Беседа «Русская изба»

- Составление рассказов по картинкам «Внутреннее убранство избы»

- Заучивание песенок, потешек

- Рассматривание старинных сюжетных картинок. Использование пословиц

- Придумывание новых сказок

- Беседа «О рождественских праздниках. Коляда»

- Д/и «Доскажи словечко», «Узнай по описанию»

- Беседа «Живет в народе песня»

Художественно-эстетическое развитие

- Лепка «Посуда» из соленого теста для «Русской избы»

- Слушание в записи «Во саду ли в огороде», «Ах, вы сени, мои сени»

- Ручной труд «Плетение коврика из полосок цветной бумаги»

- Рисование «Укрась  матрешку сказочным узором». Выставка рисунков

- Изготовление народных кукол «Куклы-закрутки»

- Оркестр «Игра на ложках»

- НОД Лепка и рисование «Дымковская барышня»

Физическое развитие

- Пальчиковая игра «Семья», «Дом»

- Хороводная игра «Карусель», «Каравай»

- Малоподвижная игра «Колечко»

- Русские народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Гори, гори ясно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как жили наши предки"

Познание (Предметный мир)...

Конспект занятий на тему: "Как жили наши предки"

Конспект занятий на тему: "Как жили наши предки"...

Фотоотчёт к открытому занятию на тему:"Как жили наши предки "

Фотоотчёт к открытому занятию на тему:"Как жили наши предки "...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Как жили наши предки»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Как жили наши предки»...

Презентация для детей "Как жили наши предки"

Презентация для детей "Как жили наши предки" знакомит дошкольников с предками русского народа, их жилищами, бытом, занятиями...

конспект открытого занятия Как жили наши предки

Конспект формирует знания детей о жизни наших предков....