Проект "Как жили наши предки"
проект (подготовительная группа) на тему
Проект разработан для детей подготовительной группы с целью воспитания нравственно-патриатических чувств через ознакомление с жизнью наших предков. Содержит цели, задачи, краткое содержание и системную паутинку, что позволит педагогам реализовать решения поставленных задач в своей образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kak_zhili_predki.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Информационная карта проекта (ИК)
Тема проекта: «Как жили наши предки»
Автор: Мариничева Антонина Дмитриевна, воспитатель МБДОУ №15 г. Калуги
Тип проекта: творческо-информационный, групповой.
Участники проекта: педагоги, дети подготовительной группы, родители.
Продолжительность: средней продолжительности (4 месяца)
Проблема проекта:
В нашем детском саду ведется большая работа по нравственно-патриотическому воспитанию. Одна из его задач – знакомство детей с русскими народными традициями и обычаями. Но в наши дни наблюдается недостаточная осведомленность детей в этом вопросе и низкая заинтересованность родителей в формировании у детей патриотизма. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Цель проекта:
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с жизнью наших предков.
Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи проекта:
Для детей
- пробудить интерес детей к истории и культуре Руси;
- познакомить детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода, их названием и назначением, основными занятиями людей;
- расширить словарный запас: изба, лапти, люлька, прялка, чугун, ухват и т.д;
- приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, трудолюбие, хлебосольство);
- развить интерес к русским народным художественным промыслам, устному народному творчеству, народным праздникам;
- развивать личность дошкольника, его творческие способности, формирование желания и умения к познанию;
- изготовить макет русской избы;
- воспитывать чувство патриотизма и любви к родине.
Для педагогов:
-
- создать необходимые условия для знакомства детей с прошлым наших предков;
- спланировать работу по проекту с учетом творческих инициатив детей, вовлекая в совместную деятельность родителей;
- повысить профессиональную компетентность по использованию ИКТ.
Для родителей:
- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, созданию музея, расширить представление родителей о традициях и истории древнего народа.
Название игрового мероприятия проекта: досуг «посиделки у самовара»
Продукты проекта:
Для детей:
макет русской избы;
оформление иллюстрированного альбома о прошлой жизни русских людей;
лэпбук,
настольные игры «домино», «пазлы».
-Для педагогов:
Презентация лэпбука,
Для родителей:
Информационный материал на тему «Как жили наши предки»
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
знание детьми устройство деревенской избы, предметов домашнего обихода, их назначением;
развитие интереса к художественным промыслам, к русскому народному творчеству, праздникам;
уважение к русскому народу и их культуре;
повышение познавательной активности детей.
Для педагогов:
создание благоприятных условий для социального и познавательного развития ребенка.
Для родителей:
помощь в изготовлении макета, сборе иллюстраций для альбома «Как жили наши предки».
II. Краткое содержание проекта «Как жили наши предки»
Автор проекта: Мариничева Антонина Дмитриевна воспитатель
Этапы проекта | Действия педагогов | Действия детей | Действия родителей |
I. Подготовительный Проблема: в наше время происходит снижение патриотизма, потеря интереса к истории своего народа | - Изучение парциальной программы Князевой, Маханевой «Приобщение детей к истокам народной культуры» - Определение темы, целей, задач - Проведение вводной беседы с детьми | - Во время рассказывания сказок, чтения былин, потешек дети задают вопросы: Что такое кочерга, коромысло, кафтан, амбар…? - Обсуждение макета «Русская изба» | - Ознакомление родителей с условиями и задачами проекта |
II.Основной | I блок- ноябрь 1-2 неделя. Места проживания наших предков. Жилища. - НОД «Человек без Родины, что соловей без песни» - Совместная работа: Изготовление макета «Русская изба» - Рассказ воспитателя с показом иллюстраций «Строительство жилища» - Заучивание пословиц, поговорок - Русская народная игра «Гуси-лебеди» - Игра-драматизация «Заюшкина избушка» - Рассказывание сказки «Маша и медведь» 3-4 неделя. Быт и основные занятия русских людей. - Рассматривание иллюстраций о предметах старины, рассказ об их назначении - Беседа «Русская изба» - Составление рассказа по картинке «Убранство избы» - Чтение С.Я.Маршака «Мастер- ломастер» - НОД «Путешествие в прошлое книги» - Д/и «Домино» с предметами старины - Загадки - Рассказ воспитателя «Крестьянский труд», «Домашний очаг» - Речевая игра «Что мы делали не скажем?» - Лепка «Посуда» из соленого теста -П/и «У медведя во бору» II блок- декабрь 1-2 неделя. Из истории одежды русских людей. - Рассматривание кукол в народном костюме - Беседа «Русский народный костюм» - Познавательное сообщение «Что такое валенки?» - Коллективное дело: вырезание старинной одежды для бумажных кукол - Пальчиковая игра «Семья» 3-4 неделя. Русские народные песни: колыбельные, частушки. - Беседа «Живет в народе песня» - Слушание в записи «Во саду ли в огороде», «Ах, вы сени, мои сени» - Оркестр «Игра на ложках» - Заучивание песен, потешек - Пальчиковая игра «Мой дом» III блок- январь 1-2 неделя. Русские народные праздники. - Беседа «О рождественских праздниках. Коляда» - С/р игра «Встречаем гостей» - Д/и «Найди 10 отличий» - Х/игра «Каравай»; - Рассказывание сказки «Сивка-бурка» - Рассматривание иллюстраций о православных праздниках 3-4 неделя. Русские народные промыслы. - НОД Лепка «Дымковская барышня» - НОД Рисование «Дымковская барышня» - НОД Ручной труд «Плетение коврика из полосок цветной бумаги» - Рисование «Укрась матрешку сказочным узором» - Д/и «Узнай по описанию» - Д/и «Мемо» (предметы художественного народного творчества) - Малоподвижная игра «Колечко» IV блок- февраль 1-2 неделя. Русская народная игрушка. - Придумывание новых сказок - Исследовательская деятельность «Из чего сделаны?» - Изготовление народных кукол «Куклы-закрутки» - Игра-драматизация «Теремок» - Х/игра «Карусель», «Салки» 3-4 неделя. Русский самовар и чаепитие на Руси. - Чтение А.К. Богомазова «Как будто я вернулся в детство» - Пазлы «Самовары» - Д/упражнение «Что было? И что сейчас?» - Просмотр мультфильма «Царевна-лягушка» - Игра с мячом «Назови какой?» - Д/упражнение «Русская изба и современный дом» - Русская народная игра «Гори, гори ясно» - Досуг «Посиделки у самовара»
| - Совместная работа: Изготовление макета «Русская изба» - Рассматривание иллюстраций - Заучивание пословиц, поговорок - Участие в подвижных и театрализованных играх - Рассматривание иллюстраций и картинок - Составление рассказов - Знакомство с «Домино» - Участие в играх - Рассматривание одежды, одевание бумажных кукол в старинные костюмы - Пение русских народных песен, игра на ложках, театрализованные и творческие игры - Рассматривание иллюстраций о праздниках, игры, инсценировки песен - Сотворчество, подбор иллюстрированного материала о быте, праздниках русских людей для оформления альбома - Лепят, рассказывают про дымковских барышень, матрешку - Выставка рисунков - Участвуют в дидактических играх и упражнениях - Придумывание сказок, изготовление кукол-закруток, участие в исследовательской и театрализованной деятельности - Участие в предложенных играх и упражнениях - Обсуждение сказки - Активно участвуют в подготовке и проведении досуга | -Совместная работа: Изготовление макета «Русская изба» - Консультация «Приобретение детьми культурного богатства русского народа» - Обшивание куклы в повседневный костюм «Хозяйка избы» - Сбор предметов для мини-музея «Русская изба» - Папка-передвижка «Как жили наши предки» - Изготовление атрибутов для самостоятельной деятельности детей - Сотворчество, подбор иллюстрированного материала о быте, праздниках русских людей для оформления альбома - Рекомендации по подбору литературы для домашнего чтения - Пополнение мини-музея русскими народными игрушками - Консультация «Как воспитать маленького патриота» - Фотовыставка «Посиделки у самовара» |
Завершающий | - Создание лэпбука « Как жили наши предки и его презентация» | - Продолжение работы с детьми по данной теме |
Ш. Системная паутинка по проекту проекта «Содержание работы в уголке книги» (СП)
Социально-коммуникативное развитие - С/р игра «Встречаем гостей» - Д/и «Домино» с предметами старины - Коллективная работа: вырезание старинной одежды для бумажных кукол - Игровое упражнение «Найди 10 отличий» - Пазлы «Самовары» - Речевая игра «Что мы делали не скажем» - Просмотр фильма «Царевна-лягушка». Обсуждение фильма - Игра с мячом «Назови какой?» - Игра-драматизация «Теремок» - Д/упражнение «Что было? И что сейчас?» - Д/и «Мемо» «Русская изба и современный дом» - Досуг «Посиделки у самовара» | Познавательное развитие - Рассказ воспитателя с показом иллюстраций «Жилище» -Рассматривание иллюстраций о предметах старины, их назначение - Чтение А.К. Богомазова «Как будто я вернулся в детство» - Рассказ воспитателя «Крестьянский труд», «Домашний очаг» -Исследовательская деятельность «Из чего сделаны?» (игрушки, предметы быта) - НОД «Человек без Родины, что соловей без песни» - Рассматривание кукол в народных костюмах - НОД «Путешествие в прошлое книги» - Чтение С.Я.Маршака «Мастер-ломастер» | Речевое развитие - Беседа «Русская изба» - Составление рассказов по картинкам «Внутреннее убранство избы» - Заучивание песенок, потешек - Рассматривание старинных сюжетных картинок. Использование пословиц - Придумывание новых сказок - Беседа «О рождественских праздниках. Коляда» - Д/и «Доскажи словечко», «Узнай по описанию» - Беседа «Живет в народе песня» |
Художественно-эстетическое развитие - Лепка «Посуда» из соленого теста для «Русской избы» - Слушание в записи «Во саду ли в огороде», «Ах, вы сени, мои сени» - Ручной труд «Плетение коврика из полосок цветной бумаги» - Рисование «Укрась матрешку сказочным узором». Выставка рисунков - Изготовление народных кукол «Куклы-закрутки» - Оркестр «Игра на ложках» - НОД Лепка и рисование «Дымковская барышня» | Физическое развитие - Пальчиковая игра «Семья», «Дом» - Хороводная игра «Карусель», «Каравай» - Малоподвижная игра «Колечко» - Русские народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Гори, гори ясно» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как жили наши предки"
Познание (Предметный мир)...
Конспект занятий на тему: "Как жили наши предки"
Конспект занятий на тему: "Как жили наши предки"...
Фотоотчёт к открытому занятию на тему:"Как жили наши предки "
Фотоотчёт к открытому занятию на тему:"Как жили наши предки "...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Как жили наши предки»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Как жили наши предки»...
Презентация для детей "Как жили наши предки"
Презентация для детей "Как жили наши предки" знакомит дошкольников с предками русского народа, их жилищами, бытом, занятиями...
конспект открытого занятия Как жили наши предки
Конспект формирует знания детей о жизни наших предков....