Дополнительная общеразвивающая программа «Первые шаги в мир театра»
рабочая программа (средняя группа)

Гаврикова Людмила Ивановна

Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все дозволено. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно ярким, красочным и интересным. Для этого достаточно лишь быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим было связано стремление дать знания дошкольникам, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь направленная на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают.Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Винкс, бакуганы и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребёнка.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры», в дошкольном возрасте, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

Сегодня необходимо искать новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к художественно – эстетическому воспитанию дошкольников и нетрадиционные пути в творческом взаимодействии с детьми, которые позволят пробудить интерес к театральному искусству, музыкальной деятельности, художественному творчеству и литературе.

Одно из самых популярных и увлекательных направлений является театрализованная деятельность детей в ДОУ. Именно она позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость, и при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер.

К театрализованной деятельности детей в ДОУ нужно обязательно привлекать родителей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Целью современного образования, которое заключается в воспитании и развитии личности ребёнка, важным направлением в развитии личности является формирование творческих способностей детей.

Данная программа разработана в соответствии с основной образовательной программой ДОУ, программой«Театрализованные занятия в детском саду. Программа направлена на раскрытие духовного и творческого потенциала ребенка, поддержание интереса к познанию, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, проявление личностных качеств, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности.

Программа обеспечивает социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 6- 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Данная программа опирается:

  • Игра – наиболее естественный вид деятельности ребенка. Именно она дает возможность приобрести новые знания об окружающем мире, расширить кругозор малыша. Важнейшую роль в этом играет театрализованная деятельность в детском саду. Она занимает особое место среди видов художественной деятельности дошкольников.

  • Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя. А в игре он познает окружающую действительность. Гармоничное сочетание различных видов искусства в театрализованной деятельности позволяет решать задачу художественного развития и формирования творческой активности ребенка. Именно театральная игра воспитывает многие положительные качества личности и является мощным инструментом открытия и шлифовки способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми, а также коррекции некоторых негативных состояний и проявлений.

  • Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить самые актуальные проблемы современной педагогики.

  • Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

  • Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость, непонимание, затруднения, когда он прикладывает усилия. Театральные игры способствуют снятию стрессообразующих факторов, раскрепощают детей, стимулируют развитие духовного потенциала и творческой активности.

Театрализованно - игровая деятельность дошкольника должна стать самоценной, свободной, творческой, чтобы разрешить противоречия: между свободой ребенка в игре и обязательной содержательной основой театрализации; акцентом в игре на сам процесс, а в театрализации - на ее результат. Так же данная деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных направлениях:

- как разновидность художественной деятельности, интегрирующая с литературной, музыкальной и изобразительной;

  • как творческая сюжетная игра, опирающаяся на самостоятельный игровой опыт ребенка. Театр в детском саду научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Направленность программы – художественно-творческая.

Адресат - обучающиеся групп общеразвивающей направленности в возрасте 4 -5 лет, проявляющие интерес к творческим видам деятельности.

Актуальность.

В наше время стала «атмосфера» насыщенная отрицательными, тревожными, раздражающими явлениями (телевидение, пресса, мультфильмы и т.д.). Всё это не может не сказаться на здоровье детей, так как несёт разрушение в психоэмоциональной сфере ребенка, препятствует развитию целостного положительного восприятия мира. Приобщение детей к театрализованной деятельности ставит перед собой цель попытаться решить некоторые из поставленных вопросов. Сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. В сказках – мудрость народа, в них основы национальной культуры, в них добро всегда побеждает зло. Только играя в сказки, ребёнок может видоизменить окружающий мир, накопить опыт общения, познать мир взрослых.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что театр имеет большое значение в жизни ребёнка. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, развивает умственные способности, речь, способствует координации движения, развивает творческие способности и воображение. Театральная деятельность помогает эмоционально и физически разрядиться. Поэтому так важно приобщать ребёнка с самого раннего возраста к музыке, литературе, театру. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА

на Педагогическом совете

ГБДОУ детского сада №52

Колпинского района Санкт-Петербурга

Протокол № 1 от 31.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказ № 00-0-23-АХ от 31.08.2023 г.

Заведующий ГБДОУ детского сада №52

Колпинского района Санкт-Петербурга

___________________ Хомич Е.А.

Дополнительная общеразвивающая программа

 «Первые шаги в мир театра»

Срок освоения: сентябрь-май 2023-2024 учебного года.

Возраст обучающихся: 4-5 лет.

Разработчик:

Гаврикова Людмила Ивановна

воспитатель ГБДОУ детский сад №52

Колпинского района Санкт-Петербурга

Пояснительная записка

 Чем театр так хорош?

           Здесь ты в сказку попадёшь!
Здесь верят в волшебство,
Здесь дружат с чудесами!
Все сказки наяву
Приходят в гости сами!

Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все дозволено. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно ярким, красочным и интересным. Для этого достаточно лишь быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим было связано стремление дать знания дошкольникам, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь направленная на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают.Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Винкс, бакуганы и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребёнка.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры», в дошкольном возрасте, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

Сегодня необходимо искать новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к художественно – эстетическому воспитанию дошкольников и нетрадиционные пути в творческом взаимодействии с детьми, которые позволят пробудить интерес к театральному искусству, музыкальной деятельности, художественному творчеству и литературе.

Одно из самых популярных и увлекательных направлений является театрализованная деятельность детей в ДОУ. Именно она позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость, и при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер.

К театрализованной деятельности детей в ДОУ нужно обязательно привлекать родителей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Целью современного образования, которое заключается в воспитании и развитии личности ребёнка, важным направлением в развитии личности является формирование творческих способностей детей.

Данная программа разработана в соответствии с основной образовательной программой ДОУ, программой«Театрализованные занятия в детском саду. Программа направлена на раскрытие духовного и творческого потенциала ребенка, поддержание интереса к познанию, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, проявление личностных качеств, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности.

Программа обеспечивает социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 6- 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Данная программа опирается:

  • Игра – наиболее естественный вид деятельности ребенка. Именно она дает возможность приобрести новые знания об окружающем мире, расширить кругозор малыша. Важнейшую роль в этом играет театрализованная деятельность в детском саду. Она занимает особое место среди видов художественной деятельности дошкольников.
  • Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя. А в игре он познает окружающую действительность. Гармоничное сочетание различных видов искусства в театрализованной деятельности позволяет решать задачу художественного развития и формирования творческой активности ребенка. Именно театральная игра воспитывает многие положительные качества личности и является мощным инструментом открытия и шлифовки способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми, а также коррекции некоторых негативных состояний и проявлений.
  • Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить самые актуальные проблемы современной педагогики.
  • Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.
  • Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость, непонимание, затруднения, когда он прикладывает усилия. Театральные игры способствуют снятию стрессообразующих факторов, раскрепощают детей, стимулируют развитие духовного потенциала и творческой активности.

Театрализованно - игровая деятельность дошкольника должна стать самоценной, свободной, творческой, чтобы разрешить противоречия: между свободой ребенка в игре и обязательной содержательной основой театрализации; акцентом в игре на сам процесс, а в театрализации - на ее результат. Так же данная деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных направлениях:

- как разновидность художественной деятельности, интегрирующая с литературной, музыкальной и изобразительной;

  • как творческая сюжетная игра, опирающаяся на самостоятельный игровой опыт ребенка. Театр в детском саду научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Направленность программы – художественно-творческая.

Адресат - обучающиеся групп общеразвивающей направленности в возрасте 4 -5 лет, проявляющие интерес к творческим видам деятельности.

Актуальность.

 В наше время стала «атмосфера» насыщенная отрицательными, тревожными, раздражающими явлениями (телевидение, пресса, мультфильмы и т.д.). Всё это не может не сказаться на здоровье детей, так как несёт разрушение в психоэмоциональной сфере ребенка, препятствует развитию целостного положительного восприятия мира. Приобщение детей к театрализованной деятельности ставит перед собой цель попытаться решить некоторые из поставленных вопросов. Сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. В сказках – мудрость народа, в них основы национальной культуры, в них добро всегда побеждает зло. Только играя в сказки, ребёнок может видоизменить окружающий мир, накопить опыт общения, познать мир взрослых.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что театр имеет большое значение в жизни ребёнка. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, развивает умственные способности, речь, способствует координации движения, развивает творческие способности и воображение. Театральная деятельность помогает эмоционально и физически разрядиться. Поэтому так важно приобщать ребёнка с самого раннего возраста к музыке, литературе, театру. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.

Уровень освоения – общекультурный.

Объем освоения – 36 академических часа.

Срок освоения – 36 дней.

Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
  • Приобщить детей к театральной культуре;
  • Обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

Развивающие: 

  • Развить у детей: воображение, речь, чувство видения пространства сцены, умение «читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями).
  • Развить интерес к истории различных видов искусств, театра, истории мировой культуры.
  • Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
  • Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
  • Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей.
  • Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей художественный вкус к театру и его разновидностям.
  • Формировать морально-этические нормы поведения в различных видах театрального искусства.
  • Формировать в каждом ребенке творческую личность, обладающую бесконечной внутренней свободой и нравственной ответственностью за свои поступки в рамках театральной студии.

Организационно-педагогические условия реализации.

Язык реализации – русский.

Форма обучения – очная.

Особенности реализации: программа рассчитана на краткосрочный курс освоения.

Условия приема на обучение: принимаются все желающие дети 4-5 лет. Специальных умений и навыков не требуется.

Формы организации занятий: программа предполагает групповые занятия.

Продолжительность занятий: 20 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Формы проведения занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Занятия проводятся в группах до 16 человек. Обучение происходит преимущественно в игровой форме, в виде практических занятий, на которых обучающиеся развивают свои творческие способности.

Особенность организации образовательного процесса: на занятиях используется специально организованная игровая деятельность, прием обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Кадровое обеспечение: программа реализуется педагогом без привлечения иных специалистов.

Материально-техническое оснащение.

Помещения для занятий: Музыкальный зал, физкультурный зал; групповая комната;

Технические средства: Проектор с экраном;  Ноутбук;  Флеш носитель; Магнитофон; Колонка.

 Наглядный материал:

  • Иллюстрации.
  • Маски-шапочки.
  • Костюмы.
  • Пиктограммы с изображением эмоций.
  • Настольный театр.
  • Пальчиковый театр.
  • Варежковый театр.
  • Куклы говорунчики.
  • Куклы Би-ба-бо.
  • Театр штоковых кукол.
  • Театр ложек.
  • Верховые куклы на гапите.
  • Тростевой театр.
  • Театр марионеток.
  • Куклы с живой рукой.
  • Ростовые куклы.
  • Театральные куклы.
  • Перчаточные куклы.
  • Тростевые куклы.
  • Люди – куклы.

Планируемые результаты освоения программы:

  1. Повышение интереса у детей к театральному искусству;
  2. Сформированы способности анализировать героев сказок, делать простейшие обобщения;
  3. Дети умеют применять в спектаклях инсценировках полученные знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, используют различные средства выразительности речи;
  4. Проявляют умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительных инсценировках или драматизациях;
  5. Умеют делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями;
  6. Пересказывают содержание произведения с опорой на рисунки в книге, с использованием настольного или магнитного театров, на вопросы воспитателя;
  7. Могут исполнить небольшую роль в инсценировках или драматизациях при помощи взрослого.
  8. Способны выразительно и эмоционально передавать игровые и сказочные образы: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д.
  9. Могут самостоятельно выполнять танцевальные движения под плясовые мелодии;
  10. Умеют выполнять движения, передающие характер изображаемых животных.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля/

аттестации

Формы контроля/

аттестации

Всего

Теория

Практика

«Давайте познакомимся!»    

1

0,5

0,5

«Изменю себя, друзья, догадайтесь кто же я!»

1

0,5

0,5

«Пойми меня. Язык жестов»

1

0,5

0,5

«Что такое театр?»

1

0,5

0,5

«Какие бывают театры?»

1

0,5

0,5

«Настольный театр»

1

0,5

0,5

«Пальчиковый театр»

2

1

1

«Штоковые куклы»

1

0,5

0,5

«Куклы — прыгунки»

1

0,5

0,5

«Музыкальные игры – драматизации в шапочках»

2

1

1

«Варежковые куклы»

1

0,5

0,5

«Театр ложек»

2

1

1

«Как вести себя в театре?»

1

0,5

0,5

«Верховые куклы»

1

0,5

0,5

«Сила голоса»

1

0,5

0,5

«Слух и чувство ритма»

1

0,5

0,5

«Мои эмоции»

1

0,5

0,5

«Театр теней»

1

0,5

0,5

«Музыкальные игры – драматизации в костюмах»

3

1,5

1,5

«Игры – импровизации с атрибутами под музыкальное сопровождение»

2

1

1

«Сказки – драматизации»

2

1

1

«В гостях у сказки. Герои положительные и отрицательные»

2

1

1

«Сценические движения и пластика»

2

1

1

«Мы актёры!» театральная постановка. (выбирается на усмотрение педагога исходя из развития и возможностей детей)

4

2

2

ИТОГО

36

18

18

УТВЕРЖДЕН

Приказ № 00-0-23-АХ от 31.08.2023 г.

Заведующий ГБДОУ детского сада №52

Колпинского района Санкт-Петербурга

___________________ Хомич Е.А.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

реализации дополнительной общеразвивающей программы

«Волшебные поделки из бумаги»

на 2023/2024 учебный год

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

Первый

02.09.2023г

30.05.2024г

36

36

36

1 раза в неделю по 1 ак.часу

*продолжительность академического часа – 20 минут

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Тема

Краткое содержание тем

«Давайте познакомимся!»    

Знакомство с участниками театральной кружка. Показ оборудования, рассказ о правилах поведения на занятиях.

«Изменю себя, друзья, догадайтесь кто же я!»

Беседа – игра. Раскрыть понятия «Жест», «Мимика», «Интонация», «Диалог», «Сценический костюм».

«Пойми меня. Язык жестов»

Знакомство с различными жестами, позволяющими без слов передавать чувства, характер, настроение человека. Беседа об использование жестов в повседневной жизни детей.

«Что такое театр?»

Знакомство с различными видами театров, предлагаемых для ознакомления и освоения в средней группе: резиновый, пластмассовый, мягкой игрушки (кукольный), настольный, настольно-плоскостной, конусной игрушки, пальчиковый, варежковый. Использование наглядности (видеоматериал), доступности (тесный контакт ребёнка и игрушек).

«Какие бывают театры?»

Знакомство с назначением театра. Виды театров: стендовый на фланелеграфе и магнитной доске, верховых кукол и др.

«Настольный театр»

Знакомство с настольным театром, и его атрибутикой. Активное вовлечение детей в сказки – импровизации.

«Пальчиковый театр»

Знакомство с пальчиковым театром, и его атрибутикой. Разыгрывание музыкальных песенок – драматизаций.

«Штоковые куклы»

Знакомство с театром штоковых кукол, приёмы кукловождения. Разыгрывание музыкальных песен – драматизаций.

«Куклы — прыгунки»

Знакомство с куклами – прыгунками. Основные приёмы кукловождения. Разыгрывание музыкальных песен – драматизаций.

«Музыкальные игры – драматизации в шапочках»

Знакомство с играми, разучивание музыкального материала. Разговор о героях, их повадках, характере.

«Варежковые куклы»

Знакомство с театром варежковых кукол. Основные приёмы кукловождения. Разыгрывание музыкальных песен – драматизаций.

«Театр ложек»

Знакомство с театром ложек. Основные приёмы кукловождения. Разыгрывание театральных этюдов.

«Как вести себя в театре?»

Знакомство детей с правилами поведения в театре: зрительный зал, фойе, гардероб, буфет. Театральный словарик – спектакль, действие, антракт, театральные звонки.

«Верховые куклы»

Знакомство с верховыми куклами и основными приёмами кукловождения. Разыгрывание небольших театральных этюдов.

«Сила голоса»

Работа над постановкой голоса с использованием различных упражнений и игровых ситуаций. Использование артикуляционной гимнастики. Работа над речевым дыханием.

«Слух и чувство ритма»

Беседа о понятиях «слух», «ритм». Исполнение песенок – импровизаций с ритмическим сопровождением (деревянные палочки, металлофон, ксилофон, колокольчики) по выбору детей.

«Мои эмоции»

Беседа – разговор о различных состояниях человека. Способы передачи с помощью мимики, жестов, голоса.

«Театр теней»

Знакомство с театром теней. Рассказ об устройстве театра. Основные приёмы кукловождения.

«Музыкальные игры – драматизации в костюмах»

Знакомство с играми, разучивание музыкального материала. Разговор о героях (выбор роли по желанию ребёнка).

«Игры – импровизации с атрибутами под музыкальное сопровождение»

Знакомство с литературным произведением и музыкальным сопровождением, на основе которого построена игра - музыкальное сопровождение» импровизация. Выразительное чтение по ролям. Индивидуальная работа над ролью (характер, повадки, произношение, интонация).

«Сказки – драматизации»

Знакомство с литературным произведением, распределение ролей по желанию детей. Индивидуальная работа над ролью (характер, повадки, произношение, интонация, движения).

«В гостях у сказки. Герои положительные и отрицательные»

Чтение русских народных сказок, беседа о сюжете, героях и их поступках.

«Сценические движения и пластика»

Знакомство с повадками и особенностями движений животных, и сказочных персонажей.

«Мы актёры!» театральная постановка. (выбирается на усмотрение педагога исходя из развития и возможностей детей)

Выбор литературного произведения. Знакомство, чтение, обсуждение пьесы. Выбор роли, разучивание текста (дикция, мимика, интонация, жесты). Чтение по ролям, индивидуальная работа с актёрами. Разучивание танцевальных и музыкальных композиций. Изготовление декораций и костюмов героев пьесы. Общие репетиции.

Структура занятия в театральном кружке.

Формы работы

Продолжительность

1

Завязка. (Начало занятия)

1. Приветствие.

2. Разминка: -Упражнение на расслабление мышц тела: развитие мелкой моторики, снятие мышечного напряжения; -Упражнение для голоса: артикуляционная гимнастика;

4 минут

2

 Развитие действия:

-Упражнения на развитие речи;

-Творческие упражнения;

-Упражнения на воображение;

-Упражнения на развитие пластической выразительности;

8 минут

3

Кульминация. Актерские этюды;

4 минуты

4

Развязка. Упражнения на развитие мимики;

2 минуты

5

Финал (окончание занятия)

2 минуты

УТВЕРЖДЕН

Приказ № 00-0-23-АХ от 31.08.2023 г.

Заведующий ГБДОУ детского сада №52

Колпинского района Санкт-Петербурга

___________________ Хомич Е.А.

Календарно-тематический план на 2023-2024 уч. год

«Первые шаги в мир театра»

Группа «Фантазеры», количество часов – 36.

 

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

Дата

план

Дата

факт

1

«Давайте познакомимся!»    

1

0,5

0,5

7.09.23

2

«Изменю себя, друзья, догадайтесь кто же я!»

1

0,5

0,5

14.09.23

3

«Пойми меня. Язык жестов»

1

0,5

0,5

21.09.23

4

«Что такое театр?»

1

0,5

0,5

28.09.23

5

«Какие бывают театры?»

1

0,5

0,5

5.10.23

6

«Настольный театр»

1

0,5

0,5

12.10.23

7

«Пальчиковый театр»

2

1

1

19.10.23

26.10.23

8

«Штоковые куклы»

1

0,5

0,5

2.11.23

9

«Куклы — прыгунки»

1

0,5

0,5

9.11.23

10

«Музыкальные игры – драматизации в шапочках»

2

1

1

16.11.23

23.11.23

11

«Варежковые куклы»

1

0,5

0,5

7.12.23

12

«Театр ложек»

2

1

1

14.12.23

21.12.23

13

«Как вести себя в театре?»

1

0,5

0,5

28.12.23

14

«Верховые куклы»

1

0,5

0,5

11.01.24

15

«Сила голоса»

1

0,5

0,5

18.01.24

16

«Слух и чувство ритма»

1

0,5

0,5

25.01.24

17

«Мои эмоции»

1

0,5

0,5

1.02.24

18

«Театр теней»

1

0,5

0,5

8.02.24

19

«Музыкальные игры – драматизации в костюмах»

3

1,5

1,5

15.02.24

22.02.24

29.02.24

20

«Игры – импровизации с атрибутами под музыкальное сопровождение»

2

1

1

7.03.24

14.03.24

21

«Сказки – драматизации»

2

1

1

21.03.24

28.03.24

22

«В гостях у сказки. Герои положительные и отрицательные»

2

1

1

4.04.24

11.04.24

23

«Сценические движения и пластика»

2

1

1

18.04.24

25.04.24

24

«Мы актёры!» театральная постановка. (выбирается на усмотрение педагога исходя из развития и возможностей детей)

4

2

2

2.05.24

8.05.24

16.05.24

23.05.24

ИТОГО

36

18

18

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Использование педагогических технологий при организации деятельности учреждения дополнительного образования детей способствуют развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность учащихся.

В процессе обучения используются современные образовательные технологии.

Личностно-ориентированное обучение дает возможность создания комфортных, бесконфликтных условий, что способствует личностному проявлению обучающихся: предоставление им возможности задавать вопросы, обмениваться мнениями, дополнять и анализировать ответы товарищей.

Активно задействован игровой метод обучения и технология коллективной творческой деятельности. Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого.

Учитывая особенности дошкольного возраста, используются: здоровьесберегающие технологии (включение в структуру занятия физкультминуток); информационно-компьютерные технологии (использование медиа-презентаций в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21).

Для достижения поставленных в программе задач применяются различные методы обучения (объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские), используются разнообразные наглядные материалы: схемы ходов, презентации, видеоматериалы.

На протяжении всего учебного курса уделяется внимание освоению материала, прежде всего, выполнению упражнений по пройденному материалу, формированию практических навыков.

Для осуществления  целей и задач созданы следующие условия:

  • Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала.
  • Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения.
  • Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

  • Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
  • Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
  • Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
  • Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
  • Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
  • Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
  • Принцип выбора ( решений по теме, материалов и способов без ограничений);
  • Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
  • Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками);
  • Принцип интегративности (синтез искусств).

Информационные источники

№ п/п

Название, автор, место издания, издательство, год издания печатного и (или) электронного издания

Кол-во экземпляров

 Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.

1

Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.

1

Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000.

1

Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.

1

Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.

1

А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.

1

Е.В.Мигунова «Театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.

1

 Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.

1

Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.

1

А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.

1

Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.

1

Маханёва, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду : пособие для работников дошкольных учреждений / М. Д. Маханёва. - М. : Сфера, 2001. – 128 с.

1

 Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду : разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М. : Школьная Пресса, 2004. – 128 с.

1

Щёткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду [Текст] : методическое пособие для занятий с детьми 4-5 лет / А. В. Щёткин; под ред. О. Ф. Горбуновой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 128 с.

1

Караманенко, Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам/ Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко.-Москва «Просвещение», 2002 г.

1

И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.

1

А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).

1

Оценочные материалы

Способы определения результатов обучения в кружке: 

Для того, чтобы определить уровень знаний, умений и навыков детей, посещающих театральную студию, а также их благополучное развитие, необходимо знать их исходный уровень. Для этого проводится диагностирование. За его основу взяты материалы диагностики Эвелины Чуриловой, описанные в книге «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников», 2001г.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае, и включает в себя следующие параметры:

1.Основы театральной культуры. 

Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.

  1. Речевая культура.

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

  1. Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

  1. Навыки кукловождения.

Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.

Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.

5.Основы коллективной творческой деятельности. 

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Характеристика уровня знаний и умений детей, посещающих кружок.

 Высокий уровень (18-21 баллов). 

  • Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности.
  • Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.
  • Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения.
  • Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественнотворческой деятельности.
  • Импровизирует с куклами различных систем.
  • Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует.
  • Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности.
  • Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень (11-17 баллов).

  • Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности.
  • Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях.
  • Понимает содержание произведения.
  • Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.
  • Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.
  • Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа.
  • Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности.
  • С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета.
  • Проявляет активность и согласованность действий с партнерами.
  • Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень (7-10 баллов). 

  • Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.
  • Знает правила поведения в театре.
  • Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.
  • Пересказывает произведение только с помощью руководителя.
  • Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.
  • Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.
  • Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.
  • Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.

Приложение

Тема

Фото

1

«Давайте познакомимся!»    

2

«Изменю себя, друзья, догадайтесь кто же я!»

3

«Пойми меня. Язык жестов»

4

«Что такое театр?»

5

«Какие бывают театры?»

6

«Настольный театр»

7

«Пальчиковый театр»

8

«Штоковые куклы»

9

«Куклы — прыгунки»

10

«Музыкальные игры – драматизации в шапочках»

11

«Варежковые куклы»

12

«Театр ложек»

13

«Как вести себя в театре?»

14

«Верховые куклы»

15

«Сила голоса»

16

«Слух и чувство ритма»

17

«Мои эмоции»

18

«Театр теней»

19

«Музыкальные игры – драматизации в костюмах»

20

«Игры – импровизации с атрибутами под музыкальное сопровождение»

21

«Сказки – драматизации»

22

«В гостях у сказки. Герои положительные и отрицательные»

23

«Сценические движения и пластика»

24

«Мы актёры!» театральная постановка. (выбирается на усмотрение педагога исходя из развития и возможностей детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Первые шаги в экономику"

Программа способна:- Положить начало для развития экономического мышления, проявления интереса к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; пополнению представлений о новых профессиях и т...

Дополнительная общеразвивающая программа «Вместе весело шагать»

Целью данной программы является позитивная социализация детей разных национальностей в возрасте с 4 до 5 лет средней группы; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Первые шаги в робототехнику"

Новизна: Занятия ЛЕГО конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательн...

Часть основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений (дополнительная программа) «ПЕРВЫЕ ШАГИ В МИР ПРОФЕССИЙ»

Программа «Первые шаги в мир профессий» (далее программа)является дополнительной программой, формируемой участникамиобразовательных отношений основной образовательной программыдошкольного ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые шаги"

Цель программы: Создание условий способствующих формированию ценностно-смысловых ориентаций, на основе социальных и личностных ценностей, развитию двигательных способностей через освоение степ- аэроби...

Дополнительная общеразвивающая программа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «МАЛЕНЬКИМИ ШАГАМИ В БОЛЬШОЙ МИР ЭКСПЕРИМЕНТОВ»

Актуальность и педагогическая целесообразность программыДошкольное детство - это важнейший период в жизни ребенка, так как именно в этом возрасте наступает радостная пора открытий. Познание окружающег...

Дополнительная общеобразовательная программа «Первые шаги в мир экономики»

Цель программы – помочь детям 6-7 лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста....