«Сторителлинг, или необычные истории об обычном»
учебно-методическое пособие
Сторителлинг это педагогическая технология, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения
метод сторителлинга совместно с нетрадиционными приемами рисования, лепки, конструирования в ходе интерактивных игр с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_2.docx | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сторителлинг, или необычные истории об обычном»
Представим такую ситуацию:
Алёша, тянет руку, так нерешительно, спокойно, не выкрикивая с места.
Я понимаю, ребенок хочет ответить, это случается довольно редко, я приглашаю его к мольберту. На мольберте картина Е. Дроздовой «Зимние забавы» по ней мы составляем рассказ. Алеша выходит, берёт указку, мы ждём его рассказа, а он молчит. Алёша, начинай, что ты видишь накартине? – пытаюсь его раскрепостить, вступить с ним в диалог, помочь ему. А в ответ два-три коротких слова. Мальчик идет на свое место.
Выходит Лиза, она на картине многое видит, она слышит, как едут сгорки санки, слышит весёлый смех детей и даже чувствует, как пахнет пирожками в том далёком домике.
Но как же нам быть с Алёшей. Он явно хотел ответить, но не смог. У мальчика небольшой словарный запас. Возможно в этом причина стеснения при ответе. Но, он не закрывается, он готов общаться, просто ему нужно немного помочь.
Думаю, что у всех в группах есть дети, которые на занятиях по развитию речи менее активны, чем основная масса.
Сколько всего надо учесть, развивая речь: индивидуализация образования, субъектная позиция, деятельностный метод. Как за всем этим услышать каждого ребенка? Я в своей практике использую интерактивные формы деятельности с дошкольниками.
Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает, та деятельность, где дети могут в игровой форме общаться друг с другом, так как именно в таком общении они раскрываются полностью.
Одной из новых форм организации образовательной деятельности, которая охватывает образовательные области познавательное и речевое развитие является сторителлинг.
- Как вы понимаете это слово?
- Попробуйте сформулировать понятие «сторителлинг» как педагогическую технологию.
Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй».
Вашему вниманию я предлагаю мастер-класс «Сторителлинг, или необычные истории об обычном».
А чтобы понять, почему необычные истории об обычном, давайте вспомним. (Мультфильм «Трое из Простоквашино» письмо дяди Федора)
- Вы согласны со мной, что могут получиться очень необычные истории?
Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательные и интересные.
- Как вы думаете, чем этот метод может быть полезен в работе с детьми?
В настоящее время сторителлинг стал интересен педагогам. Он назван педагогическим сторителлингом и направлен на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения дошкольников.
Выделяют три вида педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.
В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.
Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика).
Активный сторителлинг, в нем педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно
вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Применим для старшего дошкольного возраста.
Создаваемая история состоят из традиционных частей:
- Вступление.
- Развитие события.
- Кульминация.
- Заключение.
Наибольший интерес для развития речи, на мой взгляд, вызывает активный сторителлинг. Сегодня вашему вниманию я хочу предложить два варианта организации детской деятельности в данном направлении.
Педагоги могут применять метод сторителлинга совместно с нетрадиционными приемами рисования, лепки, конструирования в ходе интерактивных игр с детьми. Для визуализации историй они используют конверт-доску. Так как их у нас нет, то я использовала плоскостное изображение с помощью пластилина. Конверт-доска может использоваться на познавательных занятиях, в изобразительной деятельности. Благодаря такой технологии в процессе совместной работы с детьми или при объяснении материала педагог может изменять содержание, дополнять изображение на доске различными элементами или удалять их с помощью стеки.
Перед вами конверт-доска, которая получилась в ходе занятия по теме «Какого цвета море». В процессе создания картины на конверт-доске обращаю внимание воспитанников на работу сверстников, поощряю содержательное общение, провоцирую взаимные оценки, обсуждение возникающих вопросов. После такой работы они начинают лучше общаться с другими детьми, их проще мотивировать на положительные дела и поступки. А главное – информацию, которую хотел донести педагог, дети запоминают без усилий.
Ещё один вид организации детской деятельности, который в нашей группе пользуется большим интересом у детей – это игра с «кубиками историй». Появились они в Европе несколько лет назад. Изначально игра была предназначена для взрослых (из-за сложности картинок), но она адаптирована и под деятельность в детском саду. Игра состоит из 9 кубиков, 54 картинки, которые погружают в мир фантазий, иллюзий и приключений.
Предлагаю вам, сейчас составить свою историю, при помощи кубиков.
Историю можно составлять без определённой темы.
Правила игры таковы
- Договориться, кто начинает первым, кто продолжает, кто заканчивает
- Первый игрок достаёт кубик, бросает его
- В зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать историю.
- Последующие игроки совершают такое же действие и продолжают историю, не теряя нить повествования.
- Начать можно со слов «Однажды...», «Когда-то давным-давно…», «В некотором царстве, в некотором государстве..»
А сейчас я предлагаю вам один из видов цифрового сторителлинга. Суть его состоит в том, что вам необходимо озвучить фрагмент мультфильма. Предварительно надо распределить роли. Возьмите любую карточку. Внимательно следите за происходящим на экране и включайтесь в создание истории вместе со своим героем.
В Сторителлинге чётко прослеживается дидактический принцип Минимакса. Например, ребёнок, способный усвоить большее количество информации, может создавать истории, используя рифму. И напротив, ребёнок, который раньше с трудом мог выразить свои мысли, создавая истории в кругу товарищей, находясь в психологически комфортной для себя обстановке, для начала повторяет фразы, сказанные детьми в предыдущих играх, а затем начинает самостоятельно продолжать историю. Таким образом, используя данный интерактивный способ организации детской деятельности, мы сможем услышать каждого ребёнка в группе и помочь ему развить грамотную связную речь.
В результате двухлетней работы с использованием метода сторителлинг я могу говорить об определенных результатах.
Эти мои наблюдения укладываются в рамки ориентиров, к которым мы должны приблизиться, подходя к порогу обучения в школе, и говорят о результативности выбранного метода.
Литература:
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - СПб.: Златоуст, 1998. - 355 с.
- Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. — 2008. - №8. - С. 23-35.
- Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.
- Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-путешествие "Необычная история"
Игра-путешествиедля детей старшего дошкольного возраста«Необычная история,которая произошла с детьми в г.Раменское»...
Конспект подгруппового логопедического занятия «Необычный взгляд на обычные вещи (пуговицы, возможности их использования)»
Цель: создание условий для формирования речевой активности у детей старшей группыЗадачи:Продолжать формировать навыки связной речи через:1. совершенствование грамматическ...
Презентация:" необычные игры с обычными вещами"
Развивающие игры и упражнения с детьми 5 лет. С помощью этих игр ребенок многому научиться, разовьет мышление, память, речь, логику, воображение....
необычные игры с обычными предметами
Наверняка у каждого дома найдется несколько пуговиц, которые уже не пригодятся для одежды. Это хороший повод, чтобы начать собирать из них коллекцию. Для чего? Ну конечно же для игр с нашими любимыми ...
Конспект НОД «Необычный взгляд на обычные вещи (пуговицы, возможности их использования)»
laquo;Необычный взгляд на обычные вещи (пуговицы, возможности их использования)»...
Технология «сторителлинг» или«Кубики историй»
laquo;Сторителлинг» - искусство составления увлекательных рассказов. Технология «сторителлинг» очень многогранная, многоцелевая, решающая обучающие, развивающие...
"Сторителлинг "или кубики истории для детей .
Предоставлена презентация для педагогов, что такое " Сторителлинг" и как сделать кубики истории своими руками. Используется на занятиях по развитию рери....