Консультация для педагогов «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников.
консультация

 Адабасова Сутрай Михайловна

Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Сегодняшние дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, поэтому одной из главных задач дошкольного образования является создание благоприятной социокультурной развивающей среды в ДОУ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическая технология «Дети - волонтёры»

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии . Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми , инновационные педагогические технологии , которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности . Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации . Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях . Чрезвычайная занятость родителей , разрыв поколений , изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей . Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе , в частности . В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети- волонтеры », которая предполагает разновозрастное общение между детьми , помощь старших дошкольников младшим . Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры , одеваться , лепить , рисовать и т.д .

Слайд 3

Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им. Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения

Слайд 4

Цель технологии «Дети волонтёры» это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого , является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом , способной к самосовершенствованию , гармоничному взаимодействию с другими людьми .

Слайд 5

Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе Создание такой ситуации развитие, при которой происходит передача опыта (игрового , позновательного, социального) в естественной среде от старших к младшим Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности Задачи педагогической технологии «Дети ­волонтёры» следующие :

Слайд 6

В детском саду используется технология « Дети-волонтеры », предполагающая разновозрастное общение между детьми , помощь старших дошкольников младшим . На первом этапе педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры , одеваться , лепить , рисовать . Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду . Помогая младшим дошколятам , у детей-волонтеров формируется ощущение « взрослости », возникает желание , стремление к решению новых , более сложных задач познания , общения , деятельности . Ребята осознают свою ответственность , получают внутреннее удовлетворение от своей работы , у них повышается самооценка , уверенность в себе .

Слайд 7

Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей . Например : дети подготовительной к школе группы ( по просьбе воспитателя ) могут включать в сюжетно­-ролевую игру малышей , пойти к ним в группу и научить их этой игре . Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей , помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку . Особенно удачно проходит такое разновозрастное общение во время « Клубного часа », когда старшие дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада в помещении или на прогулке .

Слайд 8

А так же необходимо составить ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших. Выделить группу детей, желающих играть с малышами. Организовать «Школу волонтёров», то есть специально обучать старших детей по следующим программам: «Научим малышей играть», «Научим разрешать конфликты», «Научим одеваться», «Знаем, как помочь в проведении занятий». И самое главное – в педагогическом коллективе должен быть человек, реально отвечающий за реализацию данной технологии, отслеживающий процессы, происходящие среди старших и младших детей и информирующих об этом всех педагогов

Слайд 9

Примерное планирование волонтерского движения по месяцам. Сентябрь . - Оказание помощи в организации игр с детьми второй младшей группы на прогулке . - Знакомство с новыми дыхательными упражнениями с детьми второй младшей группы на прогулке . - Дети – волонтеры следят за порядком в течение клубного часа . - Дети – волонтеры в гостях у « Веселинки ». « Правила поведения в детском саду » Октябрь . Оказание помощи в организации игр с детьми средней группы Оказание помощи при одевании на прогулку детям второй младшей группы Знакомство с оздоровительными играми детей старшей группы Оказание помощи в расчистке снега на участке группе - Совместные сюжетно-ролевые игры по ситуации месяца .

Слайд 10

Ноябрь . - Оказание помощи детям ясельной группы при одевании на прогулку . - Помощь детям старшей группы в уборке постели после сна . - Оказание помощи в расчистке снега на участке группе - Дети – волонтеры следят за порядком в течение клубного часа . - Совместные сюжетно-ролевые игры по ситуации месяца . Декабрь - Январь . - Укладывание спать детей ясельной группы - Помощь в умывании детям ясельной группы - Помощь в украшении ёлочки малышам группы - Подарки для малышей ( снежинки ). - Дети – волонтеры следят за порядком в течение клубного часа . - Театрализация « Теремок » . Чтение стихов к празднику

Слайд 11

Детям нравиться выступать в роли помощников . Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением , положительным отношением к этой работе . Дети должны получать внутреннее удовлетворение , чувствовать гордость за проделанную работу . Не ждать материального вознаграждения . В этом главная суть этого движения .

Слайд 12

Можно сделать вывод: - участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность; - они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию; - Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников. Инновационных технологий помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.

Слайд 13

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Сегодняшние дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, поэтому одной из главных задач дошкольного образования является создание благоприятной социокультурной развивающей среды в ДОУ.

В нашем детском саду социализация воспитанников начинается с технологии «Дети – волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим.

По мнению Н.П. Гришаевой, технология  «Дети - волонтёры» -  это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является организация  волонтёрского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.

Само понятие «волонтерство» мы стали использовать год назад, когда Указом Президента Российской Федерации  2018 год был объявлен годом  добровольца (волонтерства) в России. Мы считаем, что детей с малых лет необходимо приучать к благотворительности, волонтёрству.  В этом возрасте они начинают понимать значение слова «помощь».

Волонтерство -  очень полезная и нужная деятельность для детей. У них развивается уверенность в себе, ребята начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей. Они становятся инициативными и самостоятельными в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.

Организацию волонтерского движения в условиях детского сада стали реализовывать  на основе проектного метода «Твори добро». На  начальном этапе реализации  проектной деятельности создали условия для проведения волонтерской работы, определили темы, цели и задачи, разработали программу и  план мероприятий, придумали эмблему волонтерского движения, провели ряд бесед: "Кто такие волонтеры?", "О возможности стать волонтерами для малышей", «Что такое  добро?», «Где живет доброта?», мотивировали детей на волонтерскую деятельность.    

Данный вид деятельности был интересен всем участникам образовательного процесса. Он объединил воедино активных, творческих педагогов, детей всех возрастных групп, заинтересовал родителей, которые были привлечены к совместному сотрудничеству для участия в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.

Наши воспитанники приняли его с большим интересом. Помогая  младшим дошколятам, у детей-волонтеров возникло ощущение «взрослости», ответственности, повысилась уверенность в себе, каждый получил внутреннее удовольствие от своей работы, возникло желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Своим примером и конкретной помощью волонтёры учили малышей навыкам самообслуживания,  совместным играм в группе и на прогулке, знакомили с правилами и традициями детского сада. Все это способствовало к формированию положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений,  доставило эмоциональную радость.

Практическую помощь оказывали через разные формы взаимодействия детей с социумом. Одной из эффективных форм построения тесного  взаимодействия с социумом стало проведение акций: «Покорми птиц зимой», «Плюшкин день», «Добрые сердца», «Помоги бездомным животным», «Помоги пойти учиться», «Подари радость». Благодаря таким акциям мы произвели сбор благотворительных пожертвований для бездомных животных, изготовили кормушки, скворечники для птиц. Сдали 500 кг макулатуры, оказали помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, передали игрушки, одежду в детский дом «Малютка», совершили экскурсии  и подарили игрушки, книжки-малышки младшим группам. Все мероприятия были направлены на то, чтобы показать детям, насколько важно делать добро и помогать остальным, проявлять заботу, сострадание,  милосердие к окружающим.

Волонтерское движение  при активном участии педагогов, родителей, – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств. Это гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

Я считаю, что  приобщая детей к волонтерскому движению, мы привлекаем внимание к проблемам общества, воспитываем у детей и взрослых чувство ответственности за свою жизнь, здоровье, сохраняем народные традиции и развиваем добрые качества души.

     

 

Библиографический список

1.         Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //

Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных

исследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. –

С. 80-81.

2.         Вертинская В.И. Волонтерство как форма совместной деятельности детского сада и семьи.

3.         Каблучко Л.Б. Организация волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде способствующей ранней социализации дошкольников. 2012 год.

 4.         Шарыпин А.В. Волонтёрское движение: истоки и современность / А.В. Шарыпин / Современные исследования социальных проблем, 2010. - №4 с. 214-220.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология "Дети - волонтеры" как средство эффективной социализации дошкольников

Технология «Дети – волонтеры» как средствоэффективной социализации детей – дошкольников...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему: «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников.»

Технология «Дети – волонтеры» как средствоэффективной социализации  дошкольников «А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А доб...

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников.

Данная статья посвящена вопросу технологии «Дети – волонтеры».. В статье рассматривается вопрос о роли организации  волонтёрского движения в ДОУ.  Статья раскрывает со...

Консультация «Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников»

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные детиживут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв по...

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников

Наблюдая за дошкольниками, в ходе образовательной и самостоятельной деятельности, мы обратили внимание на такие негативные качества как: отчуждённость, замкнутость, вспыльчивость, агрессивность. ...

Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников в разновозрастных группах ДОО.

Волонтерство — это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориент...