развитие психологии как науки
презентация к уроку (подготовительная группа)

Известный психолог конца XIX – начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень лаконично и точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3razvitie_psihologii_kak_nauki.pptx170.97 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие психологии как науки

Слайд 2

Происхождение слова психология От греческого «душа» ( psyche ) и «логос» ( logos ) – учение. В первоначальном значении слово «психология» буквально понималось как «учение о душе ». До XVI в. эго учение выступало как часть философии, не было самостоятельным и сохраняло свое древнейшее название. Начиная XVI века, философское учение о душе получило современное название «психология», предложенное ему по аналогии с названиями многих других наук, выделившимися к этому времени из философии и ставшими самостоятельными, например, «филология », «биология», «зоология», «геология» и др.

Слайд 3

Основные этапы развития взглядов на предмет психологии 1-ый Этап Психология как наука о душе Такой взгляд был сформирован более 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека (Аристотель) 2-ой Этап Психология как наука о сознании Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность чувствовать, думать и желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. 3-ий Этап Психология как наука о поведении Возникает в XX в. Задача психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека. Мотивы вызывающие эти поступки не учитывались. 4-ый Этап Психология как наука изучающая факты, закономерности развития и механизмы функционирования психики Современный взгляд на предмет психологии. Сформировался на базе философии диалектического материализма.

Слайд 4

1 Этап. Психология как наука о душе (период античности) Психология как наука о душе возникла более 2000 тыс. лет назад, развивалась внутри философской науки, как её составная часть. Существовало 2 точки зрения: идеалистическая – душа как проявление божественного разума (например, у Платона) и материалистическая – душа как тончайшая материя пневма (например , у Демокрита , Эпикура и других). Пне́вма ( греч. π νεῦμ α «дыхание; дуновение; дух») — широко толкуемый термин древнегреческой медицины и философии . Душа рассматривалась как объясняющая, но сама необъяснимая сила, которая была первопричиной всех процессов в теле, включая собственные «душевные движения»

Слайд 5

2 этап . Психология как наука о сознании Сознанием называли способность чувствовать, думать, желать. Место души заняли явления, которые человек находит в «себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душевную деятельность». В отличии от души явления сознания суть нечто не предполагаемое, фактически данное. ( 17 век) – введен психологический метод интроспекции . Интроспекция (от лат. introspecto – смотрю внутрь) — метод психологического анализа. Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Декарта, который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.

Слайд 6

3 Этап. Психология как наука о поведении 19 век – создание первой психологической лаборатории. 1879 год г. Лейпциг В. Вундт (1832–1920) — немецкий врач, физиолог и психолог, основатель современной психологии. В 1879 году основал первую в мире психологическую лабораторию 3 Этап. Психология как наука о поведении В качестве методологического эталона рассматривалась физиология, в силу чего психология Вундта получила название „физиологической“

Слайд 7

БИХЕВИОРИЗМ (наука о поведении). Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона „Психология с точки зрения бихевиориста “. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные «эмоции») и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании ( обусловливании ) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами . На появление этого направления большое влияние оказало учение И.П. Павлова об условных рефлексах.

Слайд 8

4 этап. Психология как наука о психике (конец 19 века, начало 20 века) Психика (греч. psychikos – душевный) — форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется, прежде всего, в поиске и опробовании будущих действий в форме психических образов. Психология (греч. psyche – душа + logos – учение) — научная дисциплина, которая изучает закономерности функционирования и развития психики. Основана на представленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Со 2–й половины ХIХ в. произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно–исторического опыта.

Слайд 9

Основные этапы становления и развития психологической науки

Слайд 10

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе: «Объективные условия становления детской психологии, актуальные в развитии детской психологии, как науки в XXI веке».

Детство – это особый полноценный период существования человека. Формирование современных представлений о детстве как качественно своеобразном отрезке человеческого онтогенеза происходило постепенно и ...

Конспект НОД для детей подготовительной группы по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" "Школа дорожных наук"

Цель совместной деятельности педагога с детьми - в игровой форме закрепить знания детей о полученных знаниях по правилам дорожного движения....

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ

Интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом всегда возрастал на грани эпох, в кризисные, переломные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно тр...

Психология как наука

Психология как наука1. Предмет психологии2. Методы психологии3. История развития психологического знания4. Структура психологии как науки...

Конспект интегрированной ООД: развитие речи, основы науки и естествознания, рисование в старшей группе на тему: «Русский сувенир - Матрёшка.»

Конспект  интегрированной ООД: развитие речи, основы науки и естествознания, рисование в старшей группе на тему: «Русский сувенир - Матрёшка.»...

История развития психологии как науки

Реферат по теме "История развития психологии как науки"...