"Эколого - экономическое образование дошкольников"
презентация

Крутова Раиса Александровна

Человеческое общество, природная среда тесно взаимосвязаны. Экологические проблемы становятся содержанием педагогических программ многих стран. В экологическом воспитании дошкольников основной упор делается на том, что именно человек ответственен за катастрофическое в последнее время загрязнение природы, вымирание многих видов животных. Кто как не педагоги должны способствовать формированию бережного, заботливого отношения к природе, к её ресурсам. Формировать  осознанно – правильного отношения к природе. В презентации раскрыто значение эколого – экономического образования дошкольников. Приведены примеры дидактических игр на формирования эколого-экономических ценностей у детей дошкольного возраста. Раскрыты три важнейших этапа в осуществлении эколого-экономическом воспитании  старших дошкольников с целью формирования у них экономической ответственности как качества личности. Отмечено, какая образовательная среда дошкольной образовательной организации должна способствовать экологическому образованию дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_2.pptx795.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 120 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга К педагогическому совету Эколого-экономическое образование дошкольников Подготовила : Р.А.Крутова , старший воспитатель Санкт-Петербург 2024

Слайд 2

Эколого - экономическим образованием называют: непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведение и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде.

Слайд 3

Под эколого-экономически значимыми качествами личности выступают нравственные качества, проявляющиеся во всех видах эколого-экономических отношений в процессе эколого-экономической деятельности .

Слайд 4

Эколого-экономически значимые качества могут быть положительными и отрицательными К положительным качествам личности относятся : уважение и любовь по отношению к живому, заботу о растениях, животных , человеке, предвидение и предупреждение опасностей , грозящих экосистемам, трудолюбие, коллективизм , ответственность, организованность, экономность , бережливость, деловитость, предприимчивость, расчетливость. К отрицательным можно отнести бесхозяйственность, бесчувственность и непонимание природы, экосистемных явлений , а также эгоизм, расточительность.

Слайд 5

В процессе эколого-экономического воспитания знания должны превращаться в убеждения и быть реализованы в поступках и поведении.

Слайд 6

Экономическое образование дошкольников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость. Экономического образования тесно связано с другими образовательными областями ( познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие).

Слайд 11

Человеческое общество, природная среда тесно взаимосвязаны. Экологические проблемы становятся содержанием педагогических программ многих стран. В экологическом воспитании дошкольников основной упор делается на том, что именно человек ответственен за катастрофическое в последнее время загрязнение природы, вымирание многих видов животных.

Слайд 15

Одной из форм работы с детьми являются дидактические игры Дидактическая игра: «Что дешевле купить и полезнее съесть?» Цель: уточнить знания детей о растениях, ягодах, фруктах, овощах местного происхождения; познакомить с импортными товарами; развивать умение расходовать денежные средства с пользой для здоровья и выгодой для семейного бюджета. Материал: игровое поле разделённое на сектора: зелёный цвет – продукты местного выращивания и красный цвет – импортного; карточки на которых изображены продукты местного и импортного происхождения. Ход игры: дети определяют к какому происхождению относится продукт и соотносят карточку с сектором определённого цвета, рассуждают и приходят к выводу, как лучше потратить деньги с пользой для здоровья и выгодой для семейного бюджета, объясняют почему импортные дороже.

Слайд 16

Дидактическая игра: «Сортируем мусор правильно» Цель : формировать представление об источниках возникновения мусора, частично анализировать экологическую проблему; упражнять в умении сортировать мусор для подготовки к переработке и планировать вторичное его использование. Материал: 4 контейнера разного цвета и корзина с условным мусором. Ход игры: Воспитатель предлагает игровые поля с изображением контейнеров для мусора и предлагает подобрать с соответствующие карточки (пищевые отходы – красный цвет, стекло – белый, пластмасса – синий, металл – зелёный). Делают соответствующие выводы и умозаключения, устанавливают причинно – следственные связи, как помочь природе очищая город от отходов. Воспитатель высыпает условный мусор перед детьми на стол и предлагает им рассортировать его по характерным особенностям различных материалов. Дети договариваются между собой и определяют какого цвета будет у них стекло, металл, пищевые отходы и пластмасса; и раскладывают в конверты с надписями. Затем воспитатель предлагает детям преобразовать мусор в интересные поделки (игрушки , подарки для малышей, для мамы). Проявляя выдумку и фантазию дети называют предметы, которые могут получиться из переработанного мусора для вторичного использования в целях экономии денежных средств и бережного отношения к окружающей природе.

Слайд 18

С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать: познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов ); эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм ; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами; оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе ); формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы ); формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе ); экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изобразительной деятельности и т.п.).

Слайд 19

Ответственное эколого-экономическое поведение воспитанников предполагает овладение ими системой нравственных эколого-экономических норм как обобщенных требований общества к личности. Однако знание детьми этих норм и требований, усвоение ими нравственных эколого-экономических идеалов еще не гарантирует соответствующего поведения, а лишь является одним из необходимых условий формирования осознанных нравственных эколого-экономических потребностей, взглядов, убеждений, вне которых не может быть сформировано ответственное эколого-экономическое поведение.

Слайд 20

Условно можно выделить три важнейших этапа в осуществлении эколого-экономическому воспитанию старших дошкольников с целью формирования у них экономической ответственности как качества личности I этап - элементарное ознакомление воспитанников с сущностью экономической ответственности как нравственной нормы. На этом этапе решаются следующие конкретные воспитательные задачи: обосновывается значимость данного нравственного качества для морального облика современного человека; преподносятся образцы, примеры экономически ответственного отношения современных людей к выполнению своих общественных обязанностей, своего долга перед обществом, самим собой; выявляются имеющиеся у дошкольников представления об экономической ответственности, формируется понятие о данной этической норме, организуется работа по осмыслению значимости экономической ответственности, как для конкретной личности, так и для общества в целом.

Слайд 21

II этап Дальнейшее разъяснение сущности данной моральной нормы , расширение и углубление самого понятия « экономическая ответственность », выявление уровня его усвоения и правильности понимания осуществляются на основе упражнения дошкольников в ответственном отношении к выполнению общественных обязанностей. Большое внимание уделяется формированию у детей правильного внутреннего отношения к данному нравственному требованию, осмыслению ими личного ответственного (безответственного) отношения к выполнению общественных обязанностей, активизации и стимулированию процесса выработки у каждого ребёнка правильных мнений, суждений, взглядов на факты как собственного ответственного (безответственного) отношения к выполнению поручений, так и других членов коллектива. Проводится специальная работа, направленная на выработку умения давать оценку действиям и поступкам (своим и товарищей) с точки зрения их соответствия усваиваемой моральной норме, ориентирующая их на самовоспитание, на необходимость само корректировки своего эколого-экономического поведения .

Слайд 22

III этап Предполагает решение таких вопросов, как подведение дошкольников к осознанию изменений в собственном поведении , в своем моральном развитии ; формирование умения видеть и оценивать изменения, происходящие в нравственном облике окружающих людей, способности за поступками улавливать проявления определенных нравственных качеств. Необходимо стимулировать самовоспитание, способствовать формированию такого стиля взаимоотношений, при котором требовательность и принципиальность воспринимаются как проявление доверия и уважения к личности.

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономическое образование дошкольника

Иновационный проект МБДОУ №149 г.Тулы "Игра как средство экономического образования дошкольника. Проект используется в двух возрастных группах компенсирующей направленности для детей с ОНР 5 - 6 лет и...

Конспект нод по экономическому образованию дошкольников "Путешествие в сказочное королевство Царя-Гороха".

Приобщать дошкольников к экономической действительности.Заложить основы экономических знаний, которыми можно будет пользоваться в будущем.Вызвать у детей желание стать людьми, ведущими ответстве...

Экономическое образование дошкольников

В статье представлен НОД по экономическому образованию на тему: "Елабуга купеческая" для детей  6-7 лет с нарушенным зрением (занятие с учетом ФГТ)...

НОД по экономическому образованию дошкольников "История возникновения денег"

Тип НОД: обобщение и закрепление пройденногоВид: Познавательное развитие.      Цель: познакомить детей с историей возникновения денег.Задачи:Образовательные:Познакомить с прич...

Конспект квест-игры по экономическому образованию дошкольников

Круглый стол "Создание условий для реализации основной образовательной программы дошкольного образования"...

Экологический проект как эффективный метод в эколого-природоведческом образовании дошкольников.

Статья содержит рекомендации об использовании метода проектов в экологическом воспитании детей.Экологический проект способствует решению задачи познать окружающую среду, как единое природное сообществ...

Конспект занятия по эколого-экономическому образованию дошкольников «Земля - наш дом»

ЗадачиСформировать навыки бережного и экономного использования ресурсов и материалов в повседневной деятельности...