Картотека игр для формирования коммуникативных навыков у дошкольников
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Петрова Татьяна Сергеевна

В данной картотеке представлены игры на развитие коммуникативных навыков для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_razvitie_kommunikativnyh_navykov.docx263.97 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для формирования коммуникативных навыков

 у дошкольников

Разработала педагог-психолог Петрова Т.С.

Игры для формирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).

  1. Ровным кругом

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

«Ровным кругом Друг за другом Мы идем за шагом шаг, Стой на месте! Дружно вместе, сделаем вот так!»

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть.

  1. Каравай

Как на Машины именины испекли мы каравай:
Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)
Вот такой нижины! (дети опускают руки как можно ниже)
Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)
Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!
Я люблю, признаться, всех,
А Машу больше всех.

 

  1. «Мы матрешки»

Дети становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по

кругу и приговаривают:

Мы матрешки, вот какие крошки.

а у нас, как у нас чистые ладошки.

мы матрешки, вот какие крошки.

а у нас, как у нас новые сапожки.

мы матрешки, вот какие крошки.

а у нас, как у нас новые платочки.

мы матрешки, вот какие крошки.

  1. Побежали, побежали все мы по дорожке.

Большие и маленькие ножки

Возьмитесь с детьми за руки и идите по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.

Большие ноги

Шли по дороге

Топ-топ, топ-топ

Маленькие ножки

Бежали по дорожке

Топ топ топ то топ,

Топ топ топ то топ.

  1. Саша — Наташа — Юля

Цель учить детей запоминать имена друг друга

Дети стоят в кругу. В руках у воспитателя мяч. Она начинает игру и называет маршрут перебрасывания мяча: "Саша—Наташа—Юля". Педагог бросает мяч Саше, Саша — Наташе, а Наташа — Юле. Юля называет следующую тройку участников.

Игру можно усложнить, называя более сложные маршруты. Если в группе есть дети с одинаковыми именами, можно договориться о возможных вариантах.

  1. Поздороваемся глазам 

Цель учить детей использовать контакт глаз и улыбку в общении Дети делятся на две подгруппы с одинаковым количеством участников. Подгруппы образуют 2 круга — внутренний и внешний. Игроки внешнего круга стоят лицом к игрокам внутреннего круга. По сигналу педагога (удар в бубен или хлопок ладонями) дети из внешнего круга начинают передвигаться по часовой стрелке. Задача игроков — посмотреть в глаза тому, кто стоит напротив тебя, улыбнуться, кивнуть головой и на следующий сигнал педагога сменить партнера и т. д.

  1. Игра с мячом

Цель учить детей обращаться друг к другу по имени.

Игра имеет несколько вариантов.

Первый вариант. Дети стоят по кругу и перебрасывают друг другу мяч, называя партнера по имени.

Педагог обращает внимание детей на то, что нужно постараться как можно точнее кидать мяч, чтобы его можно было легко поймать, а передавая мяч, соблюдать правило — смотреть партнеру в глаза.

Второй вариант. Ведущий выходит в центр круга, подбрасывает мяч вверх и кричит: "Саша!". Игрок подбегает и ловит мяч и т.д. Если в группе есть дети с одинаковыми именами, можно договориться об обращении, используя различные варианты имен.

  1. Вежливые слова

Цель учить детей обращаться к партнеру по имени и использовать в общении слова приветствия, прощания, благодарности, извинения

Игра проводится с мячом. Дети стоят в кругу и бросают друг другу мяч, называя вежливые слова благодарности ("Спасибо, Саша", "Леночка, благодарю тебя"), приветствия ("Здравствуй, Таня", "Добрый день, Катя" и др.), извинения ("Извини, Сережа". "Прости, Леня"), прощания (до свидания, до встречи, пока, спокойной ночи, счастливо оставаться, в добрый путь) и т.д.

 

  1. Угадай, кто спросил? 

Цель: развивать внимание к партнеру, умение узнавать его по голосу.

Дети становятся в полукруг, выбирается ведущий. Ведущий стоит спиной к группе. Дети меняются местами и по очереди задают различные вопросы ( "Ты вчера смотрел мультфильм по телевизору?", "Что ты делал в выходной день?", "В какую игру ты любишь играть?", "Как зовут твоего лучшего друга?", "Какое время года ты любишь?" и др.). Ведущий отвечает на вопросы и пытается отгадать имя игрока, обратившегося к нему.

10. Что изменилось?

Цель: учить детей быть внимательным к партнеру, замечать изменения в его внешнем облике, тренировать наблюдательность.

Выбирается подгруппа из 3—7 игроков. Один ребенок назначается на роль ведущего. Все остальные наблюдают за ведущим и оценивают правильность его ответов. Задача ведущего — запомнить внешний вид игроков, их одежду. Затем ведущий выходит из комнаты. Играющие (с помощью взрослого) что-то меняют в своей одежде, прическе. Ведущий возвращается в комнату, внимательно смотрит на детей и старается найти эти изменения. В случае затруднения нахождения изменений, их количество можно ограничить. Например, нужно найти 3—5 изменений. Игра проводится несколько раз со сменой игроков в подгруппе, так что через игру проходит большинство детей.

11.Запомни всех по порядку

Цель развивать внимание к партнеру, тренировать память на лица и имена

Игра может иметь несколько вариантов.

Первый вариант. Дети разбиваются на 2 подгруппы: зрители и игроки. Один из игроков становится ведущим. Игроки выстраиваются в "паровозик". Ведущий должен посмотреть на "паровозик" (не более 1 мин.) и запомнить, как стоят дети. По сигналу воспитателя он отворачивается и перечисляет детей по именам так, как они стоят в "паровозике". Затем игроки становятся зрителями, а на сцену выходят другие дети.

Второй вариант. Ведущий запоминает детей в той последовательности, в которой они стоят, и отворачивается. Дети меняются местами. Задача ведущего — восстановить первоначальную последовательность игроков. Побеждает тот, кто не допустил ошибок.

Игру можно повторить несколько раз. Количество запоминаемых игроков можно постепенно увеличивать, развивая тем самым внимание и память.

12. "Ласковые дети" 

Цель: создать у детей ощущение уверенности в себе, почувствовать присутствие друг друга; развивать доброжелательность.

Описание: 1 вариант.

Перед началом занятия или любого другого вида деятельности предложить детям сесть плотно в круг, прижаться друг другу, закрыть глаза, посидеть молча 1 минуту, затем открыть глаза и улыбнуться друг другу глазами

2 вариант.

Открыв глаза, сказать что-то очень хорошее ребенку, сидящему рядом, или ласково назвать его по имени.

  

13."Настроение"

Цель: учить детей понимать свое внутреннее состояние и переживания другого человека, развивать способность сочувствовать, сопереживать сверстникам

Описание: педагог предлагает поговорить "по душам":

- о том, что мы чувствуем, когда приходим  в  цирк;

- о том, что мы чувствуем, когда болеем;

- когда приходит Дед Мороз?

- когда нас обижают?

- когда дарят подарки?

- когда заболела мама?

 

14. "Дети на прогулке"

Цель: учить детей предвидеть желания сверстников, наблюдая за интересующими их занятиями и играми.

Описание: в процессе сборе на прогулку педагог разговаривает с детьми, задавая им вопросы:

1. "Как ты думаешь, с чем будет играть Света? Дима? и т.д."

2. "Как ты думаешь, с кем будет играть Саша? Сережа?"

3. "В какие игры будут сегодня играть дети группы?"

 

15. "Оцени поступок"

Цель: развивать способность детей делать нравственный выбор в жизненной ситуации, анализируя поведение других людей и прогнозируя свои поступки.

Описание: игровое упражнение проводится по принципу интервьюирования. Детям задается вопрос-ситуация, по поводу которого высказывается каждый, прогнозируя свое поведение.

Например:

1.  Если бы девочка испугалась собаки и не могла пройти к дому, я бы ...

2.  Если бы старушка устала нести сумку с продуктами, я бы

3.  Если бы у дедушки потерялись очки и он не мог их найти, я бы ...

4.  Если бы девочка играла с мячом и он упал в лужу, я бы

5.  Если бы мальчики поссорились из-за игрушки, я бы .

16. "Ладошки" 

Цель: учить детей предвидеть желание близких людей; развивать наглядно-образовательное мышление и воображение

Описание- каждый ребенок получает лист бумаги, на которой кладет левую ладошку, а правой рукой обводит ее контур После этого необходимо подумать, кому ребенок пошлет пожелание в виде своей ладошки с рисунками Это могут быть родители, воспитатели, друзья из группы или дворовой компании Когда каждый из участников определится с выбором, он должен внутри ладошки изобразить в виде рисунка пожелание или подарок Для этого необходимо вспомнить, что нравится, что любит, чем увлекается этот человек

После окончания игрового упражнения дети дарят "ладошки" тем, для кого их рисовали, формируя в речи свои пожелания и описывая подарки

17.Испорченный телефон 

Цель: учить детей внимательно слушать партнера.

Выбирается ведущий. Все игроки садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его соседу и т.д. Слово доходит до последнего игрока. Ведущий спрашивает у него: "Какое ты услышал слово?" Если слово последнего игрока совпало со словом ведущего, значит телефон исправлен. Если произошла ошибка, ведущий опрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так можно узнать, кто "испортил телефон". Провинившийся занимает место последнего в ряду

18. Закончи предложение

Цель- учить внимательно слушать партнера и подбирать правильные слова.

Игра может проводиться в двух вариантах.

Первый вариант. Педагог говорит начало предложения ("Летом тепло, а весной ...", "Корова мычит, а курица...", "Птицы летают, а змеи ...", "Лошадь ржет, а собака ...") и бросает мяч. Тот, кто ловит мяч, заканчивает предложение и перебрасывает его взрослому. Затем педагог называет начало другого предложения.

Второй вариант. Дети сидят в кругу. В руках у ведущего эстафетная палочка. Он начинает предложение и передает эстафету соседу справа или слева. Сосед заканчивает предложение, придумывает начало следующего предложения и передает эстафету дальше. Эстафета идет по кругу и возвращается к ведущему.

Рекомендуется начинать с более простого варианта. Педагог и игроки следят за ответами. Если участник игры неверно заканчивает предложение, необходимо выяснить, почему слово не подходит, и подобрать другое.

19. Найди похожее животное

Цель учить детей внимательно слушать и вступать в контакт друг с другом в соответствии с игровым заданием.

Дети стоят врассыпную. Педагог подходит к каждому и шепотом на ушко называет какое-либо дикое или домашнее животное. ("Ты будешь кошкой". "Ты будешь овцой". "Ты будешь коровой"). Дети закрывают глаза и начинают разговаривать на языке животного (мяу-мяу и т.д.). Задача игроков—не открывая глаз, прислушиваясь к звукам, объединиться в группы. Если одно животное нашло другое—они берутся за руки и вместе, издавая звук, ищут "говорящих" на их языке.

20. Приветствие инопланетян

Цель: учить детей использовать разнообразные приемлемые формы рукопожатия и прикосновения, формировать опыт доброжелательного отношения друг

к другу.

Дети делятся на две группы — "земляне" и "инопланетяне". "Инопланетяне" разбиваются на пары и демонстрируют различные, в чем-то смешные приветствия (поздороваться указательными пальцами или мизинцами, поздороваться наружными сторонами ладоней, коленками, лбами, ушами, локтями и т.д.).

"Земляне" наблюдают и выбирают самое необычное или смешное приветствие. Группы меняются местами. "Земляне" превращаются в "инопланетян", а "инопланетяне" — в "землян".

 

21. Обними и приласкай игрушку

Цель: удовлетворить потребность детей в эмоциональном тепле и близости.

Воспитатель вносит в группу одну или несколько мягких игрушек, например: собаку, медведя, зайца, кошку.

Дети бродят по комнате. По сигналу воспитателя они разбиваются на подгруппы и подходят к той игрушке, которую хотели бы поласкать. Первый ребенок берет игрушку, обнимает ее, ласкает и говорит ей что-нибудь нежное и приятное. Затем игрок передает игрушку своему соседу. Тот тоже должен обнять игрушечного зверя и сказать ласковые слова. Игра может повторяться несколько раз.

22. Колечко

Цель: создать положительный эмоциональный настрой, помочь детям войти в контакт.

У ведущего в руках любой маленький предмет. Участники становятся в ряд, держа перед собой ладони "лодочкой". Ведущий проходит весь ряд, вкладывая свои ладони в ладони каждого участника. При этом он незаметно оставляет "колечко" в ладонях кого-либо из участников. Пройдя всех, ведущий говорит: "Колечко, колечко, выйди на крылечко". Задача владельца "колечка" — выбежать вперед, задача всех остальных участников — постараться предугадать это и не выпустить участника с "колечком" из ряда.

 

23. Ручеек

Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.

Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнера. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеек и ищет себе пару и т.д.

 24. Путаница 

Цель: вызвать положительный эмоциональный настрой, помочь детям войти в контакт.

Выбирается ведущий. Остальные дети, взявшись за руки, образуют круг. Ведущий выходит из комнаты или отворачивается, а участники начинают "запутываться", меняя свое положение в круге, но не разжимая рук. Когда образовалась путаница, ведущий заходит в комнату и распутывает участников. Распутывать надо не разнимая рук игроков.

25. Хлопки по коленкам

Цель: учить детей слаженно действовать в заданном ритме. Дети сидят в кругу. Все кладут руки на свои коленки. Играющим предстоит хлопать ладонями по своим коленкам по очереди и в ритме, который задает ведущий, соблюдая при этом паузу между хлопками одного и другого игрока. Хлопки могут иметь разнообразный характер (по очереди: сначала правой, затем левой рукой; двумя руками одновременно; 2 хлопка правой рукой, один левой и т. д.)

 

26.«Динозаврики»        

Цель: снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.

Возраст: 3- 4 года

Дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики.

Игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хочется.

27. «АУ! »

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Возраст: 3- 4 года

Один ребёнок стоит спиной ко всем остальным – он потерялся в лесу. Кто – то из детей кричит ему: «Ау! » - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребёнку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

28."Пальцы – звери добрые, пальцы звери злые"

Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Возраст: 3- 4 года

Дети, представляют, что их пальчики – добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.

Взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке – в добрых волчат, а на левой – в злых зайчат. им надо поговорить друг с другом, познакомиться. Если у детей хорошо получается, можно предположить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта, игра дает возможность выявить особенности общения детей. Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физических контактов.

29. «Если «да» - похлопай, Если «нет» - попопай».

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Возраст: 3- 4 года

Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать своё отношение, похлопав в ладоши (если они согласны, или потопав ногами (если они не согласны) .

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на неё».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравился Серёжа, поэтому она его побила».

«Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадовалась».

«Серёжа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, обиделся, что сам не сделал этого, и поэтому поссорился с Максимом».

30«Как пройти? »

Цель: расширение знаний детей об окружающем, развитие коммуникативных навыков детей.

Возраст: 3- 4 года

Взрослый начинает игру: «У зайчика заболели ушки. Что он должен сделать? » - «Пойти к врачу». – «А как его найти? » - «В больнице». – «Где найти больницу? » - и т. д.

Дети рассказывают, где находится больница, как туда добраться. Так же можно «ходить» в магазин, библиотеку и т. д.

Если игра проводится в условиях детского сада, то можно предложить детям самим проводить больного к кабинету медсестры и т. д. В процессе игры с детьми младшего возраста такие ситуации можно упростить, оговаривая лишь действия в той или иной ситуации. С детьми старшего дошкольного возраста таким образом можно изучить свой город, посёлок, микрорайон. Также в игре можно уточнять и расширять знания детей о тех или иных сторонах общественной жизни. В конце игры взрослый говорит детям, что обида и злость дружат со ссорой делают человека одиноким, так как с ним никто не хочет разговаривать или играть.

Ситуации можно подбирать из непосредственной жизни детей. Наверняка их будет немало. Эта игра наглядно демонстрирует эффективность и многофункциональность игровой деятельности вообще, так как в ней можно соединять, казалось бы, разные вещи.

31.«Найди отличие»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 3- 4 года

Необходимые приспособления: лист бумаги, карандаши.

Ребёнок рисует всё, что ему захочется, затем передаёт листок взрослому. Взрослый добавляет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ребёнку, который должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребёнок вносит изменения – они меняются ролями. Если в игре принимают участие несколько детей, их можно расположить по кругу и предложить меняться рисунками, пустив их по кругу, пока листок не вернётся к хозяину. В зависимости от особенностей детей игра может проходить как в быстром, так и медленном темпе. После завершения игры рисунки раскладываются на столе или на полу. Взрослый предлагает поговорить о них. Важно спросить ребёнка, нравится ли ему рисунок, что именно нравиться (или не нравится, что бы он хотел убрать (добавить) и т. д.

32.«Дождик»

Цель: развитие общения младших дошкольников, воспитателю помогает завоевать доверие и расположение детей.

Возраст: 3- 4 года

Ход игры:

Стульчики ставятся спиной вперёд (это домики, где живут дети). Дети садятся на них. Ведущий выходит на середину зала и произносит текст:

«Смотрит солнышко в окошко,

Наши глазки щурятся,

Мы захлопаем в ладошки

И бегом на улицу» (дети повторяют)

После этого ведущий и дети совершают движения на слова «Топ – топ, топ – топ, топ – топ – (все топают ножками, стоя на месте, затем на слова: хлоп – хлоп, хлоп – хлоп –(все хлопают в ладоши) ».

«А теперь побегаем» - говорит воспитатель и бежит, дети разбегаются в разные стороны, неожиданно воспитатель говорит: «Посмотрите дождик, идёт! Скорей домой! » все бегут в свои домики.

Воспитатель: «послушайте, как стучит дождик по крыше» (постукивает согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображая шум дождя) и произносит слова:

«Дождик, дождик, веселей

Капай, капай не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи».

Заканчивается дождь, игра возобновляется.

33. «Карусели»

Цель: развитие общения младших дошкольников, воспитателю помогает завоевать доверие и расположение детей.

Возраст: 3- 4 года

Ход игры:

Взрослый собирает детей желающих поиграть в одну цепочку. Цепочка замыкается и образует круг. Дети вместе с воспитателями держась за руки движутся по кругу вправо и произносят слова:

Еле – еле, еле – еле.

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом. Бегом!

Побежали, побежали ….

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите

Раз - два, раз – два (пауза)

Вот и кончилась игра.

Карусель сначала медленно движется в правую сторону, а с нарастанием темпа речи движения постепенно ускоряются. При словах «побежали» карусель меняет своё направление. Темп движения постепенно замедляется и на слова «раз - два» все останавливаются и кланяются.

34. «Прыг - скок»

Цель: развитие общения младших дошкольников, воспитателю помогает завоевать доверие и расположение детей.

Возраст: 3- 4 года

Ход игры:

Воспитатель проводит на земле черту, а через 20, 25 шагов, ещё одну параллельную первой. Дети становятся за первой чертой. Взрослый произносит слова: дети повторяют за ним слова и движения:

Слова Движения

Ножки, ножки бежали по дорожке

Бежали лесочком,

прыгали по кочкам.

Прыг-скок, прыг-скок!

Побежали на лужок,

Потеряли сапожок. Бегут по направлению ко 2 линии.

Прыгают на двух ногах, приближаясь к воспитателю.

С последними словами останавливаются и приседают на корточки, будто ищут сапожок.

«Нашли сапожок! » - говорит воспитатель, и все бегут обратно к исходной линии. Игра начинается сначала.  В конце игры: можно изменить концовку, например подойти к более пассивному ребёнку, дотронуться до него рукой, и сказать «Вот твой сапожек, надень его и беги обратно».

Надев «понарошку». Сапожек, ребёнок бежит обратно.

35. «Раздувайся пузырь»

Цель: развитие общения младших дошкольников, воспитателю помогает завоевать доверие и расположение детей.

Возраст: 3- 4 года

Ход игры:

Вместе с воспитателем дети становятся в круг : и воспитатель говорит: «Какой большой круг у нас получился! Как пузырь! » Затем предлагает детям двигаться вперёд и произносить слова:

«Раздувайся пузырь,

Раздувайся большой …

Оставайся такой,

Да не лопайся! »

К концу текста образуется большой растянутый круг. Воспитатель входит в круг, дотрагивается до соединенных рук и говорит: «Лопнул, пузырь! » Все хлопают в ладоши, произносят слова: «Хлоп! » и сбегаются в кучу (к центру). После этого можно начать игру сначала, т. е. опять раздуть пузырь.

36.Назови себя

Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.

Возраст: 3-5 лет.

Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.        

Игры для формирования коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).    

1.Охота на тигров

 Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: не менее 4 человек.

Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).

Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене, громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников.

2.Зеркала

Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.

Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

                                                           

3. Передай мяч

     Цель. Снять излишнюю двигательную активность.

     В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.        

4.Зевака

     Цель. Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, формировать умение управлять своим телом и выполнять инструкции.

     Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (звук колокольчика, погремушки, хлопок руками, какое-нибудь слово) останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное (оговоренное заранее) слово песни.

5.Дотронься...

Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 6-8 человек.

Необходимые приспособления: игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до ... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.

Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык

6. Кого укусил комарик?

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

Дети садятся в круг. Ведущий проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам, а одного из них незаметно от других тихонько щиплет — «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи. Остальные внимательно разглядывают друг друга и угадывают, «кого укусил комарик».

7. Две игрушки – поменяемся местами.

Цель: развитие моторной ловкости, внимания, координации движений, сотрудничества.

Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые должны быстро поменяться местами.

Комментарий: игра проводится в достаточно высоком темпе, чтобы увеличить ее интенсивность и сложность. Тем более что детям дошкольного возраста еще достаточно трудно выполнять действия разной направленности (как в данной игре — поймать игрушку, увидеть того, кому досталась вторая и поменяться с ним местами).

8. Раздувайся пузырь. 

Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).

9.Слушай команду.

 Цель. Развивать внимание, произвольность поведения.

 Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии  и хорошо слушать, и выполнять задание.

Игра поможет воспитателю сменить ритм действий расшалившихся ребят, а детям – успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

  1. Ласковое  имя

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля  и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

  1. Эхо

Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.

Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определённом ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4—5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.

  1. Встань на кого посмотрю

Цель: воспитание чувств партнера (общение через взгляд) .

Ход: ведущий смотрит на одного из детей. Ребенок, поймав взгляд, встает. После этого, предлагают ему сесть.   

     

  1. Кто к нам в гости пришел?

Цель игры: учить детей переключать свое внимание с себя на окружающих, брать на себя роль и действовать в соответствии с ней.

Возраст: от 3 лет

Ход игры. В начале игры ведущий объясняет детям, что сейчас они будут встречать гостей. Задача детей - угадать, кто именно пришел к ним в гости. Из числа детей ведущий выбирает игроков, каждому из которых дает определенное задание - изобразить животное. Делать это можно посредством жестов, мимики, звукоподражаний. (Игрок, изображающий собаку, может "помахивать хвостиком"- махать сзади рукой и лаять и т.д.). Игроки, изображающие животных, выходят к детям-зрителям по очереди. Зрители должны догадаться, кто именно пришел к ним в гости, приветливо встретить каждого гостя и усадить его рядом.

        

  1. Сапожок

Цель: развивать у детей собранность, самостоятельность, воспитывать внимание к окружающим, умение считаться с ними.

Возраст: 4 – 5 лет

Ход игры. В начале игры дети выстраиваются в линию на стартовой черте. Ведущий предлагает совершить небольшое путешествие. Дети повторяют за ним движения, одновременно произнося слова:

Наши ножки, наши ножки

Побежали по дорожке. (дети бегут по направлению к финишу)

А бежали мы лесочком,

Прыгали через пенечки. (дети выполняют четыре прыжка вперед)

Прыг-скок! Прыг - скок!

Потеряли сапожок! (дети садятся на корточки и, приставив ладонь ко лбу, смотрят вправо и влево, ища "потерянный сапожок"). После этого ведущий говорит:

"Нашли сапожки!

Бегите домой!". Дети бегут к стартовой черте, игра повторяется.

  1. Проверка знаний.

Цель: знакомить детей  с повадками домашнего животного, учить чувствовать его потребности, сопереживать ему.

Возраст: 4-5 лет.

Ход игры. Ведущий спрашивает ребенка, что делает кошка, если она довольна (мурлычет), и что, если недовольна (выгибает спину, шипит). Ведущий рассказывает про кошку. Задача ребенка - догадаться, в какие моменты кошка будет радоваться (мурлыкать), а в какие - сердиться (выгибать спину и шипеть).

Жила-была кошка Мурка. Она очень любила умываться язычком (дети изображают "добрую кошечку") и пить молоко из блюдечка ("добрая кошечка"). Однажды кошка Мурка вышла из дома, чтобы погулять. День был солнечный, и Мурке захотелось поваляться на травке ("добрая кошечка"). И вдруг начался сильный дождь, и Мурка намокла ("сердитая кошечка"). Мурка побежала домой, но дождь лил все сильнее и сильнее, и кошка вбежала в небольшой домик, стоящий во дворе. А в этом домике жил пес Шарик, он стал лаять на Мурку. Как вы думаете, что сделала Мурка ("сердитая кошечка")? Мурка испугалась и бросилась бежать.

Добежав до своего дома, Мурка поцарапалась в дверь, и ее тут же впустили ("добрая кошечка"). Мурка согрелась и попила молока из блюдца. Как вы думаете, что сделала Мурка?

Покажите ("добрая кошечка").

          

  1. Добрые эльфы

Возраст: 4-5 лет

        Воспитатель садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя.

Воспитатель. Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днём и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.

  Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их…

  1. Магазин

Цель: развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично

Возраст: 4-5 лет

Один ребёнок – «продавец», остальные дети – «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.

Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.

  1. Чей предмет?

Цель игры: научить детей проявлять внимание к другим людям.

Возраст: от 4 лет.

Ход игры: педагог заранее подготавливает несколько предметов, принадлежащих разным детям. Дети закрывают глаза. Педагог выжидает некоторое время, давая возможность детям успокоиться и сосредоточиться, затем предлагает открыть глаза и показывает предмет, принадлежащий одному из детей. Дети должны вспомнить, кому принадлежит эта вещь. Хозяин предмета не должен подсказывать. В игре могут участвовать такие предметы, как заколка для волос, значок и т. д.

  1.  Все наоборот

Цель игры: научить детей определять действия, противоположные по смыслу.

Возраст: от 4 лет.

Ход игры: при помощи считалки выбираем водящего. Дети встают в круг, руки на пояс, водящий становится в центр круга. Водящий делает произвольные движения и называет их, остальные дети выполняют противоположные действия. Например, водящий поднимает вверх руки и говорит: «Руки вверх», все дети опускают руки по швам. Ребенок, допустивший ошибку, становится водящим. Если все дети выполнят действия правильно, через некоторое время выбирается новый водящий при помощи считалочки.

  1. Сосны, елочки, пенечки      

Цель игры: развивать внимательность, умение управлять своим поведением.

Возраст: от 4 лет.

Ход игры: дети встают в круг, взявшись за руки. Педагог находится в центре круга. Звучит негромкая музыка, дети движутся по кругу. По команде педагога «Сосны», «Елочки» или «Пенечки» дети должны остановиться и изобразить названный предмет: «Сосны» – подняв руки высоко вверх, «Елочки» – раскинув руки в стороны, «Пенечки» – присев на корточки. Ошибившиеся игроки выбывают из игры или получают штрафное очко. Затем игра продолжается.

Игры для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).    

1. «Царевна Несмеяна»

Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.

Содержание: воспитатель рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать ее улыбку или смех. В качестве царевны Несмеяны выбирается необщительный (лучше девочка) ребенок, а остальные всеми силами стараются ее развеселить.

2. Конкурс хвастунов

Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.

Содержание: дети садятся в круг, а воспитатель объявляет: «Сегодня мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается, но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Подумайте, какой он, что в нем хорошего. Выиграет тот, кто лучше похвалится, кто найдет в своем соседе больше достоинств».

3. «На приеме у доктора Пилюлькина»

Цели:

• Развитие умения проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание.

• Учить помогать и поддерживать товарищей

• Учить выполнять различные роли

Жители Цветочного города, приходят на прием к доктору Пилюлькину с царапинами, ушибами, ожогами, ранами, обморожениями. «Доктор», внимательно выслушав больного, дает рекомендации. Ему помогает «медицинская сестра».

4. «Чудесный терем дружбы»

Материал: дом из фанеры, с тем количеством окон, сколько детей в группе.

Цели: учить детей видеть в товарищах положительные черты характера, замечать достоинства друг друга; учить выражать свое отношение к личностным качествам товарищей.

Содержание: воспитатель обращает внимание детей на домик. Домик этот очень нарядный, солнечный. В нем столько окон, сколько детей в группе. Воспитатель: «Этот домик не простой, в нем живет много загадок. Если мы с вами сумеем отгадать все загадки, то дом превратится в чудесный терем дружбы. Хотите попробовать? »

Затем воспитатель называет отдельные яркие, положительные черты характера, личностные качества, которые свойственны определенному ребенку. Дети отгадывают о ком идет речь, если замечали это качество у своих товарищей. После отгадки в окне домика появляется фотография ребенка, о котором уже отгадана загадка.

5.«Астрологи»

Цель: развивать умение ориентироваться в окружающих людях и учитывать особенности поведения партнера в различных коммуникативных ситуациях.

Содержание: воспитатель зачитывает характеристики детей, согласно знакам зодиака, дети пытаются определить, кто из них соответствует этому знаку. Варианты: дети могут самостоятельно составить характеристики, описывая внешний вид, любимые занятия, как относятся делу, к друзьям.

6. «Мы - разные»

Материал: картины птиц, зверей.

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей.

Содержание: дети вместе с педагогом встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы:

- Кто из нас самый высокий?

- У кого на голове есть бант?

- У кого на одежде есть пуговицы?

Педагог, подводя итоги, говорит детям о том, что они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других. Он говорит, что все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками. Педагог показывает детям картинки птиц, рыб и зверей, предлагает сказать, чем они отличаются.

7. «Радио»

Цель: воспитать у детей умение быть внимательными, запоминать наиболее существенные признаки.

Содержание: Педагог, обращаясь к детям, говорит:

- Сегодня мы будем играть в новую игру, она называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Педагог начинает игру. Нового диктора выбирают при помощи считалки.

8. «Близнецы»

Материал: инструменты для рисования.

Цель: развивать умение ориентироваться в собственных вкусах и желаниях, устанавливать сходство с различными партнерами по тому или иному признаку.

Содержание: педагог предлагает нарисовать на маленьком листе бумаги то, что дети любят (из еды, из занятий, из игрушек) По сигналу воспитателя дети бегают по группе, по сигналу: «Найди друга» - ищут пару - того, с кем совпадают вкусы, интересы. Игра заканчивается тем, что пара (или группа) детей с помощью жестов показывает, что их объединяет.

Постепенно вводятся более сложные задания: о чем любим поговорить, посмеяться, что любим читать, какой у меня характер.

9. «Изобрази сказку»

Цель: научить детей передавать средствами жестикуляции и мимики, наиболее характерные черты персонажа сказки.

Содержание: играют две команды (или 2 ребенка). Одна команда задумывает какую-либо известную сказку или мультфильм и пытается изобразить ее без слов. А другая группа должна догадаться, какая это сказка и кто кого изображает.

 

10. «Через стекло»

Цель: научить детей пользоваться средствам жестикуляции и мимики.

Содержание: детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить, например: «ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно».

11. «Колдун»

Цель: развивать умение использовать невербальные средства общения.

Содержание: «колдун» заколдовывает детей так, что они «теряют» способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. Дети рассказывают словами то, что он показывает.

12. «Изобрази пословицу»

Цель: развивать умение использовать невербальные средства общения.

Содержание: дети разбиваются на подгруппы и изображают с помощью жестов и мимики какую-либо пословицу.

13. «Управляем роботом»

Цель: развивать умение подбирать соответствующие вербальные средства (этические формы) к различным ситуациям общения.

Содержание: вызывается ребенок - «робот». Дети по очереди дают ему задания. «Робот» выполняет инструкцию. Предлагаются различные ситуации: обещание, совет, извинение, предложение, согласие, просьба, благодарность, уступки.

14. «Магазин игрушек»

Цель: развивать умение говорить о своих намерениях.

Задача: учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закреплять навыки общения в общественных местах.

Содержание: дети садятся полукругом перед столом и полочкой с игрушками. Педагог, обращаясь к ним, говорит:

-У нас открылся магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Чтобы их приобрести, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам. Первым покупает игрушку педагог, показывая, как надо выполнять правила игры.

15. Игра-соревнование «Самый лучший»

Цель: формировать умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения сверстника.

Содержание: детям предлагается соревнование на «лучшего клоуна», «лучшего друга», "защитника животных». Звание присваивается по результатам разыгрывания ситуаций: рассмеши царевну Несмеяну; попроси игрушку у ребят; уговори маму пойти в цирк; помирись с товарищем; попроси ребят принять тебя в игру.

16. «Позвони мне, позвони»

Цель: развивать умение осуществлять общение в соответствии с поставленной целью, подбирать необходимые вербальные средства, творческое воображение.

Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила «телефонного разговора».

Содержание: дети стоят по кругу. В центре круга - водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами: Позвони мне, позвони

И, что хочешь мне скажи.

Можешь быль, а можешь сказку.

Можешь слово, можешь два.

Только, чтобы без подсказки

Понял все твои слова.

На кого покажет рука водящего, тот ему должен «позвонить» и

передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.

17. «Сказки по-другому»

Цель: развивать умение прогнозировать результаты общения. корректировать коммуникативную ситуацию, подбирая необходимые средства.

Игровое правило: соблюдать очередность.

Содержание: воспитатель зачитывает ситуацию, дети должны придумать, как-то же самое сказать другими словами, чтобы не обидеть и не огорчить собеседника. После прочитанной ситуации воспитатель уточняет, как человек отнесется к этим словам. Например,

- Мама не купит тебе игрушку. - Мама купит тебе игрушку, когда у нее будут деньги.

Ситуации могут быть разными: «Твой рисунок получился хуже всех», «Ты совсем не умеешь играть в футбол», «Ваш сын заболел» и другие.

18. «Пойми меня»

Цель: формировать умения ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Игровое правило: не перебивать ведущего.

Содержание: ребенок выходит вперед и придумывает речь из четырех-пяти предложений. Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова.

19. Игра инсценировка «Кто виноват? »

Цель: формировать у детей умение уступать сверстникам, замечать и останавливать другого ребенка, если он делает что-то плохое, быть благодарным за проявленное внимание и заботу.

Содержание: педагог предлагает двум детям показать этюд «кто виноват? » Ребята сидят за столом. На столе лежит бумажный кораблик. Два ребенка одновременно схватили кораблик и тянут каждый к себе. Никто не хочет уступить. Оба падают, а кораблик валяется на полу разорванный. В конце этюда воспитатель вместе со всеми детьми обсуждает, кто виноват, как нужно было поступить в данной ситуации и предлагает показать правильный вариант.

20. «Как тебя называют»

Цель: научить детей употреблять различные обращения в зависимости от ситуации.

Содержание: беседа с детьми о том, что обращение к партнерам в ситуациях общения разнообразно. После этого педагог предлагает детям самостоятельно разыграть сценки из жизни.

21. «Не поделили игрушку»

Цель: научить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.

Содержание: педагог сообщает детям, что сегодня к ним рано утром в детский сад прилетел Карлсон и оставил много игрушек. Претендентов на «самые хорошие» игрушки много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация. Педагог предлагает разобраться в сложившейся ситуации: «Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих поиграть с ней много».

Дети вместе с педагогом обсуждают варианты возможного решения сложившейся конфликтной ситуации.

22. Игра «В гости»

Цель: научить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече, прощании с людьми.

Содержание: пусть дети распределяют между собой роли: хозяева дома (мама, папа, бабушка, дети) и гости.

23. Клеевой ручеёк

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

24. Слепец и поводырь

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

25. Волшебные водоросли

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

 

26. Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами) ; благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны) ; извинения (извините, простите, жаль, сожалею) ; прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи) .

27. Подарок на всех

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе? ” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал? ”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

28. Волшебный букет цветов

Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

Дети. Грустное, печальное, скучное.

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Дети. Цветов.

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети. Веселое, счастливое.

Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

29. Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель даёт задания:         

- Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

- снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

- ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

30. Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.

31. Коврик примирения

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

32. Изобрази пословицу

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

“Как аукнется, так и откликнется”

33. Разговор через стекло

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить… ”, а другой группе отгадывать то, что они увидели.

34. Закорючка

Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.

Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т. д. В конце определяют победителя игры.

35. Пресс-конференция

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.) . Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

36.  Пойми меня

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5, 4, 3, 2! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор) .

37. Без маски

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

“Чего мне по-настоящему хочется, так это… ”;

“ Особенно мне не нравится, когда… ”;

“Однажды меня очень напугало то, что… ”;

“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я… ».

38.«Зеркало»

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

39. «Лебедь, рак и щука». 

Цель развить внимание ребенка, улучшить координацию его движений, улучшить коммуникативные способности общения в паре, привить «чувство партнера».

В игре могут принимать участие двое. Дети, располагаясь спиной к спине, соединившись руками в локтевых суставах должны достать по сигналу ведущего, причем перед каждым стоит дополнительная задача – перетянуть соперника на свою сторону. Воспитатель смотрит чтобы дети не нанесли себе травмы.

40.  Игра «Расследование»

Цель: развитие процессов внимания, памяти, наблюдательности. Развивает она также и аналитические способности ребенка, ну и, конечно же, коммуникативные навыки.

Для игры все участники закрывают глаза, ведущий выбирает одного из детей и ставит его за чуть прозрачную занавеску. Затем все дети открывают по команде глаза, и ведущий объявляет, что они должны понять, кто стоит за занавеской (фактически, кого среди них не хватает). Вспомнив этого ребенка, дети должны вспомнить как можно больше деталей, связанных с ним – цвет глаз, одежду, дать как можно более точный портрет отсутствующего. Когда предположения закончатся, ребенок выходит из-за занавески, все могут увидеть и сравнивать, насколько точным было их описание.

41. Игра «Веселая сороконожка»

Цель: развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания.

Не забудьте включить детям веселую музыку!

В игру участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.

42. Игра «Каравай».

Дети становятся в круг. Один (самый смелый) ребенок становится в центр круга. Дети начинают движение вправо по кругу со словами: «Как на Настины именины испекли мы каравай, вот такой ширины (растягивают круг в ширину, вот такой вышины (поднимают руки вверх, вот такой ужины (подходят к центру). Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай! » Настя говорит: «Я люблю, конечно, всех, но Алину больше всех». Алина становится в центр круга, и дети танцуют в паре. Дети в кругу тоже выполняют танцевальные движения. Игра повторяется.

43. "Испорченный телефон"

Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где "телефон" испортился.

44. "Я знаю пять имен"

По правилам игры участники подбрасывают мяч вверх или бьют им по земле со словами: «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий городов, животных, цветов и т. д.) при этом считая: Дима-раз, Вася-два, Лёша-три и т. д.

Когда кидается мяч – произносится только одно имя (название) .

Если игрок ошибается или долго думает – мяч передается другому участнику. Побеждает игрок, который дольше всех играл с мячом и ни разу не ошибся.

Вышли мыши как-то раз

Ритмическая игра с высокой степенью эмоционального заражения. Облегчает включение в деятельность. Может использоваться как игра для развития интонационной стороны речи (темп, громкость) .

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз-два, три-четыре,

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон –

Убежали мыши вон.

Участники рассказывают стихотворение, сопровождая слова движениями (топают или хлопают ладонями по коленям поочередно правой и левой рукой). Со словами «страшный звон» можно, например, позвонить в колокольчик. Последняя строка произносится в быстром темпе.

Правая и левая

Ритмическая игра на подражание и освоение схемы тела.

Правая и левая водят поезда.

Правая и левая строят города.

Правая и левая могут шить и штопать.

Правая и левая могут громко хлопать.

Ночь стоит над городом,

Руки так устали,

Правая и левая спят на одеяле.

Рассказывая стихотворение, участники сопровождают его соответствующими движениями: показывают поочередно правую и левую руки и подражают тем действиям, о которых говорится.

Дождь идет - Ритмическая игра на подражание.

Дождь идет, А мы бежим –

В домик спрятаться спешим.

Будет дождь стучать в окно –

Мы не пустим все равно.

Участники рассказывают стихотворение и выполняют соответствующие движения: хлопают руками, топают ногами, делают «крышу», соединяя руки над головой, стучат указательным пальцем по коленке, мотают головой.

У оленя дом большой

Ритмическая игра на подражание. Позволяет работать над темпом.

У оленя дом большой,

Он глядит в свое окно.

Заяц по лесу бежит,

В дверь к нему стучит:

«Тук, тук, дверь открой!

Там в лесу охотник злой! »

«Зайка, зайка, забегай,

Лапу мне давай! »

Рассказывая стихотворение, участники сопровождают его соответствующими движениями.

Вариант: можно рассказывать и показывать стихотворение несколько раз подряд, постепенно, от раза к разу увеличивая темп.

45.  Речевая игра “Огуречик”

“Жил-был на свете огуречик. Однажды почтальон Печкин принёс ему телеграмму и прочитал:

Огуречик, огуречик

Приходи на тот конечик

Там мышка живёт

Тебя в гости очень ждёт.  

Взял огуречик телеграмму, еще раз прочитал, задумался, вышел на улицу, а там дерево тихо так шелестит:

Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

Тут и птенчик из гнезда пропищал…

Медведь из берлоги прорычал…

Сорока-белобока протараторила…

Улитка медленно-медленно произнесла…

А тут разбойники вышли на большую дорогу и громко закричали…

46.  Игра «Липучки»

Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают) : «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать! ». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

47.  «Змея»

Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом? » Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.

48. Игра «Поварята»

Все встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить компот. Каждый участник придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.

49. Игра «Ветер дует на… »

Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на… ». Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте. «Ветер дует на того, у кого есть… сестра», «кто любит сладкое» итак далее.

50. «Нос к носу»

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т. д.

51. Игра «Дотронься до… »

Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» и т. д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить у кого есть названный признак и нежно дотронуться.

52. Игра "Кинолента"

Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти.

Количество играющих: группа (6-7 человек) .

Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий — повторить первые два слова и сказать свое, четвертый — повторить первые три слова и сказать четвертое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.

Комментарий: вместо показа кино игра может закончиться сочинением сказки или рассказа с использованием предложенных слов. Если же взрослый ставит задачу мышечного раскрепощения детей, развития способности передавать свои чувства и переживания невербально (мимикой и пантомимой, тогда лучше использовать первый вариант окончания игры.

53. Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые

Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Количество играющих: любое.

Описание игры: дети представляют, что их пальчики — добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.

Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых волчат, а на левой — в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей.

Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для формирования коммуникативных умений у дошкольников.

Картотека игр для формирования коммуникативных умений у дошкольников...

Картотека игр для формирования коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста

Данная картотека может быть полезна воспитателям, методистам, родителям и всем кто хочет чтоб у ваших детей была развита коммуникативная компетентность....

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Картотека игр для формирования коммуникативных умений у старших дошкольников

Картотека игр для формирования коммуникативных умений у старших дошкольников«Картотека дидактических игр по правовому воспитанию»...

Картотека игр для формирования коммуникативных навыков у дошкольников

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с  людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры мож...

Картотека игр для формирования коммуникативных навыков у дошкольников

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно поним...