Статья "Коммуникативные игры - одна из форм развития навыка общения в рамках формирования коммуникативной компетенции дошкольника."
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Хлуднева Ольга Владимировна

Статья о роли коммуникативной игры и её влиянии на развитие дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_igry.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативные игры - одна из форм развития навыка общения в рамках формирования коммуникативной компетенции дошкольника.

Помогая детям преодолевать трудности,

Мы всякий раз сотворяем своего рода чудо.

Это результат совместных усилий педагога и

детей, маленькое произведение искусства, в

создании которого все принимают участие

подобно музыкантам одного оркестра.

Клаус Фопель.

В современном мире технологий все чаще появляются проблемы в сфере общения. Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для совместных занятий и семейных ритуалов. Дома люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Лучшим другом ребенка часто является смартфон или планшет. Детям сложно общаться друг с другом, уважительно относиться друг к другу, договариваться, принимать совместные решения, осуществлять совместную деятельность. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями. Им с трудом удается внимательно слушать других. Сегодня у детей, подростков и взрослых больше возможностей выбора, что осложняет взаимоотношения.

Рынок труда стал придирчивым. Для многих, похоже, уже нет на нем места, а те, кто получает возможность работать, должны быть не только квалифицированными специалистами в своей области, но и обладать рядом совершенно новых социальных навыков: они должны уметь общаться с самыми разными категориями людей, быть способными работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других.

Это значит, что умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится все более важным.

Трудности в общении у детей проявляются либо как демонстративность  и агрессия, либо как замкнутость и полная пассивность. Детям с подобными проблемами общения необходимо помочь преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, не объекты самоутверждения, а близких людей.  Сложность решения этой задачи в том, что традиционные педагогические методы (объяснение, демонстрация положительных примеров, а тем более поощрение и наказание) здесь бессильны. Игра, как известно, является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать систему коммуникативных игр для решения этой задачи.

Коммуникативность – это способность человека выражать свои мысли и чувства так, чтобы они правильно были поняты другими людьми.

Коммуникативная компетентность означает свободное владение и руководство средствами общения (вербальными и невербальными), рассматривается, как система регулировки отношений личности, собственно, к себе, и также к миру (природному и общественному).

Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей и взрослых, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Развитие навыков конструктивного общения, умение четко и правильно формулировать свои мысли и чувства, способность слушать и слышать собеседника, умение разрешать конфликтные ситуации – все это ребенок может получить в процессе коммуникативных игр.

В процессе такой игры ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.

Цели и задачи коммуникативных игр: чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров, умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты, умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом, развитие невербальных и предметных способов взаимодействия, создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

Коммуникативные игры для детей раннего возраста

Общение со сверстниками для детей в возрасте 2-3 лет становится необходимой потребностью и приобретает огромное значение в формировании личности. Именно с этого возраста, когда начинает проявляться непосредственный интерес к другому ребенку, возникает стремление привлечь внимание к себе сверстника, заинтересовать его собой, нужно учить детей общаться друг с другом. Неоценимую услугу в этом окажут коммуникативные игры для детей раннего возраста. Эти игры учат доброжелательному отношению друг к другу, проявлению любви и уважения к окружающим, выражению сочувствия, заботы и сострадания. Рассмотрим несколько игр, направленных на формирование навыков общения у детей: Игра «Ласковое имя». Дети становятся в круг, в центр которого выходит каждый из них поочередно. Остальные дети с помощью воспитателя называют варианты ласкового имени ребенка, находящегося в центре круга; Игра «Кто к нам в гости пришел?», способствует формированию самоуважения у детей, развитию доброжелательного отношения к другим детям. Взрослый договаривается с двумя-тремя детьми о том, каких животных они будут изображать, затем они по очереди входят в круг, остальные дети должны догадаться, какой зверек пришел к ним в гости. «Дракончик ловит свой хвост» - отличная коммуникативная игра для детей. Она способствует сплочению группы. Дети становятся «паровозиком», держась за пояс впереди стоящего. Под звуки музыки первый участник (голова дракона) пытается поймать последнего (хвост дракона), остальные крепко держатся друг за друга. Игра «У птички болит крылышко» формирует у детей любовь к окружающим. Один ребенок изображает больную птичку, он грустит, ложится на коврик, остальные дети по примеру воспитателя по очереди стараются утешить ее, поддержать ласковыми словами. Игра «Кто лучше разбудит» способствует проявлению своих чувств. Один ребенок изображает спящую кошечку, остальные дети пытаются ее разбудить разными ласковыми и нежными словами и прикосновениями. В конце игры дети решают, чей способ разбудить кошечку был самым лучшим. Коммуникативная игра для детей «Звериное пианино» развивает умение сотрудничать. Дети присаживаются на корточки в ряд, взрослый раздает карточки с изображением различных животных и, затем дотрагиваясь до головки каждого ребенка, изображает игру на пианино. Дети при этом воспроизводят голоса животных, изображенных на карточках. Коммуникативные игры для детей дошкольного возраста

Дошкольным возрастом принято считать возраст от 3 до 7 лет. На этом этапе у ребенка возникает стремление к самостоятельности, инициативность, развивается самооценка. Восприятие становится целенаправленным, осмысленным, а полученная информация подвергается анализу. В этом возрасте ребенку требуется все больше и больше взаимодействия со своими сверстниками. Общение является важным условием психического развития дошкольника. Оно оказывает непосредственное влияние на все важнейшие виды деятельности в дальнейшем: учебу, труд, социальную ориентацию и пр. И для того, чтобы дошкольник был лучше адаптирован к жизни в социальной сфере, смог реализовать себя, всегда мог завести друзей и найти общий язык с любым человеком, необходимо развитие его коммуникативных способностей путем специального обучения.

Ниже представлены некоторые из игр, развивающих коммуникативные навыки: Игра «Вежливые слова» учит уважению и вежливости. Дети становятся в круг и бросают друг другу мяч, произнося вежливые слова приветствия, извинения, прощания или благодарности; Игра «Подарок на всех» развивает умение дружить, понимать и радовать других. Детям по очереди дается задание: «Если ты вдруг стал волшебником, что ты всем нам подаришь?» В конце игры провести конкурс, чей подарок самый лучший; Игра «Волшебный букет цветов» учит замечать положительные качества других детей, делать комплименты, быть внимательным, развивает доброжелательные отношения. На полу расстелить кусок зеленой ткани. Это лужайка. Чего на ней не хватает? Цветов. Нужно украсить эту полянку цветами из лепестков, каждый лепесток – это комплимент, доброе и нежное слово любому малышу. Таким образом, взрослый подводит к мысли, что нужно быть добрым и внимательным к окружающим и украшать жизнь хорошими словами; Ситуации - коммуникативные игры для детей, которые способствуют умению выражать свои мысли, вступать в разговор, обмениваться чувствами и переживаниями. Детям предлагается разыгрывание различных ситуаций: познакомься с незнакомыми детьми, помири поссорившихся мальчиков, пожалей брошенного котенка, успокой плачущего ребенка, попроси понравившуюся тебе игрушку, поговори с кем-то по телефону и т.д.; Игра «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся». В этой игре развивается умение понимать другого человека и способность выражать свои чувства. Дети разбиваются на пары, садятся напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки, закрывают глаза, а затем выполняют команды воспитателя: руки находят руки напарника, руки знакомятся, руки узнают друг друга, руки ссорятся, руки мирятся, руки расстаются друзьями. Играя с детьми в коммуникативные игры, взрослые оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации. Развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию.

Создают позитивное отношение к собственному телу и развивают способность управлять им.

Развивают умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации.

Учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи.

Воспитывают доверительные отношения друг другу.

Развивают невербальное воображение.

Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникативные игры для детей имеют мощный воспитательный и обучающий эффект. Они позволяют детям сблизиться, учат проявлять заботу, сочувствие и внимание к сверстникам, формируют у детей положительное отношение к себе и другим детям, повышают уверенность в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции дошкольников при изучении иностранного языка

Данная статья является обобщения опытом педагога дополнительного образования. В статье раскрывается понятие коммуникативная компетенция, ее роль при обучении иностранному языку....

ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»

ДОКЛАДиз опыта работыпо теме:«Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»...

"Формирование коммуникативных компетенций дошкольников посредством игры"

Статья содержит в себе характеристику приемов и методов работы с детьми дошкольного возраста, подборку игр и упражнений на развитие произносительной, коммуникативной стороны речи, моторики,взаимодейст...

Формирование коммуникативных компетенций дошкольников с ЗПР предварительный этап для составления индивидуального образовательного маршрута в рамках АООП

В свете последнийх современных изменений в образовании вопрос преемственности между дошкольной и школьной ступенями  встаёт более остро. Следует уделять особое внимание детям, получающим образова...

Консультация учителя - логопеда для педагогов ДОУ. Тема: "Формирование коммуникативной компетенции дошкольников через развитие диалогической речи"

Развитие диалогической речи  играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду....