РОЛЬ ПАРТНЕРСКИХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ В РАЗВИТИИ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья

Вейзнер Анастасия Сергеевна

Краткая статья о роли партнерских форм организации конструирования из бумаги в развитии совместных действий дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПАРТНЕРСКИХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ В РАЗВИТИИ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

А. С. Вейзнер

Болотнинский Педагогический колледж

Научный руководитель Е. М. Чернякова

Аннотация: В работе содержится материал по партнерским формам работ дошкольников и ее организации. Партнерские формы работ помогают детям в коммуникации друг с другом, показывает дошкольнику, что такое коллектив и помогает ему заложить фундамент для своего будущего. Учит действовать в коллективе, отрабатывать западающий навык на практике.

Актуальность: Дети мало гуляют, мало играют и мало общаются друг с другом. Ребёнок, который недостаточно взаимодействует и общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовывать или вступать в коллективную деятельность, не интересен окружающим. Такое отчуждённое отношение к сверстникам затрудняет участие в совместной деятельности и в дальнейшем приводит к массе проблем.

Целью, является обоснование роли совместной деятельности дошкольников на примере конструирования из бумаги в развитии совместных действий дошкольников.

Задачи: - Изучить в литературе материалы  роли партнерских форм организации конструирования из бумаги в развитии совместных действий дошкольников.

- Изучить компоненты, формы, методы организации партнёрских форм работ

- Разработать технологические карты  по конструированию из бумаги с партнерскими формами работ

- Провести сравнение занятий с разными формами партнерских работ.

Объект исследования: Совместные действия дошкольников.

Предмет исследования: Роль партнерских форм организации конструирования из бумаги в развитии совместных действий дошкольников.

Методы которые были использованы при исследовании:  Теоретические методы: изучение и анализ научной психолого-педагогической и методической литературы. Эмпирические методы: педагогическое наблюдение.

Профессор психологии Лев Ильич Уманский предложил типологию совместной деятельности. Под типом совместной деятельности или формой организации совместной деятельности принято понимать способ взаимодействия между участниками группового решения задач или проблем. Согласно классификации Л.И. Уманского, к числу базовых можно отнести три типа совместной деятельности: совместно-взаимодействующую, совместно-последовательную и совместно-индивидуальную.

1) Совместно-индивидуальный тип деятельности отличается тем, что взаимодействие между участниками труда минимизируется. Каждый из исполнителей выполняет свой объем работы, специфика деятельности задается индивидуальными особенностями и профессиональной позицией каждого. Каждый из участников процесса представляет результат труда в оговоренном виде и в определенное место.

2) Совместно-последовательный тип деятельности отличается от совместно-взаимодействующего временным распределением, а также порядком участия каждого в работе. Последовательность предполагает, что вначале в работу включается один участник, затем - второй, третий и т. д. Особенность деятельности каждого участника задается спецификой целей совместною преобразования исходного сырья в конечный продукт.

3) Совместно-взаимодействующий тип деятельности характеризуется обязательностью участия каждого в решении общей задачи. При этом интенсивность труда исполнителей, как правило, примерно одинакова, особенности их деятельности определяются руководителем и, как правило, малоизменчивы. Эффективность группы в равной степени зависит от вклада каждого из ее участников.

Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

  Н.А. Короткова рассматривает следующие признаки партнерства с детьми:

- Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

- Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.)

- Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.)

- Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.)

Коллективное творчество дошкольников помогает сформировать навыки совместной работы - договориться, обсудить способы действий, распределять задачи между участниками занятия. Конструирование из бумаги имеет огромное значение для всестороннего развития. В процессе работы с бумагой происходит формирование личностных качеств ребенка: дисциплинированности; целеустремленности; самостоятельность; активности; любознательности.

Все наблюдения проходили на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида "Малышок" г. Болотного в коррекционной группе  детского сада «Малышок». Во время опытно-практической работы было проведено включенное наблюдение. Все занятия проведены с использованием разных форм организаций деятельности. Целью включенного наблюдения на занятии является: Провести занятие по конструированию из бумаги с разной формой организации работы и оценить их эффективность

Занятие 1. Тема занятия «Салют ко Дню Победы»  (Подготовительная группа).

Продуктом занятия является совместная работа «Салют ко Дню Победы». Дети работали по типу конвейера. Каждые выполняли свои обязанности. Одни были мастерами- складывания, другие мастерами- разметчиками, следующие мастера- художники. Некоторые дети с помощью такой формы организации отрабатывали приемы, которые у них плохо получались. Для детей вид такой работы до практической части был не понятен, дети задавали много вопросов, так всего 10% смогли принять цель, направленную на получение результата. В процессе этапа практического решения проблемы дети выполняли свою часть работы и в конечном итоге были довольны. При сгибание и работе по схеме возникли трудности у некоторых детей, что привело к повторному показу воспитателем. После занятия у детей появилось желания научить свои товарищей, а так же желание научиться  друг у друга.

Занятие  2. Тема занятия:  «Первые цветы» (Подготовительная группа)

В процессе занятия не возникло никаких трудностей, дети самостоятельно по схеме  сложили бутоны тюльпанов. Затем поместили  его на плакат. Продуктом занятия стал совместный плакат с поляной тюльпанов. К данной работе они относились с чувством, что это их совместная работа. Детям понравилась поделка, что доказывает, тот факт, что во время этапа практического решения проблемы они попросили оставить им схему, чтобы они еще раз смогли сделать такого плана поделку.

Библиографический список

  1. Комарова, Т. С.  Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 96 с. — (Профессиональное образование)
  2. Короткова Н. А. К 68 Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. — 208 с
  3. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы организации родителей в ДОУ по вопросам экологического образования дошкольников

Нетрадиционные формы организации родителей в ДОУ по вопросам экологического образования дошкольников...

Особенности развития двигательных действий дошкольников по возрастам.

Родители должны знать, какие двигательные действия может выполнять дошкольник в том или ином возрасте. Именно поэтому данный материал подобран для родителей. Главное, чтобы они помнили об индивидуальн...

Использование социо-игровой технологии, как средства создания оптимальных условий для развития познавательных действий дошкольников

Социо-игровая технология  способствует успешной социализации детей в коллективе, позволяет привить такие необходимые качества в современном обществе, как самостоятельность, инициативность, ...

Нетрадиционные формы организации физкультурных занятий в детском саду - Совместные физкультурные занятия родителей с детьми.

Основная цель: помочь  родителям   и   детям   ощутить   радость   от совместной   двигательной   деятельности,...

«Нетрадиционные формы организации деятельности с детьми в формировании базовых компетентностей дошкольников»

      Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых  необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной...

КОНСУЛЬТАЦИЯ Интерактивная компьютерная игра, как средство развития познавательных действий дошкольников

Интерактивная компьютерная игра, как средство развития познавательных действий дошкольников...