Проект по сенсорному воспитанию "Ловкие пальчики"
методическая разработка

Спиридонова Марина Сергеевна

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…» В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lovkie_palchiki.docx243.46 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад общеразвивающего вида «Лучик»

Проект по сенсорному воспитанию

с детьми младшего дошкольного возраста

на тему:

«Ловкие пальчики»

Разработала: Спиридонова М.С.

воспитатель I квалификационной категории

Вихоревка, 2020г.

Пояснительная записка

«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие
руки с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке,
тем ребёнок умнее…»
В.А. Сухомлинский

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.
Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.    

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности даёт малышам сама жизнь.

Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное - для того, чтобы играть с ребёнком, нам не нужно ничего покупать специально - у нас всё под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца, бумага.    

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.  

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.    

Приложение 1

Перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики руки

Сентябрь

Наблюдение за детьми, диагностика

Будут пальчики дружить

1.Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке (контуры предметов нарисованы на бумаге)

2.«Найди и положи рядом такой же» - разложить геометрические фигуры по цвету и форме.

3. «Клубочки для котят» - рисование методом наращивания, не отрывая карандаш от листа.

4. Пальчиковая гимнастика «Шарик»

1.Катание между ладонями карандашей, орехов. Теннисных шариков.

2.Упражнение с массажными мячиками «Орех».

3.Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа.

4.Растегивание и застегивание пуговиц, молний, игра «Собери цветочек».

5. Игры с мозаикой.

Октябрь

Овощи и фрукты

Птицы осенью

1.«Собираем урожай» - лепка разноцветных шариков из пластилина.

2. «Сложи картинку из 4-х частей»

3. «Строим забор» -  выкладывание счетных палочек по образцу.

4. «Чудесный мешочек» - определение овощей и фруктов на ощупь.

5. «Сушка овощей» - двойные трафареты, развесить на веревке

1. «Яблоки на тарелке» - аппликация из шариков из салфеток.

2. «Штриховка и обводка по контуру овощей и фруктов».

3. «Найди вторую половинку» - разрезные картинки.

4.  «Прокати по ладошке» - упражнение с массажными мячиками.

5. «Апельсин» - пальчиковая гимнастика.

1. «Посмотри, кто спрятался в комочке» - разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением птиц.

2. «Птицы» - рисование пальчиками, силуэт птицы закрасить отпечатками разных цветов.

3. «Найди птичку» - упражнение в сухом бассейне.

4. «Разрезные картинки» - сложить птичку из трех частей (голова, туловище, лапки).

1. «Птичьи следы на песке» - рисуем пальчиками по песку или манке.

2. «Крылышки для птички» - упражнение с прищепками (силуэт птички, крылья из прищепок).

3. «Заготовка корма для птиц» - рассортировать фасоль и горох.

Ноябрь

Труд людей в природе

Одежда и обувь

1.«Собери инструменты» - из двух частей, детали вырезаны из картона (лопата, молоток)

2. «Нарисуй на песке лопату, молоток».

3. «Определи на ощупь» - инструменты из наждачной бумаги.

4. «Строим стенку» - пальчиковая игра.

1. «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями.

2. «Разложи по своим местам» - разложить вкладыши по форме (лопата, топор, молоток).

3. Работа с тактильной дощечкой из спичек.

1. «Что это?» - разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением одежды и обуви.

2. «Застегни одежду» - на пуговицы, липучки, молнии.

3. «Помоги развесить одежду» - для сушки на веревку и прикрепить прищепками.

4. «Рисование горошков на платье».

1. «Разложи пуговицы по цвету».

2. Работа со шнуровками.

3. «Найди пару» - на ощупь в коробке сапожки, туфельки куклы.

4. «Ладошки» - пальчиковая игра.

Декабрь

Город

Транспорт

Дикие животные зимой

Зима, зимний лес

1.«Строим дом из кубиков».

2. «Выкладывание дома из геометрических фигур».

3. «Кто в домике живет?» - найти фигурку в сухом бассейне.

4. «Иголки» - упражнение с массажным мячиком.

1. «Что у кого?» - раскатывание скомканных комочков.

2. «Грузим камушки в грузовик» - камушки рассыпаны по ковру.

3. «Проехала машина» - рисуем на песке след от машины.

4. Пальчиковый театр по выбору воспитателя.

1. «Волшебный мешочек» - определить на ощупь резиновых животных.

2. Работа с тактильными дощечками.

3. «Новогодний подарок для белочки» - собрать в мешочек грецкие, кедровые орехи, фундук, а затем определять их на ощупь.

1. «Снегопад в лесу» - на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты.

2. «Лепим снежки» (большие и маленькие) – из салфеток скатывание шариков разного размера.

3. «Снежная баба» - лепка из цветного теста.

Январь

Дикие животные и их детеныши

Птицы зимой

1.«Кто это?» - крупные трафареты из бумаги разной текстуры – определить, где мама, а где детеныш.

2. «Еж и ежата» - втыкание спичек в пластилиновый комочек.

3. «Подарок для мышек и мышат» - сортировка семечек тыквы и подсолнуха.

4. «Ёжик» - упражнение с массажными мячиками

1. «Собери семью» - наложи трафарет на контур.

2. «Кто пришел?» - рисуем на песке следы животных разного размера, большим пальцем и мизинцем.

3. «Чтобы мишке было теплее» - нарвать кусочки бумаги засыпать мишку.

4. «Пчелы» - пальчиковая гимнастика.

1.« Ворона или воробей» - определить на ощупь размер трафарета из текстурной бумаги.

2. Работа с тактильными дощечками.

3. «Угощение для птиц» - сортировка семян.

4. «Кто спрятался под листочком?» - определить предмет под зеленой тканью.

Февраль

Семья

Профессии

1.«Моя семья» - пальчиковая игра.

2. «Кто это?» - собери фигурку человека из геометрических фигур по образцу.

3. «Бусы для мамы» - нанизывание крупных бусин на шнурок.

4. «Что купила мама?» - поиск овощей и фруктов в сухом бассейне.

1. «Поможем бабушке развязать узелки на веревке».

2. «Поможем сестричке застегнуть пуговицы».

3. «Научим дочку шнуровать ботинки».

4. «Для кого подарок?» - волшебный мешочек,

5. Самомассаж ладоней.

1.«Построим дом из кубиков».

2.«Рельсы для поезда» - рисование прямых линий.

3. «Оторви чек» - отрывание кусочков от полоски бумаги.

4. «Помоги повару разложить фасоль по цвету».

1. «Капустка» - пальчиковая игра.

2. «Витаминный завод» - лепим витамины из пластилина.

3. «Собери машину» - из геометрических фигур.

4. «Разрезные картинки из 4-х частей».

Март

Праздник мам

Начало весны

Игрушки

1.«Готовим подарок для мамы» - из шариков из салфеток.

2. Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя.

1.«Следы от капели» - рисуем точки на манке.

2. «Солнце светит ярко» - лучики из прищепок на желтом круге.

3. «Цветы» - аппликация из кусочков бумаги из салфеток.

4. «Дождик» - пальчиковая гимнастика.

1. «Собери пирамидку».

2. «Мячи для котят» - лепка из цветного теста.

3. «Что спряталось в комочке» - разглаживание бумажных комочков с контурами животных.

4. «Матрешки разбежались» - собрать матрешку одна в одну».

1.Штриховка и обводка по контуру игрушек.

2. «Репка»  - пальчиковый театр.

3. «Чудесный мешочек» - определи игрушки на ощупь.

4. «Рисуем на песке большие и маленькие предметы».

Апрель

Одежда

Дикие и домашние животные

Птицы весной

Растительный мир

1.«Недошитое платье» - разложить недостающие детали: воротник,  карман, пуговицу.

2. «Рисунок на платье» - на трафарете из бархатной бумаги выкладываем узор из ниток.

3. Шнуровка, застегивание пуговиц и молний.

4. «Сушка белья» - пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку.

1. «Собери картинку из 4- х частей.

2. «Нарви молодой травки для кролика» - нарвать полоски зеленой бумаги.

3. «Кто, где живет?» - выкладывание домика из счетных палочек.

4. «Ласковый ёж» - упражнение с массажными мячиками.

1.«Червячки для грачей» - лепка из теста.

2. «Поможем птицам» - выкладывание гнезда комочками ваты.

3. «напоим птиц» - работа с водой и пипеткой.

4. «Червячки» - пальчиковая гимнастика.

1. «Каждому листочку свое место» - закрыть контуры различных листочков подходящими листочками, взятыми из коробки.

2. «Красивый одуванчик» - втыкание спичек в пластилиновый комочек.

3. «Весенний луг» - коллективная работа с кусочками бумаги из салфеток.

4. пальчиковые игры, разученные ранее.

Май

Труд весной на даче

Мы подросли и повзрослели

1.«Посадка фасоли» - дети в песке делают пальцем ямки и сажают семена.

2. «Закрути бутылочки».

3. «Кто больше соберет фасоли» - сбор фасоли, рассыпанной на столе.

4. «Едем на дачу» - собрать грузовик из геометрических фигур.

1.«Крепкий орех» - упражнение с мячиками.

2. «Строим дачный дом» - из конструктора.

3. «Дорожка» - выкладывание геометрических фигур на ковре.

4. «Рисуем пуговицы» - выкладывание картинок из пуговиц.

1. «Колобок» - пальчиковый театр.

2. Игры и упражнения изученные ранее.

3. Шнуровки. Липучки.

4. Работа с тактильными дощечками и счетными палочками.

5. Заключительное наблюдение за детьми, диагностика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «А ну-ка пальчики!»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:Сформировать у родителей заинтересованность и необходимость в применении разнообразных приемов, способствующих становлению полноценной мелкой моторики рук у дошкольников с нарушения...

Проект «А ну-ка пальчики!»

Сформировать у родителей заинтересованность и необходимость в применении разнообразных приемов, способствующих становлению полноценной мелкой моторики рук у дошкольников с нарушениями речи...

Проект Салфеточная аппликация: "Волшебные пальчики"

Проект предназначен для кружковой работы по салфеточной аппликации с детьми средней группы в ДОУ...

Методическая разработка.Проект по сенсорному развитию "Школа мамы и ребенка" в первой младшей группе Тема: "Научим маму сенсорным эталонам".

Проект  по сенсорному развитию "Школа мамы и ребенка" в первой младшей группеТема: "Научим маму сенсорным эталонам".Продукт проекта: ФОТО выставка.Цель: Включить родителей и детей в систему социа...

Проект по сенсорному развитию детей 2 -3 лет «Говорящие пальчики»

Проект по сенсорному развитию детей 2 -3 лет  «Говорящие пальчики»...

Педагогический проект по сенсорному развитию детей "Пальчики ладошки".

Краткосрочный (с 18. 07 2022 -30.08.2022 г.г.) познавательно - творческий, игровой проект для детей 2-4 лет....

Проект по сенсорному развитию «Современные методы и технологии сенсорного развития детей раннего возраста».

                                        Проект по сенсорному развитию«Современные метод...