Педагогический проект по сенсорному развитию детей "Пальчики ладошки".
проект

Краткосрочный (с 18. 07 2022 -30.08.2022 г.г.) познавательно - творческий, игровой проект для детей 2-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx57.81 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект  по сенсорному развитию детей  «Пальчики,  ладошки». 

        

Тип проекта: познавательно – творческий, игровой групповой.

Продолжительность проекта:  краткосрочный  (с 18 июля - 30 августа 2022г.)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: 2-3-4 года.

Количество воспитанников:14 

Форма представления:  презентация на педагогическом совете МДОУ детский сад № 28.

Актуальность проекта:

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей.Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребенка, прекрасная возможность в интересной игровой форме прививать КГН, корректировать эмоциональное состояние. Благодаря таким играм вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми.

Многие игры основаны на сказочных сюжетах, что помогает формировать интерес и потребность в восприятии художественного слова, развивать память, воображение и речь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения; помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп; учит соблюдению речевых пауз. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Вместе с разучиванием пальчиковых игр у ребенка развивается не только речь, но и пополняется и расширяется представление об окружающем мире.

 В раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

С помощью игр для развития мелкой моторики можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную, самостоятельную деятельность ребенка, построить увлекательное занятие в детском саду.

Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Цель педагогического проекта: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи, расширять представление об окружающем, способствовать гармоничному развитию детей.

Задачи проекта:

Для детей

1. Составить  план работы по развитию мелкой моторики рук.

2.Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.

3. Содействовать нормализации речевой функции.

4. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Для родителей

1. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей третьего года жизни.

2. Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.

3.Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы уголка по сенсомоторному развитию детей  младшей группы.

Этапы реализации проекта

- Изучение литературы по проблеме сенсомоторного развития и влияния сенсомоторных игр на развитие речи детей третьего года жизни.

- Развитие предметно-развивающей среды, обеспечивающую совместную игровую деятельность, влияющую на речевое развитие каждого ребенка.

- Поиск и использование в педагогической деятельности новых способов, форм, методов, приемов развития речи малышей средствами сенсомоторных игр.

Подбор наглядно – информационного и консультативного  материала для родителей.

- Обобщение опыта работы по данному направлению. Проведение мониторинга деятельности.

- Проведение итогового занятия и развлечения по теме.

Формы проведения:

- занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные по познавательному и творческому развитию)),

- самостоятельная деятельность детей (игры с мелкой мозаикой, шнуровкой, мелким конструктором, прищепками, самостоятельное рисование))

- совместная деятельность педагога и детей: разучивание речевых игр с пальчиками, рисование и раскрашивание ладошек к празднику, самомассаж.

Практический выход проекта:

- Консультации для родителей.

-Картотека пальчиковых игр.

-Папка – раскладушка «Сенсорика».

-Изготовление пособия «Волшебные прищепки».

-Открытое занятие для коллег ДОУ по теме «Путешествие на машине»

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап.

1.Подбор и изучение методической литературы по данной теме.

2. Оформление развивающей среды.

3.Составление картотеки игр для развития мелкой моторики.

4. Подбор наглядно – информационного и консультативного  материала для родителей.

Основной этап.

1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук:

- упражнения с элементами самомассажа;

- упражнения для кисти рук;

- игр и упражнений с различными предметами,

- динамические упражнения, речевые игры с пальчиками.

- упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок.

2. Работа с детьми:

Закрепление знакомых упражнений в свободной деятельности: 

- игры с предметами,

- разного вида шнуровки,

- пальчиковый театр,

- картотека игр для пальчиков,

- мелкая мозаика,

- пазлы,

- мелкий конструктор.

3. Работа с родителями:

Консультации

- «Поиграйте с ребенком дома»

- «Игры и игровые упражнения для формирования мелкой моторики у детей раннего возраста»

«Пальчиковые игры в воспитании детей»

Памятка для родителей :

«Пальчиковые игры и гимнастика для рук»

Заключительный этап

1. Подведение итогов и анализ:

– Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

Ожидаемые результаты

1.У детей повысился интерес к двигательной деятельности (пальчиковым играм и упражнениям).

2.Отмечается положительная динамика в развитии мелкой моторики, речи.

- Значительно повысились внимание и память детей.

- Формирование коммуникативных способностей,

 Перечень используемой литературы:

1. Веселые лошадки. Стихотворные игры для детей 2 – 3 лет: Учебно – методическое пособие. / Савельева Е.А. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

2. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр / сост. Л.Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014.

3.Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.

4. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И.Е. Аверина. –Изд. 2-е. – М.: Айрис-пресс, 2006.

5. Источник: https://multi-mama.ru/palchikovye-igry-dlya-detej-2-3-let/


План проектной деятельности по теме«Пальчики, ладошки»

Июль (1 неделя).

1.Заучивание пальчиковых игр:  «Семья», «Малыши», «Вот как кашу мы варили».

2.Повторение пальчиковых игр:  «Ладушки – ладушки», «Сорока – сорока».

3.Игры – вкладыши: «Домик», «Куб».

4.Игры с пирамидками.

5.Обучение детей игре «Шнуровка».

Июль (2 неделя).

1.Заучивание пальчиковых игр:  «Зайчики», «Ежик колкий», «Домики».

2.Повторение пальчиковых игр: «Семья», «Малыши», «Вот как кашу мы варили».

 3.Игры – вкладыши: «Домик», «Куб».

4.Игры с пирамидками.

5.Обучение детей игре «Шнуровка».

6.Настольная игра «Мозаика».

Август (1 неделя).

1. Заучивание пальчиковых игр:  «Комар», «Кошки - мышки», «Ловкие пальчики».

2. Повторение пальчиковых игр:«Зайчики», «Ежик колкий», «Домики».

3.Изображение пальцами различных фигур: "Бинокль", "Стол", "Стул", "Замок".

4.Конструирование из палочек "Лесенка", "Квадрат", "Треугольник".

5.Упражнения для пальчиков: «В гости», «Следы», «Разные следы».

Август (2 неделя).

1.Заучивание пальчиковых игр: «Игрушки», «Кулачок», «Ладушки – ладошки».

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3. Повторение пальчиковых игр:«Зайчики», «Ежик колкий», «Домики».

4.Конструирование из мелкого деревянного  конструктора: «Домик», «Мебель: стол, стул».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы: «Овощи», «Животные жарких стран»).

5.Упражнения для пальчиков: «Зайчик», «Дорожка».

Август (3 неделя).

1.Заучивание пальчиковых игр: «Солнце, ты проснулось?», «Дождик».

2.Лепка из пластилина простейших форм в индивидуальном порядке.

3. Повторение пальчиковых игр:«Игрушки», «Кулачок», «Ладушки – ладошки».

4.Учить детей сматывать нитки в клубок  «Помогаем бабушке».

5.Упражнения для пальчиков: «Солнце», «Бумажный мячик».

Август (4 неделя).

1.Заучивание пальчиковых игр: «Бабушка кисель варила», «Гости».

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки.

3.Повторение пальчиковых игр: «Солнце, ты проснулось?», «Дождик».

4.Настольная игра "Мозаика" (мелкая и крупная).

5.Конструирование из палочек "Окно", "Домик", "Флажок".

6.Летнее развлечение  «Ладушки –ладошки».

Значение пальчиковых игр.

Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! Так что же такое пальчиковые игры? По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят. Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы дети не только видели ваше лицо, но и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно малышам мешать слушать.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают русские народные игры - потешки. Народные песенки - игры обеспечивают всестороннее, в том числе музыкальное развитие ребенка в младшем возрасте. Благодаря таким играм, наши дети получают разнообразные сенсорные и эмоциональные впечатления. У детей формируется концентрация внимания и выдержка. Пальчиковые игры, предполагающие тактильное взаимодействие, формируют и укрепляют теплые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Пальчиковые игры дают возможность играть с малышами, радовать их и вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику.

Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев руки, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды. Проблемой изучения мелкой моторики рук детей с интеллектуальной недостаточностью и другие. Нарушение и развитие мелкой моторики являются одним из характерных симптомов нарушения интеллекта. Детям сложно удерживать мелкие предметы, они не могут осуществлять соотносящих, сопоставительных движений.

В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному, подбора занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений, игр и степень их сложности, варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Используя в работе методические пособия «Развитие мелкой моторики», которые являются синтезом поэтического слова и движения. Движения конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Текст упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами; мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, игры с карандашами и крупой, «пальчиковый» бассейн.

Предлагается, что закрепление знаний полученных на занятии будет происходить через дидактические игры, игровые упражнения, ситуации, в уголке пальчиковых игр, индивидуальная работа, на прогулке. Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятие, памяти, мышления, внимания, воображения, - а так же готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Во время проведения пальчиковых игр я придерживаюсь таких правил:

1. Во время пальчиковых игр сажусь напротив детей, так чтобы наши лица были на одной высоте.

2. Для ребенка до 3-х лет хорошим результатом будет умение выполнять правильное движение пальчиками в это время, когда поет взрослый.

3. Никогда не принуждаю ребенка играть.

4. Если игра ребенку понравятся, он будет пытаться участвовать, просить повторения.

Все пальчиковые игры провожу тремя способами:

1. Взрослый сам выполняет движения- ребенок смотрит;

2. Взрослый выполняет движение руками ребенка;

3. Ребенок выполняет движение своими руками.

Заключение.

Поэтому значение пальчиковых игр очень велико для формирования всесторонне развитой личности. Играйте с ребенком как можно чаще, но недолго. Этим вы будете способствовать активации мыслительных процессов, развитию речи и фантазии карапуза. Было подмечено также, что чем лучше развиты кисти у ребенка и активней работают пальчики, тем быстрее он начинает говорить и легко справляется с произношением сложных звуков. Напрашивается логичный вывод о том, что пальчиковые игры для развития речи просто незаменимы. И этому есть объяснение – формирование коры головного мозга зависит от развитости наших конечностей, а именно – руки и пальцев. И как только кисть малыша приобретает гибкость и пластику, у него появляется и словесная речь.

На вопрос «для чего нужны пальчиковые игры» легко может ответить любой специалист. Эти простые упражнения для пальцев помогут синхронизировать работу левого и правого полушария, создавая своеобразную перемычку между ними. Левое полушарие отвечает за словесную речь во время игры, а правое – за развитие фантазии и воображения. И если связь между ними крепкая, то нервные импульсы проходят чаще и быстрей, активизируя мышление и внимание ребенка.

Задавая себе вопрос для чего нужны пальчиковые игры, мы также легко можем на него ответить, наблюдая за развитием своего малыша. Какой радостью светятся его глазки, когда он пытается повторять ваши движения и слушает стишки. Развивая свои пальчики, ребенок стимулирует мышление, а фантазируя вместе с вами – подключает воображение. Поэтому значение, используемых для занятий с малышом пальчиковых игр, особенно велико в раннем возрасте.

Комплексы упражнений по развитию мелкой моторики.

Упражнение «Бумажный мячик».

Цель: развивать моторику обеих рук. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой. Учить ребенка совершать действия руками. Ребенку дается лист бумаги, и воспитатель предлагает скомкать этот лист, сделав из него бумажный мячик (нагрузка дается попеременно на каждую руку).

Упражнение «В гости».

Цель: учить выполнять игровые задания с использованием тактильных дорожек. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: игрушки или картинки с изображением кошки или зайки, тактильные дорожки из объемной тесьмы, шелковой ленты, полоски наждачной бумаги на каждого ребенка.

На листе бумаги наклеены две дорожки (гладкая и шершавая). В конце дорожек разложены картинки, или игрушки с изображением кошки или зайки. Воспитатель предлагает детям выбрать нужную дорожку для того, чтобы пойти в гости к зайке (кошке) и провести все свои пальчики по очереди. Ребенку можно предложить игровые задания с использованием тактильных дорожек.

Упражнение «Следы».

Цель: формировать у детей контроль над мышечными ощущениями. Развивать моторику рук. Вызывать эмоционально-положительный настрой.

Оборудование: игрушка-собачка, картинка с изображением домика и размягченный пластилин.

В гости приходит щенок, он заблудился потому, что еще маленький. Воспитатель предлагает детям помочь щенку. Она объясняет детям, что если кто-нибудь подойдет, на дорожке останутся следы и по следам щенок отыщет свой дом. Воспитатель показывает, как оставить следы на пластилине. Упражнения проводятся последовательно: с каждым пальцем отдельно; с каждой парой пальцев обеих рук (большими, указательными, средними). с указательным и средним пальцами каждой руки.

Упражнение «Разные следы».

Цель: продолжать формировать контроль над мышечными ощущениями. Закрепить знания детей о животных. Вызывать эмоционально-положительный настрой.

Оборудование: картинка с изображением домика и дорожки из размягченного пластилина.

Воспитатель предлагает проложить следы к домику на дорожке из пластилина (с учетом силы нажима пальцами - от слабого к сильному):

- Посмотрите, ребята, к домику прошла кошечка. Она маленькая, наступает легко. Потом прошла собачка. Она наступает сильнее. Таким же образом отрабатывать следы волка, медведя, слона. Ребенок действует щепотью.

Упражнение «Снег идет».

Цель: учить детей рвать бумагу на мелкие кусочки свободной формы. Закрепить умение сжимать и разжимать пальцы в кулачок. Развивать мелкую моторику рук. Развивать речевое дыхание, силу потока воздуха. Вызвать желание играть в пальчиковую игру:

Упражнение «Зайчик».

Цель: учить детей выкладывать дорожку из фасоли. Формировать зрительно–двигательную координацию и чувство пространства на листе бумаге. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Создавать положительно-эмоциональное отношение к выполнению задания.

Оборудование: игрушка-зайка. Сюрпризный момент - в гости приходит зайка. Он плачет, потому, что заблудился и не может найти дорогу домой. Воспитатель предлагает детям помочь зайчику, объясняет, что надо выложить дорожку на картинке от зайчика к домику из фасоли.Дети выкладывают дорожку: - вот и получилась дорожка к домику. Дети ведут зайчика по дорожке к домику. Зайчик благодарит детей за помощь. Воспитатель предлагает поиграть с пальчиками.

Упражнение «Солнце».

Цель: учить детей рисовать пальчиком руки на крупе. Продолжать закрепление формы (круглое). Что бывает еще такой формы. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Активизировать речь детей: круглое, радостное, веселое.

Оборудование: поднос с крупой на каждого ребенка.

Воспитатель предлагает детям посмотреть, как ярко светит солнышко. Спрашивает, какое оно? Круглое, желтое, яркое. Что еще бывает такой формы? Мячик, яблоко и т. д. Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут рисовать солнышко, но не на бумаге, на крупе и не карандашами, а своими пальчиками. Воспитатель показывает, как правильно рисовать. После выполнения предлагает поиграть с ручками.

Упражнение «Шнуровка».

Цель: учить детей продевать шнурки отверстие сапожка. Развивать моторику пальцев рук. Активизировать словарь, развивать речь, мышление детей.

Оборудование: кукла - Незнайка, сапожок со шнурками.

В гости приходит мальчик Незнайка, он хочет поиграть вместе с детьми. Воспитатель замечает, что у Незнайки развязаны шнурки. Незнайка признается детям, что он не может шнуровать ботинки. Воспитатель предлагает детям научить Незнайку как правильно шнуровать.При выполнении задания воспитатель читает стихотворение:

Незнайка благодарит детей за то, что они научили его шнуровать ботинки, за это он поиграет с ними в игры.

Упражнение «Дорожка».

Цель: учить детей работать по образцу, выкладывая фасоль. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Активизировать речь детей, побуждая проговаривать все слова игры.

Оборудование: картинки с изображением ручейка на каждого ребенка, фасоль,мелкие игрушки: зайки или кошечки.

Воспитатель обращает внимание детей на картинку с изображением ручейка. Говорит, что кошечка и зайчик пошли погулять, но не могут перейти ручеек. Предлагает детям построить мост из фасоли, что бы зайчик и кошечка могли перейти ручеек.

После выполнения задания дети имитируют движения игрушек по мосту, сопровождая текстом пальчиковой гимнастики: Мы взяли фасоль выложить дорожку. Чтобы бегали по ней зайчик или кошка.

Упражнение: «Бусинки рассыпались».

Цель: учить детей перебирать предметы (бусинки) по цвету. Закрепить названия цветов. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Создавать положительно–эмоциональное отношение к выполнению задания.

Оборудование: разноцветные бусинки по 15-20 штук на каждого ребенка,игрушка-мышка: Воспитатель обращает внимание детей на то, что в гостях у нас мышка, но она спряталась, потому что задела хвостиком поднос с бусинками. Они рассыпались и перемешались.Задание детям: перебрать бусинки по цвету, закрепить цвет бусинок. После выполнения задания воспитатель предлагает детям найти мышку и поиграть с ней.

Досуг "Наши добрые ладошки"

Задачи : формировать представления о мире любви и добрых чувств;

- развивать у детей стремление проявлять любовь к родным,

- воспитывать доброе отношение ко всему окружающему миру.

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Средства: демонстрационный материал – предметные картинки, ватман, гуашь, влажные салфетки, кисть.

Предварительная работа: чтение стихотворения В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо", беседа на тему "Добрые дела", рассматривание сюжетных картинок "Добрый поступок", обыгрывание ситуаций.

Ход мероприятия:

I.

Приветствие "Ладошки"

Мы ладошку к ладошке сложили,

И друг другу дружить предложили.

Будем мы веселиться, играть,

Чтобы умными, дружными стать.

Воспитатель:

— Ребята, какие вы веселые, у вас хорошее настроение? И у меня тоже.

— Когда у человека хорошее настроение он часто улыбается. Вот и мы радуемся, улыбаемся вот так (показать, как улыбаться).

Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Мы сегодня поговорим о доброте.

- А теперь давайте покажем, где находится наше сердечко? (прикладывают правую руку к левой груди, слушают , как бьется сердечко). Это наше доброе сердечко.

II.

— А что такое доброта? Добрый – это значит какой? (дети отвечают, воспитатель помогает: хороший, заботливый, нежадный)

— А не добрый значит какой? (отвечают: жадный, злой, грубый, вредный)

(Ответы)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки о добрых делах и поступках. (показывает 3-4 картинки).

Дети, рассматривая картинки,

Воспитатель: Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое лицо бывает у него в эту минуту?

Дети: (с помощью воспитателя): Незлое, приятное, мягкое, с добрыми глазами, с улыбкой.

Воспитатель : А вы какие делаете добрые дела?

Воспитатель: Когда мы помогаем застегивать друг другу сандалии, кому мы делаем доброе дело?(другу)

- Когда убираем посуду, мусор с пола, кому мы помогаем?(Помощнику воспитателя. У нее много других дел)

Воспитатель Ребята, а вам самим приятно, когда вы делаете доброе дело?

- Значит у вас доброе сердце!

Физкультминутка.

Если любишь всех вокруг,

Делай так! (хлопки в ладоши)

Если рядом с тобой друг,

Делай так! (прыжки на месте)

Если дождик вдруг польется,

Делай так! (хлопки над головой)

Если мама улыбнется,

Делай так! (хлопки и прыжки одновременно)

Воспитатель предлагает детям сесть за столы

Воспитатель: 

-Вы любите своих близких?(маму, папу, брата, бабушку )

Ответы детей.

Воспитатель: 

-Любовь — это маленькое доброе солнышко внутри каждого из нас, которое живет в сердце. Оно греет нас и тех, кто рядом с нами. Давайте с вами поделимся теплом и добротой нашего сердечка.

Воспитатель :

-Давайте на наши волшебные ладошки наклеим добрые наши сердечки

Воспитатель помогает детям наклеить заранее подготовленные ладошки и украсить их сердечками (раскрашенные и вырезанные в индивидуальной работе)

III.

Воспитатель:

-Какие яркие получились ладошки и как много сердечек мы наклеили. Оставайтесь всегда добрыми и дарите свою доброту и любовь всем людям, животным, растениям. Быть добрым – это так здорово!

После занятия педагог втайне от детей дорисовывает ладошки , превращая их в различные фигуры, цветы и животных.

Затем проводится игра "Волшебные ладошки"(дети рассматривают , чьи ладошки в какие фигуры превратились).

Летнее развлечение для детей младшей группы «Ладушки –ладошки».

Цель: доставить детям радость, создать теплую эмоциональную обстановку, обогатить впечатления детей здоровье сберегающими, игровыми технологиями.

Программные задачи: формировать у детей чувство сострадания, доброту, взаимопонимание, учить выполнять упражнения вместе с педагогом, развивать чувство ритма, динамическое восприятие.

Ход развлечения.

Ведущий: ребята, сегодня мы устроим праздник для наших ладошек  и  пальчиков.

1. Танец ладошек

Мы смешные малыши, Показывают, рука на небольшом уровне от пола.

Вот какие крошки!

А у нас, у малышей, Поднимают руки вверх 

Веселые ладошки.

 Ладушки-ладушки Хлопают в ладоши  

Веселые ладошки!

 Умываться могут  Дети изображают умывание   

Умные ладошки

Надевать умеют   Надевают воображаемые сапожки    

Новые сапожки

Ладушки-ладошки, Хлопают в ладоши

Новые сапожки.

 На прощанье помахать   Машут ладошкой

Можем мы ладошкой,

В кулачок ладошку сжать Сжимают ладони в кулачок.

И погладить кошку! Гладят воображаемую кошку

Ладушки-ладошки, Хлопают в ладоши

И погладить кошку.

 Танцевали крошки,  Дети выполняют «пружинку». 

Хлопали в ладошки Хлопают 

Ой, болят ладошки... Выставляют ручки вперед

Отдохнем немножко.

 Ладушки-ладошки, Гладят по очереди то правую, то левую ладошку

Отдохнем немножко! Кладут под щеку

Ведущая: Покажите крошки мне свои ладошки

Мы на празднике своем песенку про них споем.

2. Пальчиковая игра "Ладошка".

Твоя ладошка - это пруд,

По ней кораблики плывут,

Твоя ладошка, как лужок, а сверху падает снежок,

твоя ладошка - как тетрадь,

в тетради можно рисовать

Твоя ладошка - как окно, его помыть пора давно!

Твоя ладошка - как дорожка.

А по дорожке ходит кошка.

3. Музыкальная пальчиковая игра - песня "Ладушки"

Ладушки, ладушки,

Где были! – У бабушки.

Что ели? – Кашку.

Пили? – Простоквашку.

Попили - поели

на головку сели!

Сели - посидели

Шу, полетели,

Ведущая

Две ладошки у меня,

Мы с ладошками друзья,

Будем с ними мы играть,

Будем ложками стучать.

4. Музыкальная композиция "Ложки"

Ведущая: Ой , кто - то плачет за стеной.

Смотрите, какая киска к нам в гости пришла.

5. Пальчиковая гимнастика

"Кошка"

Точит кошка коготки, очень острые они (царапают коготками коленки)

А кошачьи лапочки - мягкие как тапочки (плавно выставляют вперед то одну, то другую руку)

Спрячет коготки в подушки, (широко расставляют пальцы и сжимают их в кулачок)

и почешет лапкой ушко (гладят рукой ухо)

Молочка попьет из миски (делают из рук миску и подносят её к рту)

Очень ласковая киска (гладят руки)

Ведущая: ну, что киска, понравилось, как наши детки играли. А ты на улице была? Что там происходит, Птички прилетели. Домиков для птичек не хватает. Давайте построим птичкам домики.

6. Танец с кубиками.

Ведущая Мы от танцев отдохнем , присядем и играть начнем.

7. Пальчиковая игра "Что умеют наши ручки"

Кошка.

Вы ладошки отдыхайте и сюрпризы получайте.

Что в ладошку положу -

Никому я не скажу.

Это будет наш секрет,

И от кошечки привет.

Дети получают сюрпризы . .

Кошка. До свидания , друзья, Помашите мне ладошками на прощание.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Пальчиковые игры в воспитании детей»

Пальчиковые игры – это не только увлекательные и эмоциональные занятия, но и замечательные упражнения для развития мелкой моторики. По сути, пальчиковые игры, выполняют функцию массажа и гимнастики рук малыша, которые влияют на детский организм наилучшим образом. Кроме того, во время занятий, развивается речь ребенка и раскрывается творческая деятельность. Таким образом, во время игры ребенок научится самостоятельно играть при помощи пальчиков и рук, а также заучит интересные стишки, которые являются незаменимым дополнением пальчиковой игры.

  Кроме того, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка; развивается память воображение и фантазия.

  Известно, что нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

  Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

  Использование пальчиковых игр для дошкольников научит их счету, ознакомит с определениями «верх-низ», «лево – право» и создаст чувство уверенности в себе. Существуют игры, в которых пальцы загибаются или действуют поочередно и они похожи на небольшие сказки. Можно придумывать персонажей, наряжая кончики пальцев бумажными колпачками или прорисовывая на них глазки и улыбающийся ротик.

 Пальчиковые игры, предлагаемые для малышей, помогают развитию детского творчества, поэтому ребенка надо чаще хвалить, даже если у него не все получается с первого раза. Особенно нравятся детям пальчиковые игры с пением. Такое сочетание способствует более эффективному проведению занятий.

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

При проведении пальчиковых игр следуют учитывать такие рекомендации:

1. Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

2.Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.

3.Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить  ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

4.Постепенно от показа переходят к словесным указаниям.

При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти.

5.Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.

Памятка для родителей

«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК»

Цель: научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей.

Задачи для педагога:

  •  научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;
  • показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;
  • познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;
  • развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей:

  •  развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;

 Задачи для родителей:

  •  учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
  • создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше стали разговаривать родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, а больше слушают и смотрят. И редко что- то делают своими руками.

Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь и между рукой и речевым центром головного мозга. Гармония движений тела , мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.

Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

Художественный мир песенок и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий.

Прежде чем начать работу пальчиковой гимнастики, убедитесь в том, что дети знают основных персонажей стихов, песенок. Сначала покажите детям игрушки или цветные картинки, чтобы дети смогли вспомнить, как выглядят те или иные животные, о которых будет рассказываться в потешке, песенке, стихотворении. Затем предложите изобразить его с помощью пальчиков. При необходимости надо показать как при помощи пальчиков может выглядеть то или иное животное.

Постепенно пальчиковую гимнастику можно усложнить: вы читаете первую строчку стихотворения – малыш изображает действия, затем читаете следующую строчку – малыш изображает другое действие и т. д. Так можно разыгрывать всю потешку или песенку.

Такие игры и упражнения надо проводить постоянно с детьми раннего возраста. Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими довольны взрослые. Хвалите малышей даже за самые маленькие успехи.

СОВЕТЫ:

- при проведением пальчиковых игр убедитесь в том, что ручки ребёнка тёплые (предложите похлопать ими, потереть ладошки);

- при проведении первых пальчиковых игр стихотворный текст читайте или рассказывайте медленнее, чем обычно, чтобы дети успели показать движения;

- по мере освоения движения меняйте темп;

- тексты пальчиковых игр можно не только декламировать, но и петь на хорошо знакомую детям мелодию;

- не торопитесь обновлять репертуар, их должно быть не более 2-3 разных игр;

- новые игры вводите постепенно, исключая по одной из хорошо знакомых

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,

4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории,

7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Центр сенсорного развития в ДОУ

Полноценное личностное развитие ребёнка обеспечивается его непосредственным участием в практической деятельности. На становлении деятельности, прежде всего, и базируется развивающая среда дошкольного ...

Педагогический проект по сенсорному развитию в первой младшей группе «Разноцветное настроение»

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей....

Педагогический проект по сенсорному развитию в 1 младшей группе "Разноцветное настроение".

Педагогический проект по сенсорному развитию в 1 младшей группе «Разноцветное настроение»...

Педагогический проект по сенсорному развитию "Раз ладошка - два ладошка"

В данном материале подробно расписан проект, указано перспективное планирование  всего проекта а также подборка консультаций для родителей....

Педагогический проект по сенсорному развитию младших дошкольников

Предлагаю Вашему вниманию свой опят работы по сенсорному развитию, младших дошкольников....

Проект по сенсорному развитию "Радужные ладошки"

Данный проект предназначен для детей раннего возраста (1,6 - 3) лет. Дети знакомятся с эталонами цвета через дидактические игры. Проект способствует умственному, познавательному развитию, мелкой мотор...