Педагогический проект "Центр сенсорного развития в ДОУ
проект (младшая группа) на тему

Полноценное личностное развитие ребёнка обеспечивается его непосредственным участием в практической деятельности. На становлении деятельности, прежде всего, и базируется развивающая среда дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy-proekt.ocr_.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

модернизации предметно-развивающей среды в группах по теме:

«Центры сенсорного развития ребёнка в ДОУ».

Детский сад - особое учреждение, практически это второй дом для детей и сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным, удобным, непохожим на другие.

Развивающая предметная среда дошкольного учреждения - важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность малыша зависит от того, какова предметно-пространственная организация его жизни, из каких игрушек, игрового материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности.

Основой познания ребёнком окружающего мира и первой ступенью чувственного опыта является сенсорное развитие, направленное на полноценное восприятие действительности.

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребёнка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируется полноценное представление о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

Накопление детьми сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных знаний, связанных с восприятием явлений окружающего, пробуждение интересов, формирование потребностей происходит в процессе всей жизнедеятельности.

Полноценное личностное развитие ребёнка обеспечивается его непосредственным участием в практической деятельности. На становлении деятельности, прежде всего, и базируется развивающая среда дошкольного учреждения.

Делая анализ концепций вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды дошкольных учреждений, мы пришли к необходимости создания в группах младшего и среднего дошкольного возраста Центров сенсорного развития. Они служат местом концентрации различных материалов, оборудования, игрушек, дидактических пособий и игр, собранных для решения задач сенсорного воспитания детей, и предназначены для активизации деятельности детей, как самостоятельной, так и под руководством взрослого. В нашем детском саду они занимают часть группы.

Цель: создание и оснащение Центров сенсорного развития ребёнка в младших и средних группах детского сада.

Задачи: активизация самостоятельной деятельности дошкольников с сенсорными материалами; развитие чувственного опыта, анализаторных систем в ходе занятий с дидактическими играми и пособиями;

становление и развитие профессиональных и проектировочных умений педагогов.

Предполагаемые результаты реализации проекта.

К организации Центров сенсорного развития ребёнка нас подтолкнуло желание поставить работу по одному из базовых разделов программы на более высокую ступень. Во время специально организованного обучения не всегда хватает времени каждому ребёнку усвоить материал, а тем более поупражняться в применении своих знаний и умений в окружающей действительности. Кроме этого, на первый план вышла проблема нехватки у детей чувственного опыта, несформировайности процессов восприятия, мышления, воображения.

В результате ежедневных занятий в Центре сенсорного развития, у детей создаётся ощущение спокойствия, уверенности в себе, формируется богатый запас положительных эмоций, который способствует развитию внутренних резервов, особенно созданию новых понятий и качеств.

Многообразие развивающих и дидактических игр обеспечивает ребёнку свободу выбора, возможность реализовать свои замыслы, самостоятельно решать стоящие перед ним задачи. Предполагается развитие точности и гибкости восприятия, улучшения в развитии мелкой моторики рук и зрительномоторной координации, что способствует эффективной подготовке к школьному обучению.

Участниками проекта стали три группы детского сада: I младшая группа (Воспитатель Черненко И.В), II младшая группа (Воспитатель Белякова Н.П.), средняя группа (Воспитатель Гулева Т.С.).

Разрабатывая проект модернизации предметной развивающей среды, мы опирались на следующие дидактические принципы: наглядности;

•#р'учёта возрастных и индивидуальных особенностей;

•^ систематичности и последовательности;

■‘ЯР^личностно-ориентированного общения;

•^“занимательности;

активности и самостоятельности;

"^“прочности.

Создание Центров сенсорного развития детей потребовало чёткой организации предметнопространственной среды, насыщения её необходимым оборудованием, атрибутикой, а также продумывания наиболее оптимального, универсального её использования для активизации самостоятельной игровой и исследовательской деятельности детей. Выделим основные принципы, реализованные при создании Центров сенсорного развития детей:

*вР~соответствие развивающей среды особенностям развития и саморазвития дошкольников;

"в?" статичность и подвижность (постоянство и неизменность элементов среды обеспечивают ребёнку защищённость и надёжность, а возможность её изменения позволяет реализовать детям стремление к творчеству и инициативу);

•^"гибкость зонирования (позволяет детям свободно перемещать определённые игры и игрушки в любую часть группы);

•^“'комфортность и безопасность (надёжность и комфортность достигается безопасной и удобной планировкой;

открытость и закрытость (предполагает организацию определённого порядка в пространстве); ■^тендерный подход (создание условий, стимулирующих проявление типичных для девочек и мальчиков видов занятий);

При создании проекта развивающей среды, обеспечивающей сенсорное развитие детей, мы опирались на разнообразные теоретические исследования и практические разработки.

В основу нашего проекта легла разработанная доктором психологических наук С.Л.Новосёловой концепция предметной развивающей среды детского сада (Новосёлова С.Л. «Развивающая предметная среда»), которая базируется на развитии ведущей детской деятельности на определённом возрастном этапе. При создании такой среды необходимо руководствоваться определёнными требованиями. Во-первых, так как все виды деятельности ребёнка (общение, предметная, игровая, учебная) в той или иной степени присутствуют одновременно, воспитателю необходимо, отдавая должное ведущей деятельности, стимулировать развитие тех её видов, которые в данный момент не являются ведущими. Вторым требованием является соответствие предметной среды возможностям ребёнка при переходе его к следующему этапу развития, то есть создание через предметную среду зоны ближайшего развития (Л.С.Выготский). В-третьих, среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребёнка, то есть должна содержать как консервативные (уже известные ребёнку) компоненты, так ти проблемные, подлежащие исследованию, что вытекает из теории Н.Н.Поддъякова. Кроме этого, предметная среда для ребёнка должна быть неисчерпаемой, информативной, удовлетворяющей потребность ребёнка в новизне, преобразовании и самоутверждении в целях применения им уже знакомых знаний и способов действия.

Авторы пособия для воспитателей и педагогов ДОУ «Игровые модели воспитания и обучения: Предметно-игровая развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении» сотрудники Белорусского научно-методического центра игры и игрушки А.Н.Брызгалова, О.И.Дрозд, М.А.Калиновская, Е.И.Смолер, Р.А.Туфкрео, Е.А.Устиненко дали подробные рекомендации по созданию предметной развивающей среды во всех возрастных группах дошкольных учреждений в соответствии с развитием ведущей детской деятельности, указав на особенности программы воспитания и обучения, специфику оснащения ДОУ в целом, творческий подход педагогов. В пособии рассказывается о том’ какие игрушки, игровой материал и оборудование нужны малышам, чтобы они могли наиболее полно, радостно и активно осваивать окружающий мир.

В практическом пособии для ДОУ «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате» А.И.Титарь, придавая решающее значение процессу восприятия для психологического и социального становления личности предлагает комплексы игр и упражнений, направленных на стимулирование сенсорного развития детей, развитие и становление сенсорных впечатлений, ориентировочноисследовательских действий, восприятие предметов с точки зрения их функционального назначения, с акцентом на свойства и качества предметов: форму, величину, цвет, целостное восприятие. Вся работа нацелена на развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного и вкусового восприятия, формирование взаимосвязи между всеми анализаторными системами.

Большую работу по сбору и анализу опыта создания дизайн-проектов предметной развивающей среды провела доктор педагогических наук Н.А.Рыжова в своей книге «Развивающая среда дошкольных учреждений». Автором приведены примеры создания центров, комплексов, кабинетов, столовых, музеев, оформления и использования территории ДОУ, групповых помещений. Наше внимание привлёк раздел, где описывается опыт педагогов в создании центров сенсорики и рекомендации по их использованию. Укомплектованы такие центры различными материалами для развития осязания, восприятие окружающего через обоняние, восприятие на слух, для зрительного восприятия и тактильных ощущений. М.А.Петрова, А.В.Пухова, Г.А.Бойцова, Т.А.Хмельницкая разработали и рекомендовали варианты деятельности детей в центрах сенсорики.

Однако в основу нашей разработки легли рекомендации по созданию сенсорной зоны - одного из базовых компонентов развивающей среды ДОУ в группах, реализующих программу "Развитие» (Сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие» «Предметная среда. Сенсорика. Экология», под редакцией О.Г.Жуковой). Данная программа в целом основана на личностно- ориентированной модели воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми. Особое внимание уделяется сенсорному воспитанию: малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма, величина, то есть овладевают сенсорными эталонами.

В целях модернизации предметной развивающей среды в нашем детском саду мы провели ряд методических мероприятий. Успешность осуществления всего педагогического процесса находится в прямой зависимости от эффективности построения методической работы с педагогами. Главная задача методической службы сегодня - создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.

Для разработки инновации в детском саду была создана творческая группа, состоящая из педагогов, работающих по программе «Развитие» и вплотную занимающихся проблемой сенсорного развития детей, которых объединило стремление глубоко вникнуть в проблему, найти общее правильное решение. Сначала каждый член группы самостоятельно изучил теоретические основы и опыт работы друг друга по заявленной теме. Педагоги разработали проект комплектации Центров сенсорного развития по возрастным группам, создали рекомендации по использованию дидактических игр. Кроме этого план работы с кадрами включал следующее:

■•^консультации для воспитателей «Построение развивающей среды в детском саду»; «Игры Воскобовича»; «Рамки-вкладыши Монтессори», «Детское пространство в педагогике М. Монтессори»;

'вР" обзор методической литературы по созданию сенсорных зон в ДОУ»;

творческие отчёты воспитателей: «Сенсорное развитие детей 2-Л лет» (Брезгунова Л.В.); «Сенсорное воспитание детей 3-4 лет посредством игр» (Черненко И.В.); «Создание условий для развития сенсорных способностей у детей 3-5 лет» (Гулева Т.С.), защитившихся на высшую квалификационную категорию и представивших свои работы в Смоленском областном институте усовершенствования учителей; семинар-практикум «Развивающая среда в ДОУ»;

'•^‘педсовет «Проблемы организации развивающего пространства»;

семинар «Содержание и методы сенсорного воспитания детей в разных возрастных группах»;

•^рекомендации воспитателям по организации деятельности детей в Центре сенсорного развития; семинар-практикум «Изготовление дидактических игр по сенсорному развитию детей»;

КВН «Мир игр»;

смотр-конкурс Центров сенсорного развития в группах;

'ЯР5 районное методическое объединение воспитателей «Делимся опытом своей работы по организации Центров сенсорного развития»;

'•^‘круглый стол с участием учителей гимназии по теме: «Сенсорное развитие как базис становления и развития учебной деятельности детей»;

'^ участие и победа воспитателя Гулевой Т.С. в районном конкурсе профессионального мастерства «Воспитатель года - 2009» с опытом работы по теме: «Развитие сенсорных способностей детей 3-5 лет через систему специально разработанных игр».

Центры сенсорного развития в разных возрастных группах отличаются по комплектованию. В соответствии с задачами сенсорного развития детей дошкольного возраста проводится оснащение Центра играми, игрушками, атрибутикой. Приведём перечень основного материала и оборудования:

'•5'* пирамидки из различного количества деталей, разной формы, величины, цвета;

•^■ различные вкладыши, резко отличающиеся и близкие по форме и величине: рамки-вкладыши, объёмные, плоские, полые;

•ЧР различные виды дидактических игр: лото, домино, мозаики, складные кубики с разрезными картинками;

мягконабивные напольные дидактические модули;

развивающие игры промышленного производства, способствующие развитию мелкой моторики рук, освоению сенсорных эталонов;

•ЯР*5 различные пазлы;

дидактические коврики-трансформеры;

•^координационные коврики со следами рук и ног;

■•^наборы песочных формочек для игр с водой и песком; игра «Рыбалка»;

Я!®*' набор «Сенсорные ёмкости» с разными наполнителями;

'Я^: для развития осязания: растворимые пищевые добавки;

■^*“ддя восприятия окружающего через обоняние: ароматические палочки или свечи, флаконы с духами, баночки с ароматизированными продуктами (ванилином, корицей, кофе...);

•яр-для восприятия на слух: магнитофон, шумовые предметы (ёмкости с разными наполнителями - крупами, горохом, камешками, стеклянными шариками...);

Я^ для зрительного восприятия: трафареты, лекала, ножницы, фонарики, калейдоскоп;

для тактильных ощущений: пуговицы, бусины, разноцветные скрепки, шнурки, тесьма, деревянные катушки, прищепки, футляры от киндер-сюрпризов, крышки от пластиковых бутылок и т.п.

Кроме перечисленного выше, особое место в Центре сенсорного развития отводится дидактическим играм, разработанным нами на основе задач сенсорного воспитания и в соответствии с требованиями программы «Развитие». В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание - основной источник знаний об окружающем. Поэтому очень важно заботиться о формировании у детей точных представлений о предметах и явлениях, о совершенствовании их сенсорного опыта.

В дидактических играх детям предоставляется возможность:

  • повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании в различении;
  • конкретизировать чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерные свойства (формы, величины, цвета), учить ориентироваться не только по внешнему виду предметов, но и по их словесному описанию;
  • делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;
  • соотносить, сравнивать свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами.

Дидактические игры выполняют следующие функции:

  1. Учебная функция — организация и дальнейшее совершенствование сенсорного опыта детей, формирование обобщенных представлений и способов действия.
  2. Ознакомление с обобщёнными представлениями, с общественно установленными сенсорными эталонами.
  3. Расширение практики использования эталонов, практических ориентировок.
  4. Контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Основные виды дидактических игр, использующиеся детьми в Центре сенсорного развития:

  1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать в раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д. Игровое действие совпадает с практическим действием с предметами.
  2. Игры с прятаньем и поиском предметов, основанные на интересе детей к их неожиданному появлению и исчезновению, поиску и нахождению.
  3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».
  4. Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в моделировании различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых, животных и т.д.
  5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь и игрового результаты, выиграть: «Кто первый?», «Кто быстрее?», «Кто больше?» и т.д.
  6. Игры в фанты или в запретный «штрафной» предмет (картинку) с его свойствами, связанными с интересными игровыми моментами: избавиться от ненужного, сбросить карточку, не сказать запретного слова.

Центр сенсорного развития укомплектован следующими дидактическими играми и игровыми заданиями:        н'

«Спрячь мышку»;

•С®7 «Соберём букет из осенних листьев»;

■‘•^“«Светофор»;

^^■■•«Разноцветные комнаты»;

'«Р'-лото «Цвет»;

^"“«Разноцветные кармашки»;

«Посади бабочек на свой цветок»;

■^“«Магазин игрушек»;

■^•«Собери кукол на прогулку»;

ЧР «Разноцветные клубочки»;

ЧР“«В царстве фигурок - человечков»;

ЧР-«Кто где спит»;

■^"“«Разноцветные коврики»;

ЧР^Найди такой же»;

^«Г ости»;

"^■«Соберём бусы»;

■^""«Построим башенки»;

■^“«Геометрическое лото»;

«*6^«На что похоже?»;

ЧР" «Посадим семена»;

ЧР“«Три квадрата»;

^9^ «Примерим варежки»;

Ч^* «Украсим ёлочку фонариками»;

•^■«Накорми птиц»;

ЧвР«Кто выше?»;

■Ч^ «Построим пирамидку»;

ЧР*- «Мешок сюрпризов»;

ЧР1"«Окраска воды»;

«Фокусники»;

•^"«Путешествие в страну красок»;

"Цр «Собери урожай»;

•^ «Составные картинки»;

“•^'«Чудесный мешочек»;

«Построй лесенку»;

•‘■^«Волшебные кружки»;

«Спрячь цыплёнка»;

«Новогодние шары»;

•“•^"«Дерево сюрпризов».

При выборе игр и игрового материала мы руководствовались следующими критериями:

•“■^"Социальная и психологическая безопасность. Отсутствие признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию, жестокость, вызывающих страх, тревогу.

■^"Соответствие игр возрасту.

■(^"Функциональная привлекательность. Возможность полифункционального использования игр для развития способностей.

Эстетичность внешнего вида.

“в!? Культуросообразность игрушки и её соответствие принятым в обществе нормам и духовнонравственным ценностям.

■^“Возможность использования в совместной деятельности.

'•^"Прочность и долговечность.

•“•^'Использование экологически чистых материалов.

Занятия детей в Центре сенсорного развития предполагают в большинстве случаев самостоятельную деятельность детей с материалами, что ставит ряд вопросов, касающихся включённости взрослого в деятельность ребёнка. Определяя эту меру, необходимо помнить, что развитие способностей ребёнка происходит в процессе освоения им средств восприятия, мышления, воображения. Мера включённости взрослого зависит, прежде всего, от того, насколько точно он сумеет определить характер детской деятельности. Только после этого сам воспитатель решает включаться в неё или нет. Не следует мешать ребёнка, если его деятельность носит продуктивный, уравновешенный характер, и, наоборот, следует включаться в случаях, когда дети не могут самостоятельно найти себе занятие. Тактика, которой должен следовать воспитатель - сотрудничество, то есть «не рядом, не над, а вместе». Данное правило, мы позаимствовали как один из главных постулатов методики Марии Монтессори, где среда организуется из материалов, представляющих собой не готовые предметы, а только набор элементов, а манипуляции с этими материалами позволяют ребёнку приобрести чувственный опыт, который является основой сенсорной базы. Чтобы достигнуть этого, среда и должна содержать главное - равенство ребёнка и взрослого. Изучая желания и внутренние мотивы детской деятельности, педагог оказывает ему помощь.

Во время совместной деятельности с ребёнком воспитатель использует определённые

приёмы:

•Р создание мотивированности действий детей (присоединившись к игре или начав действия первым);

■^ ответы на детские вопросы;

■^вопросы воспитателя к детям; обсуждение действий детей.

Выступая в роли посредника между ребёнком и окружающей его предметной средой, воспитатель становится не пассивным наблюдателем, а активным участником, партнёром детей. Личные качества, умения, знания педагога организуют предметную среду таким образом, чтобы она обеспечивала развитие способностей детей, чтобы их опыт был опытом активного исследования действительности, радостного присутствия в мире детского сада.

Чтобы эффективно использовать Центр сенсорного развития, сначала дети должны подробно ознакомиться с его содержанием, почувствовать себя в нём свободно. После того, как дети освоятся, педагог может показать пример использования предметов, всячески поощряя попытки детей действовать самостоятельно, находить новое применение тому или иному объекту. В это время дети активно осваивают новые ощущения, что стимулирует их познавательную деятельность, мотивацию, пробуждает интерес, подвижность и исследовательский подход. Время занятий детей не регламентируется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт "Сенсорное развитие ребенка по средствам дидактических игр"

Моя тема по самообразованию " Сенсорное развитие у дошкольников"....

Обобщение педагогического опыта "Сенсорное развитие детей младшего возраста, через дидактические игры".

Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельност...

Психолого – педагогические основы сенсорного развития и сенсорного воспитания.

Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и  явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый  источник знаний о мире – ощущения. С помощью ощущения ребён...

Мои презентации на тему: "Психолого - педагогические условия сенсорного развития детей дошкольного возраста"

—сенсорное развитие у детей дошкольного возраста может быть более успешным, если создать педагогические условия:—- осуществление его в процессе содержательной деятельности.—- сенсорное воспитание наиб...

Психолого – педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста в ДОУ с учетом ФГОС.

В отечественной педагогике и психологии вопросы сенсорного развития в воспитании детей дошкольного возраста изучались группой научных работников (Венгер Л. А., Запорожец А. В., Сакулина Н. П. и др.) д...

Обобщение педагогического опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста (от 1,6 до 2 лет) с помощью дидактической игры»

Сенсорное развитие детей раннего возраста (от 1,6 до 2 лет) посредством дидактической игры....