Педагогический проект по сенсорному развитию "Раз ладошка - два ладошка"
проект (средняя группа)

Носенко Валентина Сергеевна

 В данном материале подробно расписан проект, указано перспективное планирование  всего проекта а также подборка консультаций для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_sensornomu_razvitiyu_raz_ladoshkadva_ladoshka.docx57.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Звездочка»с.Калинка Хабаровский край Хабаровский район

        

                                                                      Утверждаю:

                                                                                       заведующий МКДОУ

                                                                                        «Звездочка»С. Калинка

                                                                                                       ------------------А.В.Баринова

Педагогический проект в средней группе «Непоседы» по сенсорному развитию

«Раз ладошка, два ладошка»

        Подготовила:Носенко В.С

Хабаровск 2018г

Тип проекта.

Проект познавательно-игровой, краткосрочный.

Участники проекта.

Дети средней группы, родители, педагоги.

Практическая значимость проекта.

Данный проект позволит создать систему работы, направленную на развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам дидактической игры. Благодаря предлагаемому проекту, у дошкольников сформируются сенсорные эталоны, разовьются познавательные способности, аналитическое восприятие, что поспособствует интеллектуальному развитию детей.

          Проект будет полезен родителям воспитанников ДОУ, поскольку поспособствует повышению компетенции родителей в сфере сенсорного воспитания дошкольников. 

Актуальность:

        Одним из приоритетных направлений   дошкольного возраста является воспитание сенсорной культуры детей.  Актуальность сенсорного развития  в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств. Без обогащения сенсорного опыта, без  сформированности системы сенсорно –

перцептивных действий и системы сенсорных  эталонов у детей, не может происходить полноценное восприятие окружающего мира, которое необходимо для умственного развития.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: исследование предметов, их свойств и качеств. 

Наблюдая и анализируя сенсомоторную игровую деятельность детей моей группы в процессе совместной образовательной  деятельности, сделала вывод, что у многих воспитанников наблюдается недостаточность освоения сенсорных эталонов, сформированности познавательной мотивации, способов обследования предметов, развития  сенсорных способностей.

Для решения этих проблем необходимы новые эффективные подходы,  которые бы способствовали развитию сенсорных способностей  дошкольников, соответствовали современным требованиям, представляли собой комплексное решение вопросов, создавали основу для формирования благоприятного микроклимата в детском  коллективе.

Новизна проекта.

     Новизна проекта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно. Работа поможет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.

Цель проекта.

Создание системы работы по сенсорному воспитанию детей среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры.  


Задачи:

  • Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе, способствующую обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников.
  • Сформировать сенсорные эталоны, обучая детей способам обследования предметов.
  • Развивать познавательные способности, аналитическое восприятие у детей  дошкольного возраста.
  • Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • Повышать компетентность родителей в  организации работы по  сенсорному воспитанию дошкольников посредством дидактической игры.


Формы и методы реализации проекта:

Методы:

 -  игровой, словесный, наглядный, практический.

Формы:

 - совместная предметная деятельность воспитателя и детей;

игровые занятия, дидактические игры ,наблюдение, рассматривание;

выполнение самостоятельных предметных действий.


Предполагаемый результат.

Овладение детьми сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики.

Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.

Педагоги продолжают освоение метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Этапы реализации проекта.

  1. Этап -подготовительный.

На первом подготовительном этапе будет подобрана и изучена методическая и справочная литература по сенсорному развитию детей. Проведена диагностика детей и анкетирование родителей.

В конце данного этапа будет разработан план работы с детьми и родителями, а так же создана предметно-развивающая среда в группе. При создании предметно-развивающей среды будут соблюдены санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещённость, целесообразность размещения материала и доступность, соответствие возрастным особенностям детей, эстетичность.

Содержание работы

Сроки

1

Подбор и изучение методической и справочной литературы

Сентябрь

2

Диагностирование детей в рамках проекта

Сентябрь

3

Анкетирование родителей

Сентябрь

4

Разработка поэтапного плана работы с детьми и родителями

Октябрь

5

 Создание предметно-развивающей среды

Октябрь–Ноябрь

  1. Этап –основной.

На втором основном этапе проекта будет осуществляться деятельность по реализации плана работы с детьми и родителями.

На третьем заключительном этапе будут подведены итоги реализации проекта, выявлены достижения и недостатки, определены перспективы, обобщён опыт работы и представлен на конкурсах различного уровня.

                                         Перспективное планирование на три месяца:

Месяц

Дидактические игры

Сентябрь

1.«Угадай, на что похоже» -  Цель: Нахождение сходства геометрических фигур с реальными предметами.

2.  «Цветные брусочки» -  Цель: Восприятие цвета.

3.. . «Светофор» -Цель: Ориентировка на цветовой сигнал.

4. «Где лежит кубик»-  Цель: Ориентировка в пространстве.

 

5. «Катится – не катится» - Цель :Определение формы.

6. «Собери пирамидку»  - Цель: Зрительное определение величины.

7. . «Рисование палочками» Выкладывание геометрических фигур из счетных палочек.

8. «Составь цепочку» - Цель: Чередование геометрических фигур.

 

Октябрь

1. «Дорисуй картинку» - Цель: Определение цвета, формы геометрических фигур.

2. «Привяжи ленточки к бабочкам»  - Цель: Восприятие цвета.

3. «Собери картинку» -  Цель: Умение выделять части, соединять в целое.

4. «На что похоже» - Цель:Определение формы предметов.

 

5. «Найди пару»-Цель: Определение цвета, формы, величины.

6. «Хлоп- хлоп» - Цель: Выполнение соответствующих движений по словесной инструкции и цветовому сигналу.

7. «Разрезные картинки»- Цель: Развитие зрительного восприятия.

8. «Раскрась предмет» -Цель:На развитие произвольного внимания, восприятия цвета.

 

1. «Сделай елочку»  - Цель: Зрительное определение величины.

2. «Мозайка» - Цель: Нахождение формы. 

3 «Чудесный мешочек» - Цель: На развитие тактильных ощущений.

Ноябрь

4. «Красивая салфетка» -  Цель:Определение геометрических фигур. Ориентировка на плоскости листа

5. «Где лежит кубик» - Цель: Ориентировка в пространстве.

6..«Три медведя»  - Цель: Умение соотносить величину предметов.

7. «Холодно-тепло-горячо » -Цель :На формирование различных тактильных свойств .

8. «Найди форму в предмете» - Цель: Определение геометрических форм

 

Работа с родителями.

Мероприятия

Сроки

1.

Анкетирование родителей.

Создание предметно-развивающей среды

Сентябрь

     2.

Консультации «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр по сенсомоторике.

 Выставка игр, пособий, способствующих обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников.  

Методические рекомендации для родителей

« Сенсорное воспитание ребенка в семье». 

Октябрь

Ноябрь

3.

Беседа «Дидактическая игра в жизни ребёнка».

Памятка «Чему обучается ребенок в игре?»

Консультация  «Предметно-развивающая среда дома».

Консультация «Роль дидактических игр по сенсорному воспитанию и мелкой моторике».

Ноябрь.

Индивидуальные беседы.

Презентация по овладению сенсорными умениями детей в детском саду.

3 этап –заключительный.

На третьем заключительном этапе будут подведены итоги реализации проекта, выявлены достижения и недостатки, определены перспективы.

Итоговое занятие «Домашний лимонад».


Литература

1.О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа.

2. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Под редакцией Л.А.Венгера

3.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. « От рождения до школы.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования».

4. «Сенсорное воспитание в детском саду» Под редакцией В.Н.Аванесовой, Н.Н.Поддьякова.

5. «Развитие игровой деятельности».Средняя группа. Москва 2014г.

6.«Сборник дидактических игр для детей 4-7 лет» . Л.Ю.Павлова

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»


Сенсорное развитие детей дошкольного возраста – это развитие правильного восприятия малыша и формирование определенных представлений о свойствах разных предметов: цвете, форме, величине, вкусе, запахе и так далее.

Под сенсорным воспитанием в настоящее время понимают целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Ребёнок начинает изучать окружающий его мир при помощи восприятия тех или иных явлений, предметов, ощущений. За всё перечисленное отвечают органы чувств (уши, глаза, нос, язык, рецепторы кожи, они служат, как предпосылка для развития осознания окружающего мира с его разнообразием цвета, форм, величин. Но для гармоничного, полноценного, сенсорного развития детей дошкольного возраста необходимо заниматься с малышом с самого рождения.

Чтобы сформировать у ребёнка правильное восприятие окружающего мира, необходимо знакомить его со всем разнообразием сенсорных ощущений, но научить ребёнка обследовать предметы и различать их свойства ещё недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы – сенсорные эталоны.

Сенсорный эталон - это общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Эталоны цвета - семь цветов спектра; эталоны формы - геометрические фигуры; эталоны величины - метрическая система мер; эталоны вкусового восприятия - четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и т. д. В процессе восприятия ребёнок накапливает зрительные, вкусовые, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные образы.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Обеспечивая приток новых ощущений, сенсорное воспитание также способствует общему физическому и психическому развитию малыша. При недостатке впечатлений младенцы испытывают "сенсорный голод", который приводит к задержкам общего развития.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста – это основа интеллектуального развития, формирования разных навыков. От этого зависит не только успеваемость детей, но и выполнение различных видов деятельности уже в будущем.

Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей дошкольного возраста выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания, в то время как преддошкольники очень редко рассматривают предметы, не действуя с ними. Дошкольник в ходе рассматривания решает разнообразные задачи: ищет нужный предмет и выделяет его; устанавливает его особенности, индивидуальные стороны, определяет в нём признаки или части, отличающие и объединяющие его с другими объектами; создаёт образ незнакомого предмета.

Развитие зрительного представления

Развитие зрительного восприятия необходимо человеку для того, чтобы правильно ориентироваться в пространстве, оценивать положение предметов относительно друг друга (выше - ниже, дальше - ближе, левее - правее, понимать форму объемных предметов. Человек, у которого недостаточно развит зрительный анализ, испытывает трудности при восприятии сюжетных картин, пейзажей.

Если к школьному периоду не сформировались функции зрительного анализа, то в дальнейшем могут возникнуть трудности при письме. Именно поэтому важно помочь ребенку развить зрительное восприятие еще в дошкольном возрасте.

Цвет

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, голубой) и ахроматические цвета (белый, чёрный, оттенки серого).

Среди хроматических цветов красный, жёлтый и синий являются чистыми цветами. Все другие цвета получаются в результате смешивания двух красок. Так, оранжевый цвет – это результат смешивания красного и жёлтого цветов, зелёный – синего и жёлтого, фиолетовый – синего и красного.

Также различают оттенки цвета по светлоте, которые зависят от процентного соотношения белого и основного цветов.

Знакомство малыша с цветом надо начинать с четырёх основных цветов: красного, жёлтого, зелёного и синего. Только после того, как ребёнок научится без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их можно знакомить его с белым, чёрным, оранжевым и фиолетовым цветами.

В процессе знакомства ребёнка с цветом можно выделить следующие этапы:

• различение цветов по принципу «такой – не такой». На этом этапе малыш сравнивает предметы по цвету, прикладывая их друг к другу. Например, можно предложить ребёнку найти пары предметов одинакового цвета. Когда малыш сравнит цвета, назовите их, не требуя от него повторения;

• зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Например, можно показать ребёнку карточку определённого цвета и предложить найти в комнате предметы (или картинки) такого же цвета. После выполнения ребёнком задания назовите цвет;

• закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе малыш различает цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а также называют основные цвета.

• Знакомство с цветом осуществляется во время игры, во время специально организованного занятия и в быту при рассматривании различных предметов (овощи, фрукты, одежда, игрушки и т. д.).

Величина

Величина - это значимое свойство предмета (размер, объём, протяжённость, которое измеряется путём сравнения с другими объектами либо с помощью специальных инструментов. Признак величины является относительным при сравнении на глаз: так ёлка кажется маленькой по сравнению с домом и большой по сравнению с шишкой. Обучение данному свойству может проходить только в специально созданной среде: все задания должны быть направлены на сравнение предметов.

При обучении необходимо соблюдать ряд правил:

• Предлагать предметы сравнивать только по одному параметру (только по величине или высоте).

• Сравнивать предметы одинаковые по форме и цвету.

• Сначала сравнивать предметы, которые резко отличаются по величине, затем добавляем третий объект - средний.

• Параметры величины озвучивать словами и подкрепляющими жестами, от детей сразу не требовать повторения названий.

• Сначала величину обозначают словами "такой - не такой", затем большой - маленький и только потом используются понятия, обозначающие конкретную величину (высокий - низки, длинный - короткий и т. д.).

Форма

В процессе знакомства с формой предметов выделяют следующие этапы:

• практические действия. Для того, чтобы ребёнок мог практическим путём определить форму предмета, используют специальные дидактические игрушки, в ходе действия с которыми малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (например, различные доски, рамки, коробки с отверстиями разной формы). На этом этапе ребёнок сравнивает предметы по форме («такой – не такой», не называя её.

• зрительное восприятие формы. На этом этапе ребёнка знакомят с эталонами плоских геометрических фигур (позже и с объёмными геометрическими телами) без практических действий с ними и запоминания их названий.

• запоминание эталонов геометрических форм и их названий, использование этих знаний в различных ситуациях. Этот этап выходит за рамки раннего возраста и изучается после трёх лет, в дошкольном возрасте.

Знакомить ребёнка с геометрическими формами и закреплять знания о них можно следующими способами:

• используя специальные игрушки;

• рассматривая эталоны форм – плоские и объёмные фигуры;

• рассматривая реальные предметы простой формы;

• используя специальные дидактические игры (настольно-печатные, подвижные и др.).

Количество

Количество - это категория, которая характеризует предметы и явления оружающего мира со стороны числа, объёма. В рамки сенсорного развития данная категория входит только в раннем возрасте (1-3 года) и включает в себя понятия "один", "много", "мало", "поровну", "ни одного" (пусто). В дальнейшем количество изучается на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Обучение по различению количества следует начинать с практических действий с предметами и явлениями окружающей действительности, а также с игровым материалом. И лишь потом вводит картинки с их изображением. Во время еды можно сравнивать количество чая в стаканах, количество каши в тарелке. На прогулке наблюдать за машинами, облаками, цветами. На занятиях с различными предметами (карандаши, листики, краски.)

Для развития сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста очень широко используются специальные игры и упражнения, а также различные сенсорные игрушки, которые можно условно подразделить на:

• Мягкие игрушки, которые сшиты из разных по фактуре материалов. В качестве наполнителя в таких игрушках могут быть холлофайбер, синтепон, крупы, косточки.

• Игрушки, развивающие точность и координацию движений детей: шнуровки, развивающие книжки, коврики, панно, массажные дорожки.

• Игрушки с функцией простого конструктора: вкладыши, пирамидки, матрешки, кубики, коробочки. Они могут быть сделаны из дерева, пластмассы, из ткани или резины в виде подушки или зверей.

• Мозаика, простой строительный конструктор (пластмассовый, металлический, тряпочный, деревянный)

Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях

Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих площадок: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофункциональная среда.

Среда – это окружающие, социально бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка.

Предметная среда выполняет ответственную функцию. Она побуждает к игре, формирует воображение, она как бы является материальной средой мыслей ребенка.

Принципы построения каждой из таких площадок: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности-динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости-закрытости; учета половых и возрастных различий детей.

В ходе ее организации особое внимание следует обратить на расположение объектов в комнате. Ее пространство надо оформить таким образом, чтобы ребенок и другие дети могли свободно перемещаться, играть с игрушками, отдыхать. Это пространство активно используется для совместной деятельности ребенка и взрослых.

Речевая предметно-развивающая среда

Опыт подсказывает, что для таких занятий необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т.п. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр, которые организует взрослый. Так, взрослый развертывает сюжетно-ролевую игру - на этом же материале проводится обучение сюжетно-дидактической игре. Сюжетно-дидактическая игра предлагается после того, как ребенок освоит сюжетно-ролевую, а игровые действия станут для него понятными и доступными. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями или в прозрачных саше на стенах комнаты. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др.

Кроме того, при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.

Для этого используются комплекты

- игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек),

- предметных картинок и открыток по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные растения», «Домашние птицы», «Дикие животные»,  «Звери наших лесов», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.),

- различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др.),

- картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т.д.

При этом взрослый должен освоить приемы, связанные с их обыгрыванием. Можно использовать игры, направленные на формирование грамматических и синтаксических умений и навыков детей. Например, сюда могут входить такие известные дидактические игры, как «Кто где живет?», «Чьи следы?», «Кому что надо?», «Страны света», «Кем я буду?», «У кого какая профессия?», «Домики сказки», «Сказки-загадки» и др.

В комнате также организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т.п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.

В дополнение к ним необходимо предусмотреть как при работе с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста дидактические игры и пособия, направленные на формирование умений составлять

  • Рассказ с опорой на серию картин (2 - 3),
  • Рассказ по серии сюжетных картин (4),
  • Рассказ по сюжетной картине.
  • При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте.

В последнее время стало популярным использование с этими целями дидактических материалов М. Монтессори, Н. Зайцева (кубики по обучению русскому и английскому языку), Г.Л. Выгодской («Град Златоустия»), компьютерных программ по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста («Видимая речь», «Мир за твоим окном» и др.) и др.

 

Центр познавательного развития

  1. Дидактические игры по познавательному развитию.
  2. Тематические выставки, посвященные профессиям взрослых, творчеству известных людей композиторов, писателей, поэтов и др.
  3. Наличие календарей природы, календарей наблюдения за живой и неживой природой.
  4. Подбор книг, игр, иллюстраций о разных видах ландшафта, о разных странах и народах, проживающих в них, о космосе, об общественных праздниках.
  5. Наличие комнатных растений.

Центр математического развития

  1. Натуральный ряд чисел от 1 до 20.
  2. Дидактические настольно-печатные игры для развития психических процессов, игры для развития математических представлений.
  3. песочные и стрелочные, мерные стаканчики, термометры для воздуха, воды, для тела.
  4. Книги по математике о числах первого десятка.

Центр конструктивной деятельности

Строительный конструктор с блоками среднего и маленького размера.

  1. Тематические наборы «Город», «Мосты» и т.д.
  2. Небольшие игрушки для обыгрывания построек.
  3. Модели машин легковые и грузовые.
  4. 4.    Центр «Здравствуй, книжка»
  5. Библиотека: книжки-малышки, рассказы в картинках, книги писателей.
  6. Портреты писателей.
  7. Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры.
  8. Книги о жизни природы, о животных, растениях (хорошо иллюстрированные) страны, края.

 

Центр сохранения здоровья ребенка

  1. Книги, альбомы по валеологии, гигиене, основам безопасности жизнедеятельности.
  2. Художественная и познавательная литература о сохранении здоровья.

Центр «ПДД», «Пожарная безопасность»

  1. Иллюстрации о правилах поведения в окружающей действительности.
  2. Дидактические игры по правилам уличной, личной, пожарной безопасности.

Центр изобразительной деятельности

  1. Детские рисунки.
  2. Материалы и инструменты для изобразительной деятельности и ручного труда: краски, кисточки, штампы, пластилин, стеки, палитра, бумага разных размеров, вата, поролон, текстильный материал, проволоку, клей, ножницы.

Центр музыкальной деятельности

  1. Музыкальные инструменты.
  2. Картинки с изображением музыкальных инструментов.

Центр современных сюжетно-ролевых игр

  1. Наличие игрового оборудования, игрушек из различных материалов, подбор масок, атрибутов.
  2. Предметы-заместители к играм.

Центр социализации

  1. Альбомы (открытки) о природе города, края в разное время года.
  2. Профессии нашего города, региона.

Центр труда

  1. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок (разный по цвету); птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
  2. Художественная литература о труде, профессиях.

Место взрослого в развивающей среде

Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства  воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушествляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка.

Родители, с одной стороны, являются авторами среды, с другой стороны - ее компонентами.

Автор потому, что, зная особенности развития ребенка, творит, проектирует и создает среду. Создавая «среду обитания» ребенка, взрослый решает много творческих задач. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом, мастеровым и т.д.

Компонент потому, что определяет свое место в среде относительно ребенка. Сильный ребенок в интеллектуальном развитии –  не нуждается в объяснении, разъяснении задач, действий, результатов деятельности, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этому ребенку достаточно только подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу. А вот ребенок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, показ, совместное выполнение действий и т.д. Все эти виды использования среды и самого взрослого как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития.

Развитие ребенка, формирование его «Я», зависит от того, как его воспитывают, как организовано его воспитание, где и в каком окружении он растет.

 

Консультация для родителей«Роль дидактических игр в сенсорном развитии»

В сенсорном воспитании детей раннего возраста дидактические игры и игрушки являются по существу ведущими средствами обучения. Очень важным является развитие восприятий, обогащение и совершенствование чувственного опыта. У детей должны постепенно складываться отчетливые и правильные представления об окружающих их предметах и явлениях.

Советская педагогика и психология считают, что наиболее успешно такие представления складываются в процессе деятельности. Действуя с предметами, дети практически познают их свойства. Очень важна при этом роль слова взрослого: его пояснения, обозначения качеств, сравнения. Слово способствует более четкому восприятию и развитию более высокого уровня предметных действий – подбору предметов по одному признаку (величине, цвету, более четкой дифференцировке формы и т. п.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

Развитие детской деятельности, руководство ею являются важной задачей. Главной составляющей является предметная деятельность. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает, но и потому, что имеет исключительное значение для формирования важных качеств личности.

Прежде всего, у детей развивается умение самостоятельно чем-то занять себя и производить с предметами целесообразные действия, например: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, коробки, банки, катать шары, нанизывать кольца на стержень, строить из кубиков и др. Совершенствуются движения кисти, пальцев ребенка, развивается глазомер.

Обогащается сенсорный (чувственный) опыт ребенка. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать форму, величину предметов. Он ощущает, что одни предметы твердые, другие мягкие, упругие; одни тяжелые, другие легкие; одни прочные, другие легко разрушаются, видоизменяются – рвутся, мнутся, распадаются и требуют осторожного обращения с ними. В результате действий ребенка с предметами они издают различные звуки: стук, звон. Различна на ощупь поверхность предметов: гладкие, шершавые, пушистые и т. д. Различна и окраска – дети чувственно воспринимают различные цвета.

Большинство народных дидактических игр имеет сенсорное содержание, так как народная педагогика подметила потребность самой детской природы в слове, звуке, краске, цвете.

Дидактическая игра характеризуется определенной структурой: наличием дидактических задач, без чего она теряет свой обучающий характер, а следовательно, и целенаправленность; наличием игрового действия, которое и ведет ребенка, заинтересовывает, дает возможность обучаться играя, и наконец правилами игры, которые направляют игру ребенка по заданному пути. Но игра эта своеобразна – она требует от ребенка овладения правилами и необходимости руководствоваться ими в ходе игры. Именно правила игры имеют дидактическое значение.

Существуют дидактические игры и игрушки, отвечающие решению многих задач сенсорного воспитания: усвоению формы, пространства, цвета, величины, звука. Значительное число таких дидактических игр представлено в работах Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, а также в специальных сборниках игр. На дидактическую игру возлагается задача формировать сенсорику ребенка, ей первой предоставлено право ознакомить его с формой, цветом, звуком, пространственными признаками. В этом выражена потребность ввести ребенка в понимание свойств и качеств окружающих его чувственно воспринимаемых вещей, предметов и явлений природы.

В существующих дидактических играх заметно стремление давать обобщенные знания, не подготавливая к этому сенсорный опыт ребенка. Этим как бы обходятся те сложности, которые в действительности существуют. Заключаются они в следующем: если ребенок не действует с формой, цветом и другими чувственно воспринимаемыми свойствами самих предметов, вещей, то когда ему предлагается для усвоения обобщенные знания о цвете, форме и т. д., он не видит в них ничего «общего», не воспринимает их как выражение общей меры, а соотносит с предметами, сливает с ними.

Е. И. Тихеевой сделана «поправка» к этому, уже, видимо, ею замеченному слабому месту сенсорной педагогики – отрыву от жизненных явлений. Кроме дидактическихигр с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник и т. д.) и телами (шар, куб, цилиндр и т. д.) ею были введены игры с так называемым «естественным»дидактическим материалом – это специальный подбор и обработка листьев, цветов, камней и т. д. по признакам формы, величины, цвета.

Введение жизненных предметов в дидактические игры никакого принципиального значения, таким образом, не имеет. Попытка приблизить абстрактно данные качества к жизненным предметам и явлениям ничего существенного не прибавляет детскому развитию. Просто здесь круг материала, предлагаемого для упражнения, более расширен за счет введения в практику детского сада так называемых «естественных дидактических материалов» - листьев, шишек, цветов и т. п.

Поэтому дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, нельзя считать достаточно разработанными.

Сами дидактические игры требуют значительного пересмотра именно под этим углом зрения.

Сенсорное воспитание, осуществляемое в процессе продуктивной детской деятельности, такой, как рисование, лепка, конструирование, пение, движение и т. д., также связано с организацией сенсорного опыта ребенка и предложением детям мер для познания наиболее общих качеств (свойств) внешнего мира.

Здесь ребенок воспринимает разнообразие свойств форм предметов, цвета, пространственных отношений в их конкретных проявлениях и затем действует, также сообразуясь с реальными качествами, формой, цветом.

Для того чтобы вполне конкретно определить роль дидактических игр и тем самым их дидактические задачи, содержание необходимо прежде всего посмотреть, что же накапливает ребенок в рисовании, конструировании и как этот опыт формируется не только в чувственном, но и в умственном плане.

Опыт конструирования, рисования, лепки, вырезывания уже ориентировал детей в особенностях формы, пространственного положения, цвета предметов. Рисуя, конструируя, вырезывая, ребенок становился в такие условия, когда свойства формы, пространства, цвета и другие сенсорно воспринимаемые качества предметного мира нарочито подчеркивались, дидактически выделялись. По мере накопления опыта познания свойств формы, цвета в их жизненном выражении – в предметах, явлениях – у детей обнаруживалось стремление к обобщению. Это стремление ярко выражается в речи.

Большую пользу в этот период могут принести дидактические игры, в которых на материале разных жизненных форм, цвета, пространственных отношений предметов, вещей (или их изображений, дети получают возможность почувствовать многообразие конкретных свойств предметов и то общее, что есть между ними.

Дидактической задачей таких игр является выделение формы различных предметов, чувственное соотнесение этой формы с соответствующими геометрическими фигурами – кругом, овалом, квадратом и т. д. Или группировка вещей и предметов по их цвету, соотнесение жизненной окраски с мерой цвета – основными цветами.

Под влиянием практики дидактических игр, направленных на формирование общих представлений о мерах, происходит значительное совершенствование сенсорных ориентировок детей. Возрастает не только точность различения, называние форм, цвета и т. д, о чем уже упоминалось, но можно заметить и увеличение объема сенсорной памяти. Это выражается, например, в способности воспринимать большее количество объектов и запоминать их сенсорно воспринимаемые качества (форму, величину, цвет).

Заметно увеличивается быстрота детских реакций. Можно думать, что одной из причин этого является совершенствование способов определения формы, которые заметно становятся иными. Вместо обычно применяемых детьми способов прикладывания, обведения контура рукой в воздухе, переведения пальца с одной фигуры на другие, а иногда и стремление еще раз посмотреть предложенный образец задача решается в основном зрительным путем.

Выясняется, таким образом, что в новых условиях организации сенсорного воспитания на дидактические игры возлагаются серьезные учебные задачи.

Рассмотрев роль и назначение дидактических игр в условиях влияния сенсорнонаправленного рисования, конструирования, лепки можно уже представить те функции, которые признаны выполнять эти игры.

Прежде всего дидактические игры должны помочь завершению процесса отделения собственного сенсорного опыта ребенка по восприятию им качеств предмета от общественно принятых мер, которыми производится измерение этих качеств.

Затем дидактические игры должны выполнить задачу ознакомления с мерами как обобщенными знаниями.

Наконец, дидактические игры могут расширять практику жизненного использования знаний мер, расширять практические ориентировки.

В связи с этим возникает необходимость оценить существующие в практике дидактические игры, их дидактическую направленность, систематизировать наиболее отвечающие поставленным задачам и содействовать созданию новых игр.

Есть еще одно важное назначение дидактических игр в сенсорном воспитании: они могут помочь обнаружить состояние сенсорного развитияконстатировать, чем же ребенок владеет в данный момент, для того чтобы целесообразно организовывать его сенсорное воспитаниедидактические игры могут помочь определить, чего достиг ребенок в своем сенсорном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развитие сенсорных способностей ребёнка в сензитивный период от рождения до 7 лет в дошкольном образовательном учреждении»

Педагогический проект "Развитие сенсорных способностей ребёнка в сензитивный период от рождения до 7 лет в дошкольном учреждении"...

Педагогический проект "Центр сенсорного развития в ДОУ

Полноценное личностное развитие ребёнка обеспечивается его непосредственным участием в практической деятельности. На становлении деятельности, прежде всего, и базируется развивающая среда дошкольного ...

Педагогический проект по сенсорике: "Ладушки - ладошки" (долгосрочный с сентября по май)

Цель педагогического проекта: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи, ра...

Долгосрочный педагогический проект на тему: "Дружные ладошки".

АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТАВ дошкольном образовании социализация- создание социальной ситуации развития, процесс усвоения ребенком норм и правил поведения, передачи знаний о мире и одновременно...

Педагогический проект по сенсорному развитию детей "Пальчики ладошки".

Краткосрочный (с 18. 07 2022 -30.08.2022 г.г.) познавательно - творческий, игровой проект для детей 2-4 лет....