Педагогический проект "Развитие сенсорного восприятия детей младшего возраста через творческо-репродуктивную деятельность и другие методы"
методическая разработка (младшая группа) по теме

Ивченко Наталья Николаевна

Изучение основных методов повышения сенсорной рамотности и их эффективность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта.

  1. Название проекта: «Развитие сенсорного восприятия детей младшего возраста через творческо-репродуктивную деятельность и другие методы».
  2. Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
  3. Тип проекта: исследовательский, творческий.
  4. Продолжительность: краткосрочный.
  5. Цель:
  1. Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух.
  2.  Продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать  обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
  3. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название.

Учить детей называть свойства предметов.  [15]

  1. Задачи исследования:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

- определить содержание и средства сенсорного воспитания детей раннего возраста;

- провести диагностику уровня сенсорного развития детей раннего возраста;

- провести анкетирование родителей, разработать и  дать соответствующие рекомендации по повышению качества работы по сенсорному воспитанию.

  1. Предполагаемый результат: повышение уровня сенсорного развития детей младшего возраста.

Эксперимент проводился на базе ДОУ детского сада №29  г. Комсомольска-на-Амуре в двух первых  младших группах (контрольная группа - №1; экспериментальная группа - №2). Производилась входная диагностика детей и после внедрения проекта. В нем участвовало 14 детей в возрасте 2,5-3 лет, их родители и педагоги.

Организация проекта.

  1. Актуальность темы исследования:
  1. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
  2. Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития; упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность; готовит к реальной жизни.
  3. Сенсорное воспитание позитивно влияет на эстетическое чувство; является основой для развития воображения; развивает внимание; дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.
  4. Кроме того, сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребенка; на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
  1. Предмет исследования: процесс формирования сенсорной деятельности ребенка младшего возраста.
  2. Формулировка проблемы: Изучить степень влияния систематических занятий на уровень  сенсорного развития детей младшего возраста. Предстоит ответить на вопрос: происходит ли повышение уровня развития памяти, расширяется ли словарный запас, развивается ли внимание, воображение, наблюдательность.
  3. В данном исследовании выдвигается следующая гипотеза: при использовании нижеперечисленных методик происходит значительное повышение уровня сенсорного развития детей младшего возраста.
  4. Методы повышения сенсорной грамотности у детей младшего возраста в рамках проекта:
  1. Чтение художественной литературы («Теремок» обр. М. Булатова;  Л. Толстой «Три медведя»);
  2. Дидактические игры (в том числе, изготовленные самим педагогом);
  3. Рассматривание наглядно-иллюстрационного материала;
  4. Творческо-репродуктивная деятельность (рисование гуашью, пластилином, ватой и пальчиковыми красками; аппликация, лепка, конструирование);
  5. Театр (драматизация произведения Л. Н. Толстого «Три медведя»);
  6. Игры с песком;
  7. Игры с водой;
  8. Сенсорный маршрут на участке детского сада;
  9. Изготовление дидактических игр;
  10. Сортировка мелких предметов разных по форме, величине, материалу;
  11. Игра с мозаикой;
  12. Собирание пазлов;
  13. Анкетирование родителей;
  14. Составление рекомендации для родителей  по развитию сенсорных способностей детей.
  1. Диагностика сенсорного воспитания детей раннего возраста.
    За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В. (2004 г.).
    Оборудование:
    1. деревянная (пластмассовая) доска с тремя (четырьмя) прорезями –
    круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;
    2. деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

 3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);
4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;
5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;

 6. цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;

  7. одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;
 8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.

Основные задания для детей 2,5-3 лет:

  1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.
  2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.

3. Сложить трёхсоставную матрешку.
4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.
5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.
[4]

Проведение обследования.

Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Педагог предлагал ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.

Обучение.

При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, взрослый демонстрировал соответствующее действие, а затем просил ребёнка воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, педагог руками ребёнка вставлял фигуры в соответствующие прорези; собирал пирамидку с учётом величины колец; складывал разрезную картинку. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.

Оценка действий ребёнка.

По каждому заданию фиксировалось:
- Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;
- Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);
- Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.

В таблице 1. приведены данные о возможности выполнения исследуемыми контрольной группы №1каждого из предложенных занятий:

Таблица 1.



Имя ребенка


1 задание


2 задание


3 задание


4 задание


5 задание

1.

 Арсений Г.

 +

 -

 -

 +

 -

2.

 Артем К.

 +

 +

 +

 -

 -

3.

 Ева Г.

 +

 -

 -

 +

 -

4.

 Милана Щ.

 +

 -

 +

 +

 -

5.

 Арина К.

 +

 -

 +

 -

 +

6.

 Артем Д.

 +

 +

 +

 +

 -

7.

 Таисия П.

 +

 -

 +

 +

 -

В таблице 2. приведены данные о возможности выполнения исследуемыми экспериментальной группы №2 каждого из предложенных занятий:

Таблица 2.



Имя ребенка


1 задание


2 задание


3 задание


4 задание


5 задание

1.

 Денис Т.

 +

 +

 +

 +

 -

2.

 Арина Ш.

 +

 +

 +

 -

 +

3.

 Маргарита Т.

 +

 -

 -

 +

 -

4.

 Алина Ш.

 +

 -

 +

 +

 -

5.

 Тимофей М.

 +

 +

 +

 +

 +

6.

 Алиса Ф.

 +

 +

 +

 -

 +

7.

 Ульяна Ф.

 +

 -

 -

 -

 -


Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или  после показа).
Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).
В связи с проведенным исследованием были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей:
- высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым;
- средний уровень – 3 выполненных задания;
- низкий уровень – 1-2 выполненных задания.

В результате проведенного входного диагностирования детей в возрасте 2,5-3 года в контрольной и экспериментальной группе мы можем сделать следующие выводы:

  1. Детей с высоким уровнем сенсорного развития: в контрольной группе – 1 человек, в экспериментальной группе – 4 детей;
  2. Детей со средним уровнем сенсорного развития: в контрольной группе – 4 детей, в экспериментальной – 1 ребенок;
  3. Детей с низким уровнем сенсорного развития: в контрольной группе – 2 ребенка, в экспериментальной – 2 ребенка.

В таблице 3. Приведены данные о способе выполнения исследуемыми контрольной группы №1 каждого из предложенных занятий:
Таблица 3.



Имя ребенка

№ задания

Желание сотрудничать со взрослыми


Способ выполнения задания

Результат

Самостоятельно


После  показа

После совместных действий

Невыполнение

Точное  соотв. Образцу взрослого

Неточное соответствие

Невыполнение

1.

 Арсений Г.

1

 +

 +

 +

2

 +

 

 +

 

 +

3

 +

 

 +

 

 +

4

 +

 +

 +

5

 +

 +

 +

2.

 Артем К.

1

 +

 +

 +

2

 +

 +

 +

3

 +

 +

 +

4

 +

 

 +

 +

5

 +

 +

 +

3.

 Ева Г.

1

 +

 +

 +

2

 +

 

 +

 

 +

3

 +

 

 +

 +

4

 +

 +

 +

5

 +

 +

 +

4.

 Милана Щ.

1

 +

 +

 +

2

 +

 +

 +

3

 +

 +

 +

4

 +

 +

 +

5

 +

 +

 +

5.

 Арина К.

1

 +

 +

 +

2

 +

 +

 +

3

 +

 +

 +

4

 +

 +

 +

5

 +

 +

 +

6.

 Артем Д.

1

 +

 +

 +

2

 +

 +

 

 +

 

3

 +

 +

 +

4

 +

 +

 +

5

 +

 +

 +

7.

 Таисия П.

1

 +

 +

 +

2

 +

 +

 +

3

 +

 +

 +

4

 +

 +

 +

5

 +

 

 +

 

 +

В таблице 4. приведены данные о способе выполнения исследуемыми экспериментальной  группы №2 каждого из предложенных занятий:

Таблица 4.



Имя ребенка

№ задания

Желание сотрудничать со взрослыми


Способ выполнения задания

Результат

Самостоятельно


После  показа

После совместных действий

Невыполнение

Точное  соотв. Образцу взрослого

Неточное соответствие

Невыполнение

1.

Денис Т.

1

 +

 +

 +

2

 +

 +

 +

3

 +

 +

 +

4

 +

 +

 +

5

 +

 +

 +

2.

Арина Ш.

1

 +

 +

 +

2

 +

 +

 +

3

 +

 +

 +

4

 +

 +

 +

5

 +

 +

 +

3.

Алиса Ф.

1

 +

 +

 +

2

 +

 +

 +

3

 +

 +

 +

4

 +

 +

 +

5

 +

 +

 +

4.

Маргарита Т.

1

 +

 +

 +

2

 +

 +

 +

3

 +

 +

 +

4

 +

 +

 +

5

 +

 +

 +

5.

Алина Ш.

1

 +

 +

 +

2

 +

 +

 +

3

 +

 +

 +

4

 +

 +

 +

5

 +

 +

 +

6.

Тимофей М.

1

 +

 +

 +

2

 +

 +

 +

3

 +

 +

 +

4

 +

 +

 +

5

 +

 +

 +

7.

 Ульяна Ф.

1

 +

 +

 +

2

 +

 +

 +

3

 +

 +

 +

4

 +

 +

 +

5

 +

 +

 +

Результаты наблюдений за способом ориентировки детей в задании.

Низкий уровень – ребёнок действовал путём проб, например: чтобы вложить геометрическую форму в прорезь доски, он перебирал все отверстия в поиске того, в которое можно опустить форму. Таким способом он находил нужную прорезь и вкладывал фигуру. Малыш действует целеустремлённо и достигает положительного результата.
Средний уровень – действия ребенка на уровне примеривания, например: вкладывая геометрические формы в прорези доски, ребёнок не перебирал все отверстия в поисках того, в которое нужно опустить треугольную форму, а подносил её к сходной, например, к полукругу; при приближении-примеривании он начинал видеть отличия и переносил фигуру к треугольной прорези.
Высокий уровень – ребенок действовал на уровне зрительной ориентировки. Малыш выделял существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполнял действия разу правильно без предварительного примеривания. Например, ребёнок безошибочно опускал геометрические формы в соответствующие прорези доски; сразу безошибочно складывал трёхсоставную матрешку.

Оценка уровня сенсорного развития ребёнка.

В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Соответственно были выделены четыре уровня оценки:
1. Опережение возрастной нормы – 1 ребенок в экспериментальной группе.
2. Соответствие возрастной норме – 4 человека в контрольной группе и 4 человека в экспериментальной.
3. Отставание от возрастной нормы – 3 человека в контрольной группе и 2 человека в экспериментальной.
4. Значительное отставание от возрастной нормы – таковых не выявлено.

Описание.

1.
Опережение возрастной нормы: ребёнок легко и быстро устанавливал контакт с педагогом, встречал предложенные задания с выраженным интересом. Интерес к результату деятельности сохранялся у него на протяжении всего обследования. Действовал целеустремлённо и точно. Если допускал отдельные ошибки, то тут же замечал их и самостоятельно исправлял. Самостоятельно выполнял серию заданий, составленных для его возраста, а так же самостоятельно и с минимальной помощью взрослого справлялся с серией заданий, предназначенных для детей более старшего возраста (ребёнок до 2,5 лет-с заданиями для детей 2,5-3 лет; ребёнок старше 2,5 лет - с заданиями для детей 3-4 лет). При выполнении заданий ребёнок использовал метод проб, примеривание, а так же зрительный способ ориентировки. Определена ведущая рука, действия обеих рук согласованны.
2.
Соответствие возрастной норме: быстро устанавливал контакт со взрослым, задания заинтересовывали ребенка. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохранялось у него до конца проверок. Действовал целеустремлённо, но допущенные ошибки устранял, как правило, с помощью взрослого. Ребёнок самостоятельно и с помощью педагога выполнял не менее четырёх заданий, предназначенных для его возраста, а с заданиями для детей более старшего возраста справлялся с помощью педагога. В отдельных случаях полученный результат неточно соответствовал образцу взрослого. При выполнении заданий ребёнок пользовался методом проб, практическим примериванием, а так же использовал зрительную ориентировку. Определена ведущая рука, но действия обеих рук не всегда согласованы.
3.
Отставание от возрастной нормы: Как правило, в контакт вступал не сразу, контакт часто формальный (чисто внешний). Ребёнок был несколько заинтересован общей ситуацией занятия, но к содержанию заданий, к результату их выполнения в целом индифферентен. Не замечал и не устранял допущенных ошибок. Результат деятельности часто не точно соответствовал образцу. После обучения ребёнок не справлялся с заданиями, предназначенными для его возраста, но выполнял самостоятельно и с помощью взрослого серию заданий, составленных для детей более младшего возраста. Наряду с поисковыми способами ориентировки отмечались действия силой и перебор вариантов. При этом ошибочные варианты действий ребёнок не отбрасывал, а повторял снова. Как правило, не была определена ведущая рука, отсутствовала согласованность действий обеих рук.
4.
Значительное отставание от возрастной нормы: В контакт не вступал, было отмечено безразличие к содержанию заданий, ребёнок вообще не понимал, что ему предъявляются задания. Из всех заданий улавливал лишь форму активности, которая от него требовалась. После обучения ребёнок не справлялся с заданиями, рассчитанными на его возраст, а так же с заданиями для детей более младшего возраста. Не использовал поисковые способы ориентировки, а действовал силой. Отмечались неадекватные действия с предметами: брал игрушки в рот, стучал, кидался.

  1. После внедрения предложенных методов повышения сенсорной грамотности у детей младшего возраста были получены следующие результаты.

В таблице 5. приведены данные о возможности выполнения исследуемыми контрольной группы №1каждого из предложенных занятий:

Таблица 5.



Имя ребенка


1 задание


2 задание


3 задание


4 задание


5 задание

1.

 Арсений Г.

 +

 -

 -

 +

 +

2.

 Артем К.

 +

 +

 +

 -

 -

3.

 Ева Г.

 +

 +

 -

 +

 -

4.

 Милана Щ.

 +

 -

 +

 +

 -

5.

 Арина К.

 +

 -

 +

 -

 +

6.

 Артем Д.

 +

 +

 +

 +

 -

7.

 Таисия П.

 +

 -

 +

 +

 -

В таблице 6. приведены данные о возможности выполнения исследуемыми экспериментальной группы №2 каждого из предложенных занятий:

Таблица 6.



Имя ребенка


1 задание


2 задание


3 задание


4 задание


5 задание

1.

 Денис Т.

 +

 +

 +

 +

 +

2.

 Арина Ш.

 +

 +

 +

 +

 +

3.

 Маргарита Т.

 +

 +

 +

 +

 -

4.

 Алина Ш.

 +

 +

 +

 +

 -

5.

 Тимофей М.

 +

 +

 +

 +

 +

6.

 Алиса Ф.

 +

 +

 +

 +

 +

7.

 Ульяна Ф.

 +

 +

 +

 -

 -


В связи с проведенным исследованием были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей:
- высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым;
- средний уровень – 3 выполненных задания;
- низкий уровень – 1-2 выполненных задания.

В результате проведенного эксперимента мы можем сделать следующие выводы:

  1. Детей с высоким уровнем сенсорного развития: в контрольной группе – 1 человек, в экспериментальной группе – 6 детей;
  2. Детей со средним уровнем сенсорного развития: в контрольной группе – 6 детей, в экспериментальной – 1 ребенок;
  3. Детей с низким уровнем сенсорного развития: таковых не выявлено.

В таблице 7. Приведены данные о способе выполнения исследуемыми контрольной группы №1 каждого из предложенных занятий:

Таблица 7.



Имя ребенка

№ задания

Желание сотрудничать со взрослыми


Способ выполнения задания

Результат

Самостоятельно


После  показа

После совместных действий

Невыполнение

Точное  соотв. Образцу взрослого

Неточное соответствие

Невыполнение

1.

 Арсений Г.

1

 +

 +

 +

2

 +

 

 +

 

 +

3

 +

 

 +

 

 +

4

 +

 +

 +

5

 +

 +

 

 +

 

2.

 Артем К.

1

 +

 +

 +

2

 +

 +

 +

3

 +

 +

 +

4

 +

 

 +

 +

5

 +

 +

 +

3.

 Ева Г.

1

 +

 +

 +

2

 +

 +

 

 +

 

3

 +

 

 +

 +

4

 +

 +

 +

5

 +

 +

 

 +

 

4.

 Милана Щ.

1

 +

 +

 +

2

 +

 +

 +

3

 +

 +

 +

4

 +

 +

 +

5

 +

 +

 +

5.

 Арина К.

1

 +

 +

 +

2

 +

 +

 +

3

 +

 +

 +

4

 +

 +

 +

5

 +

 +

 +

6.

 Артем Д.

1

 +

 +

 +

2

 +

 +

 

 +

 

3

 +

 +

 +

4

 +

 +

 +

5

 +

 +

 +

7.

 Таисия П.

1

 +

 +

 +

2

 +

 +

 +

3

 +

 +

 +

4

 +

 +

 +

5

 +

 

 +

 

 +

В таблице 8. приведены данные о способе выполнения исследуемыми экспериментальной  группы №2 каждого из предложенных занятий:

Таблица 8.



Имя ребенка

№ задания

Желание сотрудничать со взрослыми


Способ выполнения задания

Результат

Самостоятельно


После  показа

После совместных действий

Невыполнение

Точное  соотв. Образцу взрослого

Неточное соответствие

Невыполнение

1.

Денис Т.

1

 +

 +

 +

2

 +

 +

 +

3

 +

 +

 +

4

 +

 +

 +

5

 +

 +

 

 +

 

2.

Арина Ш.

1

 +

 +

 +

2

 +

 +

 

 +

3

 +

 +

 +

4

 +

 +

 +

 

5

 +

 +

 

 +


3.


Алиса Ф.

1

 +

 +

 +

2

 +

 +

 +

3

 +

 +

 +

4

 +

 +

 

 +

 

5

 +

 +

 +

4.

Маргарита Т.

1

 +

 +

 +

2

 +

 +

 

 +

 

3

 +

 +

 

 +

 

4

 +

 +

 +

5

 +

 +

 +

5.

Алина Ш.

1

 +

 +

 +

2

 +

 +

 

 +

 

3

 +

 +

 +

4

 +

 +

 +

5

 +

 +

 +

6.

Тимофей М.

1

 +

 +

 +

2

 +

 +

 +

3

 +

 +

 +

4

 +

 +

 +

5

 +

 +

 +

7.

 Ульяна Ф.

1

 +

 +

 +

2

 +

 +

 

 +

 

3

 +

 +

 

 +

 

4

 +

 +

 +

5

 +

 +

 +


Оценка уровня сенсорного развития ребёнка.

После внедрения методик повышения уровня сенсорного развития были выделены четыре уровня оценки:
1. Опережение возрастной нормы – 4 ребенка в экспериментальной группе.
2. Соответствие возрастной норме – 6 человек в контрольной группе и 3 человека в экспериментальной.
3. Отставание от возрастной нормы – 1 человек в контрольной группе и в экспериментальной группе таковых не выявлено.
4. Значительное отставание от возрастной нормы – таковых не выявлено.


Таким образом, после проведенного эксперимента на базе МДОУ детский сад общеразвивающего вида №29 города Комсомольска-на-Амуре в группах раннего возраста мы можем сделать следующие выводы. После входного диагностировании  контрольной группы мы увидели такие показатели.Одного ребенка с высоким уровнем сенсорного развития, четырех – со средним, двух – с низким. Опережение возрастной нормы не наблюдалось, соответствие возрастной норме – у четырех детей, отставание – у трех детей. Не было выявлено детей со значительным отставанием от возрастной нормы. Соответственно в экспериментальной группе показатели были следующими: высокий уровень сенсорного развития – четыре  человека, средний – один человек, низкий – два человека. Опережение возрастной нормы – один человек, соответствие – четыре человека, отставание – два человека. После введения разработанной методики повышения уровня сенсорной грамотности мы увидели следующие результаты. В контрольной группе количество детей с высоким уровнем сенсорного развития не увеличилось, но увеличилось количество детей со средним уровнем на два человека, не осталось детей с низким уровнем. Детей с опережением возрастной нормы так и не появилось, увеличилось количество детей с соответствием нормы на два человека, а с отставанием нормы уменьшилось на два человека. В экспериментальной группе: на два человека увеличилось детей с высоким уровнем сенсорного развития, со средним уровнем так и остался один человек, но не стало детей с низким уровнем. Произошло увеличение детей с опережением возрастной нормы на три человека, с соответствием – уменьшилось на одного человека, с отставанием – не было выявлено.

Если посмотреть на изменения в процентном соотношении мы увидим следующее. В контрольной группе произошло увеличение детей со средним уровнем развития на 50%, увеличилось количество детей с соответствием нормы на 50%, уменьшилось число детей с отставанием от нормы на 66,6%.

В экспериментальной группе произошли следующие изменения. Увеличилось количество детей с высоким уровнем сенсорного развития на 50%, с опережением возрастной нормы на 300%. Уменьшилось число детей с соответствием возрастной нормы на 25%, за счет увеличения количества детей с опережением возрастной нормы.

Данные показатели можно изобразить графически.

  1. По данным результатам можно сделать вывод о том, что предложенная методика увеличения сенсорной грамотности в действительности работает, и может широко применятся в практике работы с детьми младшего возраста. То есть  гипотеза нашла свое подтверждение. Мы ответили на поставленный в начале нашего эксперимента вопрос: у детей происходит повышение уровня развития памяти, расширяется  словарный запас, развивается  внимание, воображение и наблюдательность.
  2. Работа с родителями: провести анкетирование «Выявление знаний родителей  по вопросам сенсорного развития и воспитания»; разработать рекомендации для родителей  по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста.

  1. Научно-методическая база проекта:
  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста -  М.: Медицина, 1977. - 303 с.
  2. Almanah.ikprao.ru
  3. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников – Мн.: БрГУ, 2007. – 150с.
  4. Webkursovik.ru
  5. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
  6. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988. – 158 с.
  7. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Под ред. Венгера Л.А.. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
  8. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1983. Т.5. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгер, В.В. 
  9. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольников. Учебное пособие для студентов пед.вузов и колледжей. – М.: Издательский центр Академия , 1999. – 65с.
  10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. спец. пед. учеб. заведений, - М., Издательский центр Академия, 1998. – 350 с.
  11. Мусейибова Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. -1970. - №3. – с. 36-41 с.
  12. Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника. Детская психология: учебное пособие для студентов пед. ин-тов под ред. Л.А. Венгер. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. – 350 с.
  13. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – М.: Просвещение, 1986. - 143 с.
  14. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада - М.: 1983. – 126 с.
  15. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой-3-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика – Синтез, 205.-208с.
  16. Репина Т.А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение к герою книги //Вопросы психологии. - 1960. - №5. - С. 115-124.
  17. Сакулина Н.П., Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Методические указания – М.: Просвещение, 1969. – 176 с.
  18. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности// Дошкольное воспитание. -2002.-№10.- С.90-93.
  19. Усова А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду - М.: 1965. – 160с.
  20. Shkola7gnomov.ru
  21. Щелованов Н. М. Ясли и дома ребенка –  задачи воспитания. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях - М.: 1960 – 250с.

В работе использованы информационные технологии: ресурсы сети Интернет, авторская презентация, созданная в среде Microsoft PowerPoint, возможности текстового редактора MS Word.

Приложение 1

Анкетирование родителей.

 «Выявление знаний родителей по вопросам сенсорного развития и воспитания»

  1.  Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:

•        да;

•        нет;

•        не знаю.

      2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания   ребенка в дошкольном возрасте:

•        считаю нужным;

•        не считаю нужным;

•        затрудняюсь ответить.

      3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:

•        да;

•        нет;

•        не знаю.

      4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:

•        информация отсутствует;

•        есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;

•        я не обращаю внимание на информацию;

     •        информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

•        наглядная информация интересна и полезна для меня.

       5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:

     •        высокий;

•        средний;

•        низкий.

       6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:

     •        да;

•        нет;

•        не знаю.

      7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?  _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2

Рекомендации для родителей  по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка 2-3 лет

 Маленький ребенок познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта и носа. Обследуя окружающий мир, кроха постепенно накапливает и расширяет свои представления о различных свойствах предметов: их цвете и форме, величине и строении, об их положении в пространстве и пропорциях, запахе и вкусе, их способности издавать те или иные звуки. http://shkola7gnomov.ru/upload/image/2to3yrs.jpg

При этом совершенствуются все виды восприятия, улучшается деятельность органов чувств и происходит накопление сенсорного опыта, который в дальнейшем поможет усвоению и использованию сенсорных эталонов. Всё вышеперечисленное способствует умственному развитию ребенка.

 Двухлетний малыш уже знает некоторые цвета, различает некоторые формы и величины. Но пока в первую очередь он воспринимает самый главный признак предмета. Так, например, ребенок замечает, что мяч круглый, но не «видит» его цвета. В то же время, кроха не может ещё уяснить, что все мячи - круглые.

 

Советы по организации занятий по сенсорному развитию детей:

  • Обращайте внимание ребенка на цвет предметов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, оранжевый, фиолетовый, коричневый).
  • Предлагайте задания на различение формы предметов: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Начинайте знакомить малыша с объемными геометрическими телами и их упрощенными названиями: кубик, шар, кирпичик.
  • Наряду с известными понятиями о величине - «большой», «маленький» - введите новое – «средний».
  • Привлекайте ребенка к формированию и различию групп однородных предметов: один, мало, много.
  • Обогащайте слух ребенка разнообразными звуками: произведениями классической музыки, звучаниями музыкальных инструментов и т.п.
  • В различных бытовых ситуациях побуждайте ребенка воспринимать свойства предметов на вкус, запах и вес.
  • Подбирайте специальные дидактические игры с предметами, в ходе которых ребенок в игровой форме будет знакомиться со свойствами предметов.
  • Не требуйте от ребенка обязательного запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное, чтобы он умел различать эти свойства в ходе практической деятельности.

 

Показатели сенсорного развития детейhttp://shkola7gnomov.ru/upload/image/CPGHA016.jpg

 

2 года – 2 года 6 месяцев

 

  • Подбирает по образцу или по просьбе взрослого разнообразные предметы основных цветов и их оттенков.
  • Подбирает к образцу предметы определенного цвета, но разной формы.
  • Может правильно назвать 1-2 цвета.
  • Различает некоторые объемные геометрические формы: шар, куб, призма (крыша), параллелепипед (кирпичик).
  • Соотносит объемные геометрические формы с их контуром или соответствующими по форме отверстиями.
  • Подбирает, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу.
  • Ориентируется в различных по величине формах, собирает игрушки–вкладыши из 3-4 составляющих (стаканчики, матрешки, колпачки): большой, средний, маленький.
  • Правильно собирает пирамидку из 4-8 колец.
  • Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.
  • При выполнении дидактического задания способен ориентироваться одновременно на два признака: цвет и форму (красный куб), величину и форму (большой треугольник), величину и цвет (маленькая синяя машинка).

 

2 года 7 месяцев – 3 года

 

  • Правильно и четко называет четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
  • Ориентируется в красном, синем, зеленом, желтом, синем, оранжевом, голубом, белом, черном и сером цветах, находит по образцу и по просьбе взрослого предмет заданного цвета.
  • Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
  • Знает и называет объемные геометрические фигуры: шар, куб, кирпичик (параллелепипед), столбик (цилиндр), крыша (призма). Действует с фигурами в соответствии с их свойствами: шар – катает, из куба и призмы строит домик.
  • Визуально соотносит объемные геометрические фигуры с их плоскостными изображениями: шар – круг, куб – квадрат и т.д.
  • Ребенок определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
  • При подборе игровых элементов может ориентироваться сразу на три свойства: размер, цвет и форму.
  • Последовательно собирает матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
  • Собирает пирамидку из восьми - десяти колец.
  • Ребенок находит и может назвать предметы по их величине: большой, маленький, средний - между ними.
  • Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый, гладкий, шершавый).
  • Собирает картинку из двух – четырех частей.
  • Собирает пирамидки, башенки по чертежу-рисунку.

 Показатели развития ребенка третьего года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой. [ 20 ]


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Развитие сенсорного восприятия детей младшего возраста через творческо-репродуктивную деятельность и другие методы» Воспитатель Ивченко Н.Н.

Слайд 2

Цель проекта: Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать ося­зание, зрение, слух. Продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название. Учить детей называть свойства предметов.

Слайд 3

Задачи исследования: изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования; определить содержание и средства сенсорного воспитания детей раннего возраста; провести диагностику уровня сенсорного развития детей раннего возраста; провести анкетирование родителей, разработать и дать соответствующие рекомендации по повышению качества работы по сенсорному воспитанию.

Слайд 4

Предполагаемый результат проекта: Мы предположили значительное повышение уровня сенсорного развития детей младшего возраста. Эксперимент проводился на базе ДОУ детский сад общеразвивающего вида №29 г . Комсомольска-на-Амуре в двух первых младших группах (контрольная группа - №1; экспериментальная группа - №2). Производилась входная диагностика детей и после внедрения проекта. В нем участвовало 14 детей в возрасте 2,5-3 лет, их родители и педагоги.

Слайд 5

Актуальность темы исследования: Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития; упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность; готовит к реальной жизни. Сенсорное воспитание позитивно влияет на эстетическое чувство; является основой для развития воображения; развивает внимание; дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов. Кроме того, сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребенка; на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Слайд 6

Методы повышения сенсорной г рамотности у детей младшего возраста в рамках проекта: Чтение художественной литературы («Теремок» обр. М. Булатова; Л. Толстой «Три медведя»); Дидактические игры (в том числе, изготовленные самим педагогом); Рассматривание наглядно-иллюстрационного материала; Творческо-репродуктивная деятельность (рисование гуашью, пластилином, ватой и пальчиковыми красками; аппликация, лепка, конструирование); Театр (драматизация произведения Л. Н. Толстого «Три медведя»); Игры с песком; Игры с водой; Сенсорный маршрут на участке детского сада; Изготовление дидактических игр; Сортировка мелких предметов разных по форме, величине, материалу; Игра с мозаикой; Собирание пазлов; Анкетирование родителей; Составление рекомендации для родителей по развитию сенсорных способностей детей.

Слайд 7

Авторская разработка «Развивающее панно логико-математической направленности «Солнечная полянка»

Слайд 8

Набор дидактических игр, применяемых в ходе эксперимента.

Слайд 9

Дидактические игры, созданные педагогом

Слайд 10

Игры, используемые в творческо-репродуктивной деятельности и занятиях физической культурой.

Слайд 11

Даже стены в нашей группе оформлены с учетом повышения сенсорной грамотности детей.

Слайд 12

В результате эксперимента были получены следующие данные . В экспериментальной группе увеличилось количество детей с высоким уровнем сенсорного развития на 50%, с опережением возрастной нормы на 300%. Уменьшилось число детей с соответствием возрастной нормы на 25%, за счет увеличения количества детей с опережением возрастной нормы.

Слайд 13

Уровень сенсорного развития экспериментальной группы (входная диагностика)

Слайд 14

Уровень сенсорного развития экспериментальной группы (после эксперимента)

Слайд 15

По характеру выполнения заданий (до эксперимента)

Слайд 16

По характеру выполнения (после эксперимента)

Слайд 17

Вывод о проделанной работе. По данным результатам можно сделать вывод о том, что предложенная методика увеличения сенсорной грамотности в действительности работает, и может широко применятся в практике работы с детьми младшего возраста. То есть гипотеза нашла свое подтверждение. Мы ответили на поставленный в начале нашего эксперимента вопрос: у детей происходит повышение уровня развития памяти, расширяется словарный запас, развивается внимание, воображение и наблюдательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "Сенсорное развитие детей младшего возраста, через дидактические игры".

Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельност...

Презентация совместной деятельности воспитанников первой младшей группы и воспитателя по теме «Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности »

Содержание непосредственной организованной деятельности с детьми раннего возраста по конструированию из мозаики с использованием интерактивной доски....

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ. Тема: "Сенсорное восприятие детей младшего возраста посредством изобразительной деятельности".

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ.  Тема: "Сенсорное восприятие детей младшего возраста посредством изобразительной деятельности".  Актуальность темы:  Я считаю, что эта проблема является ...

Сенсорное воспитание детей младшего возраста через восприятие цвета

Сенсорное воспитание детей младшего возрастачерез восприятие цвета...

МПГУ Сенсорное развитие детей младшего возраста через сенсорно –дидактические игры и упражнения

Для современной образовательной системы проблема умственного,интеллектуального развития чрезвычайно важна.Современный педагог ставит своей целью воспитаниеребёнка-дошкольника – творчески развито...

Моя педагогическая находка " Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры

Необходима ли современному человеку хорошо развитая способность восприятия, и нужно ли развивать ее у ребенка?Эта тема как никогда актуальна, так как в последние годы у дошкольников отмечаются на...