Проект по сенсорному развитию "Радужные ладошки"
проект (младшая группа)

Смирнова Елена Сергеевна

Данный проект предназначен для детей раннего возраста (1,6 - 3) лет. Дети знакомятся с эталонами цвета через дидактические игры. Проект способствует умственному, познавательному развитию, мелкой моторики, памяти и мышлению. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32 «Айболит»

Номинация: Образовательные проекты

ПРОЕКТ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ

«Радужные ладошки»

Авторы проекта

Смирнова Елена Сергеевна

Воспитатель группы раннего возраста 01 «Солнышко»

Срок выполнения

С 2 по 13 декабря 2019 года.

Участники проекта

Дети, воспитатели, родители.

Актуальность проекта

Процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы. Успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов. Дидактические игры способствуют сенсорному развитию. Педагогами и психологами установлено, что усвоение сенсорных эталонов цвета включено в общую систему образования и воспитания в детском саду.

Данный проект предназначен для детей раннего возраста (1,6-3) лет. Дети знакомятся с эталонами цвета через дидактические игры. Проект способствует умственному, познавательному развитию, мелкой моторики, памяти и мышлению. К 3-м годам у ребенка развито умение и желание общаться со взрослым, это позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять ее в определенное русло. Трехлетний ребенок может учиться, и научить его можно очень многому. Но вместе с тем воспитателю и родителям надо знать, чему учить, и какими методами пользоваться. В ходе наблюдений за детьми выяснилось, что они не умеют и не желают играть в настольные и дидактические игры, соблюдать их правила. А недостаточность знаний родителей о влиянии таких игр на умственное развитие их детей, способах подачи их детям (что было выявлено в анкетировании), еще больше убедило нас в необходимости решения данной проблемы.

Система сенсорного воспитания основана на следующих положениях, сформированных психологами (А.В. Запорожец, Л.В. Венгер, А.М. Фонарев, С.Л. Новоселова): ребенок рождается с относительно развитыми органами чувств, но не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве. Исследования, проведенные российскими психологами, так же показали, что значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе обучения, особенно в первом классе, связана с недостаточностью точностью и гибкостью восприятия. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обхода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, все это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно не редко становится поверхностным, неполноценным. Поэтому необходимо формирование восприятия с раннего возраста путем обучения. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

Интересно мнение выдающих зарубежных ученых в области дошкольной педагогики, как Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а так же известных представителей отечественной педагогики и психологии Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Н.П. Сакулина. Они справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Признано приоритетное значение сенсорного развития на этапе первых трех лет жизни.

Цель

Формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по сенсорному развитию.

Задачи

  • Создать условия, обеспечивающие разнообразное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины;
  • Совершенствовать навыки различия предметов по их свойствам: цвету, форме, величине;
  • Обогатить представления родителей о сенсорном развитии детей через дидактические игры.

Ожидаемые результаты

  • Повышен интерес детей и родителей к совместной познавательной деятельности в области сенсорного развития;
  • Создана предметно развивающая среда группы для сенсорного развития детей по образовательной области «Познание» в соответствии с ФГОС;
  • Сформированы или частично сформированы представления детей о форме, величине, цвете предметов;
  • Сформированы или частично сформированы навыки группировки предметы по заданному признаку;
  • Освоены или частично освоены навыки действия с предметами, определения их положения в пространстве;
  • Развита мелкая моторика рук;
  • Созданы продукты совместной деятельности детей, родителей, педагогов: дидактические игры, пособия, оборудования по сенсорному развитию;
  • Родители получили необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей младшего возраста.

Для реализации проекта определены следующие этапы:

Название этапа

Содержание

Сроки проведения

Ответственные

Подготовительный

  • Изучение литературы для постановки проблемы и актуальности;
  • Пополнить предметно-развивающую среду. Изготовление дидактических игр (силами родителей)

С 2 по 6 декабря

Воспитатели, родители,

Основной

  • Реализация плана проекта «Радужные ладошки»;
  • Консультация для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»
  • Рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье;
  • Выпуск журнала «Радужные ладошки»;
  • Различные формы работы с детьми;
  • Взаимодействие с родителями по реализации проекта.

С 9 по 12 декабря

Воспитатели, родители, дети.

Заключительный

  • Фотовыставка «Учимся, играя!»
  • Презентация проекта.

13декабря

Воспитатели группы.

Распространение результатов проекта

  • Обобщение опыта и представление проекта и его результатов на семинаре для педагогов ДОУ;
  • Размещение проекта на сайте ДОУ;
  • Дальнейшая работа над проектом  (расширение содержания, введение новых приемов, методов и форм работы).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Р А Д У Ж Н Ы Е Л А Д О Ш К И Автор : воспитатель группы раннего возраста Смирнова Е.С .

Слайд 2

С О Д Е Р Ж А Н И Е : 2 Познавай-ка………………стр.3 Сделаем сами……………..стр.8 Поиграй-ка………………..стр.10 Весёлые краски………….стр.14 Отгадай-ка…………….стр.17 Ваши отзывы………….стр.19

Слайд 3

Значение сенсорного развития Сенсорное развитие ребенка - это обучение его восприятию внешних свойств предметов: их цвета, формы, размера, структуры, запаха, вкуса. Сенсорное развитие является важной задачей в раннем и дошкольном возрасте, ведь источником знаний дошкольника является чувственный опыт, любой предмет ему нужно осмотреть, потрогать и попробовать на вкус. А значит, мы и должны ему в этом помочь с помощью обогащения окружающей среды. Чем совершеннее ребенок воспринимает окружающий мир, тем быстрее и эффективнее он развивается и тем успешнее проходит процесс обучения. Таким образом, сенсорное развитие с одной стороны обеспе - чивает получение четких представлений об окружающем ребёнка мире, с другой – является необходимой базой для умственного развития. Милые родители, помните: главное - дать внутренней природе малыша развиваться в спокойной, доброй, безопасной и приятной атмосфере, и тогда он вырастет обязательно здоровым и счастливым. 3

Слайд 4

Окружающий нас мир, среда, в которой мы живем, несут в себе огромную воспитательную силу, обладают великой развивающей возможностью. Поэтому важно не только в детском саду, но и дома создавать такую обстановку, такую среду, которая бы активно участвовала в позитивном развитии детей, которую действительно можно бы было назвать развивающей средой. Основой сенсорного воспитания является ознакомление детей с сенсорными эталонами цвета, формы и величины и умением оценивать окружающую действительность через призму сенсорных эталонов. Для ознакомления и закрепления сенсорных знаний и умений я бы порекомендовала следующее: Цвет. Закрепить одинаковые предметы, но разного цвета в разных частях комнаты. К примеру, в одном углу комнаты расположена птица красного цвета, в другом углу комнаты – птица синего цвета и т.д. Начните изучать цвета с красного – самого яркого, запоминающегося цвета. Изготовьте из бумаги птицу красного цвета. Полюбуйтесь ей, заострив внимание на цвете, повторив его название неоднократно. Несколько дней заостряйте внимание ребенка на птице, спрашивайте: какого цвета птичка? Покажите, что еще в комнате есть красное: предметы быта, одежда. На прогулке, в гостях, рассматривая предметы, спрашивайте о красном цвете, вспомните, что у вас есть красная птица. То же самое делаем при изучении синего цвета, а в объектах окружения обращаем внимание на 2 цвета: красный, синий. Затем в комнате ребенка появляется зеленая, затем желтая птицы. В быту: дома, на улице, в магазине, в гостях обращаем внимание детей на четыре основных цвета: красный, синий, желтый, зеленый; спрашиваем о названии цвета. Научить ребенка классифицировать предметы по признаку – цвет, поможет игра. 4

Слайд 5

«Разложи по цвету». Приготовим 4 коробки (банки, контейнеры и др.), раскрасим их в четыре основных цвета. Подберем шарики (крышки, кружечки, мелкие одноцветные игрушки) соответствующих цветов. Ставим перед ребенком коробочки. «Смотри, что у меня есть – коробочки. Эта коробочка красная, эта синяя, эта – желтая, а вон – зеленая!» Таким же образом раскладываем шарики. «Шарики весело гуляли на солнышке, но вот пошел дождик. Шарикам нужно быстро спрятаться в домике-коробочке. У каждого шарика свой домик. У синего шарика… дай мне синий шарик, у синего шарика – синий домик (кладем шарик в синюю коробочку, сравниваем сходство цвета шарики и коробочки). Остальные шарики ребенок разложит сам. Повторите игру, дав возможность ребенку разложить шарики без вашей помощи. Если ребенок ошибается, сравните цвет шарика с цветом коробки, вынудите ребенка исправить ошибку. В следующий раз увеличьте количество шариков. К примеру, по 5 шариков каждого цвета. В следующее использование игры шарики заменяем другими предметами, чтоб цвет для ребенка не ассоциировался с шариком, «не привязывался» к данному объекту. Когда ребенок усвоит 4 основных цвета, таким же образом знакомим ребенка с оранжевым и фиолетовым цветами спектра. И к 3-4 годам ребенок хорошо умеет оперировать 6 цветами спектра, называет их. Очень трудно для детей найти грань между синим и голубым цветом. Поэтому голубой цвет изучаем в последнюю очередь. 5

Слайд 6

Форма. Важными сенсорными эталонами являются геометрические фигуры. Ведь все предметы, объекты окружающего мира имеют форму, которая так или иначе рассматривается в сравнении с эталоном. При ознакомлении с геометрической формой, важным становится не только компонент зрительного восприятия, но и компонент тактильных ощущений, тактильного восприятия. Для ознакомления детей с геометрическими фигурами, вырезаем из картона плоскостные круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Чтобы фигуры стали интересными для детского восприятия. Оживляем их (рисуем глазки, носик, ротик). Знакомим с геометрическими фигурами постепенно. Начинаем с круга. Так как параллельно с вами детей знакомят с геометрическими фигурами в детском саду, спросите, знает ли ребенок, как зовут этого человечка, на что он похож? Предложите погладить круг, обратите внимание, что он гладкий, нет острых уголков, что он может кататься. Круг хочет погостить у вас. Разместите круг на уровне глаз ребенка. Поищите в предметах ближайшего окружения предметы, похожие на круг (тарелка, колесо от машинки и др.). Так же гостями комнаты становятся и другие фигуры-человечки. На прогулке, в помещении обращайте внимание ребенка на форму объектов окружающей действительности. Научить классифицировать предметы по форме поможет игра. «Разложи по форме». Принцип, правила игры идентичны принципу и правилам игры «Разложи по цвету», с которой мы подробно знакомились в разделе «Цвет». Приготовьте «домики» для фигур (коробки, банки и т.п.), наклейте на них сенсорный эталон – геометрическую фигуру. На один «домик» наклейте круг, на другой – квадрат и т.д. На первом этапе игры предложите ребенку раскладывать геометрические фигуры: квадратики, кружочки, треугольники, овалы, прямоугольники по своим «домикам». 6

Слайд 7

Затем стоит усложнить игру. Вместо геометрических фигурок предложите по «домикам» раскладывать картинки с изобра - жением предметов: стол, окно, аквариум, тарелка, крыша дома и т.д. Таким образом, вы будете способствовать не только развитию восприятия, но и развитию у него наглядно образного мышления. Величина. В раннем возрасте ребенку свойственно определять величину объектов окружающего мира понятиями «большой» и «маленький». Важно познакомить ребенка и с другими понятиями «высокий» и «низкий», «длинный» и «короткий», «широкий» и «узкий», научить ребенка употреблять эти слова-понятия по назначению. А так как в раннем возрасте мышление ребенка наглядно-действенное, будем знакомить ребенка с вышеперечисленными понятиями через действия с предметами. Подскажите, покажите ребенку как правильно сравнить данные ему предметы, используйте приемы приложения и наложения одного предмета на другой. Важно самим взрослым правильно употреблять понятие величины: ленточки длинная и короткая (а не большая и маленькая), папа большой, а сын маленький. В раннем возрасте авторитет взрослого очень весом. Ребенок – ваше зеркало. Он подражает вам во всем, «ловит» ваши слова «на лету». Говорите правильно и ребенок тоже будет говорить правильно. Не забывайте в быту, на прогулке, в гостях, дома закреплять понятия величины: «Посмотри, Ваня, какой высокий дом, а вот низкий». 7

Слайд 8

Сделаем сами Бизиборды , или развивающие доски для детей, сегодня очень популярны. С их помощью можно ускорить интеллектуальное развитие малышей. Мелкая моторика рук, которая развивается с помощью таких «игрушек», непосредственно влияет на развитие нервной системы, зрения, внимания, памяти и восприятия ребенком окружающего мира. Кроме того, бизиборды ускоряют развитие логики и мышления. Не стоит забывать и еще об одном положительном эффекте развивающей доски. С ее помощь. можно занять малыша на некоторое время, за которое можно решить свои дела. Из чего делать бизиборд ? Лучше всего для этой цели использовать натуральное дерево. Во-первых, этот материал наиболее безопасен для ребенка. А во-вторых, на нем можно легко закрепить все интересные для ребенка предметы. Единственный минус дерева – это его вес. Для маленьких детей лучше всего такую доску жестко крепить к стене. Так можно обезопасить ее от падения. Какие вещи можно закрепить на развивающую доску? Для того, чтобы бизиборд был интересен ребенку, закрепите на нем все те вещи, которые ему нравятся. Это могут быть: Выключатели Диск с цифрами от старого телефона Дверная цепочка 8

Слайд 9

Часы со стрелками Замок с ключом (ключ, для того, чтобы не потерялся нужно повесить на цепочку) Вентиль с краном Дверца на петле (под ней нужно сделать что-то интересное) Мебельное колесико Шнурки с обуви Липучки с одежды Колокольчик Руль от детского автомобиля Водопроводный кран Компас (для мобильного бизиборда ) Этот список можно продолжать очень долго. Важно, выбрать такие элементы, с которыми ребенок может производить какие-то действия. Неподвижно закрепленные элементы вряд ли будут интересны ребенку. ВАЖНО: Не стоит заранее жестко крепить предметы на доске. Расставьте их сначала так, как вам нравится и посмотрите на это со стороны. Устраните недочеты и уже потом крепите их «намертво». 9

Слайд 10

Поиграй-ка! Играем с пальчиками «Шалун» Наша маша варила кашу Кашу сварила, малышей кормила. (Чертить круговые линии на ладошке малыша) этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, (загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов) А этому - не дала. Он много шалил, свою тарелку разбил. (Со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать) «Белочка» (По мотивам народной песенки) сидит белка на тележке, продаёт свои орешки; лисичке-сестричке, воробью, синичке, мишке косолапому, заиньке усатому. (Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) «Детки» Раз, два, три, четыре, пять, будем пальчики считать - крепкие, дружные, все такие нужные. (Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого) 10

Слайд 11

«Пальчики» Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять. (Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке) «Есть игрушки у меня» Есть игрушки у меня: (хлопать в ладоши) Паровоз и два коня, Серебристый самолёт, Три ракеты, вездеход, Самосвал, Подъёмный кран. (загибать поочерёдно пальчики) «Домик» Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой ) Вижу домик на горе ( ритмичные хлопки ладошками ) Я по лесенке взберусь ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев ) И в окошко постучусь. Тук, тук, тук, тук! ( поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой ) «Замок» На двери висит замок (руки в замке) Кто его открыть бы смог? ( пальчики тянем, не разжимая ) Потянули, ( потянули) Покрутили, (вращаем руки) Постучали ( стучим основанием ладоней ) И – открыли! (руки разжимаются ) 11

Слайд 12

Играем дома «У кого какое платье» . Материал: Куклы. Вырезанные из картона в платьях разных цветов (однотонные платья), магнитная доска, магниты. Ход игры: 1. Смотри, Света, какие красивые куклы к нам пришли в гости. Давай внимательно рассмотрим их и выясним, чем они отличаются друг от друга. 2.Чем отличаются друг от друга наши куклы? Правильно, цветом платья. Я буду показывать тебе куклу, а ты говори, какого цвета у неё платье. Показываю по одной кукле и спрашиваю Свету, уточняя и исправляя её ответы. 3. Заключение: Какая ты молодец, Света, правильно назвала цвета. Наши куклы довольны, так как теперь знают какого цвета их платье. «Разноцветные бусы». Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету. Оборудование: По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока. Ход игры: На нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, зелёная травка и т.д.). 12

Слайд 13

«Поставь букет в вазу.» Цель: Учить детей группировать предметы по цвету. Оборудование: Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов, сделанных из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же расцветов. Ход: покажите детям цветы, которые лежат на столе или ковре произвольно перемешанные, и предложите собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, возьмите, например, красный цветок и ставите его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое проделайте и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям. «Подбери чашки к блюдцам.» Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету. Оборудование: Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов. Ход: покажите детям блюдца и предложите поставить на них чашки и уточните, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем покажите, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети «Круг, квадрат» Цель: Учить группировать предметы по форме. Оборудование: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета. Ход: покажите детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем скажите: «Вот это – круг, вот это – квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат – на квадратную тарелочку». Далее предложите детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг). А это? (Квадрат) и т.п.». 13

Слайд 14

14 Весёлые краски

Слайд 15

15

Слайд 16

16

Слайд 17

Отгадай-ка 17

Слайд 18

18

Слайд 19

Ваши отзывы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 19

Слайд 20

Ваши отзывы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 20

Слайд 21

2019 год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2-23 2-3 Автор: воспитатель группы раннего возраста Смирнова Е.С.

Слайд 8

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет) «Собери пирамидку» Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов. Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец. Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная. «Складывание матрешки с двумя вкладышами» Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине. Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого). Методические приемы: показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.

Слайд 9

«Закрой окошки» Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно. Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки). Методические приемы: закрыть окошки в домиках фигурками. «Найди такой же» Цель: подбор предметов по образцу. Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины. Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы. «Оденем куклу» Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета. Дидактический материал: варежки красного и синего цветов. Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Ставит перед детьми 4 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета. «Чудесный мешочек» Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик). Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы. Методические приемы: определять на ощупь предметы.

Слайд 10

«Разложи по коробочкам» Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов. Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов. Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета. «Подбери крышку к коробочке» Цель: подбор предметов по образцу. Дидактический материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки. Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание. «Палочки цветные» Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов. Дидактический материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого, черного цветов ( по 10 каждого цвета ). Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета. «Цветные мячики» Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы. Дидактический материал: разноцветные мячики, корзины. Методические приемы: первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая мячи одного цвета ( красного) в одну корзину, а мячи другого ( желтого) цвета в другую корзину, затем привлекает к группировке детей.

Слайд 11

«Ленточки для кукол» Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета. Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы. Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик (выполняет вместе с детьми). Затем дети подбирают самостоятельно. «Привяжем к шарику ниточку» Цель: группирование предметов по цвету. Дидактический материал: разноцветные кружочки (овалы) , палочки таких же цветов. Методические приемы: к красному кружочку найти палочку такого же цвета. Игры с прищепками «Солнышко» Цель: учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет. Дидактический материал: круг желтого цвета, прищепки двух цветов. «Ежик» Цель: учить детей производить выбор по величине и слову; чередовать по цвету и величине. Дидактический материал: плоскостные изображения ежика и елки, прищепки зеленого, белого, черного цветов. «Разноцветные человечки» Цель: учить детей конструировать по образцу, называть основные цвета и формы, способствовать воспитанию в детях дружелюбия. Дидактический материал: геометрические формы и прищепки.

Слайд 12

«Забавные прищепки» Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее место положение по цвету. Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок. «Найди подходящую заплатку» Цель: учить находить идентичные геометрические фигуры(плоскостные и объемные). Дидактический материал: геометрические фигуры. Методические приемы: воспитатель раздает трафареты геометрических фигур. Дети выбирают из набора соответствующую по форме фигуру, вставляют ее в прорезь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста» Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражения в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Непосредственное чувственное восприятие окружающего мира составляет основу представлений. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, то есть развитие ощущений и восприятий. Основы сенсорного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Чем меньше ребёнок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Теория и практика дошкольного обучения и воспитания, начиная с самых своих истоков уделяла сенсорному воспитанию существенное внимание, а зачастую выделяла его в качестве центрального момента педагогического процесса. В первые годы жизни уровень развития восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщения, классификация, поведение под понятие и другими. Развитие восприятие определяется тремя параметрами перцептивными действиями сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Формирование сенсорного опыта имеет важнейшее значение для развития ребёнка, вопросы рациональных способов овладения общечеловеческим опытом остаются открытыми и сейчас, на современном этапе. Изучение вопросов сенсорного развития и воспитания детей педагогами, психологами показало, что развитие восприятия - сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом и овладения способами обследования предметов. Сенсорное восприятие и должно быть направлено на обеспечение этих задач. Автор: воспитатель группы раннего возраста Смирнова Е.С.

Слайд 2

Умение рассматривать, воспринимать предметы и явления формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям, смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать. В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются и уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения, воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. д. Таким образом, сенсорное развитие должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. При этом неправильно было бы думать, что любая конструктивная, любая изобразительная деятельность дает нужное направление сенсорному развитию. Для этого необходимо, чтобы основная направленность и содержание этих видов деятельности были подчинены общим задачам умственного развития, то есть когда мы учим детей рисовать, конструировать и т.д., то нужно оценивать результаты этого обучения не только по качеству рисунков, построек, но в основном по тому, какой умственный багаж приобрели при этом дети. Например, можно научить ребенка строить из кубиков красивый дом, но педагогический процесс при этом организуется таким образом, что ребенок ничего не приобретает ни для сенсорного, ни для умственного развития. Умения воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности, требуется специальное обучение по определенной системе. Обучая детей рисовать, лепить, строить, педагог должен одновременно уделять специальное внимание развитию их восприятия, умения анализировать, обобщать и т.д.

Слайд 3

В связи с этим, продуктивная деятельность может быть организована по-разному: в одном случае Дети получают некоторые навыки рисования, лепки, конструирования, но их общее развитие при этом остается фактически на прежнем уровне; в другом случае они наряду с умениями рисовать, конструировать и т.д. получают умения воспринимать, сравнивать, обобщать. И именно потому, что в последнем случае детей учат мыслить, их навыки и умения в той или иной деятельности будут, как правило, более гибкими, широкими, творческими, чем в первом случае. Итак, наибольший эффект для сенсорного развития младших дошкольников может дать продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам умственного развития. В каждой продуктивной деятельности можно выделить определенное содержание, которым должны овладеть дети. Это содержание охватывает те предметы и их взаимоотношения, с которыми сталкивается и действует ребенок, те знания, умения и навыки, которые дети должны получить в ходе этой деятельности. Овладевая содержанием той или иной деятельности, дети научаются изображать в рисунке все более сложные предметы и явления, создавать все более сложные конструкции. Расширяются и углубляются их знания и представления об этих предметах, формируются новые умения и навыки. Одновременно дети глубже познают такие свойства предметом, как величина, форма, цвет и т. д. Любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные процессы – сенсорные, так и более сложные - мыслительные. Успешное овладение той или иной деятельностью в значительной мере зависит от совершенствования и развития этих процессов. Интерес ребенка 3-го года жизни к игре во многом определяется яркостью, эмоциональностью, новизной игрушек и дидактических пособий. В связи с этим надо иметь для организованных игр и занятий специальные комплекты игрового материала (по числу детей), которые не находятся в группе в постоянном пользовании детей, а хранятся в игротеке детского сада (в педагогическом кабинете) и приносятся в день проведения игры. В этом случае даже знакомые игрушки дети воспринимают с интересом (удобно, что этими материалами могут пользоваться и другие группы детского сада). В процессе сенсорного развития важно учитывать, что познавательные возможности ребенка трех лет еще не велики, не совершенны. Поэтому необходимо осуществлять ознакомление с простыми по своим свойствам предметами и в первую очередь с теми, с которыми дети сталкиваются в жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми. 1.Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком. 2.Говорите с ребенком- сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения. 3.Задавайте ребенку как можно больше вопросов. 4.Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд. 5.Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение - это всегда немного общение «на вырост». 6.По возможности , много путешествуйте с ребенком. 7.Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате». 8.Ходите с ребенком в музеи. 9.Проводите совместные наблюдения и опыты. 10.Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятель- ность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов. 11.Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком. Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье Автор: воспитатель группы раннего возраста Смирнова Е.С.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект семейного клуба «Веселые ладошки»

В дошкольном образовательном учреждении имеется коррекционная группа для детей со сложной структурой дефекта. Выявив и обозначив проблемы родителей детей с проблемами в развитии, на базе группе ...

Методическая разработка.Проект по сенсорному развитию "Школа мамы и ребенка" в первой младшей группе Тема: "Научим маму сенсорным эталонам".

Проект  по сенсорному развитию "Школа мамы и ребенка" в первой младшей группеТема: "Научим маму сенсорным эталонам".Продукт проекта: ФОТО выставка.Цель: Включить родителей и детей в систему социа...

Педагогический проект по сенсорике: "Ладушки - ладошки" (долгосрочный с сентября по май)

Цель педагогического проекта: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи, ра...

Педагогический проект по сенсорному развитию "Раз ладошка - два ладошка"

В данном материале подробно расписан проект, указано перспективное планирование  всего проекта а также подборка консультаций для родителей....

Проект "Чудеса в моей ладошке"

Актуальность. Изобразительная деятельность  – творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть собой, выражая свободно свои чувства ...

Педагогический проект по сенсорному развитию детей "Пальчики ладошки".

Краткосрочный (с 18. 07 2022 -30.08.2022 г.г.) познавательно - творческий, игровой проект для детей 2-4 лет....

Проект по сенсорному развитию «Современные методы и технологии сенсорного развития детей раннего возраста».

                                        Проект по сенсорному развитию«Современные метод...