Семинар-практикум для педагогов
методическая разработка

Бакиевич Татьяна Петровна

"Гиперактивный ребенок в группе детского сада"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _seminar-praktikum_giperaktivnyy_rebenok.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Солнышко»

Семинар-практикум для педагогов

Тема: «Гиперактивный ребёнок в группе детского сада»

Дата проведения: г.

Выступление подготовила:

педагог-психолог

Бакиевич Татьяна Петровна

Южноуральск, 2023 г.

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с гиперактивными детьми.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с особенностями гиперактивных детей.
  2. Показать отличия гиперактивных детей от активных детей.
  3. Выработать рекомендации по взаимодействию с гиперактивными детьми.
  4. Пополнить педагогическую копилку играми для профилактики гиперактивного поведения.

Формат проведения: очный

Оборудование: мольберт, фломастер.

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слова педагога-психолога.

Здравствуйте, коллеги! Сегодня у нас состоится семинар-практикум на тему: «Гиперактивный ребёнок в группе детского сада». И начать мне его хотелось бы с небольшого эксперимента, который позволит нам почувствовать состояние гиперактивного ребёнка. Я предлагаю трёх человек выйти ко мне. Пожалуйста, послушайте внимательно инструкцию и выполните предложенные действия.

- Поздоровайтесь с каждым вторым присутствующим в зале человеком и одновременно сосчитайте, сколько предметов в данном помещении и сколько окон (педагоги выполняют). А теперь скажите, легко ли было выполнять моё поручение? Как вы чувствовали себя при выполнении задания (комфортно, ощущали напряжение, дискомфорт и т. д.)? Что чувствовали после того, как поручение было выполнено (утомление, облегчение, усталость и т. д.)? Всё тоже самое происходит и с гиперактивным ребёнком. Итак, мы плавно переходим к теоретической части нашего семинара-практикума.

  1. Мини-лекция «Гиперактивный ребёнок»

Прежде чем начать говорить про понятие «гиперактивности» хочется сказать, что гиперактивность – это медицинский диагноз и ставится он врачом. Про это нужно помнить и этот термин при родителях не употреблять, но в нашей с вами педагогической среде мы себе это можем вполне позволить. Но даже, употребляя его в педагогической среде мы должны понимать, что это за дети. Итак, что такое гиперактивность?

Гиперактивность — совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. К внешним проявлениям гиперактивности относится невнимательность, импульсивность и повышенная двигательная активность. Причина такого поведения могут быть: генетические факторы, родовые травмы, перенесённые ребёнком инфекционные заболевания другие причины. (в мозге не работают, или не корректно работают отделы, которые отвечают за функции контроля, возбуждения - торможения)

СДВГ – пример батарея телефона

Прежде всего – отсутствие контроля (ребенок не контролирует свои действия, эмоции) Р-к не просто подвижен, он ничего не слышит, не видит.

СДВ – такие дети быстро истощаются, у них есть астенический синдром. Не может сидеть за столом, сползает.

Бывают ситуации, когда гиперактивным называют просто активного ребёнка. Давайте разграничим эти два понятия. Попробуйте представить, разделить ваших деток на активных и гиперактивных

Активный ребёнок

Гиперактивный ребёнок

Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но, если его заинтересовать — может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.

Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.

Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) — скорее исключение.

Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Всевозможные аллергии не редкость.

Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный — в садике, в гостях у мал ознакомых людей. (Умеет себя контролировать)

Ребенок — неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.

Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.

Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию — дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни

Это основные отличия. Надеюсь понятно, что из себя представляет гиперактивный ребёнок. А сейчас мы с вами, опираясь на те знания, которые у нас есть, подумаем, возможно ли как-то откорректировать поведение ребенка с гиперактивностью . Или это поведение нужно понять и простить и жить с такими детьми.

Примерные рекомендации:

  • Перед началом занятия с ребёнком желательно провести индивидуальную беседу, заранее оговорив правила поведения.
  • Всю интеллектуальную нагрузку стоит давать в первой половине дня.(батарейка еще заряжена)
  • На занятиях давать ребёнку возможность сделать перерыв (раздать карандаши, тетради и т.д.) Сдвгшку надо сделать своим главным помощником! Надо чтобы он не столько контролировал себя, т.к. это ему тяжело, а выполнял задания по просьбе педагога. Это позволяем ему чувствовать себя значимым, знать, что он молодец, что его любят и хвалят.

Ругать такого ребенка бесполезно, от этого он еще больше возбуждается, падает функция контроля.

  • Инструкция должна быть чёткой и короткой. (Он не может удерживать в голове длинную инструкцию, а ему еще должно хватить сил, чтобы выполнить задание)
  • В любой ситуации взрослому нужно оставаться спокойным.
  1. Слово психолога

У нас получились замечательные рекомендации. Все их вы можете внедрять в свою работу, если у вас есть в группе гиперактивные дети. А сейчас я предлагаю поиграть в игры, которые будут полезны для гиперактивных детей. Это игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения, телесно-ориентированные игры, игры на внимание.

  1. Телесно-ориентированное упражнение «Кораблик»

Психолог говорит:

— Представьте, что мы находимся на палубе корабля. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Налетел ветер, поднялась волна, кораблик качнулся. Прижмите к полу правую ногу, левую немного согните в колене, касайтесь пола только ее носком. Ветер утих — выпрямитесь, расслабьтесь. Внимание! Новая волна. Кораблик качнуло в другую сторону — прижмите к полу левую ногу, правую расслабьте. Море успокоилось — выпрямитесь, расслабьтесь, глубоко вдохните и выдохните.

  1. Упражнение «Ищем ошибки»

Психолог говорит: — Я буду читать рассказ. Внимательно следите за моей речью. Если услышите какую-нибудь путаницу или то, чего не может быть, — хлопните в ладоши, а затем объясните, почему вы прервали рассказ и исправьте мою ошибку.

Рассказ с нелепостями:

Собралась я как-то раз в лес. Взяла с собой собаку, рюкзак и лыжи. Прихожу в лес, надеваю КОНЬКИ и начинаю двигаться по лыжне. Вдруг моя КОШКА что-то увидела. Под елкой сидел РЫЖИЙ заяц. Собака ЗАМЯУКАЛА, заяц бросился бежать. Заяц прыгнул НА ДЕРЕВО, а собака за ним ПОЛЕЗЛА Заяц от собаки убежал, ведь он бегает МЕДЛЕННО. Тогда моя собачка стала копать ЗЕМЛЮ и раскопала — что бы вы думали? ГРИБ! Нет, конечно, не гриб, а норку, а в той норке жила ВОРОНА. Собака обнюхала норку и ПОЕХАЛА дальше. Я отправилась вслед за ней. Захотелось мне есть. Достала я из ПОРТФЕЛЯ два бутерброда и термос с кофе. Один из ПИРОЖКОВ я дала собаке. Мы поели, и вдруг я услышала стук колес и гудок ПАРОХОДА, значит, близко железная дорога. Пошли мы на звук поезда и вскоре добрались до станции. На станции я сняла КОНЬКИ, достала из ЧЕМОДАНА деньги и купила билет на электричку. Через несколько минут мы сели в вагон АВТОБУСА и отправились в обратный путь. Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!

  1. Упражнение «Раз, два, три — говори!»

Перед педагогами (детьми) стоит мольберт, на котором установлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги). Психолог рисует морской берег, волны, чаек, пароходик. Затем он вызывает одного из участников (детей) и шепотом предлагает ему внести в рисунок дополнение (изобразить облако, лодочку, камешек на берегу, еще одну птицу и т.п.). Мольберт переворачивается, вызванный играющий выполняет инструкцию, и рисунок вновь демонстрируется залу. Психолог просит определить, какая новая деталь появилась на картине, и назвать ее, но только после того, как прозвучит команда: «Раз, два, три — говори!».

  1. Упражнение «Прошепчи ответ»

Психолог говорит: – Я буду задавать вам вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, сжимает пальцы в кулак, а большой палец поднимает вверх. Покажите эти движения. Педагоги (дети) выполняют задание. – Когда я увижу много поднятых вверх пальцев, то начну считать: «Раз, два, три». На счет «три» вы все вместе должны будете прошептать ответ. Психолог задает следующие вопросы:

– Какое сейчас время года?

– Какой сегодня день недели?

– Как называется город (поселок), в котором вы живете?

– Какое число следует за числом пять? – Как называется детеныш коровы?

– Сколько лап у собаки?

– Сколько лап у двух собак? И т.п.

Книга Арцишевской «Работа с гиперактивными детьми в детском саду»

  1. Заключительное слово педагога-психолога

И в заключение мне хочется сказать, что добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничестве с ним, скорректировать поведение ребенка - вполне посильная задача. Начать можно с тех рекомендаций, которые мы с вами сегодня выработали и игр, в которые мы с вами поиграли. На этом наша встреча заканчивается. Всем спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....