«Создание коррекционно-развивающей среды в структурном подразделении «Солнышко»
материал

Агеева Наталья Борисовна

«Создание коррекционно-развивающей среды

 в структурном подразделении «Солнышко»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_pr-razv_sredy_v_solnyshko.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание коррекционно-развивающей среды

 в структурном подразделении «Солнышко»

1 слайд.

Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья нередко обусловлено своеобразием развития их речи, а также отклонениями в развитии их познавательной деятельности. Все это требует создания специальных условий работы с детьми данной категории.

Одним из таких условий является создание коррекционно-развивающей среды, которая обеспечит не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, но и развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В структурном подразделении “Солнышко” воспитываются 14 детей с ОВЗ и 1 ребенок-инвалид.

2 слайд.

Актуальность проблемы построения коррекционно-развивающей среды обусловлена тем, что в педагогике нет четкого определения и понимания коррекционно-развивающей среды. Ведущие педагоги России видят эту проблему по-разному.

Маркова Л.С. пишет: «Под коррекционной средой мы подразумеваем совокупность условий, влияющих на коррекционный процесс. Среда оказывает влияние на уровень, на эффективность коррекционного процесса. Она обуславливает цели специального образования: развитие личности ребенка, имеющего проблемы в развитии, компенсацию дефекта, усвоение социального опыта».

Нищева Н.В. пишет: «Коррекционно-развивающая среда позволяет обеспечить развивающее обучение, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность».

Проанализировав научную и психолого-педагогическую литературу, учитывая многолетний опыт экспериментальной работы ведущих педагогов России их положительные результаты, мы определяем, что коррекционно-развивающая среда помогает решить многие задачи, стоящие перед педагогом на современном этапе развития образования.

3 слайд.

В связи с укреплением позиций гуманистического образования встают задачи проектирования коррекционно-образовательной среды, как многомерного пространства, адекватного современным потребностям детей и тенденциям развития современной культуры, экономики, производства. Это ещё раз подчёркивает актуальность проблемы.

Отсюда можно определить основное понятие.

Коррекционно-развивающая среда – это специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и направлено на развитие личности ребенка.

4 слайд.

Основные задачи коррекционно-развивающей среды:

1.Индивидуализация и дифференциация методов, приемов и средств в условиях целенаправленного педагогического руководства образовательным процессом.

2.Ориентация на зону актуального и ближайшего развития.

3.Социальная компенсация речевого дефекта.

4.Коррекция речевых нарушений и преодоление отклонений в поведении.

5 слайд.

Для эффективной организации коррекционно-развивающей среды необходимы следующие условия:

1.Учет индивидуально-типологических особенностей детей с речевыми нарушениями.

2.Эмоциональная насыщенность среды.

3.Сменность методических пособий.

4.Учет потребностей ребенка в индивидуальной и совместной деятельности.

5.Интеграция разных по содержанию видов деятельности.

6.Обеспечение межфункционального взаимодействия двух полушарий головного мозга.

7.Соответствие гигиеническим требованиям, правилам охраны жизни и здоровья.

6 слайд.

В построении коррекционно-развивающей среды следует учитывать психолого-педагогические аспекты:

1.Развитие ребенка совершается в процессе воспитания и обучения в активной содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками.

2.Развитие ребенка в коррекционно-развивающей среде должно способствовать формированию и развитию физических функций, сенсорных навыков, накоплению жизненного опыта и т.д.

3. Коррекционно-развивающая среда должна научить ребенка с ограниченными возможностями здоровья учиться, самостоятельно организовывать свою деятельность.

4. Коррекционно-развивающая среда должна выполнять образовательную, воспитывающую, стимулирующую,  организационную, коммуникативную и коррекционную функции.

7 слайд.

Модель коррекционно-развивающей среды в структурном подразделении «Солнышко».

8 слайд.

Разработанная модель коррекционно-развивающей среды позволяет решать следующие задачи:

  • пополнение, уточнение, активизация словарного запаса детей;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • формирование и развитие связной речи;
  • усвоение навыков правильного дыхания, артикуляции и произношения звуков;
  • обучение грамоте;
  • развитие общей и мелкой моторики детей;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения.

Каждый элемент представленной модели коррекционно-развивающей среды включает:

  • обязательные зоны коррекции (речевые зоны);
  • уголки уединения;
  • индивидуальное авторское пространство ребенка;
  • развивающую среду с учетом “Зоны ближайшего развития”.

9 слайд.

«Коррекционно-развивающая среда территории участков»

Организация жизнедеятельности детей с ОВЗ во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, поскольку она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционного преодоления недостаточности речевого развития детей.

При организации коррекционно-развивающей  среды в детском саду «Солнышко» на территории участков велась сложная, многоплановая и высокотворческая работа  всех педагогов ДОУ совместно с родителями. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

10 слайд.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка. Она обогащает личностное развитие, компенсирует ряд несформированных функций.

11 слайд.

«Коррекционно-развивающая среда в кабинетах специалистов»

Получение детьми с ОВЗ уровня общего образования становится возможным при организации и специальной коррекционно-развивающей работы, осуществляемой учителем-логопедом, педагогом-психологом. Коррекционно-развивающая среда в кабинетах специалистов является важным средством воспитания и развития детей с ОВЗ  и решает задачи коррекционной помощи.

При создании дидактических игр, пособий и упражнений мы просчитываем интеграционные механизмы, соединяем их и создаем такую модель, которую можно не только изменять, но и экспериментировать с ней, в зависимости от того, какая цель преследуется на данном этапе коррекционной работы.

12 слайд.

“Коррекционно-развивающая среда логопедической группы”

представлена разнообразными дидактическими пособиями и материалами

для речевого развития дошкольников. 

13 слайд.

Мы стараемся, чтобы развивающая среда в группах была  содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребенком, педагоги  детского сада «Солнышко» стараются рационально и творчески  организовать развивающее пространство своей группы, чтобы у каждого ребенка была возможность  проявить свою  индивидуальность, найти  игры по интересу. Предметно-развивающая среда каждой группы   включает элементы, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей, и  пространства  для игры, конструирования, рисования,  уединения, которые в зависимости от конкретных задач момента, обладают  возможностью изменяться по объему — сжиматься и расширяться.  В группах  представлены  разнообразные материалы для игр и творчества, игрушки  и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей. Все игры и пособия находятся в свободном доступе для детей. Форма и дизайн предметов соответствуют нормам безопасности, а также возрасту детей группы.

14 слайд.

“Коррекционно-развивающая среда специальных помещений”.

Частью коррекционно-развивающей среды являются и специальные помещения, в которых созданы условия для общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста)  и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Ведущая роль в создании благоприятных условий для развития ребенка с нарушениями речи, в коррекции и компенсации вторичных отклонений принадлежит родителям. Физкультурный зал, зимний сад и музыкальный зал позволяют с помощью таких форм работы, как спортивные развлечения, родительский клуб, музыкальные праздники  привлекать родителей к коррекционному воспитательно-образовательному процессу.

15 слайд.

Таким образом,    правильно выбранные формы работы и организация коррекционно-развивающей среды способствуют становлению коммуникативной компетенции ребенка в речевой деятельности, а также обеспечивает становление значимых для возраста личностных качеств.

Но коррекционно-развивающая среда не может быть построена окончательно. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации среды  и  сложной, многоплановой и высокотворческой деятельности всех участников воспитательно-образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА С СЕНСОРНЫМИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В СОЗДАНИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

Нередко в школах для слабовидящих детей, особенно в начальных классах, выявляются дети с задержкой психического развития, которых подчас можно отнести к умственно отсталым слепым, которые также нуждаю...

Создание коррекционно-развивающей среды по формированию здорового образа жизни с детьми с особыми потребностями

В статье говорится об этапах работы  по формированию основ безопасности жизнедеятельности с детьми с особыми потребностями....

Реализация принципов полифункциональности, трансформируемости оборудования в образовательной среде структурных подразделений учреждения

Согласно требованиям ФГОС ДО, по которым  в ближайшем будущем  и уже работают все дошкольные учреждения России. Включая развивающую предметно-пространственную среду группы....

Визитка структурного подразделения "Солнышко"

Структурное подразделение «Солнышко» вошло в состав образовательного комплекса ГБОУ ШКОЛА №933 с сентября 2013 года. В учреждении накоплен огромный опыт работы по социально-нравственному и физическому...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ детский сад №14 структурное подразделение «Солнышко»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА Подготовительная группа Детский сад №14 структурное подразделение «Солнышко»2014 – 2015г.г. Рабочая пограмма совместной деятельности восритателей с ...

Статья: Создание коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ.

В статье рассказывается о создании коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ....