Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на период 2023 – 2024 учебный год.
методическая разработка (младшая группа)

Горина Наталья Владимировна

Тема:«Формирование представлений о признаках объектов у детей дошкольного возраста на основе игрового пособия «Чикко и Вселенная».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Картотека игр

«Чикко и Вселенная»

Югорск, 2023


Электронная игра « Чикко и Вселенная»

Эта электронная игра напоминает сказку про цыпленка, а в сказках всегда живут волшебники и происходят чудеса. Волшебники воздействуют на какой – либо объект и  он изменяется. Изменяться объект может по разным признакам: по частям, цвету, форме, времени, по месту, где находиться, по действию и др. Вот и в игре изменяются признаки -изменяются возможности Чикко. Включая игру. Ребенок видит внизу экрана волшебные сундучки. В каждом сундучке живет волшебник:  

  1. Увеличение - Уменьшение
  2.  Дробление - Объединение
  3. Наоборот
  4. Время
  5. Замри - Отомри
  6. Специал - Универсал

Открывая сундучок с определенным волшебником, появляются имена признаков, которые будут преобразовываться.

 Играя с фантастическими преобразованиями цыпленка, ребенок познает имена признаков: форма, цвет, размер, части, действия, место, действия, вещество. Когда мы думаем о конкретном объекте, мы анализируем значение  тех или иных признаков. Для создания нового объекта необходимо преобразование этих признаков и выявление их взаимосвязи и взаимодействия. Цыпленок Чикко играет с ребенком и показывает, как волшебники преобразовывают его признаки. Например, какие признаки Чикко надо изменить, чтобы он выжил в космосе, или что будет происходить с цыпленком, если он постоянно меняет свою форму.

Целью этих игр и упражнений является формирование у детей понятия «имени признака» и  умения реконструировать его значения.


Примеры игр и игровых упражнений на формирование имен признаков.

«Чикко играет с действием»

Задачи: учить детей выделять имя признака - действие и называть разные по значению действия: иду - стою, сижу - лежу.

Действия педагога: открываем базовый портрет Чикко; III сундучок, V кнопка. Организация диалога с детьми во время просмотра сюжета:

  • У Чикко есть признак - действие.
  • И с действием он тоже играет.
  • Какое действие совершает Чикко? А теперь какое? (III сундучок, V кнопка).

Повторить преобразования Чикко несколько раз.

  • С каким признаком играл Чикко?

«Выполняем действия с Чикко»

Задачи: продолжать учить выделять имя признака - действие и называть разные по значению действия, выполнять названное действие.

Детям предлагается задание:

- Чикко решил поиграть с признаком действия.

- Какие действия может совершать Чикко? Покажите.

  • С каким признаком играл Чикко?

«Действия Чикко могут быть разные по активности»

Задачи: продолжать учить выделять имя признака – действие и называть разные по значению действия: ограниченное, активное, гиперактивное.

Действия педагога: открываем базовый портрет Чикко; I сундучок, V кнопка.

Организация диалога с детьми во время просмотра сюжета:

  • Чикко может играть с признаком действия (базовый портрет Чикко).
  • Какое действие совершает Чикко? (I сундучок, V кнопка).

Повторить действие преобразования Чикко несколько раз.

  • С каким признаком играл Чикко?

«Чикко ищет друзей по признаку действия»

Задачи: учить детей называть разные по значению действия.

Детям предлагается задание:

  • Чикко решил поиграть с признаком действия.
  • Какое действие может совершать Чикко? Например, Чикко может летать.
  • Кто будет другом Чикко по этому действию? (муха, пчела…)

И так с остальными значениями действия.

  • По какому признаку мы искали Чикко друзей?

Метель с Чикко»

Задачи: учить называть и показывать действия объекта (Чикко).

Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:

Закружила метель,

Словно чудо-карусель.

Все дорожки замела.

Нам в подарок принесла умение… (летать как цыпленок Чикко).

Игра проводится по действиям, которые может совершать Чикко.

  • Ребята, что мы с вами совершали?

«Чикко играет с признаком место»

Задачи: учить детей выделять имя признака место и определять место пребывания – река, дом, другая планета, небо, улица.

Действия педагога: открываем базовый портрет Чикко; I сундучок, IV кнопка.

Организация диалога с детьми во время просмотра сюжета:

  • Посмотрит, где находится Чикко. (портрет Чикко).
  • Чикко может менять свое место пребывания.
  • В каком месте сейчас Чикко? А теперь? (I сундучок, IV кнопка).

Повторить смену места пребывания Чикко несколько раз.

  • С каким признаком играл Чикко?

«Собери картинки и скажи, где Чикко»

Задачи: продолжать учить детей выделять имя признака место, определять место пребывания Чикко: река, небо, дорога (лес), другая планета.

Материал: 4 картинки с изображением Чикко, разрезанных на несколько частей.

Задание:

  • Ребята, Чикко очень любит путешествовать и бывать в разных местах. Он сделал несколько фотографий, но кто-то их разрезал. Чикко очень огорчился, что теперь не сможет показать фотографии своим друзьям. Давайте поможем цыпленку собрать фотографии.

По мере того, как дети собирают картинки, воспитатель спрашивает:

  • В каком месте находится Чикко?
  • Какое действие он совершает?

«Чикко называет признак, а вы – его значения»

Задачи: учить детей подбирать разные значения к одному признаку.

Чикко (воспитатель) называет какой-либо признак. Дети должны назвать как можно больше значений этого признака.

  • Ребята, что мы с вами называли? Какие признаки называл Чикко?

«Найди предметы ниже (выше) Чикко»

Задачи: учить ребят выделять имя признака размер (высоту), называть его значение: выше – ниже.

Материал: плоскостные изображения Чикко и треугольники, разные по высоте, но одинаковые по цвету.

Задание: поставить впереди Чикко все треугольники, которые ниже Чикко, а сзади – которые выше Чикко.

  • Ребята, треугольники одинаковые или разные?
  • По какому признаку они одинаковые? (по цвету).
  • По какому признаку они отличаются? (по высоте).

«Чикко играет с пирамидками»

Задачи: закрепить имя признака цвет и его значения: зеленый, красный. Закрепить имя признака размер и количество.

Материал: плоскостные изображения Чикко и пирамидок, одинаковых по высоте, с одинаковым количеством колец, но разных по цвету.

Задание: поставь зеленые пирамидки перед Чикко, а красные – сзади.

  • Пирамидки по признаку размера похожи или отличаются?
  • По какому признаку они еще похожи? (по количеству колец).
  • По какому признаку они отличаются? (по цвету).
  • Ребята, по какому признаку мы выбирали пирамидки?

«Теремок с Чикко»

Задачи: учить детей называть имя признака цвет, форму; добиваться от детей, чтобы они давали полный ответ.

Детям дается задание:

-    Чикко построил себе теремок, но ему одному скучно, он пустит того, у кого есть на одежде красный цвет (есть что-нибудь квадратное по форме и т.д.).

Пример ответа ребенка:

-    Чикко, пусти меня в теремок, так как у меня цветок на платье красный по цвету (карман на шортах квадратный по форме и т.д.).

-    Ребята, по какому признаку мы заходили в теремок?

Аналогично отрабатываются остальные значения цвета и формы.

«Подбери домик для Чикко»

Задачи: продолжать учить детей выделять и называть имена признаков цвет, форма, размер; их значения

Материал: плоскостное изображение Чикко, разных по цвету, форме и размеру.

Детям дается задание:

-    Чикко ищет себе домик.

-    В каком домике будет жить Чикко, если он красный по цвету, круглый по форме и большой по размеру.

Дети должны объяснить, почему они сделали тот или иной выбор.

-       По каким признакам ты выбирал домик для Чикко?

«Говорим наоборот»

Задачи: развивать чувствительность к противоречиям, учить подбирать слова-антонимы к существительным, прилагательным, глаголам, наречиям.

Задание для детей:

- Чикко приглашает вас поиграть. Он будет называть слова, а вы – говорите наоборот.

- Как играть в эту игру?


На формирование понятия признака Цвет

« Найди друзей Чикко по цвету»

Задачи: формировать у детей понятие признака – цвет; учить находить предметы по заданному признаку.

Детям предложены изображения Чикко в разных цветах (красный, синий, зеленый, желтый). Дается задание: «Найди картинки такие же по цвету, как красный Чикко». Отрабатываются разные названия цветов.

Игра «Спрячем Чикко в домик»

Задачи: формировать у детей понятие признака – цвет; учить группировать объекты по заданному признаку.

Детям предложены изображения Чикко в разных цветах (красный, желтый, зеленый, синий, разноцветный). Дается задание: « Найди домик такой же по цвету, как разноцветный Чикко». Отрабатываются все названия цветов.

Игра « Живое домино»

Задачи: формировать у детей понятие признака – цвет; учить слушать сигнал воспитателя и по сигналу находить объекты по заданному признаку.

Разные по цвету изображения Чикко расположены в разных местах группы. Детям повязывают на руки ленты различных цветов в виде браслетов. По сигналу  дети подбегают к изображению Чикко так, чтобы цвет Чикко совпал с цветом ленты на руке ребенка.

Игра « Чикко – рыболов»

Задачи:учить группировать объекты по оттенкам одного цвета. Закрепить названия основных цветов.

Детям предложены  изображения Чикко в разных цветах. Дается задание: « Сложи в ведерко те рыбки, которые поймал желтый по цвету Чикко». Отрабатываются все цвета.

Игры на формирование понятия признака Форма

Игра « Подарки для Чикко»

Задачи: формировать у детей понятие признака - форма; учить находить объекты по заданному признаку.

Детям предлагают изображения Чикко разной формы (квадратный, круглый, треугольный). Дается задание: «Найди картинки такие же по форме, как круглый Чикко». Отрабатываются все формы.

Игра « СпрячьЧикко в домике»

Задачи: формировать у детей понятие признака - форма; учить соотносить объекты  по форме.

Детям предлагают домики с изображениями Чикко. Окошечки в домиках разной формы. Дается задание: « Закрой окошечко так, чтобы Чикко спрятался».

Усложнение: предлагают домики разных цветов и окошечками разной формы. Например: зеленый домик с круглым окошечком зеленого цвета.

Игры на формирование понятия признака  Части

Игра « СложиЧикко из частей»

Задачи: познакомить детей с именем признака - часть; учить собирать объекты из частей.

Детям предлагают собрать портрет  Чикко из четырех частей.

( по типу «разрезные картинки»).

Усложнение: предлагают собрать Чикко из частей(туловище, клюв, гребешок, крылья, ноги).

Игра « Сложи из частей круглого (квадратного, треугольного) Чикко»

Задачи: учить детей различать и называть имя признака - части; учить складывать объекты из нескольких частей. Закрепить названия форм (круглый, квадратный, треугольный).

Детям предлагают собрать круглого Чикко из соответствующих по форме частей. Аналогично с другими формами.

Игры на формирование понятия признака Размер

Игра « Сложи из частей большого и маленького Чикко»

Задачи: учить детей выделять имя признака – размер и его значения: большой, маленький.

Детям предлагают собрать Чикко заданного размера из соответствующих частей.

Игра « Сложи большого и маленького Чикко»

Задачи: учить детей выделять имя признака – размер и его значения: большой, маленький.

Детям предлагают собрать портрет большого и маленького Чикко  (по типу «разрезные картинки»).


Игры на формирование представлений о предметах посредством анализаторов

На формирование представлений о предмете через органы слуха

« Угадай что звучит»

Задачи: учить узнавать и называть музыкальные инструменты, ориентируясь на свои слуховые ощущения.

На столе перед детьми лежат музыкальные инструменты (барабан, бубен, погремушка, треугольник, гармонь). Предлагается детям послушать,   как звучит  каждый из инструментов. Затем ребенку предлагают надеть на глаза темную повязку, а вы играете на каком – либо инструменте. Задача малыша – угадать, какой инструмент звучит.

«Волшебные звуки»

Задачи: учить узнавать и называть объекты, ориентируясь на свои слуховые ощущения.

Перед детьми лежат предметы, сделанные из разных материалов( стеклянная банка, игрушечный барабан,  деревянный кубик, пластмассовая игрушка и т.д.). Предложить детям послушать, как « поет» каждый предмет и палочкой постучать по каждому. Затем детям надевают темные повязки на глаза. Вы ударяете по какому – либо объекту. Дети должны угадать, по чему вы ударили.

«Где я?»

Задачи: развивать у детей слуховое внимание, развивать способность ориентироваться в пространстве, опираясь на свои слуховые ощущения.

Попросите детей надеть повязки на глаза. Взрослый перемещается по группе в разных направлениях, при этом звеня в колокольчик. Малыши должны рукой  указать место, где вы находитесь.

«Тише, мыши»

Задачи: развивать у детей слуховое внимание,  быстроту реакции на сигнал.

Возьмите бубен. Предлагаете детям под громкий стук бубна превратиться в медведя и усиленно топать, а под тихий звук  становиться маленькими мышками и бежать тихо на носочках.

На формирование представлений о предмете через тактильные ощущения.

«Отгадай, что в руке»

Задачи: учить детей узнавать объекты по характерным признакам, описывать свои ощущения.

Одному из детей предлагают закрыть глаза и отгадать, что вы положили  ему в руку. Для игры можно использовать предметы разной величины, формы, сделанных из разных материалов. Ребенку предлагают описать свои ощущения, например: «Это маленькое, круглое, легкое, мягкое. Это мяч»

«Чем отличаются?»

Задачи: учить  описывать объекты, развивать умение сравнивать объекты, находить сходства и различия по своим ощущениям.

Детям предлагают закрыть глаза. Одному из детей кладут в руки два разных предмета, например, камень и лист бумаги. педагог предлагает малышу описать их отличия, ориентируясь на свои тактильные ощущения, а затем нагадать, какие предметы у него в руках.

«Найди нужную фигуру»

Задачи:учит находить объекты заданной формы, ориентируясь на свои тактильные ощущения.

Из разных видов бумаги (картон, бархатная бумага, альбомный лист, газетный лист и т.д.) вырежьте геометрические фигуры. Педагог завязывает ребенку глаза и предлагает выбрать из вырезанных фигурок все круги.  Аналогично нужно отыскать квадраты, прямоугольники, треугольники.

«Выбери ткань»

Задачи: учить называть и находить объекты, ориентируясь на свои тактильные ощущения.

Перед детьми на столе лежат образцы тканей( шелк, бархат, мех, шесть). Вместе с детьми рассмотрите каждый образец, опишите его, дайте ему краткую характеристику: шелк – гладкий, шерсть – колючая, мех – пушистый, бархат – шершавый. Затем предлагаете детям  завязать глаза и просите одного малыша угадать, какой тканью вы повели по его руке. Открыв глаза, ребенок должен показать нужный образец.

«Угадай, что это?»

Задачи: учить называть объекты, ориентируясь на свои тактильные ощущения.

Детям предложены разные виды круп в небольших емкостях. Детям завязывают глаза. Каждому ребенку предлагают  поочередно опускать руку в емкости и угадать, в какой чашке какая крупа находиться.

«Угадай, кто это?»

Задачи: учить  узнавать детей, ориентируясь на свои тактильные ощущения.

Детям предлагают поиграть  с ручками. Одному ребенку педагог завязывает глаза и предлагает с помощью рук узнать и назвать имя ребенка, который стоит рядом с ним, причем малыш должен рассказать, ориентируясь на свои ощущения, во что одет его товарищ.

Формирование представлений об объекте через вкусовые ощущения.

«Что купили в магазине?»

Задачи:учить узнавать и называть объекты, ориентируясь на свои вкусовые ощущения.

Детям завязывают глаза и предлагают узнать, что кукла купила в магазине. Каждый ребенок поочередно пробует на вкус каждый образец продуктов и называет его. Для игры можно использовать лимон, сахар, помидор, соль и др.

«Какое это?»

Задачи:описать объект, ориентируясь на свои вкусовые ощущения.

Детям завязывают глаза и предлагают поиграть с язычком. Каждому ребенку, поочередно, предлагают образец продукта  и просят описать свои вкусовые ощущения, например: « Это кислое». Педагог предлагает вспомнить, что бывает таким же кислым: « Лимон».

Формирование представлений об объекте через органы обоняния

«Волшебный магазин»

Задачи: учить узнавать и называть объекты.

Для игры педагог готовит образцы с различными запахами (духи, апельсин, кофе, клубники и т.д.)

Детям  предлагают посетить волшебный магазин и узнать, что там продают. Педагог завязывает детям глаза и просит понюхать  один из образцов. Дети должны назвать, что это.

«Чем пахнут профессии?»

Задачи: узнавать профессии по запаху, закрепить названия профессий.

Предложить детям экскурсию по детскому саду. Подойдя к кухне, предложить детям закрыть глаза и понюхать, чем вкусным пахнет. Затем зайти в медицинский кабинет, закрыв глаза, понюхать, чем пахнет. Аналогично в другие помещения детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД на 2018-2023 учебный год

Основной фигурой организованного образовательного пространства детского сада обнаруживается педагог, располагающий ключевыми компетенциями в организации мероприятий, сориентированных на упрочение здор...

Индивидуальный план профессионального развития в межаттестационный период на 2019 - 2023 учебные года Ахметшиной Гульнары Рауфатовны

quot;Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчество" 1. Цель:  объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведени...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ «Детский сад №15» г.Лениногорска Зариповой Нурсины Мингалиевны на 2020-2024 г.г.Тема : «Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста татарскому языку"

Цель: повышение профессионального развития в межаттестационный период.Задачи:1. Развитие профессиональной компетентности. 2.Педагогическая деятельность по реализации образователь...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя. на период 2020 – 2021 учебный год.

Тема; "Развитие чувствительности к противоречиям у детей средней группы через освоение системы дидактических игр и упражнений."...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на период 2021 – 2023 учебный год.

Тем: "Система творческих заданий, как средство обучения детей работе с противоречиями"...