Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»
материал

Цуканова Валерия Валерьевна

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию:

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности. Повысить собственный уровень знаний по теме, путём самообразования.

Задачи:

1.  Развивать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста.

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного

запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.

4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

6. Создавать эмоционально - комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно -развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность детей.

Методы и приемы работы:

• Массаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

• пальчиковый театр;

• лепка из пластилина;        

• рисование по трафаретам;

• дидактические игры;

• шнуровка, застёгивание пуговиц;

• игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок);

• пазлы, мозаика;

Актуальность:

     На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.

     Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

     И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

- выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

- игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

- малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

- развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

- у малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

План мероприятий по теме самообразования:

Этапы

Содержание

        Сроки

Теоретический

1. Изучение научной и учебно-методической литературы:

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

Кольцова М. М «Развитие моторики»

Елена Данилова «Пальчиковые игры»

Строгонова И. А. «Дошкольное образованиеразвитие мелкой моторики руки ребёнка».

- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.

- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Петербург, 2013.

- Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

Сентябрь - Декабрь

Подготовительный

. Составление перспективного плана работы

.Анкетирование  родителей  «Как развита мелкая моторика у Вашего ребенка?».

.  Подбор материалов и игровых упражнений по развитию мелкой моторики.

. Создание условий для эффективного использования игр.

Сентябрь –Декабрь

Практический

Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у воспитанников.

Составление картотеки пальчиковой и артикуляционной гимнастики, игр на развитие дыхания.

  1. Консультация для педагогов ДОУ «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»

Создание картотеки  дидактических игр по развитию мелкой моторики.

Внедрение в практику:

Пальчиковые игры и гимнастики; - лепка из пластилина и соленого теста; - игры с кубиками, конструкторами; - рисование с использованием шаблонов, трафаретов; - массаж кистей рук;

Консультация для родителей « Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»

  1. Разучивание пальчиковой игры «Спрячь в ладошки», «Паучок».
  2.  Игра «Шнуровка».

Конструирование из строительного материала «Дорожка».

 Настольная игра «Мозаика».

Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый»

Буклет для родителей «Пальчиковые игры для детей»

Пальчиковые игры: «Грибы», «Фрукты», «Овощи», « Осень».

Настольная игра «Найди фигуре место»

Конструирование из лего - конструктора.

Игры с прищепками.

Конструирование из счетных и деревянных палочек;

Консультации на стенде информации для родителей: «Для чего нужны пальчиковые игры»

Пальчиковые игры: «Солнечные зайчики», «Как вчера у бабушки».

Игры с крышками от пластиковых бутылок.

Раскручивание и закручивание пластмассовых гаечек на болтиках.

Конструирование: «Паровозик из пуговиц».

 Рисование с помощью ватных палочек.

 Игры с прищепками

 

 

Консультация  для родителей «Важные факторы в развитие мелкой моторики»        

Выкладываие простых узоров из веревочки (по карточкам, образцам), игры с клубочками.

 Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком).

 Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

 Инсценирование руками стихов «Голуби», «Веселый зоопарк».

Пальчиковые игры: «Мебель», «Посуда», «Профессии», «Армия».

 Игры с прищепками, с клубочками, со счетными палочками, застегивание пуговиц, шнуровки.

 Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Мастер – класс для родителей «Волшебные пальчики».

Мастер – класс для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику - ниткография».

  1. Игры в «сухом бассейне» (найти заданный предмет)
  2. Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

Пальчиковые игры «Мошка», «Голуби», «Барабанщики».

Массаж рук: игровое упражнение: «Покатаем машинки».

Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы.

Повторение знакомых пальчиковых игр и игровых упражнений.

 Работа с крупами (фасоль, рис, гречка, пшено, орехи лесные), песком.

Вязанный конструктор (домик, кораблик).

Нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т.д.

Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у воспитанников на конец года.

      Сентябрь

   

  Октябрь

     

 Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

     

Март

Апрель

Заключительный

Написание отчета о проделанной работе за учебный год.

Выступление на итоговом педсовете.

Презентация «Развиваемся, играя!»

          Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности. Задачи:Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;Содействовать нормализации речевой функции;Развивать воображение, логичес...

Программа по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности...

Планирование работы в соответствии с темой самообразования «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2020-2021 г.

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Задачи: 1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук; 2....

Программа по самообразованию " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Программа по самообразованию " Развтите мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"...

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....

план самообразования «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...

Обобщение опыта работы по теме: « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности »

   Проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников на современном этапе является актуальной, так как от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависи...