Использование нейропсихологических и нейрокинезиологических упражнений, способствующих развитию интеллекта и физического здоровья детей.
статья

Соколова Татьяна Сергеевна

Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Нейрогимнастика для мозга в педагогике относится к кинезиологическим упражнениям.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую, целостную систему, происходит активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нейропсихологических и нейрокинезиологических упражнений, способствующих развитию интеллекта и физического здоровья детей.

Автор: Соколова Татьяна Сергеевна

Организация: ГБОУ школа №53 ОДО Приморского района Санкт-Петербурга.

Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие.

Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!

И. Соньер.

Всем нам известно, что головной мозг — это самый загадочный орган, его развитие начинается с момента зачатия, продолжается после рождения и заканчивается в возрасте 9–12 лет. Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а также интеллекта, межполушарных связей и психических процессов. Правое полушарие отвечает за воображение, которое позволяет человеку воображать, фантазировать, мечтать, и, как следствие, — сочинять и учить наизусть. «Правополушарные» дети лучше танцуют, воспринимают музыку, любят рисовать, понимают юмор. Левое полушарие отвечает за языковые способности ребёнка, письмо и чтение. «Левополушарные» люди имеют возможность последовательно обрабатывать информацию, делать выводы. Если межполушарное взаимодействие не сформировано, то происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении, такие как:

  1. Проблемы в письме.
  2. Проблемы в устной речи.
  3. Трудности в запоминании информации.
  4. Сложности в счете как в письменном, так и в устном.
  5. Сложность в восприятии учебной информации.

К счастью, полушария мозга можно развивать. Особенно это важно в дошкольном возрасте, ведь это период активного развития мозговых структур. Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста можно рекомендовать кинезиологические и нейропсихологические упражнения.

Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Нейрогимнастика для мозга в педагогике относится к кинезиологическим упражнениям.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую, целостную систему, происходит активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие. Развивать межполушарные связи очень просто, если мы вспомним, что за работу полушария отвечает противоположная сторона тела, то есть, выполняя движения левой рукой или ногой, мы активизируем правое полушарие, а работая правой ногой или рукой — левое. Если постараться выполнять движения одновременно двумя руками, то мы сможем развивать межполушарные связи.

В работе с детьми применяются следующие методы:

Растяжки - это упражнения, растягивающие мышцы тела. Эти упражнения снимают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела.

Когда мышцы растягиваются и принимают естественное состояние и длину. Они посылают в мозг сигнал о том, что человек находится в спокойном, расслабленном состоянии и готов к познавательной работе.

«Струночка» Упражнение выполняется лёжа на спине. Ребёнку нужно почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, затем описать свои ощущения. Далее ребёнку предлагается представить себя сильно натянутой струной и растягивать тело, потягиваясь сначала двумя руками, двумя ногами, затем – правой (рука, бок, нога) и левой стороной тела (линейные растяжки). Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться

«Растяжка по осям» И.п. – лёжа на спине. Детям предлагают напрячь тело, расслабить. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней части тела, напряжение нижней части тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой, затем левой части тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги

Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение), гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.

«Активизация рук»

1.Встаньте или сядьте, выпрямив спину, и вытяните перед собой руки.

2.Поднимите правую руку вверх. Левой рукой двигайте правую в разных направлениях: приближая к голове, от головы, пытаясь опустить руку вниз, отвести ее за спину. При этом вытянутая правая рука оказывает легкое сопротивление левой.

3.Движение в каждом направлении делаем по четыре раза и обязательно на длинном выдохе. Выдох поможет вам почувствовать расслабление мышц руки.

4.Вернитесь в исходное положение и вытяните руки перед собой. При правильном выполнении упражнения правая рука по ощущению кажется длиннее левой!

5.Повторите упражнение, поменяв руки. После этого вытяните их перед собой и почувствуйте полную расслабленность плечевого пояса. Полезно также активно повращать или потрясти плечами.

2. Дыхательные упражнения.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль над поведением.

И.п. – сидя или лежа на полу. Ребёнок кладет одну руку на живот и акцентирует внимание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе – опускается.

И.п. – сидя на полу. Глубоко вдохнуть. Задержать дыхание. Выдохнуть с сильным, открытым звуком а-а-а (чередовать со звуками ы-ы-ы, у-у-у, о-о-о)

“Надуй шарик”.

Исходное положение - лежа на спине. Необходимо расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

3. Глазодвигательные упражнения.

Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие, активизируют процесс обучения.

4. Игры на межполушарное взаимодействие. При их выполнении развивается межполушарные связи, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы.

1. перекрестные игры с мячами

Способы действий с мячиками:

  1. - мяч в противоположной руке – перекладывать из руки в руку у себя,
  2. - мяч в противоположной руке – перекладывать другому,
  3. - мяч в противоположной руке – себе – другому 

2. Ребенок делает шаг правой ногой, приставляет левую, потом шаг левой ногой, приставляет правую.

 3. След в след, с использованием следов и нейролестницы.

 4. балансир и мяч. Это самая любимая игра у детей. Стоя на балансире

выполняем упражнения с мячом в паре. Далее можно усложнять, используя мячи разного размера.

 5. Кинезиологические игры - тренировка тонких движений пальцев рук, стимулирует общее развитие речи, улучшает пальцевой и кистевой праксис, активизирует энергетический блок мозга.

 6. Нейроупражнение Ритмы

Под песню кукушка

Задача – научить ребенка выполнять разные движения двумя руками одновременно. Одной рукой делаем массаж, другой рукой отбиваем ритм, затем наоборот.

В результате освоения кинезиологических упражнений и нейрогимнастики у детей:

  1. -развиваются когнитивные способности и высшие психические функции
  2. -происходит коррекция поведенческих и эмоциональных проблем
  3. -улучшается межполушарное взаимодействие на всех уровнях
  4. -формируются пространственные представления
  5. -развивается умение анализировать в рамках первичных математических представлений
  6. -развивается символическое и абстрактное мышление
  7. -улучшается регуляторный компонент (целеполагание, программирование, реализация, контроль)
  8. -развивается схема и образ тела, общий, кистевой и пальцевой праксис, нормализуется общий и психический тонус
  9. -подготавливается и облегчается процесс чтения и письма.

В стрессовой ситуации у взрослых работает только одно полушарие мозга - если левое, мы педантично продолжаем работать в обычном режиме. А если правое - то мы вообще ничего не делаем. И то, и другое поведение разрушительно для "жизненной силы" (уровня энергии) - потому что проблема остается, и голова об этом помнит.

Существуют три способа активизации обоих полушарий.

Первое - это читать стихи вслух! Лучше брать стихи с простым четким ритмом. Чтение поэзии включает в себя, собственно, речевой аппарат, который регулируется левым полушарием, и ритмичность, за которую отвечает правое полушарие. Проза не дает такого эффекта, равно как и пение.

Второе - смотреть на красочные пейзажи и морские темы. Для этого подойдет альбом с репродукциями.

А третье - это ходьба с "размахиванием" рук - ну вроде как маршируешь. Когда шагает правая нога, поднимается левая рука, и наоборот

Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите детям чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Это не только полезно, но и весело!

  

Литература

  1. Аверин В.А. Психология развития ребенка. Конспект лекций. – СПб., 2000.
  2. Выготский Л.С. избранные психологические исследования. – М., 1956.
  3. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика мозга. – М., 1995.
  4. Зуев В.И. Волшебная сила растяжки. – Ь., 1993.
  5. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.
  6. Лейтес Н.С., Голубева Э.А., Кадыров Б.Р. Динамическая сторона психической активности мозга / Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. – М., 1980.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
  8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1973.
  9. Светова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук. – М., 2004.
  10. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002.
  11. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М., АРКТИ, 2009.
  12. Ханнафорд К. Мудрое движение. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллекта и физического здоровья детей

Занятие разработано совместно с инструктором по физкультуре Мавриной Еленой Павловной. Практическое занятие для воспитателей. Цель которого,совершенствовать и обновлять  систему оздоровитель...

Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллекта и физического здоровья детей

Практическое занятие для воспитателейЦель: Совершенствовать и обновлять систему оздоровительной работы в ДОУ, формируя активную позицию в отношении личного здоровья педагога  и здоровья воспитанн...

Cсеминар-практикум "Развитие межполушарного взаимодействия как основа интеллекта и физического здоровья детей"

Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную целостную систему, формирующийся в онтогенезе....

Презентация "Развитие межполушарного взаимодействия как основа интеллекта и физического здоровья детей"

Презентацию "Развитие межполушарного взаимодействия как основа интеллекта и физического здоровья детей" можно использовать для группового консультирования педагогов и родителей....

Семинар-практикум для педагогов по теме: "Использование нейропсихологических игр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста с ТНР".

Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, воспитателей ДОУ, так как раскрывает возможности использования нейропсихологических игровых приемов, упражнений, способ...

Деловая игра для педагогов ДОО «Использование нейропсихологических игр и упражнений в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Деловая игра для педагогов ДОО «Использование нейропсихологических игр и упражнений   в развитии логического мышления  у детей старшего дошкольного возраста»...

«Использование нейропсихологических игр и упражнений с детьми группы комбинированной направленности для детей с ЗПР»

В данной статье рассматривается проблема апробации использования нейропсихологических игр и упражнений в группе комбинированной направленности для детей с ЗПР. Проанализированы особенности детей данно...