Консультация для педагогов "Познавательно-исследовательские проекты по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"
консультация

Федорова Юлия Ринатовна

Проектная деятельность детей по патриотическому воспитанию в детском образовательном учреждении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 28 «Колокольчик» городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для педагогов

на тему: «Познавательно – исследовательские проекты

по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Федорова Юлия Ринатовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Дата проведения: 29.11.2023 г.

2023-2024 учебный год

     Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вам прослушать консультацию на тему: «Познавательно-исследовательские проекты по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».

         В связи с происходящими изменениями в жизни общества в современных условиях, патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных проблем. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

        Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства.

       Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

       Сохраняя традиции своего народа, знакомя детей с обычаями других народов, мы расширяем социальный кругозор ребенка, гармонично развиваем его личность.

     Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, природные возможности нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.

       Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым.

        Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

           Под проектом понимается – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, нужно уделять внимание и продумывать организацию среды в ДОУ, таким образом, чтобы она являлась фоном к эвристической и поисковой деятельности, развивала у дошкольника любознательность.

       Проект позволяет интегрировать сведения из различных областей знаний для решения одной проблемы и успешно применять их на практике, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

       Проектная деятельность по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста может состоят из следующих тематических блоков:

В тематический блок «Моя семья. Мой дом» можно включить следующие проекты: «Семья», «Выходной день с семьей», «Традиции моей семьи».                                                                                                                                            

        В блок «Детский сад»: такие проекты как «Мой любимый детский сад», «Вместе дружная семья - детский сад, родителя и я», «Неделя игры и игрушки».                                                                                                        

           В блок «Моя малая Родина» такие проекты, как «С чего начинается Родина?», «Моя малая Родина - город Октябрьский».

Блок «Армия России»: проекты «Защитники Отечества», «Будем Родине служить», «День Победы», «Весна Победы», «Наша армия родная», «На границе».

         Проекты, относящиеся к государственно и международным праздникам такие как: «Новый год», «Масленица», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

Организация проектной деятельности происходит с учётом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей.                                                                     

Требование к проекту:

 Наличие проблемы – исследовательской, информационной, практической.

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами с проектирования самого проекта, в частности вида продукта и формы презентации.

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации.

Продолжительность проектов:

краткосрочные (от одного дня -до 1-2 недель);

среднесрочные (от 2 недель- до 1 месяца);

и долгосрочные (от 1 месяца- до полугода и дольше).

Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. Подготовленный продукт должен быть представлен презентацией.

Таким образом, проект – это: проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация и его портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы.

          Проект – это метод обучения. Он ориентирован на достижение целей самими детьми, и поэтому он уникален, т.к. формирует большое количество умение и навыков.

         Обычно проект состоит из трёх основных этапов:

1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.

2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.

3-й - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

          Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту приглашаются гости, родители, малыши. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

         Использование проектного метода в целях формирования патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным. Метод проекта дает возможность ребенку создание целостности картины мира, где все находится в нерасторжимом единстве, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, помогает повысить самостоятельную активность детей.                                                                                                                                                

Своё выступление хочу завершить словами К. Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Привитие патриотических чувств является важной задачей воспитания....

Консультация для воспитателей «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством художественной литературы»

laquo;Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством художественной литературы»...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Консультация для воспитателей «Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

    Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общ...

Консультация «Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Консультация «Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»Патриотизм — это проявление любви не только к красивой и сильной, могучей стране,...

Консультация.НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Консультация НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....