Методическая работа
материал

В данном разделе представлены презентации по осуществлению методической работы (проведенных  консультаций, семинаров), представлены картотеки игр с детьми.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 326» ИНН 2465040722 КПП 246501001 БИК 040407001 ОГРН 1022402489856 Адрес: 660132, г. Красноярск, ул. Славы, 13 «А», тел./факс 225-82-03 е- mail : dou326@mailkrsk.ru Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ» Красноярск, 2023 Выполнила: педагог-психолог МАДОУ № 326 Делягина Л.А.

Слайд 2

Группы детей по характеру приспособления к новым условиям жизни Первая группа Вторая группа Третья группа Дети, для кого процесс адаптации легкий и безболезненный. Они проявляют интерес к игрушками и деятельности, коммуникабельные, самостоятельные, уравновешенные. Общение родителей с ребенком доброжелательное, уважительное. Дети, которые адаптируются медленнее и труднее. Периоды интереса к игре сменяются периодами безразличия, капризов. Не хватает доверия в отношении с воспитателями, другими детьми. Навыки игры и общения развиты недостаточно. Малоинициативны . Менее самостоятельные, что-то могут делать сами, но по большей части зависят от взрослого. Со стороны родителей наблюдается нестабильность в общении: доброжелательные, рассудительные обращения сменяются окриками, угрозами или ослаблением требовательности, невниманием. Дети, которые с трудом приспосабливаются к новому для себя быту. Как правило, несамостоятельные, неконтактные. Привычные к нестабильности в режиме дня. Быстро устают. Игровые навыки не сформированы. В опыте таких детей - проявление авторитарности, жестокости, или, наоборот, лишнего либерализма со стороны взрослых, что вызывает страх, недоверие к воспитателю или полное игнорирование его и других детей. Сон, аппетит - плохие или вовсе отсутствуют. Высокая заболеваемость еще больше замедляет привыкание к новой обстановке и новым требованиям.

Слайд 3

Первые шаги ребенка в детском саду, как правило, непростые. Начало посещения детского сада - это не только новые условия жизни и деятельности, режима и питания, - но и новые контакты, окружение, новые взаимоотношения, обязанности. Привыкание к детскому саду часто сопровождается нарушением эмоционального состояния.

Слайд 4

Процесс адаптации ребенка к условиям детского сада, кроме определенной продолжительности во времени, различного для разных детей, имеет несколько основных этапов (фаз). Это, в частности, такие этапы: «Шторм» - в ответ на комплекс новых воздействий все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Повышаются возбудимость, тревожность, возможно увеличение агрессивности или уход в себя. Плохие сон, аппетит, настроение. Физиологическая и психологическая буря длится от 2-3 дней до 1-2 месяцев (у отдельных детей).

Слайд 5

«Шторм утихает» - период неустойчивого приспособления, когда детский организм ищет оптимальные варианты реакции на внешние воздействия. Малыш продолжает присматриваться к новому окружению, пытается участвовать в совместной деятельности, становится более активным, заинтересованным, уравновешенным. Этот период более длительный, чем первый, - от 1 недели до 2-3 месяцев.

Слайд 6

«Штиль» - период относительно устойчивого приспособления. Организм находит наиболее благоприятные варианты реагирования на новые условия жизни, режим дня, общения. Ребенок начинает активно усваивать новую информацию, устанавливать контакты, принимать реальное участие в занятиях. Уменьшается заболеваемость, стабилизируются сон, аппетит, настроение. Этот период длится от 2-3 недель до полугода.

Слайд 7

Поэтому воспитатель и психолог детского сада должны помочь ребенку адаптироваться к новым условиям. Обязательным правилом при приеме ребенка должно стать посещение кабинета психолога. Этот визит нужен еще в ходе оформления документов. Внимательный, наблюдательный психолог во время разговора сделает определенные выводы относительно подготовленности ребенка к пребыванию в дошкольном учреждении и по стилю воспитания в семье. Он начнет с определения некоторых индивидуальных особенностей новичка, чтобы выбрать группу, которая лучше всего будет соответствовать его привычкам, особенностям поведения, темпераменту. Важно дать конкретные рекомендации родителям, как они должны подготовить ребенка к новому быту.

Слайд 8

Ориентировочные вопросы для беседы психолога с родителем Имеет ли ребенок опыт общения с другими детьми? Какой характер имеет это общение? В какие игры любит играть сын (дочь)? Что именно больше всего влияет на поведение ребенка? (Стиль общения, место, режим, обстановка, здоровье и т.д.). Какое настроение преобладает в течение дня? Чем интересуется? Какие виды деятельности больше всего любит? Как происходит физическое развитие ребенка? Закаляете ли его? Как? Каким видите сына (дочь): уравновешенным; чрезмерно подвижным, стремительным, шумным; медленным, вялым? Какой системы воспитания придерживаетесь: авторитарной; демократической; либеральной? Существует ли согласованность в воспитании со стороны членов семьи? Кто еще участвует в воспитании? Есть ли у ребенка братья, сестры? Как она с ними общается? Стремится ли соблюдать дома режим дня? Совпадает ли он с режимом детского сада? Как засыпает ваш малыш? Крепко спит? Какой у него аппетит? Является ли ребенок самостоятельным для своего возраста? Что он может делать самостоятельно? Послушный ли ваш сын (дочь)? Если не слушается, как реагируете: обижаетесь; ругаете; наказываете; не обращаете внимание и т.д.? Как реагируете на жалобы ребенка о ссорах с другими детьми: защищаете, обвиняете; отмахиваетесь; делаете попытки разобраться и др.? Если понимаете, что были неправы, просите ли прощения у сына (дочери)? Что больше всего нравится ребенку?

Слайд 9

Следует учитывать не только содержание того, что говорят родители, но и на интонацию, выражение лица и особенно - на поведение ребенка. Требуют внимания, в частности, следующие моменты: как ведет себя ребенок в присутствии незнакомых взрослых (робко, уверенно, заинтересованно, безразлично, нагло); общий стиль поведения (спокойный, уравновешенный, инертный, излишне энергичный); заинтересованность обстановкой, игрушками, играми (просит поиграть, с интересом смотрит, играет, если предлагают, играет сам); характер общения матери с ребенком (говорит ласково, вежливо, с уважением, с восклицаниями, раздраженно, с угрозой); как реагирует ребенок на обращения и просьбы матери (слушается, капризничает, игнорирует).

Слайд 10

Первый день пребывания малыша в детском саду стоит ограничить знакомством с воспитателем, детьми, групповым помещения. В последующие дни воспитатель и психолог внимательно наблюдают за его поведением в группе, предоставляют дополнительные консультации родителям.

Слайд 11

Целеустремленности наблюдений и объективности выводов будет способствовать использование тестов контроля поведения детей-новичков. Настроение ребенка: бодрый - положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашенные, часто улыбается, смеется; охотно контактирует с другими; спокойный - положительно относится к окружающему, на инициативу отвечает, но сам не проявляет ее, положительные эмоции проявляются в меньшей степени; раздраженный, возбужденный - наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, капризы, плач, часто возникают конфликты с другими; подавленное - наблюдаются вялость, бездействие, пассивность, замкнутость, печаль, тихий и долгий плач; неустойчивое - быстро переходит от одного настроения к другому, может быть веселым, смеяться и тут же плакать, часто конфликтует, бывает замкнутым.

Слайд 12

Целеустремленности наблюдений и объективности выводов будет способствовать использование тестов контроля поведения детей-новичков. Сон (засыпание, характер сна, продолжительность): засыпание - быстрое, медленное (более 10-15 мин.), спокойное, беспокойное, с дополнительными воздействиями; характер сна - глубокий, неглубокий, спокойный, беспокойный; продолжительность сна - короткий, длительный, в соответствии с возрастом.

Слайд 13

Целеустремленности наблюдений и объективности выводов будет способствовать использование тестов контроля поведения детей-новичков. Аппетит: хороший, плохой, выборочное отношение к еде.

Слайд 14

Целеустремленности наблюдений и объективности выводов будет способствовать использование тестов контроля поведения детей-новичков. Поведение во время бодрствования: активный - ребенок занят деятельностью; малоактивный - не всегда занят, активная деятельность сменяется периодами бездействия; пассивный - преобладает бездействие.

Слайд 15

Целеустремленности наблюдений и объективности выводов будет способствовать использование тестов контроля поведения детей-новичков. Коммуникабельность (высокая, средняя, низкая):: высокая - ребенок осуществляет инициативные действия с взрослыми, другими детьми, решает конфликтные ситуации справедливо, самостоятельно, в случае необходимости обращается за помощью к взрослым, может правильно оценить свое поведение; средняя - сам не проявляет инициативы, но отвечает на инициативные действия со стороны других, в случае конфликта обращается за помощью к взрослым, правильно оценивает свое поведение; низкая - на инициативные действия не отвечает и сам не проявляет инициативы, на конфликты реагирует слезами, криком, не может оценить поведение свое и других.

Слайд 16

Целеустремленности наблюдений и объективности выводов будет способствовать использование тестов контроля поведения детей-новичков. Коммуникабельность (высокая, средняя, низкая):: высокая - ребенок осуществляет инициативные действия с взрослыми, другими детьми, решает конфликтные ситуации справедливо, самостоятельно, в случае необходимости обращается за помощью к взрослым, может правильно оценить свое поведение; средняя - сам не проявляет инициативы, но отвечает на инициативные действия со стороны других, в случае конфликта обращается за помощью к взрослым, правильно оценивает свое поведение; низкая - на инициативные действия не отвечает и сам не проявляет инициативы, на конфликты реагирует слезами, криком, не может оценить поведение свое и других.

Слайд 17

В соответствии с возрастом: высокий; средний; низкий; по уровню развития навыков самообслуживания (в соответствии с возрастом): высокий, средний, низкий; по уровню развития игровых навыков (в соответствии с возрастом): высокий; средний; низкий; относительно индивидуальных особенностей поведения: доброжелательность - агрессивность; инициативность - пассивность; медлительность - подвижность; заинтересованность играми, занятиями - равнодушие; контактность - замкнутость и др. Также обобщаются выводы наблюдений относительно уровня развития речи ребенка

Слайд 18

Схема записи (вертикальные графы): порядковый номер; дата наблюдения; фамилия, имя, возраст; настроение; сон; аппетит; поведение во время бодрствования; коммуникабельность; уровень развития навыков самообслуживания; уровень развития игровых навыков; уровень развития речи; индивидуальные особенности поведения; рекомендации родителям; воспитателям. Результаты обследования ребенка фиксируются в дневнике адаптации

Слайд 19

1. Постепенная выработка у ребенка привычки соблюдать определенный режим дня. Лучше всего осуществлять это в домашних условиях еще до начала посещения детского сада. В саду - обеспечение гибкого режима. 2. Формирование навыков самообслуживания (умение самостоятельно есть, одеваться, складывать игрушки, одежду и т.д.). 3. Развитие игровых навыков, навыков общения. Постепенное расширение круга знакомств малыша. 4. Организация положительного эмоционального общения ребенка с воспитателем и персоналом детского сада. 5. Оборудование групповой комнаты должен предусматривать возможность осуществления индивидуальных игр, занятий, удовлетворять стремление ребенка побыть одному или наедине с воспитателем. 6. Обеспечение межвозрастного общения детей как одной из наиболее эффективных условий успешной адаптации к новому быту. 7. Обеспечение содержательной деятельности дошкольников с учетом индивидуальных интересов каждого ребенка и его возрастных возможностей. 8. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам облегчения адаптации к детскому саду (индивидуальные беседы, консультации). 9. Постепенное увеличение продолжительности пребывания ребенка в детском саду (сначала - только прогулка, игра, потом - прогулка, обед, через несколько дней - прогулка, обед, сон и т. д. ). 10. Расширение круга близких людей, которые приводят ребенка в детский сад (не только мама, но и папа, сестра, дедушка, - это облегчает прощание). 11. Проведение специальных игровых комплексов, направленных на расширение круга общения, выработки уверенности, снятия тревожности, страхов. Психолого-педагогические условия обеспечения процесса адаптации детей к посещению детского сада:

Слайд 20

Благодаря обеспечению этих и других условий у детей-новичков достаточно быстро восстанавливаются сон, аппетит. Правда, длительным бывает процесс нормализации эмоциональной сферы ребенка, которая и должна стать предметом особой заботы психолога, воспитателей, родителей. Адекватное поведение, заинтересованность в общении со взрослыми и детьми, активное участие в занятиях и играх, бодрое настроение являются основными показателями социально-психологической адаптации ребенка к условиям детского сада.

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОГИМНАСТИКА Выполнила: педагог – психолог МАДОУ № 326 Делягина Л.А. " Эмоции у детей необходимо воспитывать: нужно учить выражать и сдерживать свои чувства, понимать эмоции и чувства других людей и адекватно на них реагировать. Тогда ваш ребенок будет уверенно чувствовать себя в любом коллективе и получать удовольствие от общения. А .Мердок. Красноярск,2023 муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 326» ИНН 2465040722 КПП 246501001 БИК 040407001 ОГРН 1022402489856 Адрес: 660132, г. Красноярск, ул. Славы, 13 «А», тел./факс 225-82-03 е- mail : dou 326@ mailkrsk . ru

Слайд 2

Что такое психогимнастика ? Психогимнастика – полезный инструмент в развитии эмоционального интеллекта ребенка. Она помогает преодолеть детскую неуверенность, страх и агрессию. Это активные мимические, жестикуляционные и пантомимические проявления эмоций. Когда малыш умеет понимать эмоции других и сам их ярко выражает, он становится чутким, проще общается со сверстниками и лучше понимает чувства окружающих. Психогимнастика – что это и зачем нужна? Психогимнастика – это комплекс специальных игр, этюдов и упражнений. Они развивают и корректируют разные стороны психики (познавательную, эмоционально-личностную). На занятиях дети максимально ярко изображают гнев, страх и другие эмоции.

Слайд 3

Основная цель психогимнастики - преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятия психического напряжения, создание возможности для самовыражения . Задача психогимнастики состоит в том, чтобы развить различные стороны психики ребенка ( как ее познавательной так ее и эмоционально-личностной сферы).

Слайд 4

Полезная литература В книге М.И. Чистяковой « Психогимнастика » дано определение психогимнастики - это курс специальных занятий( игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка ( как его познавательной, так и эмоционально- личностной сферы)

Слайд 5

Психогимнастика по методике Чистяковой направленна на обучение элементам техники выразительных движений на использование выразительных движений воспитании и эмоций и высших чувств и на приобретение навыков саморасслаблении . Дети изучают различных эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбуков выражения эмоциями.

Слайд 6

Этапы занятия психогимнастикой Методика занятий психогимнастикой довольно проста. Группы комплектуются по возрасту, имеющих различные психологические особенности( чрезмерная подвижность, слабая концентрация внимания, замкнутость, боязливость). Занятия проходят в четыре этапа: -мимические и пантомические этюды на выражение отдельных эмоциональных состояний и чувств; -на втором этапе добиваются выражение отдельных качеств характера и их эмоционального сопровождения; - третьий этап имеет психотерапевтическую направленность; -на четвертом этапе- снятие психоэмоционального напряжения.

Слайд 7

Где и как использовать психогимнастику воспитателю в ДОУ -В качестве частичного замещения « физкультурных минуток» - в качестве ауторелаксации после интенсивной нагрузки( физической или интеллектуальной) В качестве « оживления» в материале в работе по нравственному воспитанию. Индивидуальная форма работы с детьми.

Слайд 8

Специальный дневник Работу детей в психогимнастической группе воспитатель фиксирует в специальном дневнике. Можно предложить уровневую систему оценки выполнения задач в каждой игре, каждого этапа занятия и комплекса в целом. Уровни показатели( высокий, средний, низкий). Важно! Дети должны чувствовать себя комфортно, свободно, не замечать оценочного отношения к ним воспитателя.

Слайд 9

Называйте чувства и эмоции ребенка Формируйте у ребенка «словарик» эмоций, чтобы он мог сказать: -Я так рад! -Я так злюсь! -Я боюсь -Мне так одиноко -Я скучаю -Я волнуюсь.

Слайд 10

Разрешайте ребенку испытывать эмоции Не запрещайте ребенку испытывать любые его эмоции. Ведь запрещая, мы учим ребенка их подавлять. Но при этом они никуда не денутся, а будут создавать в нем тревогу, напряжение и агрессию. Помните, что нет плохих и хороших эмоций. Есть приятные и неприятные. И каждая эмоция может быть в отдельном конкретном случае полезна.

Слайд 11

Покажите ребенку , как выражать эмоции Расскажите и покажите ребенку, что он может выражать чувства и эмоции разными способами: -Сказать вам про них: « Мне грустно», « Мне смешно». _Нарисовать их; -Слепить их пластелина из песка; -Через физические действия.( попрыгать, побегать , потанцевать); -рассказать через игру.

Слайд 12

Эмоциональный интеллект Будьте примером для ребенка-говорите ему о том, что чувствуете. Рассказывайте ему о своих чувствах и эмоциях- так вы поможете ребенку развивать эмоциональный интеллект. Ведь дети смотрят на нас и учатся.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методическая разработка "Использование интерактивных форм и методов в методической работе для формирование у педагогов потребности в профессиональном саморазвитии"

Методическая разработка включает в себя теоретическое обоснование и практическое использования интерактивных форм и методов в работе с педагогами ДОУ. В методической разработке представлен подробный ...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

Самостоятельная работа № 9 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ работы методического кабинета ДОУ».

Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического ...