Открытое мероприятие "Предметы русской старины"
план-конспект занятия (средняя группа)

Перескока Елена Сергеевна

Конспект открытого занятия в рамках образовательного проекта "Предметы русской старины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_seminar.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе

«Предметы русской старины»

Цель:

• продолжать знакомить детей с традициями русского народа;

• формировать представление об облике русского быта, обобщая

и систематизируя знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о быте крестьянской семьи;
  2. Познакомить с предметами старинного русского быта (печь, посуда, коромысло и т. д.);
  3. Обогатить словарь детей, словами, которые использовались в быту русского народа, новыми словами (ухват, чугун, стиральная доска, прялка).
  4. Развитие связной монологической речи и коммуникативных умений при помощи игровых подходов и народных игр.
  5. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа к народным традициям.

Предварительная работа: знакомство детей с традициями русского народного творчества: потешками, прибаутками, пословицами, сказками; с предметами быта, домашней утвари; разучивание песен, частушек.

Материалы и оборудование:

• мультимедийная установка, презентация с изображением русского быта;

• "Музей-выставка" (с предметами быта: печь, сундук, самовар, прялка, керосиновая лампа, одежда, и т. д.);

• русские народные костюмы; 2 клубка с нитками;

• пластмассовые шарики, веревка, прещепки, кукольная одежда, часы, деревянные ложки

• Баранки для чаепития.

Ход занятия:

Под музыку в зал заходят дети.

В. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как много к нам пришло гостей! Здравствуйте, гости дорогие!

Ко мне на электронную почту пришло очень интересное видеописьмо. Оно непростое – из прошлого. Давайте посмотрим.

Видеописьмо:

(на экране запись ребенка)

Здравствуйте, ребята! Зовут меня Алёнушка. Беда у меня случилась. Налетели гуси-лебеди, унесли моего братца в дальние края. Не справиться мне самой. Помогите мне пожалуйста найти Иванушку. Чтобы попасть в прошлое, я отправляю вам волшебные часы. Встаньте вкруг и произнесите слова

Раз, два, три, четыре, пять –

Хотим в прошлом побывать.

До скорой встречи!

(появляются волшебные часы)

В. Ребята, поможем Алёнушке?

Ответы детей.

(воспитатель с детьми встают вокруг часов и произносят волшебные слова).

Раз, два, три, четыре, пять –

Хотим в прошлом побывать.

(звучит тиканье часов)

В. Вот мы и в прошлом! Давайте начинать?

Ответы детей.

(звучит тиканье часов)

В. Ребята смотрите что это? (ответы детей) Давайте у нее попросим помощи. Печка, печка, куда гуси- лебеди полетели?

(звучит запись печки)

П. Здравствуйте, ребята! Ох, и рада я вам помочь, но давно во мне ничего не варили! Поможете кашу сварить, скажу.

В. А вызнаете, что за предметы использовали для того чтобы что-то приготовить? Этот предмет называется ухват. Раньше пищу готовили в печи. Там горел сильный огонь, чтобы не обжечься, пользовались ухватом. Им брали посуду и ставили в печь. А этот необычный предмет – дедушка нашей кастрюли. В нем готовили кашу, щи, супы и многое другое. Называется он чугун или чугунок. Ну а теперь и мы сварим кашу.

Развлечение «Сварим кашу»

На столе стоит корзинка с пластиковыми шариками. Детям предлагают перенести деревянными ложками по одному шарику в чугун, пока он не заполнится.

(звучит запись печки)

П. Спасибо ребята, выручили! В ту сторону полетели гуси лебеди!

(звучит тиканье часов переходят к прялке)

В. Ребята, смотрите какой необычный предмет. Знаете, что это такое? Этот предмет называется прялка. Раньше наши предки не покупали нитки в магазине. А делали их сами. Стригли коз, овец. Вычесывали шерсть. После из полученного пуха пряли нити при помощи прялки.

Давайте спросим дорогу у прялки. Прялка, прялка, куда гуси-лебеди полетели?

(звучит запись прялки)

Пр. Рада я вам помочь, но сначала, помогите мне смотать нити!

Дидактическая игра «Смотай клубочек»

4 человека, два ребенка держат нити, двое сматывают в клубок или на палочку.

(звучит запись прялки)

Пр. Спасибо, ребята! Гуси-лебеди полетели к реке.

В. Спасибо тебе, прялка! До свиданья!

(звучит тиканье часов, дети переходят к реке)

В. Ребята, вижу вы устали. Давайте отдохнем. Раньше люди много работали физически, а отдохнуть им помогали веселые игры, потешки, песни. Давайте встанем в круг и поиграем.

(звучит музыка)

Игра малой подвижности «Баба сеяла горох»

Баба сеяла горох –

Прыг-скок, прыг-скок!

Обвалился потолок –

Прыг-скок, прыг-скок!

Баба шла, шла, шла,

Пирожок нашла.

Села, поела,

Опять пошла.

Баба стала на носок,

А потом на пятку,

Стала русского плясать,

А потом вприсядку.

Вот как здорово мы отдохнули. Теперь можно отправляться в путь.

(подходят к реке)

В. Здравствуй, матушка река! Речка, речка, помоги! Куда гуси лебеди полетели!

(звучит запись речки)

Р. С радостью я вам помогу. Только вот забыл на моем берегу кто-то белье, и не постирал. Помогите мне пожалуйста.

В. Ребята, посмотрите какие интересные предметы. Это прабабушки наших стиральных машин. Называются они стиральные доски. Одежду интенсивно тёрли о ребра доски и частички грязи легче отставали от ткани.

Игра «Большая стирка»

Дети в двух командах стирают по очереди вещи и развешивают на бельевую веревку.

(звучит запись реки).

Р. Спасибо, ребята. Помогли. Прямо за моим берегом стоит избушка, вот там гуси и спрятали мальчика. Счастливого пути.

(звучит тиканье часов, дети идут к избушке)

В. Ребята, мы очень удачно пришли гусей-лебедей гнет дома. Иванушка, ты здесь? Мы друзья Аленушки выходи.

(выходит Иванушка)

И. Ребята, спасибо, что помогли мне.

(в зал входит Аленушка с самоваром и баранками, отдает воспитателю)

А. Спасибо вам ребята, что помогли найти мне братца. В любое время: в прошлом или настоящим русские люди славились дружбой и взаимовыручкой.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

В благодарность за вашу помощь я приготовила вам чай с баранками. Ну а чтобы вы смогли их попробовать мы с Иванушкой вернем вас в ваш детский сад. Для этого нужно произнести волшебные слова

Раз, два, три

В настоящее нас верни.

В. Спасибо и вам, Аленушка, это было очень увлекательное путешествие.

(дети встают в круг вместе с героями, произносят слова, звучит тиканье часов, Аленушка забирает часы и вместе с Иванушкой выходят из зала).

А. До свидания.

В. Ребята понравилось вам путешествие? (ответы детей). Ну а теперь нам пора отправляться в группу пить чай с баранками.

(дети выходят из зала под музыку)

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение – детский сад «Солнышко» г. Аркадака Саратовской области

Конспект занятия в средней группе

«Предметы русской старины»

Подготовила

Воспитатель:

Перескока Е.С.

Аркадак, 2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в мини - музей русской старины

Экскурсия в мини-музей Русской старины (для детей старшего дошкольного возраста) Задачи: Познакомить детей с содержанием мини-музея. Расширить представления детей о жизни русского народа. Спо...

экскурсия в мини- музей русской старины

Экскурсия в мини – музей русской старины (для детей средней группы №7)                     Материал подготовлен  воспитателем группы ...

Интегрированное занятие по представлению о человеке в истории и культуре "Слава русской стороне, слава русской старине"

Задачи: познакомить детей с понятием «былина», с героями былин-Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Вызватьинтерес к языку былин, чувство гордости за богатырскую силу Росси...

Открытое занятие-экскурсия по теме «Мини-музей «Русская старина»

Открытое занятие-экскурсия по теме «Мини-музей «Русская старина» ...

Слава русской старине! Слава русской стороне!

Статья о проводимой работе в доу по формированию духовно-нравственных качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста, развитие патриотизма, любви и гордости за родную страну....