Проект "Хлеб - всему голова!"
методическая разработка (старшая группа)

Спиридонова Марина Сергеевна

Дошкольники не осознают ценность хлеба для человека, неаккуратно относятся к хлебобулочным изделиям (крошат, ломают), иногда превращая его в предмет для игр (дети строят из хлеба фигурки, катают шарики из хлебного мякиша). Если вызвать у дошкольников интерес к хлебобулочным изделиям: рассказать об истории хлеба, познакомить с его разновидностями, сформировать представления о ценности хлеба для человека, то они в свою очередь изменят к нему отношение, будут бережны с хлебом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_hleb_-_vsemu_golova.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Лучик»

Проект

«Хлеб – всему голова»

для детей старшей группы (5-6 лет)

                      Подготовила:

                                                                                                   Спиридонова

                                                                                                   Марина Сергеевна

г. Вихоревка

2022 г.

Тема: «Хлеб - всему голова».

Возрастная группа: старшая.

Тип проекта: детско-взрослый, познавательный, игровой, творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Проблема: дошкольники не осознают ценность хлеба для человека, не аккуратно относятся хлебобулочным изделиям (крошат, ломают), иногда превращая его в предмет для игр (дети строят из хлеба фигурки, катают шарики из хлебного мякиша).  

Гипотеза: если вызвать у дошкольников интерес к хлебобулочным изделиям: рассказать об истории хлеба, познакомить с его разновидностями, сформировать представления о ценности хлеба для человека, то они в свою очередь изменят к нему отношение, будут бережны с хлебом.

Актуальность: 

«Мы часто видим, как дети недоедают хлеб, выбрасывают его, скатывают хлебный мякиш и даже пытаются что-то лепить из него. Такое небрежное отношение к хлебу не допустимо, ведь хлеб - это не просто продукт питания, но, в первую очередь, - это тяжкий труд многих людей. Уважая хлеб, мы уважаем людей труда, которые помогли хлебу, пройти путь от зернышка, до румяного каравая на нашем столе…»

А.В.Карманова

Я выбрала эту тему потому, что в жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. В человеческом сознании хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей.  Один из принципов дошкольного образования, согласно ФГОС ДО (п.1.4) является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Чем больше дети будут знать о хлебе, тем дороже он станет для них. Мы хотим 

воспитать детей, уважающих традиции русского народа, знающих каким способом получают муку, хлеб, а также вызвать бережное отношение к хлебу. 

Цель: создание условий для формирования у дошкольников представлений о ценности хлеба для человека, его разновидностях.

Задачи:

  • развивать у детей познавательную активность;
  • активизировать взаимодействие с семьей в рамках реализации детско-взрослого проекта;
  • сформировать у детей первоначальные представления о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел на стол человека. Расширить знания детей о хлебе (черный — ржаной, белый—пшеничный); 
  • сформировать у  детей представления о разновидностях хлебобулочных изделий, об их ингредиентах;
  • дать детям  представления о том, что хлеб нужен каждому человеку;
  • сформировать у детей навыки бережного отношения к хлебобулочным изделиям;
  • вызвать у детей желание стряпать,  готовить  сдобные угощения.

Ожидаемый результат:  

- дети знают историю происхождения хлеба;

- дети бережно относятся к хлебобулочным изделиям;

- дети знают разновидности хлебобулочных изделий;

- дети пополнили словарный запас в рамках темы проекта;  

- дети выражают повышенную познавательную и творческую активность при коллективном взаимодействии, в том числе детско-родительском;

Взаимодействие с семьей:

индивидуальные консультации в рамках темы проекта по требованию, анкетирование родителей «Отношение к хлебу в нашей семье», привлечение к участию в совместной деятельности (создание лэпбука, книжек с фотографиями,  проведение мастер-класса и пр.), рекомендовать детскую художественную

литературу для прочтения с детьми в рамках темы проекта, папка-передвижка для родителей «Хлеб – всему голова. Рекомендации по нравственному воспитанию детей 5- 6 лет».

Этапы проектной деятельности:

- подготовительный;

- основной. Реализация намеченных мероприятий;

- заключительный. Рефлексия.

  1. Подготовительный.
  1. Выявление проблемы;
  2. Анализ, подбор и обобщение информации, методического обеспечения по теме;
  3. Разработка плана реализации проекта;
  4. Организация развивающей предметно-пространственной среды, отражающей тему проекта, создание дидактического материала по теме;
  5. Анкетирование-беседа с детьми «Хлеб в моей жизни. Что мне о нем известно?».
  1. Основной. Реализация намеченных мероприятий.

Недели

Вид деятельности

Ответственные

1 неделя

Беседа «Что нам известно о хлебе?» с рассматриванием альбомов «Злаки», «Хлеб и хлебобулочные изделия», фотографий.

Цель: обобщить и расширить имеющие представления детей о хлебе и хлебобулочных изделиях.

Воспитатель

Сюжетно-ролевая игра «Пекарня».

Цель: познакомить детей с разновидностями хлебобулочных изделий (черная и белая буханка, сушки, пряники, булочки, куличи, ватрушки и пр.).

Воспитатель

Чтение сказки Б. Вовк «Мякиш». Этическая беседа на основе прочитанного художественного произведения.

Цель: познакомить детей с произведением, создать условия для формирования у детей начальных  представлений о бережном отношении к хлебу.

Воспитатель

Просмотр мультфильмов: «Колосок».

Цель: создать условия для формирования у детей представлений о том, из чего делают хлеб.

Воспитатель

Театрализация русской народной сказки «Колобок».

Цель: создать условия для творческой активности детей, для закрепления представлений о том, что главный герой сказки является хлебобулочным изделием, закрепить правила безопасного поведения; создать условия для эмоционального подъема детей.

Воспитатель

Дидактическая игра «Из муки – не из муки».

Цель: создать условия для формирования у детей представлений о продуктах питания, приготовленных из муки и без ее участия.

Воспитатель

Игровая ситуация «Заводим тесто на сдобные булочки».

Цель: познакомить детей с процессом заведения теста для сдобных булочек, уточнить, какие нужны ингредиенты для теста, продолжать воспитывать бережное отношение детей к продуктам (муке, яйцу и пр.), вызвать у детей интерес к процессу стряпания.

Воспитатель

Беседа «Как хлеб на стол пришел?».

Цель: познакомить детей с историей возникновения хлеба в жизни человека, способствовать воспитанию у детей бережного отношения к хлебобулочным изделиям.

Воспитатель

Мастер-класс от родителя группы «Песочное печенья».

Цель: создать условия для продуктивной деятельности взрослого и детей, развивать у детей желание готовить тесто для печенья, лепить песочное печенье; сформировать начальные представления об ингредиентах, необходимых для приготовления песочного теста; создать условия для эмоционального подъема детей.

Воспитатель, родители

Лепка из соленого теста «Праздничные сушки для дня рождения куклы Кати».

Цель: развивать творческую активность детей, сформировать устойчивое представление о методе лепке сушек из соленого теста, продолжать воспитывать у детей бережное отношение к хлебобулочным изделиям.

Воспитатель

Беседа: «Как мы можем беречь хлеб?».

Цель: создать условия для развития у детей мышления, речевой активности, желания бережно относиться к хлебу, систематизировать знания детей о способах бережного отношения к хлебобулочным изделиям.

Воспитатель

Физкультминутка «Колоски».

Цель: создать условия для двигательной активности детей, напомнить детям, из чего готовят муку для выпечки хлеба.

Воспитатель

Дидактическая игра «Хорошо и плохо».

Цель: создать условия для формирования у детей устойчивых представлений о том, как нужно обращаться с хлебом.

Воспитатель

Пение песенок «Ладушки, ладушки», «Я пеку, пеку, пеку».

Цель: продолжать развивать творческую активность детей, поддерживать интерес детей к хлебобулочным изделиям и процессу их изготовления.

Воспитатель

Раскраски «Хлебобулочные изделия».

Цель: продолжать знакомить детей с разновидностями хлебобулочных изделий; развивать мелкую моторику, творческую активность, навыки раскрашивания, не выходя за контур изображения.

Воспитатель

Дидактическая игра «Разложи картинки «Что сначала – что потом» от зернышка к буханке.

Цель: создать условия для закрепления у детей представлений об алгоритме приготовления хлеба.

Воспитатель

Хоровод «Каравай».

Цель: создать условия для эмоционального подъема детей.

Воспитатель

Литературная гостиная. Чтение и обсуждение стихотворении: «Зернышко пшеницы» В. Орлов, «Хлебушек душистый» С. Погореловский. Чтение потешек, считалок. Загадывание загадок.

Цель: продолжать вызывать у детей интерес к художественному слову и хлебобулочным изделиям, закрепить у детей представление о бережном отношении к хлебу.

Воспитатель

Дидактические игры: «Что из чего?», «Узнай на вкус»,

«Кто больше назовет».

Цель: продолжать обобщать представления детей о хлебобулочных изделиях.

Воспитатель

Дидактическая игра «Чья тень? Найди и соедини».

Цель: создать условия для формирования у детей представлений о внешнем виде тех или иных хлебобулочных изделий, навыки их узнавания по контурному изображению.

Воспитатель

Пригласить родителей к участию совместно с детьми в создании книжек «Фото выходного дня» (семейные фото чаепитий или стряпания).

Цель: создавать условия для детско-родительской совместной деятельности, вызвать у детей желание сделать семейные снимки для создания книжки, продолжать воспитывать бережное отношение и интерес к хлебобулочным изделиям.

Воспитатель

Вечер дидактических игр по теме проекта на выбор детей.

Цель: создать условия для расширения и обобщения детей представлений по теме, способствовать эмоциональному подъему посредством игровой деятельности.

Воспитатель

Литературная гостиная «Посиделки» (пословицы, поговорки, загадки, фольклор, считалки по теме)

Цель: Развивать творческую активность детей, воспитывать уважительное отношение детей к художественному слову.

Воспитатель

Дидактические игры «Подбери ингредиенты», «Какого продукта не хватает?».

Цель: формировать у детей представлений о том, из чего готовят те или иных хлебобулочные изделия, продолжать вызывать бережное отношение к хлебу.

Воспитатель

Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка выпечки»

Цель: способствовать эмоциональному подъему детей, вызывать желание аккуратно кушать хлебобулочные изделия.

Воспитатель

Презентация лэпбука для детей по теме проекта, изготовленного воспитателями при участии родителей воспитанников.

Цель: создать условия для познавательно-игровой деятельности детей с целью систематизации, обобщения и закрепления материала по теме проекта.

Воспитатель, родители

  1. Заключительный. Рефлексия.
  1. Повторное анкетирование-беседа с детьми «Хлеб в моей жизни. Что мне о нем известно?».

Заключение

        В ходе реализации проекта путем решения поставленных задач, была достигнута главная цель. Все запланированные мероприятия состоялись с охватом детской аудитории в составе 100 %.  За время реализации проекта воспитанники показали себя, как любознательные, самостоятельные и стремящиеся к новым знаниям дети. Посредством целевого педагогического наблюдения было выявлено, что дети перестали играть с хлебом, стали бережно относиться к нему.

 В реализации детско-взрослого проекта приняло участие 85 % семей воспитанников. В перспективе эта цифра должна стремиться к 100 %, задача будет решаться посредством использования вариативных форм сотрудничества с представителями родительской общественности.

Список источников:

  1.  В.Н. Журавлева «Проектная деятельность дошкольников». Образовательное пространство ДОУ. Учитель, 2009г.
  2.  Г.А. Киселева «Проектный метод в деятельности ДОУ» - Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Аркти, 2011г.
  3.  Г.Б. Голуб, Е. А Перелыгина «Основы проектной деятельности». Учитель, 2008г.
  4. К.Е. Веракса «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Сфера, 2009г.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «Здоровье всему голова»

Консультации для родителей «Здоровье всему голова» - как повысить имунитет детей ...

Хлеб всему голова

Дети сами работают с тестом....

"Хлеб- всему голова"

Интегрированное занятие....

проект "Хлеб-всему голова"

прект "Хлеб-всему голова проходил в подготовительной группе МАДОУ д\с д.Дубовицы....

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...