Мастер-класс для педагогов. "Круги Луллия"
учебно-методическое пособие

Шульгина Мария Александровна

Формировать представление педагогов об использовании методики "Круги Луллия"в работе по развитию активного словаря дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер - класс "Круги-Луллия"20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Занимательные круги Луллия»

Цель: формировать представление педагогов об использовании методики «Круги Луллия» в работе по развитию активного словаря дошкольников.

 

Ход мероприятия

Сегодня я хочу познакомить вас с уникальной методикой «Круги Луллия». Основоположником этого метода является Раймунд Луллий. Он изобрел круги, на которых можно было найти ответ на любой вопрос путем простого раскручивания. 

Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал этот метод и они решили адаптировать его к образовательной деятельности с дошкольниками. Лелюх Светлана Викторовна, Сидорчук Татьяна Александровна и Хоменко Николай Николаевич на основе метода разработали методику для детского сада - «Круги Луллия». Центральное место в ней занимает многофункциональное пособие - круги Луллия.

Они бывают двух видов горизонтальные и вертикальные. Педагоги могут использовать от 2 до 4 кругов в зависимости от возраста детей. Круги разделены на сектора, количество которых варьируется от 4 до 8. На каждый сектор круга помещается картинка. В своей практике я использую сменные картинки, что позволяет использовать одну и ту же основу – круг - для разных игр.

Технология работы с речевыми кругами заключается в том, что ребёнок раскручивая круги, объясняет сочетание картинок, которые попадают под стрелочкой, либо в свободный сектор. Универсальность игрового материала состоит в том, что используя лишь несколько кругов можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие, они с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

2. Авторы методики «Круги Луллия» используют такое понятие, как тренинг. Это серия игр, объединенных одной темой. Тренинги состоят из заданий 4 типов:

  • 1-й тип: «Найди реальное сочетание». Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например, Лист берёзы – клякса зеленого цвета. Лист берёзы зеленого цвета. Листья у берёзы бывает зелеными летом.)
  • 2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия. Например, лист березы клякса черного цвета. Берёзовый листок может быть черного цвета ночью.)
  • 3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». В данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.
  • 4-й тип: «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

- Уважаемые коллеги, предлагаю вам проиграть такой вариант. Нам выпало сочетание «Стекло – чемодан».

- Какой предмет мы бы получили? (стеклянный чемодан)

- Что может быть хорошего в стеклянном чемодане?

- Какие недостатки у стеклянного чемодана?

- Но вот беда, хозяин этого чемодана остался не очень-то доволен этим перевоплощением. Он совсем не желает, чтобы все видели, что у него в чемодане. Помогите ему решить эту проблему.

Варианты педагогов

- Мне было интересно услышать ваши варианты, надеюсь у вас это задание вызвало положительные эмоции, также как у детей, которые играют с кругами в детском саду.

3. Подобные игры можно организовывать и не имея под рукой пособия. И сейчас мы с вами попробуем это сделать. Я приглашаю выйти тех, кто получил карточки от моего помощника.

Рабочим материалом в игре, которую я для вас приготовила, будут картинки с изображением объектов и материала.

- У кого карточки с изображением материала образуют внутренний круг.

- У кого карточки с изображением объектов образуют внешний круг.

- Какое изображение у нас оказалось под стрелкой? (………) Первое наше задание будет на «Реальное сочетание». Внутренний круг у нас остается неподвижным, о внешний круг продвигается по часовой стрелке до тех пор, пока под стрелку не попадет подходящий для этого материала объект.

Педагоги выполняют задание.

- Какое сочетание у нас получилось? (…………) Молодцы!

- Для игры «Объясни необычное сочетание» будем раскручивать два круга Внутренний круг движется по часовой стрелке, а внешний против, до тех пор пока я не проговорю слова. Готовы?

Ходим кругом друг за другом.

Только надо не зевать.

Все, что стрелка нам покажет,

Будем дружно называть.

Какое сочетание у нас получилось? (……) Вот сейчас мы и будем фантазировать. Попробуйте объяснить необычность данного сочетания. Когда, или где такое сочетание может случится?

- А теперь мы переходим к третьему типу игры «Придумай фантастическую историю или сказку». Можно начать с известных всем слов жили-были или однажды злой волшебник…

Заслушивается один рассказ.

- Обычно дети все вместе начинают рассказывать, и получается коллективный рассказ.

- Большое спасибо, уважаемые коллеги. Четвертым заданием в нашей игре должно было стать «Решение проблемы», но мы рассмотрели её чуть ранее на примере стеклянного чемодана.

 

- Я благодарю вас, коллеги, можете присесть. Такая игра может быть использована на занятии, в качестве приема для подведения итога, может быть использована в совместной деятельности в режиме дня. Если в группе большое количество детей, можно попросить их дополнять ответы участников, но не повторять.

4. – В своем мастер-классе я постаралась кратко представить основные положения организации игр с кругами Луллия. Вы может использовать на практике тренинги в полном объеме, а можете включать в образовательный процесс отдельные игры. Все зависит от того, какие задачи вы ставите на данном этапе.

И в заключении я хотела бы предложить вам ответить на вопрос «Соответствует ли данная методика ФГОС ДО?» (……………)

Какой самый первый принцип стандарта… «Сохранение уникальности и самоценности детства и реализация образовательной программы в формах адекватным данному возрасту ребенка. И прежде всего это ….игра».

Круги Луллия – это тоже игра. Дидактическая игра, где в игровой форме скрыты задачи по развитию ребенка.

Какие задачи по речевому развитию определяет для нас Стандарт? «Овладение речью, как средством общения, связной грамматической речи монологической и диалогической, речевого творчества». Могут ли они решаться в играх с кругами Луллия? (….)

Таким образом, мы можем сделать вывод, что методика «Круги Луллия» соответствует Стандарту дошкольного образования и вполне успешна может применятся в детском саду, делая процесс обучения увлекательным и интересным для наших детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Занимательные круги Луллия»

Мастер-класс для педагогов«Занимательные круги Луллия»    Цель: формировать представление педагогов об использовании методики «Круги Луллия» в работе п...

Мастер-класс для педагогов «Занимательные круги Луллия»

Мастер-класс для педагогов «Занимательные круги Луллия»...

Буклет для родителей и педагогов Круги Луллия для развития связной речи дошкольников.

Материал поможет в работе по развитию связной речи детей....

Мастер-класс для педагогов «Занимательные круги Луллия»

Мастер-класс для педагогов «Занимательные круги Луллия»...

Мастер – класс для педагогов «Волшебные круги Луллия»

Мастер – класс для   педагогов «Волшебные круги Луллия»...