«Организация культурных практик старших дошкольников на экологической тропе»
методическая разработка (старшая группа)

Пиунова Светлана Владимировна

 Цель: развитие экологического сознания ребенка-дошкольника.

Задачи:

Развитие познавательного интереса к миру природы.

Развитие осознания ребенком себя как части природы, чувства ответственности за ее сохранность.

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы.

Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.

Формирование умений и навыков наблюдений за объектами и явлениями природы.

Формирование навыков природоохранной деятельности, экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Развитие художественно-творческих способностей детей через участие в праздниках, фестивалях, творческих конкурсах экологической направленности.

Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.

Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и развитие чувства симпатии к объектам природы.

Повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnye_praktiki.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 51»

«Организация культурных практик старших дошкольников на экологической тропе»

Выполнила

педагог 1 кв. категории

Пиунова С.В.

2023г.

Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Воспитанники, родители и педагоги дошкольного учреждения очень любят и берегут природу. Ежегодно на территории ДОУ разбиваются цветники, сажаются деревья и кустарники, проходят совместные субботники по уборке территории.

Тропинка используется для занятий, прогулок, наблюдений, трудовой деятельности. С помощью экологической тропинки решаются многие педагогические и психологические задачи:

Цель: развитие экологического сознания ребенка-дошкольника.

Задачи:

Развитие познавательного интереса к миру природы.

Развитие осознания ребенком себя как части природы, чувства ответственности за ее сохранность.

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы.

Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.

Формирование умений и навыков наблюдений за объектами и явлениями природы.

Формирование навыков природоохранной деятельности, экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Развитие художественно-творческих способностей детей через участие в праздниках, фестивалях, творческих конкурсах экологической направленности.

Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.

Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и развитие чувства симпатии к объектам природы.

Повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропинке детского сада:

Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Этапы создания и оформления тропинки:

Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая находиться в экологической комнате, и схемы в группах с учетом возраста детей.

Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде паспорта.

Выбор вместе с детьми хозяина тропинки - Лесовичка.

Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

При создании экологической тропинки изготовили карту-схему территории детского сада, разработали маршруты. Имеется паспорт на экологическую тропинку, где указывается местонахождение, основные задачи и краткое описание маршрута. Продолжительность экскурсий зависит от возраста детей и от времени года.

Экологическая тропинка состоит из 6 остановок:

«Березка»

« Цветник»

«Рябина»»

«Чудо - огород»

«Пойдем играть»

« Помоги вырасти клёну»

#1054;становка Берёзка

Здесь детей встречает Лесовичок. Он помогает детям прививать культуру поведения в лесу, учит бережно относиться ко всему, что растет и живет в лесу. Наш хозяин березовой аллеи рассказывает детям о красавице березе и об ее лечебных свойствах. Вместе с Лесовичком дети осваивают правила поведения в лесу.Он предлагает детям посмотреть на березки, полюбоваться ими.

Обратить внимание детей на свисающие ветки, белые стволы, нежную зелень листвы.

Стоя под березой, разгадываем загадки, говорим пословицы и поговорки. Читаем стихотворение С. Есенина «Белая береза» и другие. Водим хороводы, завязываем ленточки с желаниями и проводим праздник русской березки.

Береза любимое дерево России, в песнях ее ласково называют березонькой, с ней сравнивают девушек «словно белая береза стройна». Она удивительно красива в любое время года.

Кто же не знает нашу красавицу — березку? Художники на своих картинах с любовью выписывали ее стройный стан, поэты, сколько стихов ей посвятили!

Белая берёза
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
Мне белее снега.
Омыл грехи Христос,
Спас меня от ада,
Многих горьких слёз.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво ,
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
С.Есенин

Народные приметы о березе:
Из березы течет много сока – к дождливому
лету.

Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперед – мокрое.

Когда береза станет распускаться, сей овес.

Пословицы и поговорки о березе:
Бела береста – да деготь черен.
Для врага и береза – угроза.
Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь.
Береза ума дает (о розгах).

Загадки о березе

Изба белена,

а маковка зелена

Зелена,а не луг,

белена,а не снег,

кудрява,а не человек

Летом цветёт,

зимой греет,

настанет весна-

потечёт слеза

2. Остановка «Цветник»

К работе в цветнике привлекаются дети всех групп. Для того чтобы она была правильно и качественно организована, необходимо позаботиться об инвентаре, который соответствовал бы их возрасту, росту и не был игрушечным. После работы металлические части необходимо очищать от земли, лейки и ведра просушивать.

Ухаживая за цветущими растениями, наблюдая за их ростом, цветением и плодоношением, дети видят результаты своей работы и усваивают, что почву можно не только улучшить, но и создать.

Цветущие растения украшают участок, доставляют детям радость, эстетическое наслаждение разнообразием расцветки, форм и ароматов.

С ранней весны до поздней осени цветут цветы, сменяя друг друга. Радуют нас своею красотой, разнообразной формой и окраской. Все лето дети ухаживают за цветами, поливают водой, выдергивают сорняки. Наблюдают за насекомыми, которые прилетают на цветы за сладким нектаром. Дети понимают, что цветы нельзя рвать на клумбах, что цветы сажают для того. Чтобы было красиво и люди любовались ими.

Если я сорву цветок

Если ты сорвешь цветок…

Если все: и ты, и я,

Если мы сорвем цветы, то окажутся пусты

И деревья и кусты…

И не будет красоты.

Загадки

Я похож на ромашку

Только в желтенькой рубашке

Я на клумбе невысок, называюсь …(ноготок)

Есть один такой цветок,

не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок - и нет цветка

(одуванчик)

Белая корзинка
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка)

Цветы нам дарят настроенье,

И пробуждают вдохновенье,

Как символ чистой красоты,

Ведь очень трудно без мечты!

3. Остановка «Рябина»

Растет на экологической тропинке рябинка. Рябина прекрасна в любое время года: и весной, когда только набухают войлочно – пушистые почки и разворачиваются листья красивой формы, блестящего зеленого цвета; и в начале лета, когда все дерево покрывается шапками соцветий белых цветков и осенью, когда созревают гроздья оранжево - красных ягод. Все эти интересные превращения дети могут наблюдать в любое время года, особенно весной. В это время года дети известью белят стволы деревьев.

Рябина очень веселое и нарядное дерево с красивыми перистыми листочками. Цветет рябина скромными желтоватыми цветками, собранными в гроздья. Осенью ее обсыпают яркие ягоды, но они жесткие и невкусные, только поздней осенью после заморозков становятся сладкими. Из ягод варят варенье, собирают для корма птицам. Ягоды рябины любят тетерева, глухари, рябчики. Из древесины делают мебель.

Рябина воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в народном представлении рябина — это тонкая и нежная девушка, страдающая, плачущая.

Дети лаского называют рябинку:

- Ты, рябинушка раскудрявая, ты когда взошла?

Когда выросла?

- Я весной взошла, летом выросла, по зорям цвела, летом вызрела.

Стихи о рябине

Я знал тебя, моя рябина...
Ты на околице села
Над серой крышею овина
Под небом северным росла.
Тебя трепала непогода,
А ты — всем горестям назло —
Росла и крепла год от года,
Глядясь в озерное стекло.

В.Рождественский

Красную мне ягодку мне дала рябина,

Думал я , что сладкая, а она как - хина

То ли это ягодка просто не созрела

То ль рябина хитрая пошутить хотела?

А. Прокофьев

Загадки

Под ярусом, ярусом висят кисти с красным гарусом

В сенокос горька, а в мороз сладка .Что за ягодка?

Платье потерялось, а пуговки к зиме остались

Среди темного леса красная девушка стоит

Народные приметы, связанные с рябиной

Рябина зацветает — пора сеять лен.
Рябина цветет ясно — много овса будет.
Хорошо рябина цветет — к урожаю льна.
Поздний расцвет рябины — к долгой осени.
Если уродится рябина — рожь будет хороша.
В лесу много рябины — осень будет дождливой, если мало — сухой.

4. Остановка «Чудо-огород»

Объекты для наблюдений: капуста, картофель, свекла, морковь, горох, лук, кабачок.

Цели:

Систематизировать и дополнить знания детей о культурных растениях, растительных сообществах.

Показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека.

Формировать умение ухаживать за растениями, выбирать способы ухода за ними.

Рекомендации по организации работы с детьми:

Посадка семян на рассаду.

Прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростом, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних, летних и осенних месяцев.

Рассматривание и сбор семян растений.

Труд на грядке: посадка рассады растений, полив, прополка. Рыхление, подготовка грядки к зиме. Сбор урожая.

Беседы с детьми о полезных свойствах растений и их плодов.

Игры с детьми: "Мы растения", "Чем полезна", "Чей листочек", "Угадай чем лечить".

Наш маленький огород. Здесь дети сажают овощи, ухаживают, наблюдают за ростом, собирают урожай.

Кроме цветника, в каждом детском саду необходимо иметь огород, на котором дети с удовольствием работают и уже в начале лета видят результаты своего труда. Коллективный труд на огороде приучает к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей.

Загадки о овощах

Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… Не лимон.
(Лук)

Огородная краля
Скрылась в подвале,
Ярко-жёлтая на цвет,
А коса-то, как букет.
(Морковь)
Зелёная толстуха
Надела уйму юбок.
Стоит как балерина,
Из листьев пелерина.
(Капуста)
В огороде - жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нём семена.
(Тыква)
Бурая - не мишка,
В норке - но не мышка.
(Картошка)
Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки… (Кабачок)

5. Остановка «Помоги вырасти клену».

Клен знают все дети. Клен цветет очень рано необыкновенно нежными желтовато-зелеными цветками, собранными в букетики. У клена раньше всех деревьев начинается сокодвижение. В эти дни на коре клена можно увидеть первых насекомых.

Деревья или кустарники с опадающими, простыми, реже сложными, длинно черешковыми листьями. Красивый рисунок различных по форме листьев, яркая осенняя окраска, оригинальные соцветия и плоды, рисунок коры и окраска побегов – издавна привлекают к ним внимание людей. Почти все виды хорошие медоносы.

Медицина:
В лечебных целях используют листья и побеги, сбор которых производят весной.
Настой и отвар листьев клена оказывают мочегонное, желчегонное, противовоспалительное, обезболивающее и ранозаживляющее действие.
При порезе - прикладывают чистые измельченные листья клена к ране.

Народные приметы и поверья, связанные с кленом:
Если ветви клена - все склонились в одну сторону, это признак того, что поблизости находится водяная жила.
Если клен весной выделяет сок - к потеплению;
Если у клена листья распускаются позже, чем у березы, - к сухому
лету;
Если закапали "слезы" с клена - через несколько часов будет дождь.

Загадки про клен

Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной ножкой.

Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.

Поговорки про клен:
Клен да береза, чем не дрова (прибавка: хлеб да вода, чем не еда)
Без ветра и лист клена не шелохнется.

6. Остановка « Пошли играть!»

Движения и игры на свежем воздухе, обогащение интересными впечатлениями в природе положительно сказываются на здоровье и самочувствии маленьких детей.

Игра «Найди цветок по описанию»: вы описываете внешний вид цветка (высоту, окраску, форму), а дети отыскивают его в цветнике.

Дети очень любят игру «Разведчики леса». Воспитатель раздает всем приготовленные заранее «крылья для самолетов». Они делаются так: длинные полоски картона закругляются на концах. С внутренней стороны на каждое крыло прикрепляется по две резинки для продевания в них рук. Разведчики слушают задание командира (воспитателя), затем заводят моторы и облетают лес. Задания лучше давать группе разведчиков, тогда игра будет интереснее.

Задания могут быть такие:

Принесите красные листья и узнайте, с какого они дерева, где растет это дерево. На каком дереве больше всего желтых листьев? На каком меньше всего? Покажите вблизи самое высокое и самое низкое дерево. Как оно называется? Определите ориентиры: впереди-сзади, направо-налево. У какого дерева кора гладкая, у какого шероховатая? Сколько шагов до березы (или другого дерева)? На каком дереве или кустарнике зеленые листья? Какое самое красивое дерево, где оно находится?

После рассматривания растений поиграйте в игру «Найди по описанию». Вы называете форму листа, окраску и форму цветка растения, а дети отгадывают.

Продолжайте игру «Разведчики», давая детям такие поручения: найдите самое высокое или самое низкое дерево на полянке, в аллее, на опушке; найдите и принесите ветку лиственницы с шишками; найдите следы и определите, кому они принадлежат, и т.д.

Игра «Кто лучше запомнит». Разложите на снегу в три ряда плоды или кору деревьев (не более 6-10 предметов). Предложите детям все внимательно рассмотреть и постараться запомнить. По сигналу они поворачиваются к предметам спиной и называют те, которые запомнили. Можно придумать другие варианты этой игры.

Игра «Отгадай, сколько шагов». Предложите детям отгадать, сколько шагов от скамейки до липы, от липы до клена. Сначала надо определить на глаз, а потом проверить. Эта игра развивает ориентировку в пространстве, глазомер и помогает закрепить названия деревьев.

Знания нужно закрепить в игре «Что где растет». Воспитатель, бросая мяч, говорит: «Лес», «Луг», и т.д. Дети называют растущие там растения. Игра «Угадай, где я была». Воспитатель называет растение или ягоду. Дети отвечают: «В саду», «В лесу». Есть лото «Что где растет». На больших картинах изображены места, на которых растут растения, - лес, луг, огород, река. Дети подбирают к ним маленькие карточки с изображением растений.

Чтобы закрепить у детей полученные знания, можно поиграть с ними в такие игры, как «Покажите мишке цветник. Что там растет?».

Из засушенных растений сделайте альбомы: «Растения нашего леса», «Растения луга», «Растения на дорогах», «Растения нашего ручья».

Интересна игра «Кто больше запомнит». Нарисуйте на земле большой квадрат или прямоугольник, разделите его на клетки, в каждую положите лист, плод или семена разных деревьев. Предложите посмотреть и запомнить, что лежит в клетках, затем отвернуться и назвать предметы на память. Ответив, ребенок может проверить правильность своего ответа.

Когда дети освоят эту игру, ее можно усложнить: ребенок должен запомнить, какой предмет, где лежит (в левом углу, в правом нижнем, посередине и т.д.).

Может быть и такой вариант: «Кто запомнил все предметы?» Дети называют предметы в той последовательности, в какой они лежат.

Из плодов и семян можно сделать коллекцию «Семена и плоды деревьев и кустарников нашего леса». С семенами и плодами можно играть в игры «Путаницу», «Угадай по описанию».

Для закрепления знаний детей проведите игру «Я загадаю - вы отгадайте». Один ребенок описывает дерево: его ствол, поверхность коры, расположение ветвей, форму почек, а остальные отгадывают.

Такие наблюдения развивают наблюдательность, логическое мышление и речь детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение педагогов в организации культурных практик детей старшего дошкольного возраста

Современные процессы модернизации образования выдвигают первый план формальную принадлежность к профессии, занимаемую им активную позицию, личное отношение педагогическому труду. в развитии обр...

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством организации культурных практик

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством организации культурных практик...

Организация музыкальной деятельности старших дошкольников на основе детских культурных практик и проектной деятельности

Презентация, в которой раскрывается алгоритм создания сказок на примере "Сказки про Волка, Ёжика, Петушка, Козу и козлят" в ходе совместной деятельности детей, родителей и педагогов....

Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста посредством организации культурных практик

Звуковая культура речи -это устное оформление слов.Звуковая культура речи включает в себя сообственно произносительные качества характерезующие звучащую речь....

Целостное описание актуального педагогического опыта воспитателя Фесенко С.И. - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕУсловия возникновения и становления опыта.  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № «88 Центр развития ребенка «Улыбка&ra...