Арт – терапия «Цветной мир» « Приятное с полезным»
учебно-методический материал (старшая группа)

Ефимцева Людмила Афанасьевна

Как помочь ребенку  дошкольнику избавиться от стрессов, страхов, разрешить конфликты, улучшить отношения. Помочь ребенку развить мышление, речь, внимание, коммуникативные навыки. В данное время большое количества детей, имеющих речевые патологии. Как помочь ребенку в современном мире ?

                                        В этом поможет нам  арт – терапия.

АРТ – терапия   - направление в психотерапии. В переводе с английского языка «лечение искусством». Это метод естественного, «ненавязчивого» раскрытия  личности ребенка.

Инструментом является творчество. В ходе ,которого освобождаются подавленные чувства у ребенка, страх, неуверенность. Так же ребенок  может раскрыть спрятанные личностные  проблемы и решить их. Для – АРТ – терапии важна свобода выражения.

Каждый ребенок уникален.   Арт-терапия позволяет учитывать интересы ребенка. Это доступно. Благодаря большому количеству видов творчества. Занятия  не требующие,  каких – то   умений.

Задача педагога заключается в том, чтобы опыт, навыки, знания, ребенок получал.  Занятия  проходили в тихой и спокойной атмосфере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_-terapiya.docx73.18 КБ

Предварительный просмотр:

                        Арт – терапия «Цветной мир»

                               « Приятное с полезным»

Как помочь ребенку  дошкольнику избавиться от стрессов, страхов, разрешить конфликты, улучшить отношения. Помочь ребенку развить мышление, речь, внимание, коммуникативные навыки. В данное время большое количества детей, имеющих речевые патологии. Как помочь ребенку в современном мире ?

                                        В этом поможет нам  арт – терапия.

АРТ – терапия   - направление в психотерапии. В переводе с английского языка «лечение искусством». Это метод естественного, «ненавязчивого» раскрытия  личности ребенка.

Инструментом является творчество. В ходе ,которого освобождаются подавленные чувства у ребенка, страх, неуверенность. Так же ребенок  может раскрыть спрятанные личностные  проблемы и решить их. Для – АРТ – терапии важна свобода выражения.

Каждый ребенок уникален.   Арт-терапия позволяет учитывать интересы ребенка. Это доступно. Благодаря большому количеству видов творчества. Занятия  не требующие,  каких – то   умений.

Задача педагога заключается в том, чтобы опыт, навыки, знания, ребенок получал.  Занятия  проходили в тихой и спокойной атмосфере.

Ребенок делает первые шаги, избавить себя от страха. Справиться с проблемами, которые казались неразрешенными. Это помогает  ребенку повысить самооценку, решить проблему в общении.

Во время занятий развивается мышление,  внимание, память. Развивается мелкая моторика т.к. многие работы создаются руками. Стимулируем  речь.   Так же тестирования, помогут понять, какая требуется помощь.

 Польза  арт- терапии для детей:

 Дети  не только рисуют, а действуют по плану и учатся достигать поставленные цели. Самовыражение, самопознание, самоанализ положительно действует на самооценку  деятельности.  Такой увлекательный процесс расслабляет и помогает ребенку анализировать свою работу в выборе цветов, темы работы.

Основное значение состоит в том, что ребенок в процессе создания чего-то нового становится более уравновешенным, постепенно повышается его самооценка, способность к самоанализу. Занимаясь творческой деятельностью, ребенок не просто создает некий конкретный продукт, а учится действовать по плану. Достигать поставленной цели. Все это поможет ему в дальнейшем развитии, помочь осознать себя и свое место в мире, познакомиться  с разнообразием форм искусства, реализовать творческий потенциал. Заминаться можно с детьми от 3 лет, но главное – давать им задания, соответствующие возрасту.

Арт – терапия, скорее, напоминает детскую шалость, чем занятие искусством. Шалость, освобождающая от оков подавленных эмоций и чувств.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

Чтобы арт-терапия, принесла наилучший результат, следует грамотно подойти к организации занятия. Сделать так, чтобы малыш чувствовал комфорт, безопасность, чтобы ему было интересно и весело. Важно проявить терпение, Только в этом случае дошкольник сможет раскрыться и поделиться своими самыми сокровенными переживаниями.

Дать ребенку конкретное задание (например, нарисовать домик), но не особо ограничивая его в технике; ничем не стеснять ребенка , дать ему, к примеру, краски и лист бумаги, чтобы он сам изобразил то, что посчитает нужным. Можно обговорить с ребенком, после создания произведения, обсудить, поговорить, почему он сделал именно так, а не иначе. Но если ребенок пока не настроен на диалог, это не обязательно. При регулярных занятиях со временем он сам начнет испытывать потребность, чтобы поделиться впечатлениями.

Цель арт- терапии
Достижение психологической комфортности и развитие эмоциональной сферы средствами арт – терапии.
Арт – терапия способствует решению следующих задач:
1. Создать оптимальные условия для психологического благополучия, самореализации, самовыражения детей;
2. Способствовать формированию мотивации, к различным видам художественной деятельности;
3. Обеспечивать художественно-познавательные потребности детей через активное участие в творческих видах деятельности;

4. Развивать познавательную и эмоциональную сферу развития личности ребенка.

5. Активизировать творческий потенциал личности ребенка средствами изобразительной деятельности.
6. Корректировать сенсорное восприятие ,способствовать укреплению моторики руки.

ВИДЫ АРТ –ТЕРАПИИ

В работе с детьми можно использовать разнообразные виды  арт – терапии:

  • Изотерапия – занятия изобразительным искусством;
  • Песочная терапия;
  • Музыкальная терапия ;
  • Сказкотерапия;
  • Мараниятеропия;
  • Штриховка;
  • Маскотерапия;
  • Библиотерапия –прочтение литературных произведений;
  • Танцевальная терапия;
  • Глинотерапия;

Любой из этих видов арт-терапии несет огромный заряд энергии, помогает расширить восприятие к творчеству, раскрыть свои творческие способности.
Арт-терапия преследует одну цель – гармоничное развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации, посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности группы.

Изотерапия –рисовать можно всем: красками, мелками, карандашами. Можно использовать трафареты, штампы, ладошки, пальчики, комочки бумаги. Представляем простор для фантазии. Все это интересно ребенку, доставит ему удовольствие и поможет справиться с некоторыми психологическими проблемами.

Песочная терапия –тактильные ощущения при соприкосновении с текстурой песка, помогают расслабиться, снять напряжение. Песочную терапию использую для решения речевых проблем у детей. Сначала опускаем ладошки в песок, делаем отпечатки, описываем свои ощущения. Потом рисуем фигурки, картины.

Сказкатерапия – Слушая сказки, у детей формируем навык переживания эмоций. Не только слушаем сказки, но можно сопровождать прослушиванием музыки, под музыку выполнять действия ,изображая героев лепкой, рисованием.

Мараниятерапия -  Все это интересно ребенку, доставит ему удовольствие и поможет справиться с некоторыми психологическими проблемами Такой вид арт-терапии позволяет детям проявить свои творческие способности и фантазию, делается рисунок краской, а затем придавливается листом бумаги. Т.к. краска не впитывается, то на листе отпечатывается весь рисунок с чуть размытыми границами. Ребенку остается выбрать: добавить еще один отпечаток или прорисовать четкие линии и мелкие детали.Такой увлекательный процесс расслабляет и помогает ребенку открыто анализировать свою работу, выбор цветов и темы рисунка.

Кляксо терапия – отпечаток на второй половине листа кляксы.

Штриховка

Это вид арт-терапии, который проводится с помощью карандашей и мелков. Дети наносят хаотичные линии на поверхность бумаги, мольберта, стены и др. Характер линий расскажет об эмоциональном состоянии, а задание регулировать нажим карандаша Ритмичная штриховка или рисование спиралей помогают расшевелить ребенка, снять напряжение и тревожность.

Глинотерапия  - лепка из глины, соленого теста , пластилина развивает творческие способности ,инициативность, пространственное мышление, внимание, снимает стресс,  понижает тревожность, стимулирует речь. Лепим предметы по сказкам, по образу, создаем  сюжеты. Дети играют с вылепленными предметами , создают сюжет.

Создавая композицию, ребенок сможет проявить фантазию и дать эмоциям выход. Таковы некоторые упражнения из арт-терапии для дошкольников, которые действительно полезны для детей, помогают им справиться с проблемами и комплексами, научиться выражать себя, разобраться с чувствами и переживаниями. Главное правило, которого должны придерживаться взрослые  – ненавязчивость: ребенок должен творить, создавать свое собственное произведение, а не «плясать под чужую дудку», не действовать по заранее определенному плану. Только в этом случае занятия окажутся полезными.
Данная технология будет полезна воспитателям в работе с детьми.

Результаты проделанной работы.

1.Приемы и техники арт-терапии для детей дошкольного возраста должны подбираться так, чтобы результат был успешным. Они не должны испытывать особых трудностей в процессе работы, техника должна быть достаточно простой и доступной.

2.Процесс и результат работы должны быть привлекательными. Ребенок должен испытывать удовольствие в течение занятия и после него.

3.Техника и материалы арт-терапии должны быть необычными , интересными  для детей. Лишь в таком случае им будет интересно заниматься, тревожность ослабнет, самовыражение проявится в полную силу.

).


Искусство - невидимый мостик, который совмещает два противоположных мира: мир фантазии и реальности. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в творчестве, чем выразить в словесной форме. Поэтому в последнее время большую популярность приобретает метод лечения с помощью художественного творчества или арт-терапия.
Термин «арт-терапия» стал использоваться в нашей стране сравни¬тельно недавно. Относительно молодой возраст имеет и направление лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы, кото¬рое он обозначает. С английского языка это понятие можно перевести как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразитель¬ным) творчеством...» Однако на практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Хотя лечеб¬ные задачи, несомненно, ей свойственны, существует много примеров применения арт-терапии скорее как средства психической гармонизации и развития человека (например, в образовательной практике), как пути к разрешению социальных конфликтов или с другими целями.
Арт-терапия обладает очевидными преимуществами перед другими — основанными исключительно на вербальной коммуникации — формами психотерапевтической работы.
1. Практически каждый человек (независимо от своего возраста, куль¬турного опыта и социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо спо¬собностей к изобразительной деятельности или художественных на-выков. Каждый, будучи ребенком, рисовал, лепил и играл. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к уча¬стию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.
2. Арт-терапия является средством преимущественно невербального об¬щения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хо¬рошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих пере¬живаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь является одной из основ изобразительного ис¬кусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои пе¬реживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.
3. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и само¬познания. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер - предпола¬гает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутрен¬нему миру человека.
4. Продукты изобразительного творчества являются объективным сви¬детельством настроений и мыслей человека.
5. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у лю¬дей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безыни¬циативность, сформировать более активную жизненную позицию.
6. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала чело¬века, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отве¬чает фундаментальной потребности в самоактуализации — раскры¬тии широкого спектра возможностей человека и утверждения им сво¬его индивидуально-неповторимого способа бытия-В-мире.
Основные функции арттерапии:
- катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний)
- регулятивная (снятие нервно–психического напряжения, моделирование положительного состояния)
- коммуникативно–рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Различные варианты арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.
Существует несколько видов арт-терапии – в зависимости от того, посредством чего человек хочет выражаться:
- сказкотерапия;
- маскотерапия;
- музыкотерапия;
- цветотерапия;
- куклотерапия;
- игротерапи;
- драматерапи;
- изотерапия и т.д.

Любой из этих видов арт-терапии несет в себе огромный заряд энергии, помогает расширить своё восприятие к творчеству, раскрыть свои творческие способности.
Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арт-терапия преследует одну цель – гармоничное развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации, посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.


Здоровьесбережение в нашем детском саду - это не дань моде, а вид педагогической деятельности, которая предполагает особую организацию образовательного процесса: целью, объектом и результатом которого является здоровье.
С целью создания благоприятного климата и стимулирования положительных эмоций у детей младшего дошкольного возраста пришла идея в разработке программы «Цветной мир».
Именно в младшем дошкольном возрасте ребенок впервые идет в детский сад.
- у детей развивается эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психического расстройства.
- привыкание к детскому саду совпадает с кризисным периодом в психическом развитии ребенка. К трем годам серьезные изменения в ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным, кризисное, переходное состояние, ощущение неопределенности и беспокойства, большое количество стрессов и накапливающиеся эмоциональные нагрузки.
- особенности межличностной коммуникации в детском коллективе, проблема социально-психологической адаптации: нет контакта, общения со сверстниками.
Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья детей и поиски оказания помощи детям привели к созданию программы художественного развития и коррекции личностных качеств детей средствами арт-терапии.
Структура и содержание технологии
Необходимым требованием, предъявляемым к содержанию, является то, что оно должно быть насыщенно, интересно и эмоционально значимо для детей, разнообразно и должно удовлетворять потребностям каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.
Создание программы «Цветной мир» средствами арт-терапии» — как один из путей решения проблемы психологического здоровья детей. Программа разработана для детей 2-4 лет.
Наиболее распространенным видом арт-терапии является изотерапия. Возможность не говорить, а выражать свои переживания в виде рисунка представляется как одно из важнейших преимуществ воспитательной работы с детьми.
Изотерапия (рисование) – одна из основных техник арт-терапии. Рисуя, играя, ребенок дает выход своим желаниям, мечам, чувствам, переживает свои отношения в различных ситуациях. Поэтому очень благотворно эти занятия сказываются на детях с особенностями в поведенческой и личностной сферах.
Изотерапия оказывает развивающее воздействие и на познавательную сферу психики ребенка через сенсорное восприятие. Именно с сенсорного, в том числе тактильного восприятия начинается формирование и развитие мыслительных процессов. Неудивительно, что маленький ребенок реагирует на все: приятный свет, на красивую музыку и любые другие звуки, на ощущения от прикосновения к чему - либо. Если ребенок весь этот многообразный мир постигает рядом с родителями и педагогами, он растет доброжелательным, спокойным и любознательным. Изодеятельность для ребенка возможность выплеснуть на бумагу свои чувства, главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Эффективность программы отмечена положительной динамикой и позитивными изменениями в эмоционально-личностной сфере, повышение самооценки, коммуникабельности и эмпатии, снижение агрессивных тенденций, уменьшение тревожности и беспокойства. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер; предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека. Художественное самовыражение детей помогает восстановить эмоциональное равновесие или устранить нарушение поведения, снять агрессию. Участники программы "Цветной мир", играют с красками, карандашами, фломастерами и всем тем, чем можно создать изображение. Но их не учат рисовать. Ведь главное - это уникальность каждого ребенка, возможность создать такое произведение, которое будет только его. Ребята могут делать то, что в обычной жизни либо строго запрещено, либо неприемлемо. Вот тут-то они позволяют себе расслабиться и в прямом, и в переносном смысле! Удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее.
Цель:
Достижение психологической комфортности и развитие эмоциональной сферы средствами изотерапии.
Задачи:
1. создать оптимальные условия для психологического благополучия, самореализации, самовыражения детей;
2. способствовать формированию мотивации к различным видам художественной деятельности;
3. обеспечивать художественно-познавательные потребности детей через активное участие в творческих видах деятельности;
4. способствовать повышению адаптационных способностей личности, изменению негативных стереотипов поведения, к активной индивидуальной и коллективной деятельности в рисовании.
5. активизировать творческий потенциал личности ребенка средствами изобразительной деятельности.
6. корректировать сенсорное восприятие способствовать укреплению моторики руки.

Организационно-методические условия
Необходимым условием для качественного осуществления программы является создание развивающего художественного предметного пространства, включающего в себя «культурные зоны», где ребенок может функционировать в искусстве, а также предметы, дающие сенсорный опыт взаимодействия с вещами, атрибутами как средством познания.
Арт-терапевтические занятия проводятся в специально оборудованной изостудии, оснащенной необходимыми дидактическими пособиями, наглядным материалом, техническими художественными средствами.
«Рабочая» зона пол и стол – для изобразительной деятельности.
Перед занятиями на детей надевают фартуки и налокотники. Детям предоставляется возможность выбора, они занимают место в соответствии со своими предпочтениями.
Арт-терапевтическая изобразительная деятельность предполагает широкий выбор различных материалов, техник и приемов создания изображений. Арсенал способов создания изображений широк: красками, карандашами, восковыми мелками, используются также бумага разных форматов и оттенков, пластилин, губки, трафареты, палочки, рисование пальцами и ладонями, ступнями ног, сухими листьями и т.д.
Использование нестандартных изобразительных техник подбираются по принципу простоты и эффектности, с применением разнообразного материала, специально подобранное музыкальное сопровождение способствует снятию психо-эмоционального напряжения, развитию творческих способностей детей.
Приемы работы: изобразительные техники
1. Марания
В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.
2. Штриховка, каракули
Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.
3. Монотипия
Базовая графическая техника, описанная в брошюре О.А. Никологорской и Л.И. Маркус «Излечивает гнев и заполняет время», заключается в следующем. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.
4. Рисунок на стекле
Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку (техника безопасности).
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть.
5. Пальчиковая живопись (рисование ладошками, ступнями ног).
Пальчиковая живопись – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме.
Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок.
Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий.
В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, рисование сопровождается эмоциональным откликом.
6. Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
Сухие листья приносят много радости детям. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь.
С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д
7. Рисование предметами окружающего пространства
Рисовать мятой бумагой, губками, палочками, нитками, коктейльными соломинками. Привлечение окружающих предметов служит знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.
Форма занятий
Наиболее доступная, эффективная, соответствующая возрастным особенностям этого детского возраста форма работы с детьми является групповая, т.к. позволяет работать с более широким кругом детей, воздействует на эмоционально-аффектную сферу ребенка.
Как правило, дети выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок или изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ — общих картин, композиций, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю в первой младшей и 1 раз в неделю во второй младшей группе по подгруппам, во вторую половину дня. Продолжительность занятий – от 10 минут, в зависимости от интереса детей к содержанию занятия. В форме игры и предполагают неформальное творческое общение в совместной художественной деятельности, где каждый ребенок чувствует поддержку и одобрение педагога.

Литература
1. Н.В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках» - Санкт-Петербург 2003г
2. Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» - Москва 2005г.
3. И.А. Лыкова « Изобразительная деятельность в ДОУ младший возраст – Москва 2007г.
4. Л. Мадлер «Цветной мир» - Москва 2007г
5. Н.О. Сучкова Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей – Санкт-Петербург 2008г.
6. Рей Гибсон и Дженни Тайлер «Делай и играй» - Москва 1995г
7. С.Г. Рыбакова – Арт-терапия для детей ЗПР - Санкт-Петербург 2008г.
8. К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» - Москва 2005г
9. Интернет ресурсы


Рекомендуем посмотреть:

Нетрадиционная техниhttps://ped-kopilka.ru/upload/blogs/small/blog203.jpgка рисования пуантилизмhttps://ped-kopilka.ru/upload/blogs/small/blog8406.jpgРисование на камнях для детей. Мастер-

АНО ДПО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория и методика познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста»

Вариант №2

Выполнил (а):

Ефимцева Людмила Афанасьевна

Проверил(а):

Кемерово 2019

Вариант 2.

  1. Охарактеризуйте в соответствии со «ФГОС ДО» (п.2.6) содержание структурной единицы или определенного направления развития и образования детей (образовательные области) – «Познавательное развитие; речевое развитие;

Познавательное развитие:

          -ознакомление с окружающим социальным миром,

-с окружающим природным миром,

-с окружающем -предметным миром,

-формирование элементарных математических представлений,

-экспериментирование и исследовательская деятельность,

-сенсорное развитие.

       Речевое развитие:

- формирование звуковой культуры речи,

- формирование словаря,

- формирование грамматического  строя речи ,

- развитие связанной речи,

- развитие речевого творчества,

- ознакомление с художественной литературой.

  1. Охарактеризуйте в соответствии со «ФГОС ДО» (п.3.3.) требования к развивающей предметно-пространственной среде;

    Развивающая предметно-пространственная среда должна   обеспечивать:

реализация образовательной программы, учет возрастных особенностей детей, общение  и совместная деятельность детей и взрослых, двигательная активность, возможность для уединения, возможность самовыражение, эмоциональное благополучие.

    Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательной, трансформируемой, полифункциональной, доступной, безопасной.

  Развивающая предметно-пространственная среда должна отражать содержание образовательных областей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности:

 Предметно-пространственная среда  - для развития самостоятельности, состоит из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые дети выбирают по собственному желанию.

 Предметно-пространственная среда меняется в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель.

 Предметно-пространственная  среда  -  развития игровой деятельности. Игровая среда стимулирует детскую активность и постоянно обновляется в соответствии с текущими интересами и инициативой детей.

Предметно-пространственная  среда  для развития познавательной деятельности. Среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.).

Предметно-пространственная среда  для развития проектной деятельности. Стимулируя детей к исследованию и творчеству, им предлагается большое количество увлекательных материалов и оборудования.

Предметно-пространственная среда  для самовыражения средствами искусства , возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, из глины и пр.

Предметно-пространственная  среда  для физического развития. Среда стимулирует физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм.

.

3 Назовите в соответствии со «ПООП дошкольного образования» (п.2.2.2) особенности познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста;

Познавательное развитие

- обогащение эмоционального опыта ребенка в процессе непосредственного взаимодействия с предметами, людьми, явлениями окружающей среды.

- Обогащение познавательной сферы посредством занятий, экспериментальной деятельности, наблюдений за окружающими явлениями.

- Помощь взрослых в упорядочении ребенком сведений об окружающей действительности.

- Формирование представлений целостности мира.

- Обогащение словарного запаса ребенка.

- Развитие интересов детей, любознательности и

познавательной мотивации;.

- Формирование познавательных действий, становление

сознания.

- Развитие воображения и творческой активности.

- Формирование первичных представлений о себе, других

людях, объектах окружающего мира, о свойствах и

отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,

размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,

числе, части и целом, пространстве и времени, движении и

покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и

Отечестве, представлений о социокультурных ценностях

нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о

планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее

природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие:

- Овладение речью как средством общения.

- Обогащение активного словаря.

- Развитие звуковой и интонационной культуры речи,

фонематического слуха.

- Развитие связной грамматически правильной диалогической

и монологической речи.

- Развитие речевого творчества.

- Знакомство с книжной культурой, детской литературой,

понимание на слух текстов различных жанров детской

литературы.

- Формирование звуковой аналитико-синтетической

активности как предпосылки обучения грамоте.

4.Формы работы по развитию речи детей третьего года жизни. Организация и проведение занятий по развитию речи детей

- образовательная ситуация, ситуация общения, проектная деятельность, игра.

Особенности организации занятий с детьми третьего года жизни:
На занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи развивается познавательная активность. Содержание занятий определяется программным материалом, включающим те знания, которые ребёнок не может освоить самостоятельно. Занятия должны носить преимущественно проблемный характер, что:
- во-первых, обеспечивает их развивающий характер,
- во-вторых, имеет не только обучающее, но и воспитательное воздействие,
- в-третьих, создаёт особый интерес к приобретению знаний..

 Занятие иногда может начинаться с элементов сюрпризности, в нём могут участвовать любимые детьми сказочные персонажи. Часть занятий проходит в форме дидактических игр и игр-драматизаций (инсценировок с игрушками).

Не все занятия проходят за столами. Воспитанию звуковой культуры речи может быть посвящено целое занятие, но чаще всего упражнения на воспитание звуковой культуры речи проводятся как часть занятия по развитию речи и ознакомления с окружающим, занимая 3-4 минуты.

Особое внимание следует уделить развитию артикуляции: при достаточной педагогической работе дети этого возраста быстро овладевают правильной артикуляцией, способны произносить почти все звуки (как правило, трудность вызывают шипящие и сонорный звук «р»).

Основное внимание в  работе уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений об  окружающем. Активизация разных частей речи, существительных,  глаголов, имён прилагательных и т.д.

Детям необходимо показывать, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия.

 Для этого их надо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: кто это? что это?, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека (что делает?, что с ним можно делать?)

. Такое обучение проводится в играх «Что за предмет?», «Скажи, какой», «Кто, что умеет делать?».

От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних  качеств  предмета, его характеристике («Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно?»).

При назывании действий объекта (предмета) или действий с этим предметом детей учат видеть начало, середину и конец действия, для этого проводится игра с картинками («Что сначала, что потом?»).

На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: эта кукла большая, а та …; волосы у одной куклы светлые, у другой ….

У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (кукла, мяч  это игрушки и т.п.), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (паровоз. трубы, окна, вагоны, колёса – поезд).

На основе наглядности проводится работа по ознакомлению с окружающем. В целом направлена работа на подведение  ребёнка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.

Литература:

 1.  Выготский Л. С. Вопросы детской психологии.  – СПб.,1997.

2. Дыбина О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. – Самара, 1999.

3. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 2004.

                   

              АНО ДПО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

                     ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И

                    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста»

Вариант №2

Выполнил (а):

Ефимцева Людмила Афанасьевна

Проверил(а):

                                            Кемерово 2019

 

Вариант 2.

1.Охарактеризуйте в соответствии со «ФГОС ДО» (п.2.6) содержание структурной единицы или определенного направления развития и образования детей (образовательные области) – «Социально-коммуникативное развитие»; 

ФГОС дошкольного образования, дифференцирует содержание программ, которые реализуются в ДОУ, выделяет некоторые направления, среди которых существенное место отводится социально-коммуникативному, содержащему в себе задачи развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Социально-коммуникативное развитие сориентировано на изучение норм и ценностей, которые приняты в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социально-коммуникативное развитие детей переводится сегодня в ранг стратегического направления обновления российского образования, в частности и дошкольного образования.

2. Назовите в соответствии со «ПООП дошкольного образования» (п.2.2.2) особенности социального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста;

 – несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

          .

Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества.

3.Сделайте реферирование статьи № 2

В статье обоснована актуальность проблемы социально-коммуникативного развития детей, через организацию игровой деятельности.

Раскрываются задачи социально-коммуникативного
развития дошкольников, решение которых направлено на развитие положительного отношения ребенка
к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности.

В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развития
ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром в последнее время становится особо актуальной.

Этот факт находит отражение в основных федеральных документах:
ФГОС ДО, Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации, в
«Конвенции о правах ребенка»

 Исходя из этого, мы остановимся более подробно на игровой и
коммуникативной деятельности детей.

По мнению А.Н. Леонтьева игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают
возможным освоение трудно досягаемой для него действительности.

 Игра – особый вид деятельности. По мнению А.Д. Жаркова,
В.М. Чижикова, играющий человек стремится к творчеству, к раскрытию собственного социально-культурного потенциала, развивает игровое самосознание.
До школы у ребенка игровая деятельность считается ведущей.
Она влияет  на развитие: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.

Игра предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с  этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет, и культуре мира. Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в
достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения.

 Именно в игре развивается воля ребенка .Учится преодолевать трудности.
В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует
решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Участие в различных играх учит ребенка
принимать другую точку зрения, вникать в сложности других участников игры.
Таким образом, в предполагаемой деятельности следует
опираться на целевые ориентиры по ФГОС ДО:

литература:

  1. Котова Е.В. Социально-личностное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС – Самсон, С. 46-56
  2. Кощиенко И.В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема // Знание. Понимание. Умение, Выпуск № 1, 2011 г. С. 209-212
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 г. № 30384) // Российская газета, № 265, 2013 г.
  4. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений – Ростов на Дону: Феникс, 2005 г., 103 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Как сделать прогулку приятной и полезной"

Консультация для родителей:«Как сделать прогулку приятной и полезной» Для наших детей зима -  долгожданная и любимая пора. Они знают: как только выпадает снег, участки детского сада пр...

Конспект открытого занятия "Петь приятно и полезно!"

Конспект открытого занятия "Петь приятно и полезно!" с детьми подготовительной группы....

Консультация для родителей "Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной".

Для наших детей зима -  долгожданная и любимая пора. Они знают: как только выпадает снег, участки детского сада превращаются в сказочную страну, которую населяют персонажи любимых сказок, вылепле...

Консультация для родителей: «Как сделать прогулку приятной и полезной»

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл - и вот сама Идет волшебница-зима. Для наших детей зима -  долгожданная и любимая пора....

Как сделать прогулку приятной и полезной?

Помните в детстве это радостное возбуждение, когда, проснувшись, вдруг обнаруживаешь, что все вокруг белым-бело? Постарайтесь, чтобы и ваши дети получали удовольствие от зимы....

Мастер-класс "Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной"

Презентация о возможных вариантах разнообразить детскую прогулку в зимнее время в детском саду...

Рекомендация для родителей "Как сделать прогулку приятной и полезной"

Зима позади. Позади суровые морозы и метели. С первыми лучами весеннего солнца природа преображается. Температура неуклонно растет, повсюду слышны птичьи трели. Свежий воздух и ласковое солнце дают за...