Организация сюжетно-ролевых игр с учетом гендерной принадлежности
консультация

Гончарова Ирина Викторовна

Организация сюжетно-ролевых игр с учетом

гендерной принадлежности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на тему:

«Организация сюжетно-ролевых игр с учетом

гендерной принадлежности»

Подготовил педагог-психолог

МДОУ «Детский сад №67»

Гончарова И.В.

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его гендерной принадлежностью является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. При этом наиболее эффективно гендерное воспитание будет реализовываться при использовании в педагогическом процессе сюжетно-ролевых игр.

Гендерное воспитание - это формирование у детей представлений о половой роли или гендерной модели поведения, которой должен придерживаться человек, чтобы его определяли как девочку или мальчика, а в дальнейшем как женщину или мужчину.

Поскольку детям свойственно идентифицировать себя с взрослыми своего пола (девочки стремятся быть похожими на значимых для них женщин, а мальчики, соответственно, на мужчин), то само собой разумеющимся фактом является то, что в воспитании должны одинаково принимать участие как женщины, так и мужчины. Однако реальная ситуация в социуме свидетельствует об обратном. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости, как девочки, так и мальчики в большинстве случаев подвергаются преимущественно женскому (мамы, бабушки) влиянию. Кроме того, в течение длительного времени пребывания в ДОУ дети также подвергаются исключительно женскому влиянию

(2слайд) Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководить содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье. Важно учитывать соотношение мальчиков и девочек в группе, (где часто количество мальчиков в два раза превышает количество девочек), учитывать их психологические особенности.Необходимо понимать, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, потому что дети развиваются физически и учатся регулировать свою силу.Девочки в играх осваивают роль мамы, поэтому им необходимо достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Поскольку у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше потребуется мелких игрушек и различных атрибутов к играм.

(3слайд) Значимое условие для формирования позитивной половой идентичности - сюжетно-ролевая игра- это ведущая деятельность детей дошкольного возраста.Поэтому в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой детей, взрослые должны создавать ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

 (4слайд) Целью психолого-педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры  является формирование умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которой мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками. Адекватным педагогическим воздействием  является  ненавязчивое сопровождение сюжета развёрнутой детьми ролевой игры.  

(5слайд) При организации игровой среды  необходимо использоватьгендерный подход. Мальчики, как будущие мужчины, в индивидуальных проявлениях, не могут демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять заботу к другим людям, родными близким. Девочки, как будущие женщины, помимо традиционно женских качеств должны быть активными, инициативными, уметь отстаивать свои интересы. Несомненно, что воспитание детей учётом их гендерных особенностей во многом будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого ребёнка, от образцов поведения женщин и мужчин, которыми ребёнок постоянно сталкивается в семье.

Организация сюжетно-ролевой игры дошкольников при формировании у них позитивной половой идентичности, более успешен, если соблюдать ряд требований.

(6 слайд) - понимать специфические задачи игры;

· осознавать развивающие возможности сюжетно-ролевой игры в формировании у детей представлений о социальных половых ролях в обществе и закреплении в поведении позитивных гендерных стереотипов;

-избегать позиции учителя, предпочитая позицию «играющего».

(7 слайд) Во время организации игры необходимо ориентировать мальчиков и девочек на ролевой выбор в соответствии со своим полом, акцентируя  внимание на смысле полоролевого поведения ребёнка;

-можно организовывать сюжетно-ролевую игру в небольших разнополых группах (два-три ребёнка).

(8 слайд) Возможные игры для мальчиков: автозаправка, пожарные, летчики, роботы, моряки, супер-герои, солдаты и др.

(9 слайд) Возможные игры для девочек: дочки-матери, принцессы, магазин, ателье, больница, салон красоты и др.

 (10 слайд) Зная особенности сюжетно-ролевой игры у детей разного возраста, стараться развернуть сюжет игры так, чтобы ребята постепенно усваивали новые, более сложные способы взаимодействия со сверстниками, взаимодействуя в совместных играх вместе: мальчики и девочки, расширяя тем самым свои представления о будущих социальных ролях.

(11 слайд) При руководстве сюжетно - ролевой игрой не старайтесь организовывать чисто игру для мальчиков или девочек. Ребёнок имеет возможность примерить к себе разные роли и приобретает соответствующий социальный опыт.

Поскольку дети недостаточно хорошо умеют играть вместе - дополнять, а не дублировать друг друга- воспитатель может принять на себя одну из ролей. Следует обратить внимание на то, что многие дети, особенно девочки, проявляют настороженность по отношению к другому полу, беспокойство в случае необходимости контактов.

(12 слайд) При воспитании мальчиков и девочек в процессе сюжетно – ролевых игр важной задачей является преодоление разобщенности между ними, в процессе которых дети действуют сообща, в соответствии с гендерными особенностями.

(13 слайд) В дальнейшем мальчики будут принимать на себя мужские роли, а девочки – женские. Вся проводимая работа способствует развитию у детей интереса к игровой деятельности.

По мнению Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой при организации сюжетно-ролевых игр в рамках гендерного воспитания следует учитывать следующее:

1. Необходимо избегать шаблонных действий и реплик.

2. Игра должна обладать хорошим сюжетом и идентичными ролями.

          3. Действие ребёнка в игре подобны действиям режиссёра: ребёнок в такой игре исполняет все роли сам или, по крайней мере, становиться озвучкой того, что происходит

(14 cлайд) Направляя игру детей, нужно стараться бережно относиться к их собственному замыслу, инициативе, выбору партнёров по игре, видя в то же время свою задачу в расширении тематики и обогащении сюжетов таким образом, чтобы у детей была возможность участвовать в игровом взаимодействии со сверстниками другого пола в процессе привлекательной для себя роли.

(15 слайд) Играя роль, ребёнок выполняет определённую социальную функцию, дифференцированную по полу. Игры мальчиков более предметны, девочек – более словесны. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики служат в армии, водят трактора, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надёжность, уважение к девочкам (женщинам) – у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) – у девочек. В связи с этим детей надо учить играть, как в детском саду, так и в семье.

(16 слайд) Таким образом, можно сказать, что только методичная и целенаправленная работа по применению гендерного подхода к игровой деятельности детей будет способствовать формированию гендерной принадлежности каждого ребёнка во всём её разнообразии. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, с одной стороны, призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола, в результате чего у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я – девочка и буду ею постоянно» и «Я – мальчик и всегда буду им».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно–ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»...

Программно – методический материал на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ"

ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ...

Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно/ролевых игр.

На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» младшей группы, предложены игровые ситуации с их задачами. Указаны педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры. Информация о стр...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Конспект организации сюжетно-ролевой игры для воспитанников старшей группы Тема: сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»

Цель:Формирование  у детей представлений о труде работников ветеринарной клиники с помощью организации сюжетно-ролевой игрыЗадачи:1. Формирование у детей умения самостоятельно развивать сюжет игр...