«Развитие речи детей »
статья

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_rech.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие речи детей младшей группы»

        Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

        Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.

        Речь для детей раннего возраста играет огромную роль в его развитии.

Ребенок вступает в общение с взрослыми и сверстниками, высказывается по поводу своих действий и наблюдений. Речевая активность, если считать число слов, произнесенных в моменты высказываний, у ребенка 3 лет в среднем составляет 25-30 слов. К  3 годам она увеличивается в 3-4 раза. Потребность спросить, объяснить, прокомментировать активизирует словарь малыша (на протяжении третьего года он увеличивается в 5-6 раз), усложняет грамматическую форму высказываний.

        Одной из главных задач по развитию речи является понимание речи. В начале третьего года жизни ребенок хорошо ориентируется в ближайшем окружении. Можно подумать, что он понимает содержание того, о чем говорится при нем, о знакомых вещах и явлениях. Однако, понимание им речи окружающих еще недостаточно совершенно. Необходимо формировать умения различать предметы (по внешнему виду), знакомить с отдельными признаками предметов, их названием, отношениями (временными, причинно-следственными, места), развивать способность обобщения.

        Развитие речи надо сочетать с формированием умения высказывать элементарное суждение. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых. Следует учесть, что на третьем году жизни дети отвечают на вопрос что? или кто это? Если ребенку известно действие, он легко отвечает на вопрос что делает персонаж? Или рассказывает  о совершаемом действии. Узнавание действий на картинке – одно из проявлений способностей обобщать. Поэтому, рассматривая с детьми картинки, следует задавать им вопросы по поводу разнообразных действий, в том числе и обозначающих состояние: радуется, замерз…

        На третьем году жизни важно развивать активную речь. Словарь детей составляет 800-1100 слов. В этом возрасте дети часто употребляют глаголы. Выступая в роли сказуемого, глаголы «тянут» за собой дополнения – объект действия или обстоятельство. Поэтому, рассказывая о каком либо действии, дети не ограничиваются одним словом, а используют простые предложения.  Дети начинают пользоваться предлогами, увеличивается активный словарь прилагательных и наречий, в речи детей широко представлены местоимения.  В речи детей появляются падежные окончания. Они употребляют глаголы в будущем и прошедшем времени, изменяют их по лицам. Речь детей состоит преимущественно из простых повествовательных  предложений. Нередко они пользуются и восклицаниями. Необходимо обратить особое внимание на то, чтобы в речи детей встречались разнообразные вопросы.

        Речь ребенка формируется в общении с окружающими. Таким образом,  необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей.  

        Самыми важными элементами в развитие ребенка младшего возраста являются речь и моторика, которые, кстати, очень тесно взаимосвязаны друг с другом. Игры на развитие речи всегда сочетаются с пальчиковой гимнастикой, так как, по мнению ведущих ученных из разных стран, кисти рук напрямую влияют на проекцию всего головного мозга. Поэтому строить занятия нужно по принципу совмещения: речь + мелкая моторика. И не забудьте о познании окружающего мира и двигательной активности, ведь чем более подвижен малыш, тем больше знаний он получает в процессе.

        Существует несколько типов игр, которые можно смело использовать и дома, продолжая начатое воспитателями.

        Игры по типу вопрос/ответ. Обсуждайте с малышом все, что видите вокруг на прогулке, в магазине, дома. Спрашивайте его, и пусть поначалу ответы будут односложными. Чем больше практики, тем лучше результат! Очень скоро ребенок привыкнет к тому, что вопросы и ответы – это часть его жизни, и начнет интересоваться окружающим миром уже сам.

        Игры на звукоподражание и имитацию. Используйте для этого специальные карточки с изображениями животных, обращайте внимание на такие мелочи в книжках, читайте больше стихотворений и сказок.

        Пальчиковые игры. Их огромное множество, и в свет вышли даже несколько очень полезных книг с таким типом игр. Кстати, взрослым тоже не помешает размять ручки, чтобы они были красивыми и гибкими

        Шнурки как игра на все случаи жизни. Казалось бы, обычный шнурок, но Вы еще не знаете, что с его помощью можно:

• просто шнуровать;

• использовать его в сюжетно-ролевых играх;

• изучать цвета;

• познакомиться с такими понятиями, как длиннее, короче.

        Шнуровка способствует развитию логического мышления, мелкой моторики рук, вследствие чего происходит прямое влияние на речевой аппарат. То же самое можно сказать о таких играх, как пирамидка или конструктор – простых, но в то же время очень полезных.

        «Памятка для родителей по развитию речи детей».

1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.

2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.

3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь, пока малыш не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.

7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.

8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

13. Играйте с ребёнком в разные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...