Тренинг "Психологическое здоровье воспитателя - залог успешности педагогической деятельности"
методическая разработка по психологии

В последнее время проблема сохранения психологического здоровья педагога образовательного учреждения стала довольно острой. Основная причина - повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация содержит  в себе увеличение нервно-психического напряжения работника сферы образования, что приводит к возникновению невротических расстройств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_zdorovya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 14 «Солнышко»

ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ.

Тренинг «Психологическое здоровье воспитателя – залог успешности педагогической деятельности».

Подготовила: педагог-психолог

МБДОУ №14 «Солнышко»

Сайкина Н.В.

г. Ковдор

2023г.

Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда!!!
Конфуций

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим.

Что характеризует, по-вашему, психологически здорового человека? (Ответы участников мероприятия)

В качестве примера можно привести результаты исследования Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что всем им характерны следующие качества: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.

Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

В последнее время проблема сохранения психологического здоровья педагога образовательного учреждения стала особенно острой. Основная причина этому - повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения работника сферы образования, что приводит к возникновению невротических расстройств. 

Заповеди психологического здоровья.

*Не надо «переделывать» окружающих на свой лад

*Не оставайтесь один на один с неприятностями

*Самосовершенствуйтесь, вырабатывайте чувство собственного достоинства

*Будьте реалистом, не ожидайте «манны с небес»

*Умейте смотреть на себя со стороны

*Не удерживайте в сознании тревожные мысли

Упражнения на саморегуляцию для педагогов.

1. Экспресс-прием снятия эмоционального напряжения: дыхание по йоге.

Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре секунды на задержку дыхания, четыре на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.

2. Экспресс-прием для снятия отрицательного напряжения через напряжение мышц.

* Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи.

Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.

Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.

*Снятие напряжения. Различные ситуации, переживания, негативные эмоции создают у нас чувство напряжения. Наша задача сегодня попытаться отпустить эти переживания и мысли или хотя бы снизить уровень напряжения вокруг них. Воспользуемся техникой, которая направлена на расслабление мышц, она используется давно, но мы добавим к ней еще и когнитивный компонент. В традиционном формате мы напрягаем определенные части тела, а затем отпускаем их, сбрасываем напряжение, расслабляемся.

Сядьте удобно. Вытяните вперед левую ладонь, посмотрите на нее и теперь давайте положим на нее те мысли, чувства и переживания, которые вызывают у вас дискомфорт, напряжение, тревогу. Попытаемся эту мысль приземлить на нашу ладонь. Можно закрыть глаза. Теперь мы медленно сжимаем ладонь в кулак как можно сильнее, до дрожания, до перенапряжения. Теперь я буду считать от 3 до 1, вы должны быстро разжать и отпустить эту тревожную мысль. Сбрасываем напряжение, встряхните руку. Теперь проделаем тоже самое с правой ладонью. А затем на двух ладонях. Можно открыть глаза, сделать спокойный вдох и выдох. Почувствуйте расслабление в теле после выполнения этой практики. Нам иногда кажется, что контролировать то, что происходит в нашем мозге, нам не подвластно, что мы можем отпустить напряжение в руках, но не можем отпустить напряжение в мыслях, в голове. Но нам это доступно. Так как наше тело и наш мозг связаны между собой, мы можем управлять своим состоянием, а значит и своим мозгом. Поделитесь своими чувствами после выполнения упражнения.

3. Психологическая практика «Держи себя в руках».

Обнимашки имеют колоссальное влияние на наш мозг. Это связано с выработкой нейропептидов, а именно гормона окситоцина, который помогает нам устраивать социальные связи, формировать взаимоотношения с другими людьми, имеет большую роль в связи мамы и ребенка. «Обнимательная терапия» - это удивительная вещь, которая может применяться не только для обнимания своих родных, близких, знакомых, животных, но и самого себя. Самообнимание так же способствует выработке окситоцина. Сейчас мы с вами попробуем это сделать. На 20 секунд мы с вами, перекрестив руки на груди, максимально крепко, обнимаем себя как самого любимого друга, можно улыбнуться. Обнимите себя – самого главного человека в своей жизни, вы у себя есть, вы себя любите, вы для себя опора, поддержка, источник крепких обнимашек. Теперь ослабьте свои объятия, а теперь возьмите ваши мочки ушей и помассируйте их большим и указательным пальцем. Это способствует снижению напряжения, активизации парасимпатической нервной системы, помочь себе стабилизироваться. Поделитесь своими впечатлениями.

4.Управление мыслями. Психологическая практика «Список радости».

Это когнитивная практика, которая помогает нам управлять своим телом, работая со своими мыслями. Мы будем писать список радости. Наша задача: вытащить на поверхность то, что приносит нам радость. В течение 2-3 минут необходимо написать список того, что приносит вам радость. Мы привыкли думать, что счастье, радость - это когда ты лежишь на пляже, у тебя все 33 удовольствия. На самом деле счастье – это штука, которая зависит от нашей способности направлять наше внимание на то хорошее, что уже есть в нашей жизни. Это может быть: солнечное утро, завтрак с близкими, поход в магазин, прогулка по лесу, теплый душ и т.д. Эти вещи доступны для нас каждый день, они не требуют специальных затрат. Когда мы «вытаскиваем» из памяти такие воспоминания, у нас появляются те приятные ощущения, которые мы испытывали в тот момент. Пишите все, что вам хочется. В конце практики поделитесь своим списком радости

5.Упражнение «Ладонь»: обведите свою ладонь, в центре напишите имя, а на каждом пальчике ваши друзья или коллеги напишут какое-либо ваше положительное качество. Когда Вам станет грустно, посмотрите на эту ладонь и скажите «Ах, какая я хорошая!»

7. Сказка «Про чувства».

В человеке очень важны его чувства, и на протяжении всей жизни не растерять их. Предлагаю Вам послушать сказку «Про чувства»

Жили-были на свете разные чувства: Жалость, Внимание, Доверие, Долг, Забота, Страх, Злость, Радость. Поспорили они однажды о том, кто из них нужнее людям. Особенно горячились те чувства, которые люди считают хорошими, добрыми: Внимание (мама часто говорит: надо быть внимательным к другим людям, Забота (надо заботиться о людях)

 Доверие, Радость:  - Мы всем нужны, - говорят, - с нами хорошо.

          - Вот я! – говорит Внимание. – Я помогаю людям внимать, то есть интересоваться друг другом, помогать друг другу. Я очень полезное чувство.

         - А я? – говорит Забота. – Я прямо за ботинки хватаюсь, чтобы с человеком ничего не случилось, вот как забочусь.

         - А я-то, а я-то! – говорит Доверие. – Я помогаю людям верить, а это самое главное.

         - А уж про меня и говорить нечего, - отозвалась Радость. – Я же рай даю на земле. Так что все мы нужны, а от Жалости, Долга, Страха никакой пользы, только вред! Вот ты, Жалость, ты жалишь и жалишь, как пчела. А ты, Долг, только и твердишь: «Должен, должен». Тяжело ведь. А от тебя, Страх, одни неприятности. Всё «боюсь, да боюсь». А про тебя, Злость, и говорить нечего. Ты вся аж дрожишь, когда что-то не так. Не нужны вы никому – ни взрослым, ни детям. Уходите!

       - О, беда! – сказали отрицательные чувства, обиделись и ушли. Остались положительные чувства одни. Поначалу им хорошо было, никто не мешает. Внимание всё внемлет кому-нибудь, всё растворилось в нём, его самого уже и не видно. Исчезло уже совсем:   - Эх, была бы Жалость со мной, хоть бы ужалила, я бы огляделось и само собой осталось.  Забота всё заботится, за ботинки держит, не отпускает. Устала, надоело всё. Чувствует, сил уже у неё нет заботиться. Взяла да отпустила того, кого держала за ботинки, и тот свалился в пропасть. Тут она совсем расстроилась.

      - Эх, - говорит, - был бы сейчас со мной Долг. Я тогда могла бы долго заботиться.

         Тут Доверие и говорит:  - А я всему верю, всему доверяю. Пойду купаться. Я верю, что здесь неглубоко, ничего не случится. И прыг в воду. А там глубоко… Воды нахлебалось – не продохнуть. Доверие чуть не утонуло, еле выскочило.

        - Эх, был бы сейчас Страх со мной, посторожил бы, предостерёг, я бы сломя голову не полезло в воду.

          - А у меня всё хорошо, - говорит Радость. – Я всему радуюсь, всем рай даю. Ветер подул – она стоит и радуется. Потом дождь пошёл – она всё радуется. Затем град посыпал, пурга началась. Радость простыла, кашляет, чихает. температура поднялась.  - Эх, - говорит, - была бы со мной Злость, хотя бы задрожала, предупредила, что не так. Я бы тогда от ветра-дождя укрылась и была бы здорова.

        - Да, ребята, что-то у нас без наших друзей-приятелей – отрицательных чувств ничего не выходит. Давайте-ка их обратно позовём.

          И пошли они к отрицательным чувствам. Те сидят дома, горюют.

  - Никому мы не нужны, и зачем нас только природа создала. Всем без нас хорошо, да ещё говорят, что мы плохие.

        Тут дверь открывается, заходят положительные чувства и говорят:

- Возвращайтесь к нам, давайте вместе жить, людям служить, а то дело без вас не идёт, плохо без вас всем.

     Согласились отрицательные чувства, и стали все чувства жить вместе. Жалость и Внимание под руку ходят. Следят, чтобы всё в меру было – не много и не мало. Долг с заботой подружился, Забота помогает Долгу заботиться. Страх Доверие предупреждает об опасности. А Злость разочек вздрогнет, чтобы Радость знала, если что не так, и о себе позаботилась. Так и живут по сей день они вместе, потому что людям нужны и положительные, и отрицательные чувства, без них никак нельзя. И называются они не плохие и хорошие, а положительные и отрицательные.

Уважаемые коллеги!!!

Предлагаю для вас следующие рекомендации для сохранения своего здоровья:

– Начинайте каждый день с чувством радости.

– Поддерживайте это состояние в течение дня.

– Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.

– Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.

– Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам.

– Питайтесь регулярно и разнообразно.

– Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.

– Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.

– Не переедайте на ночь.

– Спите не менее 8-ми часов в сутки.

– Занимайтесь физическими упражнениями.

– Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.

– Любите свою душу и тело.

– Старайтесь окружить их комфортом.

В заключение своего выступления хочется прочитать Вам притчу:

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? » А сам думает: «скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Поэтому, уважаемые коллеги: ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ

Желаем быть всегда мудрыми и здоровыми!

Используемая литература:

1.Лободин В.Т., Лавреченова Г.В. Лободина С.В. “Как сохранить здоровье педагога”.

2.Стрельникова А. Н. “Техники оздоровительного дыхания”. М., 2005.

3.Семенович А.В. В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихологии/ А.В. Семенович. - М.: Генезис 2017. — 432 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологическое здоровье воспитателя – залог успешности педагогической деятельности»

Пояснительная запискаИнформационно-практическое занятиеТема: Психологическое здоровье воспитателя –залог успешности педагогической деятельности Данное информационно-практическое занятие предназна...

Тема: «Здоровье воспитателя как условие успешной педагогической деятельности по здоровьесбережению»

Семинар для воспитателейТема: «Здоровье воспитателя как условие успешной педагогической деятельности по здоровьесбережению»...

самообразование воспитателя как основа успешной педагогической деятельности

Самообразование - одна из  форм  повышения  профессионального мастерства педагога. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Н...

Презентация "Здоровые дети - залог успешности их развития"

Презентация "Здоровые дети - залог успешности их развития"...

Сохранение и укрепление психологического здоровья педагога - залог успешного воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Проблема сохранения психического здоровья педагогов является особенно актуальной. Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание пблагоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе чвляется...

Мастер-класс. Тема: "Психологическое здоровье воспитателя - залог успешной педагогической деятельности"

Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете; Но здоровыми вы должны быть всегда. /Конфуций/...