самообразование воспитателя как основа успешной педагогической деятельности
консультация на тему
Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ:"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
самообразование воспитателя | 35.68 КБ |
prez._k_soobshcheniyu_po_samoobr.ppt | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ МЕТОДИЧЕСКОГОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОЛЫШМАНОВСКОГО РАЙОНА
Сообщение на тему:
«Самообразование воспитателя как основа успешной педагогической деятельности»
Составила: Т.Н.Емелина, старший воспитатель
детского сада «Ромашка» структурного
подразделения МАОУ «Земляновская СОШ»
ОКТЯБРЬ 2014 ГОД
- Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ:"
2. К.И. Чуковский сказал: «Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…
3. Существует несколько терминов понятия «Самообразование», из всех мы можем выделить самое главное – это самостоятельная работа.
4. Зачем нужно самообразование? Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности".
5. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.
6. Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. На основании этого педагог и выбирает тему по самообразованию.
Выбором темы для педагога со стажем, могут служить умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
7. Также тематикой самообразования также может быть: одна из годовых задач, проблема, которая вызывает у педагога затруднение, пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
8. С чего же начинать работу по самообразованию?
Для этого нужен план работы по самообразованию.
Поэтому мы выделяем
1.Проблему– 2.тему – 3.этапы работы
(цели, задачи, планирование работы, теоретическое изучение проблемы, практическое изучение, подведение итогов самообразования) –
4.предполагаемый результат и 5.формы его представления
Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практики дошкольного воспитания и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам, но как правило они рассчитываются от аттестации до аттестации.
9. Результативность этапов работы по самообразованию:
1 этап - Организационно-ознакомительный.
Он включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала.
Формы представления материалов работы ( консультации, доклады, наглядно-иллюстративный материал, планы, конспекты мероприятий, программы).
10. 2 этап - Основной
Предполагает внедрение в работу подготовительного материала.
Форма представления результатов:
проведение мероприятий по теме самообразования.
3 этап - Заключительный
Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.
Также по окончании каждого этапа проводится рефлексия (самоанализ).
11. Как правильно сформулировать тему
- Что то - как условие развития - чего то
- Что то - как средство формирования - чего то
- Использование чего либо - как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т. п.) – чего либо.
12. Например:
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»
«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
13. Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового, то есть определение актуальности и новизны исследования
14. Формулирование цели исследования
Цель - это то, что необходимо получить или показать в результате работы.
Например:
ТЕМА: «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
15. Для того чтобы сформулировать задачи исследования, нужно
ответить на вопрос: - что нужно сделать, чтобы подтвердить
предположение?
Есть небольшая схема в помощь педагогу:
Схема формулирования задач
Содержание деятельности исследования | Частичный предмет деятельности |
Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п. | Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п. |
16. Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.
17. Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования.
Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
Условия профессионального роста (Формы представления результатов самообразования)
1. Самообразовательная работа над рефератом по теме
2. Чтение методической и педагогической литературы.
3. Обзор в Интернете информации по теме
4. Посещение семинаров, конференций.
5. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
6. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
7. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
8. Изучение информационно-компьютерных технологий.
9. Участие в конкурсах в Интернете.
11. Помещение своих разработок на сайтах в Интернете
18. Содержание папки по самообразованию (ведется в течение нескольких лет)
1. Лист - титульный (тема, педагог, начало и окончание работы над темой самообразования).
2. Актуальность выбранной темы.
3. Цели, задачи работы.
4. Что используется в работе над этой темой (дидактические игры, приемы и методы, наглядность и т.п.), используемая литература при работе над данной темой.
5. Диагностика и выводы по данной теме, корректирующая группа - если она есть, а также задачи и план работы с этой группой.
6. Конспекты занятий, методических выступлений, докладов, проведенные за данный период и планы на будущее.
19. Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний, которые можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно - заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и ИКТ.
20. Тест «Любите ли Вы учиться?»
1.Вы прогуливаетесь по парку.
Что больше привлечет ваше внимание:
а) новое кафе;
б) неизвестные вам цветы;
в) ничего, главное - подышать свежим воздухом.
21. 2.Знаете ли вы сегодня больше, чем 5 лет назад:
а) нет, у меня не было времени заняться своим образованием;
б) многое пришло с жизненным опытом;
в) конечно, ведь необходимо быть в курсе происходящих событий.
22. 3.Можете ли вы назвать имя актера, изображенного на фото:
а) конечно, это Шон Коннери; +
б) не имею представления;
в) может быть, это Роджер Мур.
23. 4.Насколько легко вы привыкаете к новому окружению и новым людям:
а) без труда и нахожу это крайне интересным;
б) должно пройти какое-то время;
в) у меня с этим большие проблемы.
24. 5.Хотели бы вы увидеть Великую Китайскую стену:
а) очень, но у меня нет денег на путешествие в Китай;
б) нет, меня Китай не интересует;
в) возможно, когда-нибудь.
25. 6.Вы покупаете или берете регулярно почитать книги на определенную тему:
а) да, если меня что-нибудь особенно заинтересовало;
б) нет, у меня практически не остается времени для чтения;
в) да, книги для меня - уход от серых будней.
26. 7.Вам кто-то о чем-то рассказывает.
Умеете ли вы читать по глазам:
а) если постараюсь;
б) да;
в) нет, мне это ни к чему
27. Ключ
Номер вопроса | Вариант ответа | ||
А | Б | В | |
1 | 1 | 2 | 3 |
2 | 3 | 1 | 2 |
3 | 2 | 3 | 1 |
4 | 2 | 1 | 3 |
5 | 2 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 2 |
7 | 1 | 2 | 3 |
28. Оценка результатов
7-11 баллов. Вы очень способный и стремитесь учиться дальше, если бы этому не препятствовали. Нехватка свободного времени, дети, хозяйство, партнерство. Попробуйте иначе организовать свое время и подключите к этому других.
12-16 баллов. Вы идете по жизни с открытыми глазами, и каждый день познаете нечто новое. Из всего вы извлекаете для себя нечто полезное. Продолжайте и дальше в том же духе!
17-21 балл. Скорее всего, вы предпочтете уютный вечер у телевизора любому образовательному курсу. Но подумайте, сколько существует прекрасных вещей, которые проходят мимо вас. А ведь узнать о них, может быть, полезным делом.
29. Результативность:
У воспитателя, способного к самообразованию будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.
30. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Следовательно, из этого всего мы можем сделать вывод, что - Воспитатель 21 века - это:
1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
2. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
3. Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
4. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
31. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Команда единомышленников – основа успешной инновационной деятельности
Для осуществления инновационного замысла, прежде всего, необходима команда профессионалов- единомышленников, обладающих уверенностью в себе, выстраивающих работу по личному в...
«Психологическое здоровье воспитателя – залог успешности педагогической деятельности»
Пояснительная запискаИнформационно-практическое занятиеТема: Психологическое здоровье воспитателя –залог успешности педагогической деятельности Данное информационно-практическое занятие предназна...
Тема: «Здоровье воспитателя как условие успешной педагогической деятельности по здоровьесбережению»
Семинар для воспитателейТема: «Здоровье воспитателя как условие успешной педагогической деятельности по здоровьесбережению»...
Положительный имидж школы - основа успешной педагогической деятельности.
Выступление на круглом столе...
Мастер-класс. Тема: "Психологическое здоровье воспитателя - залог успешной педагогической деятельности"
Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете; Но здоровыми вы должны быть всегда. /Конфуций/...
Консультация «Самообразование воспитателя, как основа педагогического мастерства» К
«Самообразование воспитателя, как основа педагогического мастерства» ...
Тренинг "Психологическое здоровье воспитателя - залог успешности педагогической деятельности"
В последнее время проблема сохранения психологического здоровья педагога образовательного учреждения стала довольно острой. Основная причина - повышение требований со стороны общества к личности педаг...