самообразование воспитателя как основа успешной педагогической деятельности
консультация на тему

Емелина Татьяна Николаевна

  Самообразование - одна из  форм  повышения  профессионального мастерства педагога. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ  ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ:"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   МЕТОДИЧЕСКОГОЕ  ОБЪЕДИНЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЕЙ   ДОШКОЛЬНЫХ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  УЧРЕЖДЕНИЙ  ГОЛЫШМАНОВСКОГО  РАЙОНА

Сообщение на тему:

«Самообразование  воспитателя  как основа успешной педагогической деятельности»

                   

                                          Составила:  Т.Н.Емелина,  старший воспитатель

                                                     детского сада  «Ромашка»  структурного

                                             подразделения МАОУ  «Земляновская  СОШ»  

ОКТЯБРЬ 2014 ГОД

  1.  Самообразование - одна из  форм  повышения  профессионального мастерства педагога.

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ  ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ:" 

 2.   К.И. Чуковский сказал: «Я чувствую себя в праве сказать:  да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы                             добывали сами, побуждаемые собственной страстью.  Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…

 3. Существует несколько терминов  понятия «Самообразование», из всех мы можем выделить самое главное – это самостоятельная работа.

4.   Зачем нужно самообразование?  Ни  для  кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности".

5.   Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным  самосовершенствованием, но и профессиональным.

6.    Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит  пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. На основании этого педагог и выбирает тему по самообразованию.

   Выбором темы для педагога со стажем, могут  служить  умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

7.   Также тематикой самообразования также может быть: одна из годовых задач,  проблема, которая вызывает у педагога затруднение,  пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

8.   С чего же начинать работу по самообразованию?

Для этого нужен  план работы по самообразованию.  

Поэтому мы выделяем

1.Проблему– 2.тему – 3.этапы работы

(цели, задачи, планирование работы, теоретическое изучение проблемы, практическое изучение, подведение итогов самообразования) –

4.предполагаемый результат и 5.формы его представления

Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практики дошкольного воспитания и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам, но как правило они рассчитываются от аттестации до аттестации.

9.    Результативность этапов работы  по самообразованию:

     1 этап - Организационно-ознакомительный.

     Он включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала.

Формы представления материалов работы ( консультации,  доклады,  наглядно-иллюстративный материал, планы, конспекты мероприятий,  программы).

10.           2 этап - Основной

Предполагает внедрение в работу подготовительного материала.

Форма представления результатов:

 проведение мероприятий по теме самообразования.

               3 этап - Заключительный

Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

Также по окончании каждого этапа проводится рефлексия (самоанализ).

11.    Как правильно сформулировать тему

- Что то  -  как условие развития  - чего то

- Что то  -  как средство формирования   - чего то

- Использование чего либо - как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т. п.) – чего либо.

        

12.     Например:

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»

«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

13.  Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового, то есть  определение актуальности и новизны исследования

14.    Формулирование цели исследования

Цель - это то, что необходимо получить или показать в результате работы.

Например:

ТЕМА: «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.

15.    Для того чтобы сформулировать задачи исследования, нужно
ответить  на вопрос: - что нужно сделать, чтобы подтвердить
предположение?

Есть небольшая схема в помощь педагогу:

 Схема формулирования задач

Содержание деятельности исследования    

Частичный предмет деятельности

Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.

Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации  и т.п.

16.    Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.
17.     Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. 
Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
Условия профессионального роста (Формы  представления результатов самообразования)

1.  Самообразовательная  работа над рефератом по теме

2.  Чтение методической и педагогической литературы.

3.  Обзор в Интернете информации по теме

4.  Посещение семинаров,  конференций.

5.  Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

6.   Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

7.  Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

8.  Изучение информационно-компьютерных технологий.

9.  Участие в конкурсах в Интернете.

11.  Помещение  своих разработок  на сайтах в Интернете

18.   Содержание папки  по самообразованию (ведется в течение нескольких лет)

1. Лист - титульный (тема, педагог, начало и окончание работы над темой самообразования).

2. Актуальность выбранной темы.

3. Цели, задачи работы.

4. Что используется  в работе над этой темой (дидактические игры, приемы и методы, наглядность и т.п.), используемая литература  при работе над данной темой.

5. Диагностика и выводы по данной теме, корректирующая группа - если она есть, а также задачи и план работы с этой группой.

6.  Конспекты занятий, методических выступлений, докладов, проведенные за данный период и планы на будущее.

19.    Особенно актуальной проблема самообразования педагогов  стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.  Поэтому современная система образования  требует от  воспитателя постоянного совершенствования знаний, которые  можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации:  в учебных заведениях - очное обучение, очно - заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары  и  ИКТ.  

20.                          Тест «Любите ли Вы учиться?»

          1.Вы прогуливаетесь по парку.

          Что больше привлечет ваше внимание:

а) новое кафе;                      

б) неизвестные вам цветы;

в) ничего, главное - подышать свежим воздухом.

21.     2.Знаете ли вы сегодня больше, чем 5 лет назад:

а) нет, у меня не было времени заняться своим образованием;

б) многое пришло с жизненным опытом;

в) конечно, ведь необходимо быть в курсе происходящих событий.

22.    3.Можете ли вы назвать имя актера, изображенного на фото:

а) конечно, это Шон Коннери;    +            

б) не имею представления;

в) может быть, это Роджер Мур.

23.   4.Насколько легко вы привыкаете к новому окружению и новым людям:

а) без труда и нахожу это крайне интересным;

б) должно пройти какое-то время;

в) у меня с этим большие проблемы.

 24.  5.Хотели бы вы увидеть Великую Китайскую стену:

 а) очень, но у меня нет денег на путешествие   в   Китай;

   б) нет, меня Китай не интересует;  

   в) возможно, когда-нибудь.

25.   6.Вы покупаете или берете регулярно почитать книги на определенную тему:

а) да, если меня что-нибудь особенно заинтересовало;

б) нет, у меня практически не остается времени для чтения;

в) да, книги для меня - уход от серых будней.

26.  7.Вам кто-то о чем-то рассказывает.

   Умеете ли вы читать по глазам:

  а) если постараюсь;        

  б) да;          

  в) нет, мне это ни к чему

27.                               Ключ

Номер вопроса

Вариант ответа

А

Б

В

1

1

2

3

2

3

1

2

3

2

3

1

4

2

1

3

5

2

3

1

6

1

3

2

7

1

2

3

28.           Оценка результатов

 7-11 баллов. Вы очень способный и стремитесь учиться дальше, если бы этому не препятствовали.  Нехватка свободного времени, дети, хозяйство, партнерство. Попробуйте иначе организовать свое время и подключите к этому других.

12-16 баллов. Вы идете по жизни с открытыми глазами, и каждый день познаете нечто новое. Из всего вы извлекаете для себя нечто полезное. Продолжайте и дальше в том же духе!

17-21 балл. Скорее всего, вы предпочтете уютный вечер у телевизора любому образовательному курсу. Но подумайте, сколько существует прекрасных вещей, которые проходят мимо вас. А ведь узнать о них, может быть, полезным делом.

29.        Результативность:
У воспитателя, способного к самообразованию будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь  возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

30. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Следовательно, из этого всего мы можем сделать вывод, что - Воспитатель 21 века  - это:

1.  Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

2.  Умеющий  отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания  для реализации поставленных задач;

3.  Умеющий  организовать рефлексивную деятельность;

4.  Обладающий  высокой степенью профессиональной компетентности,  педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

31.                             СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Команда единомышленников – основа успешной инновационной деятельности

  Для осуществления инновационного замысла, прежде всего, необходима команда профессионалов- единомышленников, обладающих уверенностью в себе, выстраивающих работу по личному в...

«Психологическое здоровье воспитателя – залог успешности педагогической деятельности»

Пояснительная запискаИнформационно-практическое занятиеТема: Психологическое здоровье воспитателя –залог успешности педагогической деятельности Данное информационно-практическое занятие предназна...

Тема: «Здоровье воспитателя как условие успешной педагогической деятельности по здоровьесбережению»

Семинар для воспитателейТема: «Здоровье воспитателя как условие успешной педагогической деятельности по здоровьесбережению»...

Мастер-класс. Тема: "Психологическое здоровье воспитателя - залог успешной педагогической деятельности"

Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете; Но здоровыми вы должны быть всегда. /Конфуций/...

Консультация «Самообразование воспитателя, как основа педагогического мастерства» К

«Самообразование воспитателя, как основа педагогического мастерства» ...

Тренинг "Психологическое здоровье воспитателя - залог успешности педагогической деятельности"

В последнее время проблема сохранения психологического здоровья педагога образовательного учреждения стала довольно острой. Основная причина - повышение требований со стороны общества к личности педаг...