ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФОП
статья

Цель работы – выявить специфические особенности инклюзивного образования в

дошкольной образовательной организации в соответствии с ФОП, а также примеры

методик в рамках исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie_v_doo_v_sootvetstvii_s_fop.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

Бутузова К. С.

Воспитатель

Мельникова Н. В.

Воспитатель логопедической группы

Семибратова И. П.

Воспитатель

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФОП

Аннотация

Цель работы – выявить специфические особенности инклюзивного образования в

дошкольной образовательной организации в соответствии с ФОП, а также примеры

методик в рамках исследования. Методы исследования – изучение источников

информации, анализ полученных сведений. Результат исследования – наиболее

подходящие методики инклюзивного образования, отвечающие требованиям ФОП.

Ключевые слова

Дошкольное образование, детский сад, инклюзивное образование, дошкольное

воспитание, инклюзия, методики, ФОП.

С 1 сентября 2023 года во всех образовательных учреждениях России вводятся единые

Федеральные образовательные программы. Помимо основной школы, изменения коснутся

дошкольных образовательных учреждений. Так целью Федеральной образовательной

программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с

учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно - нравственных

ценностей российского народа, исторических и национально - культурных традиций [5].

Следовательно, общая цель образовательного процесса в дошкольном учреждении не

подверглась критическим изменениям. Нововведения коснутся, по большей части,

бумажной работы и наличии единой образовательной программы, по которой будет

осуществляться педагогическая работа во всех детских садах России. По - прежнему

существует потребность в создании равного доступа и условий для детей любого возраста,

социального статуса и физических особенностей.

Если говорить об инклюзивном образовании, то здесь важно отметить статистические

данные по детям - инвалидам в Российской Федерации. Так по данным института

демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского на начало 2023 года численность детей -

инвалидов составила человек, что составляет 2,4 % от всей численности населения

страны до 18 лет [3]. Подобные цифры подтверждают необходимость введения единой

образовательной программы, позволяющей выявить наиболее подходящие методы работы

с детьми с ОВЗ. На сегодняшний день уже существует, на наш взгляд, апробированные

методики работы с детьми - инвалидами в детских садах, позволяющих не только помочь

таким детям в социальной адаптации, но и изучать темы в соответствии с календарным

планом, обучать базовым знаниям и навыкам. Рассмотрим наиболее подходящие методики

и организационные формы работы, отвечающие целям ФОП.

1. Приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым

ценностям российского народа.

83

В педагогической практике при изучении базовых ценностей, нравственных устоев и

календарных праздников России наблюдается широкое применение различных

специализированных игрушек и материалов для слепых, глухонемых детей, детьми с

нарушением интеллекта. К занятиям активно привлекаются логопеды, тифлопедагоги,

сурдопедагоги и дефектологи. Так, например, в организацию инклюзивного образования

МБОУ «Начальная школа – детский сад» №46 г. Шахты была интегрирована следующая

схема [1].

Схема 1. Модель интеграции специалистов

МБОУ «Начальная школа – детский сад» №46 г. Шахты

Подобное взаимодействие позволяет детям - инвалидам усваивать любой материал,

предлагаемый в рамках ФОП, и увеличивает эффективность воспитательного,

педагогического процесса. Совместная работа позволяет детям с различными нарушениями

знакомиться с базовыми ценностями – коллективизмом, патриотизмом,

гражданственностью, семья и родственники, жизнь и здоровье, нравственность, доброта и

справедливость.

2. Создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного

возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных

возможностей. Наиболее ярким примером методики, отвечающей требованиям ФОП,

является создание индивидуальных образовательных маршрутов. М.В. Голядкина

акцентирует внимание на принципах составления ИОМ:

 принцип создания безопасной и доступной развивающей предметно

пространственной среды и психологически благоприятной обстановке в группе ДОО;

 принцип специальной подготовка педагогов ДОО, а также приглашение

узконаправленных специалистов для работы с детьми с ОВЗ либо инвалидностью;

 принцип учета возрастных и индивидуальных потребностей и возможностей

ребенка, опора «на зону актуального и ближайшего развития»;

 принцип индивидуального подбора педагогических технологий для

прогнозирования динамики развития ребенка;

84

 принцип введение специальных разделов в содержании образовательного процесса,

использование специальных средств и методов в образовательном процессе.

 принцип организации образовательного процесса, учитывая единство коррекции и

развития ребенка (сочетание образовательного процесса лечебно - оздоровительными

мероприятиями) для ребенка с ОВЗ либо инвалидностью.

 принцип учета субъект - субъектного взаимодействия в индивидуальном процессе

обучения и воспитания при соблюдении интересов ребенка;

 принцип учета профессионального сотрудничества и сотворчества при

взаимодействии педагога с родителями по поводу планирования и реализации ИОМ;

 принцип контроля и корректировки индивидуального образовательного маршрута

[2, с. 40].

Подобный подход позволяет создавать условия для равного доступа к образованию,

учитывая индивидуальные особенности, потребности ребенка, не исключая его из общей

системы, а, напротив – находиться близко к образовательному уровню других детей. ИОМ

в этом случае выступают в роли индивидуальных «карт» развития и обретения навыков

ребенка, нуждающегося в особом внимании.

3. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их

эмоционального благополучия. Здесь необходимо сказать о значимости программ

психолого - педагогического сопровождения в соответствии с требованиями ФОП и ФГОС.

Подобные программы с 1 сентября должны быть обязательными в списке всех документов

дошкольного учреждения. Кроме того, инклюзивное образование, охрана и укрепление

психического здоровья предполагает соответствие педагогам существующим стандартам,

постоянное профессиональное развитие и повышение квалификации кадров с целью

приобщения к эффективным методам работы с детьми - инвалидами. С 2023 года педагоги

обязаны проходить специальную диагностику, основные требования указаны в пункте 16

ФОП.

Таким образом, среди специфических особенностей инклюзивного образования в

дошкольной образовательной организации в соответствии с ФОП можно выделить: новые

схемы интеграции специалистов и педагогов; создание индивидуальных образовательных

маршрутов и систем психолого - педагогического сопровождения детей; проработанная

кадровая политика, включающая в себя педагогические диагностики и программы

профессионального развития для воспитателей.

Список использованной литературы

1. Бреус, Е.П., Позаниди, И.А. Инклюзивное образование в ДОО: проблемы и

решения // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2018. URL: https: //

/ (дата обращения: #1075;.).

2. Голядкина, М.В. Реализация инклюзивного образования в ДОО при

проектировании индивидуального образовательного маршрута // Здоровьесберегающие и

коррекционные технологии в современном образовательном пространстве. Сборник

научных трудов по результатам международной научно - практической он - лайн

конференции, посвященной 75 - летию ООН. 2020. URL: https: // /

(дата обращения: #1075;.).

85

3. Демоскоп. Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

[Электронный ресурс]. URL: http: // / weekly / 2023 / 0989 /

(дата обращения: #1075;.).

4. Мирошниченко, О.Н. Условия организации инклюзивного образования в ДОО //

Вопросы педагогики. 2020. URL: https: // / (дата

обращения: #1075;.).

5. Официальное опубликование правовых актов [Электронный ресурс]. URL: http: //

/ Document / View / 0001202212280044?index=5 (дата обращения:

#1075;.).

© Бутузова К.С., Мельникова Н.В., Семибратова И.П., 2023нального развития для воспитателей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Тема коррекционной работы специалистов в детском саду в условиях ФГОС ДО очень актуальна в последнее время, и мы не остались в стороне. На очередном заседании творческой группы специалистов дошкольных...

«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ.«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО всоответствии с требованиями ФГОС ДО»ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ...

Инклюзивное образование в ДОУ в соответствии с ФГОС

Инклюзивное образование предлагает путь объединённости. Обучать каждого ребенка взаимодействию, помогать преодолевать сложности в развитии — признак гуманного общества, которое уважает всех своих учас...

«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями в ГОС ДО»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физио...

«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями в ГОС ДО»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физио...

"Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

Презентация на МО в детском саду о законах, в которых говорится о поддержке и правилах воспитания  детей с ограниченными возможностями  в детских садах....

Инклюзивное образование в Доо в соответствии с ФОП

Цель работы – выявить специфические особенности инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФОП, а также примеры методик в рамках исследования. Методы иссл...