Моя педагогическая находка
методическая разработка (старшая группа)

Винтовкина Виктория Валериевна

Моя педагогическая находка.

 

 

Нейроигры  и упражнения -  как средство развития детей  дошкольного возраста.

 

 

 

Добрый день!

Хочу представить вашему вниманию свою педагогическую находку  в работе с детьми дошкольного возраста .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_moya_nahodka.docx31.03 КБ
Файл moya_pedagogicheskaya_nahodka.pptx2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Моя педагогическая находка.

Нейроигры  и упражнения -  как средство развития детей  дошкольного возраста.

Добрый день!

Хочу представить вашему вниманию свою педагогическую находку  в работе с детьми дошкольного возраста .

Слайд  2

«Дети рождаются гениями. Они развиваются быстрее, чем думают их родители».

Макото Шичида.

                Работая в дошкольной организации, столкнулась с ежегодным увеличением количества детей с различными нарушениями в развитии. У многих детей отсутствует или недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это прослеживается: воспитанники в основном малоразговорчивы с педагогом и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, вести конструктивный диалог, хотя многие понимают обращенную к ним речь. Все труднее стало удерживать внимание детей, попытки заинтересовать чаще становятся безуспешными. Вследствие чего повышается тревожность, появляться страхи, агрессивность, обидчивость. Дети не могут себя контролировать.

              Актуальность  использования этой технологии в том, что :

Восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоционально реагирование  -  эти процессы являются основными, определяющими успешность развития ребенка. Если эти процессы сформированы недостаточно, то дальнейшее обучение ребенку дается нелегко. С помощью нейропсихологических игр и упражнений можно выявить слабые и сильные стороны работы головного мозга и сделать взаимодействие правого и левого полушария гармоничным.

Слайд 3

Цель  моей работы : развитие сбалансированности работы правого и левого полушарий мозга, улучшение их взаимодействия, скорости восприятия информации, темпа деятельности, памяти и речи благодаря использованию элементов нейропсихологических упражнений и игр.

Задачи: обучить элементам нейроигр, улучшить межполушарное взаимодействие, скорость восприятия информации, память, речь.

                 Ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте, является игра. В своей работе, обязательно использую здоровьесберегающие технологии: дыхательные гимнастики, физминутки, пальчиковые гимнастики, игротерапия и многое другое. Что бы помочь ребенку скорректировать некоторые психологические процессы, я внедряю в практику работы нейроигры, упражнений, выполнение которых под силу каждому ребенку.

        Нейроигры не уместно рассматривать и использовать как отдельные или самостоятельные единицы, как полноценные занятия в ДОУ. Они всего лишь составляющая часть технологий, помогая оптимизировать работу, и функционируют на новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона.                    

           Нейроигры относят к одной из наиболее эффективных методик помощи детям с различными видами нарушений

       

Слайд  4

 Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.

Нейроигры  значительно улучшают интеллектуальные, коммуникативные, познавательные и поведенческие процессы у детей дошкольного возраста.

Нейроигры развивают у детей психические способности, помогают максимально активизировать заложенные в ребенке природные задатки, раскрыть их.

          В моей группе есть дети с ОНР, с которыми я практикую и внедряю нейроигры на практике. Как практикующий педагог стараюсь поэтапно внедрять нейроигры в свои повседневные занятия.

Слайд 5

Нейроигры рекомендованы детям:

       если ребенок гиперактивный, «не слышит взрослых», на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;

        заметна  эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;

        синдром дефицита внимания;

        постоянно путает «лево» и «право», жалуется на память;

        плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения; присутствуют навязчивые движения (почесывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызет ногти и т.д);

        быстро утомляется,  не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счет;

        плохо развита мелкая моторика;

        другие отклонения подобного характера.

Слайд 6

Нейропсихологические упражнения противопоказаны для детей при:

        Эпилепсии;

        Генетических симптомах ;

        Психических  расстройствах .

Среди большинства игр , которые я использую вам уже знакомы с детства;  

(Салочки, жмурки, вышибалы, морские фигуры, колечко, классики различных конфигураций, резиночки , продень обруч).

Эти игры развивают  блоки мозга, которые  способствуют формированию межполушарных взаимодействий, а также автоматизируют  коммуникативные и двигательных навыки. Повышают адаптивные возможности

Слайд  7 

Преимущества использования нейроигр и упражнений:

  • Ребенок учится чувствовать свое тело и пространство вокруг.
  • Развивается зрительно-моторная координация (глаз – рука, способность точно направлять движение)
  • Формируется правильное взаимодействие рук и ног.
  • Развивается слуховое и зрительное внимание.
  • Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другое.

                     

                          Игровые технологии повышают интерес и мотивацию.

Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.

Используется  игровая форма обучения, эмоциональная привлекательность.        При использовании этих игр  формируется  стойкая  мотивация  и произвольные познавательные интересы партнерского взаимодействия между ребенком и ребенком и педагогом и ребенком .

        Можно выделить основные условия эффективности применения в коррекционной работе нейропсихологических технологий:

  • Педагог должен свободно владеть упражнениями
  • Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе
  • Периодичность — ежедневно, без пропусков
  • Время занятий – утро, день
  • Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах
  • Продолжительность занятий от 10- 15 минут
  • Одно упражнение не должно занимать более 2 минут
  • От детей требуется точное выполнение упражнений
  • Упражнения проводятся стоя или сидя за столом

Все приведенные нейроигры объединяет то, что ребенок при их выполнении осуществляет несколько различных движений, а также сопровождает их речью и определенными волевыми усилиями, что, несомненно, развивает и самоконтроль ребенка.

        Таким образом, при регулярном использовании в работе воспитателя нейропсихологических технологий позволяет активизировать познавательный потенциал детей, развить высшие психические функции, речевые способности. Нейротехнологии способствует совершенствованию звукопроизношения детей, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма, способности к самоконтролю, произвольной саморегуляции, освоению пространства вокруг собственного тела. Огромная польза и привлекательность нейроигр состоит в их простоте и практичности.

         Я в своей педагогической практике использую интеграцию образовательных областей. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребенка будет развиты интеллектуальные способности, речь, внимание, мышление, социализация. Важным своим помощником считаю нейроигру, одну из сдоровьесберегающих технологий, при использовании которой прослеживается положительная динамика в речевых компетенциях дошкольников и интеллекта через движение.

       Занятия нейропсихологическими методиками полезны не только детям, но и взрослым людям.

             Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом .

Слайд 8

Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые я использую на занятиях с детьми старшего возраста. 

Игры, упражнения  на развития межполушарного взаимодействия

        Растяжки

        Дыхательные упражнения

        Двигательные упражнения

        Глазодвигательные движения

        Телесные перекрёстные упражнения

        Пальчиковые упражнения, направленные на разогрев кистей рук и пальцев

        Упражнения и игры с ритмами

        Игра в ладошки

        Упражнения и игры с мячом

        Стратегические игры, в которых есть несколько способов прийти первым, к победе: (крестики нолики, улей, шахматы, шашки, морской бой, квесты,  настольный хоккей, настольные игры ходилки-бродилки ).

        Логические игры

        При обучении счета

        При обучении чтения,

игра «Хлопни-топни»

        Занятия - лепка, оригами

 Слайд  9,10 (фото)

Слайд 11

Игры, упражнения  на развития пространственной сферы.

        Движения под музыку на понимание схемы тела и пространство вокруг

        «Холодно – горячо»

        Разрезные картинки, пазлы

        «Расскажи, что где находится»

        «Муха»

        Рассели зверюшек по дому. (посели зайчика справо от лисы….

        Графические и двигательные диктанты

        Делай как  я. (упражнение «Телесный диктант» Ребенок выполняет команды взрослого:  - сделай два шага влево и повернись направо…)

        Пройди с закрытыми глазами

        Детективы, клад

        «Повернись, покружись, в букву превратись!»

 

Слайд  12,13(фото)

Слайд 14

Игры, упражнения  на развития произвольности и самоконтроля

        «Парад» – маршировать на счет «раз-два-три-четыре».

        Нейроскакалка   

Варианты заданий на скакалке:

        Называние дней недели, месяцев года по порядку.

        Порядковый и обратный счет.

        Дидактическое упражнение «Скажи наоборот».

        Дидактическое упражнение «Назови пять… (фруктов, овощей,

        предметов обуви и пр.).

        Дидактическое упражнение «Назови первый звук».

        Чтение чистоговорок.

        Чтение коротких стихотворений

        «Съедобное – несъедобное»

        «Полоса препятствий»

        «Межполушарное рисование»

        В быту завязывания шнурков и платочков, мытьё посуды, протирание пыли двумя руками.

Много игр изготавливаем своими руками  из подручных материалов, привлекаем к сотрудничеству родителей, мотивируя их возможностью использовать игры в домашних условиях (дешево , просто, эффективно)

Вывод: Использование  нейроигр в практике с детьми дошкольного возраста оправдано и способствует развитию личности дошкольника.

У  детей заметно   улучшение  работоспособности, повышение познавательной активности, становится выше качество двигательных навыков, самоконтроля, восприятия информации. Улучшается  мелкая моторика рук, дети  слышат  педагога, и не что не маловажно активизируется  речевая активность.

Слайд  15

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малыш» г.Исилькуль , Омской области. МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА «НЕЙРОИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ -КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Подготовила воспитатель Винтовкина В.В

Слайд 2

«Дети рождаются гениями .Они развиваются быстрее , чем думают их родители» Макото Шичида Актуальность Восприятие , внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоционально реагирование - эти процессы являются основными, определяющими успешность развития ребенка. Если эти процессы сформированы недостаточно, то дальнейшее обучение ребенку дается нелегко. С помощью нейропсихологических игр и упражнений можно выявить слабые и сильные стороны работы головного мозга и сделать взаимодействие правого и левого полушария гармоничным .

Слайд 3

Цель моей работы : развитие сбалансированности работы правого и левого полушарий мозга, улучшение их взаимодействия, скорости восприятия информации, темпа деятельности, памяти и речи благодаря использованию элементов нейропсихологических упражнений и игр. Задачи: обучить элементам нейроигр , улучшить межполушарное взаимодействие, скорость восприятия информации, память, речь.

Слайд 4

Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Нейроигры значительно улучшают интеллектуальные, коммуникативные, познавательные и поведенческие процессы у детей дошкольного возраста. Нейроигры развивают у детей психические способности, помогают максимально активизировать заложенные в ребенке природные задатки, раскрыть их.

Слайд 5

Нейроигры рекомендованы детям:  если ребенок гиперактивный , «не слышит взрослых», на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;  заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;  синдром дефицита внимания;  постоянно путает «лево» и «право», жалуется на память;  плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения; присутствуют навязчивые движения (почесывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызет ногти и т.д );  быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счет;  плохо развита мелкая моторика;  другие отклонения подобного характера.

Слайд 6

Нейропсихологические упражнения противопоказаны для детей при:  Эпилепсии;  Генетических симптомах ;  Психических расстройствах .

Слайд 7

Преимущества использования нейроигр и упражнений : Ребенок учится чувствовать свое тело и пространство вокруг. Развивается зрительно-моторная координация (глаз – рука, способность точно направлять движение) Формируется правильное взаимодействие рук и ног. Развивается слуховое и зрительное внимание. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другое.

Слайд 8

Игры, упражнения на развития межполушарного взаимодействия  Растяжки  Дыхательные упражнения  Двигательные упражнения  Глазодвигательные движения  Телесные перекрёстные упражнения  Пальчиковые упражнения, направленные на разогрев кистей рук и пальцев  Упражнения и игры с ритмами  Игра в ладошки  Упражнения и игры с мячом  Стратегические игры, в которых есть несколько способов прийти первым, к победе: ( крестики нолики, улей, шахматы, шашки, морской бой, квесты , настольный хоккей, настольные игры ходилки-бродилки ).  Логические игры  При обучении счета  При обучении чтения, игра «Хлопни-топни»  Занятия - лепка, оригами

Слайд 9

Игры в ладошки и с мячом

Слайд 10

Двуручная координация

Слайд 11

Игры, упражнения на развития пространственной сферы.  Движения под музыку на понимание схемы тела и пространство вокруг  «Холодно – горячо»  Разрезные картинки, пазлы  «Расскажи, что где находится»  «Муха»  Рассели зверюшек по дому. (посели зайчика справо от лисы….  Графические и двигательные диктанты  Делай как я. (упражнение «Телесный диктант» Ребенок выполняет команды взрослого: - сделай два шага влево и повернись направо…)  Пройди с закрытыми глазами  Детективы, клад  «Повернись, покружись, в букву превратись!»

Слайд 12

Самомассаж и графомоторные игры

Слайд 13

Нейродорожка и пальчиковые синхронные игры

Слайд 14

Игры, упражнения на развития произвольности и самоконтроля  «Парад» – маршировать на счет « раз-два-три-четыре ».  Нейроскакалка Варианты заданий на скакалке:  Называние дней недели, месяцев года по порядку.  Порядковый и обратный счет.  Дидактическое упражнение «Скажи наоборот».  Дидактическое упражнение «Назови пять… (фруктов, овощей, предметов обуви и пр.).  Дидактическое упражнение «Назови первый звук».  Чтение чистоговорок .  Чтение коротких стихотворений  «Съедобное – несъедобное»  «Полоса препятствий»  «Межполушарное рисование» В быту завязывания шнурков и платочков, мытьё посуды, протирание пыли двумя руками.

Слайд 15

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...