"Цифровой формат дошкольного образования: педагог и ребенок 21 века"
материал

Анна Витальевна Устюжанина

выступление с докладом на совещании заведующих о бережной цифровой среде в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_av.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы включает приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который направлен на создание возможностей для граждан разного возраста и социального статуса получать качественное образование с использованием современных информационных технологий.

С каждым годом современные информационные технологии все больше интегрируются в нашу жизнь.

Мы будем говорить, разумеется, о дошкольниках. 

Потребности и интересы детей учитываются в основных нормативных документах в сфере образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе за счет организации современного цифрового образовательного пространства.

Для повышения эффективности образовательного процесса и качества образования педагоги дошкольных учреждений используют в педагогическом процессе информационно – коммуникационные, цифровые технологии (компьютер, интернет, телевидение, видео, мультимедийное оборудование, развивающие программные комплексы и др.).

В соответствии с профессиональным стандартом педагога одной из компетенций, необходимых для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования, является владение ИКТ-компетенциями, что в первую очередь означает использование инновационных цифровых технологий в образовательном процессе. Они необходимы для того, чтобы разнообразить обучение и идти в ногу со временем.

Таким образом, перед нами встают задачи:

  • Постоянно изучать возможности цифровых технологий и находить их применение в дошкольном образовании.
  • Обеспечивать интерактивное обучение: вовлечение детей в образовательный процесс с помощью цифровых технологий.
  • анализировать и обобщать полученные результаты.

Главными планируемыми результатами выступают: постоянное повышение своего профессионального уровня и повышение качества освоения содержания программ дошкольниками с использованием современных цифровых технологий.

Информатизация общества ставит перед педагогами дошкольного образования задачу стать проводником ребенка в мир новых технологий, таким образом дошкольное образование обретает новый формат – Цифровой. Цифровизация как инновационная практика в сфере образования преобразует субъекта познающего в субъект действующий, меняет взаимодействие «педагог-обучаемый» на диалогическое сотрудничество, трансформирует традиционное обучение в интерактивное.

Успешной реализации основных принципов ФГОС ДО, способствует организация бережной цифровой образовательной среды для дошкольников.

Для того чтобы построить образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, нашими педагогами широко используются интерактивные обучающие игры. Цифровые технологии являются эффективным инструментом решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащающего развивающую среду детского сада. Также при взаимодействии детского сада с семьями воспитанников, цифровые технологии становятся важным звеном в организации дистанционного обучения, что в последнее время, особенно актуально.

Цифровые технологии формируют современную цифровую образовательную среду, а наша задача сделать ее бережной. А также ЦТ дают новый потенциал классическим методикам, предоставляют педагогам новые инструменты.

Таким образом, применение цифровизации обусловлено, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями родителей и детей.

Рассмотрим подробнее в каких областях применяются цифровые технологий педагогами ДОУ:

1. Ведение документации.

Цифровые технологии активно используются педагогами для организации образовательной деятельности, в процессе оформления и подготовки такой документации, как календарно-тематическое и перспективное планирование, различные отчеты, контроль усвоения детьми основной образовательной программы, а также подготовка материалов для родителей в родительских уголках.

Администрация ДОУ ведет документацию и готовит отчеты в электронном виде, рассылает их по электронной почте. Зачисление воспитанников в детские сады, управление изменениями происходит в электронной системе.

2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.

В современном обществе педагоги, независимо от места жительства, имеют доступ к различным методическим материалам в виде электронных ресурсов, что наиболее удобно при распространении новых методических идей, подготовке к занятиям, изучении новых методик, подборе наглядных пособий. Интернет-сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом.

В сети у педагогов есть возможность совершенствовать свои навыки, обновлять знания и поддерживать непрерывное самообразование и повышение квалификации (видеоконференции, вебинары, онлайн конференции, мастер классы, дистанционное повышение квалификации и переподготовки, конкурсы профессионального мастерства, методических разработок, тестирование). Для работы педагога очень важно участие в разных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, это позволяет повысить уровень самооценки педагога и его воспитанников.

Использование цифровых технологий в работе педагогов дает нам ряд преимуществ:

  • в подготовке наглядного и иллюстративного материала к непосредственной образовательной деятельности, для оформления стендов в родительских уголков и т. п.
  • в подборе дополнительного материала к занятиям.
  • позволяет обмениваться опытом, наработанными материалами с другими педагогами в независимости от места проживания.
  • в оформление групповой документации (заготовленные шаблоны различной документации позволяют сократить затрачиваемое время на ее оформление, нужно только внести в них необходимые изменения).
  • повышается эффективность воспитательной деятельности с детьми и педагогическая компетентность родителей в процессе проведения родительских собраний помогает создание мультимедийных презентаций в специальных программах.
  • для создания различных видеороликов, используем видеокамеру, смартфоны, приложения и программы типа Inshot.

При всех преимуществах использования ЦТ в дошкольном образовании присутствуют и недостатки:

1. Материальная база ДОУ.

Для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ноутбуки, проектор, колонки, экран либо интерактивную доску. К счастью, у нас есть некоторые из этих условий.

2. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.

Педагог должен не только в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и Интернете. Педагог, организующий деятельность детей с помощью мультимедийного проектора, компьютера, имеющий доступ в Интернет, имеет качественное преимущество перед коллегой, работающим только в рамках традиционных образовательных технологий. Электронные образовательные ресурсы, современные информационные технологии позволяют индивидуализировать образовательный процесс с учетом предпочтений, индивидуальных образовательных потребностей воспитанников.

Цифровизация предоставила возможность детскому саду участвовать в жизни каждого ребёнка, даже тех, кто не посещает детский сад по состоянию здоровья. Родители, не водящие детей в садик, имеют возможность обратиться в консультационные центры, в центры сопровождения семьи. Все эти структурные подразделения призваны помогать родителям воспитывать и обучать, корректировать и направлять, улучшать благополучие их детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие с педагогами дошкольного образования "Общаемся с ребенком"

Не всякий человек умеет управлять своими мыслями, не все умеют контролировать свои чувства и эмоции, но личностно-ориентированный подход говорит, что это для человека возможно и необходимо. Чувство - ...

Реализация новых форм дошкольного образования. Стажировочная площадка "Ребенок и мир: формирование безопасного поведения"

Реализация новых форм дошкольного образования. Стажировочная площадка "Ребёнок и мир: формирование безопасного поведения"           Стажировочные площ...

Л.С. Виноградова, Л.А. Карунова, Н. В. Мальцева, Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова ЮГОРСКИЙ ТРАМПЛИН: ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА РЕБЕНКА

Образовательная программа «Югорский трамплин», представленная в данном из- дании, – это программа развития ребенка дошкольного возраста в группе детско- го сада. Программа основана на российской верси...

Отчет о работе средней «А» группы в рамках пилотной площадки по апробации программы дошкольного образования ориентированной на ребенка «Югорский трамплин»

Период отчета: с «11» по «15» апреля     2016г.Тема :«День космонавтики, Звездолёты»:Задачи:Образовательная область«Социально-коммуникатив...

Доклад «Успешный дошкольник – успешный ученик. Качество дошкольного образования – залог успеха ребенка в школе»

Представляю подготовленное мной, как методистом и педагогом-психологом, выступление с презентацией на общешкольном итоговом педсовете в 2016 г....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования педагогами второй младшей группы на 2018-2019 учебный год

Рабочая образовательная программа воспитателя второй младшей группы (3-4 года) составлена на основе основной образовательной программы государственного образовательного учреждения Тульской облас...